Обладателем гран-при Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь–2012» стала Надежда Клименко, руководитель Одесского центра помощи беременным в кризисной ситуации (центра защиты материнства) «Жизнь», автор интерактивного дистанционного обучающего курса «Защита семьи, материнства и детства». Данная фундаментальная разработка явилась результатом семилетней работы в области предабортного психологического консультирования и просветительской работы по защите материнства и семейных ценностей. Об этом проекте Надежда Клименко рассказала сайту «Православие.ру».
– Надежда, в чем суть этого проекта, и чем он отличается от других проектов, представленных на фестивале?
Наш центр действует 20 лет, и все начинающие центры не должны проходить путь нашего и других уже давно работающих центров, повторять неудачи и наступать на те же грабли. Нужно передавать успешный опыт, пользоваться удачными наработками, чтобы за несколько лет получить тот объем, который другим центрам давался за 10 или 15 лет. Было приглашено более 20 центров от Владивостока до Одессы – со всего СНГ. Докладчиков и представителей центров было 25, как и число вебинаров. От благотворительного фонда «Семья и детство» был блок из шести вебинаров. У этого фонда есть телефон доверия, поддерживаются дистанционные формы обучения организации телефонного консультирования, психологической консультации беременных и кризисных подопечных. Также была серия экспресс-вебинаров «Все по вопросам аборта и по организации деятельности в защиту жизни» от нашей коллеги в Санкт-Петербурге Оксаны Куценко. Серия вебинаров была посвящена вопросам организации подготовки волонтеров и персонала по предабортному консультированию и работе с постабортным синдромом, то есть как работать с теми, кто уже совершил эту ошибку, чтобы они не совершали ее вновь.
Часть вебинаров была посвящена номинациям Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь»: «Миссия», «Свидетельства», «Творчество». Нам удалось систематизировать опыт всех ведущих центров в отдельные номинации, и лучшие специалисты в этих направлениях рассказывали, как этот опыт можно перенимать и что можно выбирать из этого. На вебинарах по просветительской работе рассказывалось обо всех организованных в разных регионах выставках и лекциях, посвященных защите жизни. Большую часть методических материалов можно было скачать во время лекций, а сейчас весь учебный блок доступен для скачивания на сайте фестиваля «За жизнь» (в хранилище информационных материалов).
Наши вебинары были организованы для четырех видов аудитории: для руководителей социальных отделов епархий, для координаторов епархиальной деятельности по защите материнства, также для новичков и тех, кто желает повысить свою квалификацию в этой сфере. Наш девиз: «Все по полочкам».
– Какие результаты дает ваш проект? Он принесет пользу в отложенной перспективе, или уже существуют какие-либо ощутимые достижения?
– Самым главным достижением нашего обучающего курса было то, что те, кто его проходили, осознали, что деятельность по защите материнства очень важна для общества, что они действительно могут организовать собственные центры в каждой епархии, что это не какая-то запредельная мечта. Опытом делились самые успешные центры, и, глядя на них, слушатели воодушевлялись и начинали свою работу прямо во время обучения, хотя мы ставили перед ними задачу сделать это через восемь месяцев после изучения курса.
Обучающий курс проводился при Синодальном отделе по социальному служению и церковной благотворительности. Было объявлено 18 направлений социального служения Церкви. Наше – одно из 18. У каждого был выбор, на какое направление пойти учиться. Мы с большой радостью обнаружили, когда выдавали сертификаты об успешном окончании курса и написании диплома по социальному проектированию, что направление защиты традиционных семейных ценностей оказалось ведущим. Очень радостно, что люди откликнулись на призыв патриарха развивать это направление.
Благодаря технологии онлайн-вебинаров мы сможем курировать, помогать и ободрять основателей новых центров, потому что на начальном этапе очень важно вдохновение, которое нужно сберечь и не потерять, чтобы достигать новых вершин.
Очень многое зависит от того, будет ли уделено внимание начинающим центрам, когда они сталкиваются с какими-то трудностями, потому что вначале у всех на глазах розовые очках. Мы видели по работам, что те центры, которые далеко расположены, не полностью понимают, как они будут вести эту деятельность, но мы, конечно, их не расстраиваем, что не все так будет удачно, как им кажется. Хотя как Господь благословит: в одних центрах люди сталкиваются с огромным количеством трудностей, в других, наоборот, не сталкиваются с ними вовсе. В любом случае радостно, что люди берутся за такой труд.
– Сколько человек в общей сложности прошло это обучение?
– Сложно посчитать, сколько людей прошло обучение. Мы размещали анкеты на форуме синодального отдела, в некоторых их них часто было посещение до 1000 человек. С другой стороны, мы выдали 230 дипломов.
Многие подходили к нам на фестивале, говорили, что смотрели вебинары, но не написали диплома из-за нехватки времени. Некоторые обучались заочно, они не могли в онлайн-режиме смотреть лекции, но только уже в записи. Так что посчитать общее число обучавшихся трудно. Мы сможем узнать приблизительное количество всех слушателей только когда проведем анкетирование по всем епархиям. Люди продолжают и сейчас смотреть наши вебинары, кто-то предполагает во время летних каникул показать их своим волонтерам. Кто-то подходил к владыке с инициативой сделать видео-нарезку самых важных моментов и передать эти материалы своим приходам.
На фестивале мы увидели и узнали представителей Зарубежной Церкви. На наших семинарах они задавали те же вопросы, что и наши новички. Радостно от мысли, что наш опыт пойдет за рубеж, в США и может разойтись по всему миру.
На многих вебинарах докладчики, безусловно, волновались, не всем удавалось удачно выражать свои мысли. Мы собираемся подготовить методический материал, который будет без «шероховатостей». Но хочется отметить, что когда на записи запечатлены какие-то душевные переживания, она больше ценится. Методическая часть будет подлежать экспертной оценке и в дальнейшем издаваться.
Мы приглашали и священников на наши вебинары. Мы понимаем, что молитва и духовное сопровождение – это важные составляющие, но для священников есть еще одна возможность – вести деятельность по окормлению женских консультаций, просвещению гинекологов и тех, кто направляет женщин на аборт. Полностью искупить грех аборта, конечно, невозможно. Но у женщин должна быть надежда, что они могут заслужить прощение Бога. При подключении священников к нашей работе у нас появляется возможность получить значительное число волонтеров, деятельность которых будет направлена на благое дело. Мы бы очень хотели, чтобы каждая консультация имела священника, который ее окормляет. Когда такая работа ведется, то женщины и гинекологи сами приходят к тому, что перестают делать аборты, и это главное.
– А как центры кризисной беременности, организации которых была посвящена значительная часть вашего курса, помогают женщинам?
– Помощь может быть самой разной. Юридическая помощь, например, может быть оказана комплексно целой семье или женщине, которая находится в кризисной ситуации. У женщин может быть огромный спектр вопросов и проблем по юридической части, например при общении с родственниками, которые выгоняют ее из дома или лишают жилья, или же возникает необходимость защитить ее от мужа, который настаивает на аборте или применяет насилие к ней. Это все огромная работа – правильно проконсультировать и добиться того, чтобы женщину не довели до стресса. Социальная адаптация, социальная консультация, документальное обеспечение процесса, помощь в получении материнского капитала, помощь даже в получении регистрации, если это необходимо. Бывает так, что женщине приходится перерегистрировать паспорт. Центры помогают ей и в этом. Помогают социально адаптироваться, учат строить быт и рассчитывать семейный бюджет. Особенно часто с такими проблемами сталкиваются матери-одиночки или совсем молодые мамы, которые только вышли из детдомов. Они не умеют быть мамами и сами социально не адаптированы.
Важная составляющая – психологическая и медицинская помощь. Если женщина сделала аборт, и у нее постабортный синдром, как предотвратить суицидные случаи; как остановить ее на грани аборта, как ей заменить на время семью, которая ее не поддержала, чтобы она ощутила опору, поддержку и осознала, какое великое таинство находится внутри нее.
Было много женщин, сомневающихся, рожать ли им или сделать аборт, но не было ни одной, которая бы потом не благодарила за то, что ее отговорили от аборта; не было ни одной, которая бы потом говорила, что сожалеет о своем решении родить дитя. К сожалению, еще есть женщины, которым не удалось помочь, которые сокрушаются и задаются вопросом: «Где же вы были раньше?» Поэтому необходимо создавать новые центры, чтобы по возможности свести к нулю число тех, кому мы не успели оказать помощь.
При нашем центре есть приют, на его основе организована помощь в решении жилищных проблем. Данное направление деятельности отражено в номинации «Помощь».
– Да, есть много женщин, совершивших этот непоправимый шаг, но есть молодежь, с которой необходимо работать, чтобы формировать у нее правильное отношение к этой проблеме с самого юного возраста. Ведете ли вы просветительскую деятельность?
– Просвещение отцов и матерей, работа с молодежью, работа с детьми в возрасте от 13–14 лет – очень важная составляющая нашей деятельности. Но, увы, есть и 13–14-летние девочки, которые говорили нам, что к ним нужно было приходить на несколько лет раньше: к сожалению, есть девочки, приобретающие интимный опыт очень рано. Направление «Просвещение» – это лекции и экскурсионное сопровождение; у нас солидный комплекс лекционно-выставочных наработок. Есть экскурсионная деятельность, особенность которой заключается в следующем: одни экскурсоводы проводят экскурсию по выставке или лекцию, а затем делают письменный опрос аудитории, чтобы узнать, смогли ли они убедить слушателей; и если часть из них напишет, что по-прежнему сомневается в чем-то или «вы нас не убедили», то другие люди проводят для них аналогичную экскурсию и снова опрашивают. Как правило, оказывается, что после повторной лекции 98,99% пишут, что их убедили. Успешный опыт важно передавать тем центрам, у которых нет таких высоких показателей эффективности. В номинации «Просвещение» множество направлений, которые позволяют влиять на тех, у кого по каким-либо причинам сформировались социально ложные установки, такие как, например: «зачем плодить нищету», «ребенок должен быть желанным». Разрушение ложных стереотипов – основная цель номинации «Просвещение».
– Какова главная цель создания этого фундаментального обучающего курса?
– Наша задача состоит в том, чтобы будущие епархиальные центры, которые, мы надеемся, будут, соответственно, в каждой епархии, имели не одно-два-три направления деятельности по защите материнства, а чтобы это была комплексная работа, начиная с организации молебнов, складов вещей, гуманитарной помощи и заканчивая самыми сложными проектами, которые будут обеспечивать финансирование этих центров, организовывать их работу так, чтобы они были независимы от внешних катаклизмов. Также мы стремимся привлечь к сотрудничеству и получить поддержку от других общественных и государственных структур.
Сегодня уже общеизвестно, что термин "Противоабортная деятельность" вызывает аскомину у большинства людей, ассоциируясь со взрывами абортариев. А вот термин "защита", побуждает быть сильным и защищать слабых. Пусть этот новый термин "защита материнства" не совсем понятный для определённых кругов, зато не формирует блок для приёма информации при первой встрече с самой беременной, а также с медиками, чиновниками и власть имущими. А согласившись встретиться, и выслушав нас, многие из них способны нам помочь в дальнейшей деятельности, и, этим спасти очень многие жизни малышей... Конечный результат - важнее всего. Не судите строго.
Про термин "Защита материнства". Этот термин движению в защиту жизни нерождённых детей настоятельно предложили представители Церкви, которых мы не могли ослушаться. Не везде можно заявлять прямо: "мы боремся с абортами". И мы действительно не только с убийством нерождённых детей боремся, но и с современным нежеланием нести крест материнства.
Прежде чем пестрить пустой и надуманной критикой, попытались Вы бы сперва окунуться в деятельность одного из таких Центров. И, поучаствовав в деятельности подобного Центра - Вы никогда бы не оставляли необоснованных отзывов в отношении его деятельных участников. Единицы людей, которые свои таланты направляют в служение ближнему, многие из них делают это по сердечному призыву, добровольно и не ради какой-либо корысти.
"Личные амбиции основателей" - да, но здоровые амбиции, основанные на самоотдаче и пожертвовании, в том числе личным временем, с целью отвратить ближнего от греха.
Так давайте же просто поблагодарим этих людей, и если не имеем возможности помогать в их служении, давайте просто не будем мешать!
Надеюсь, был не слишком резок! Уж если был,приношу извинения.
С уважением, Сергей
Прежде чем пестрить пустой и надуманной критикой, попытались Вы бы сперва окунуться в деятельность одного из таких Центров. И, поучаствовав в деятельности подобного Центра - Вы никогда бы не оставляли необоснованных отзывов в отношении его деятельных участников. Единицы людей, которые свои таланты направляют в служение ближнему, многие из них делают это по сердечному призыву, добровольно и не ради какой-либо корысти.
"Личные амбиции основателей" - да, но здоровые амбиции, основанные на самоотдаче и пожертвовании, в том числе личным временем, с целью отвратить ближнего от греха.
Так давайте же просто поблагодарим этих людей, и если не имеем возможности помогать в их служении, давайте просто не будем мешать!
Надеюсь, был не слишком резок! Уж если был,приношу извинения.
С уважением, Сергей
-почему навязывается несуществующая проблема - "защита материнства" вместо настоящей "убийство женщинами своих детей?".
Далее, вчитываясь в последующий текст, формируется четкое ощущение лукавства и лживости деятельности этих центров:
-все понятия перевертывается или заменяются противоположными, цели деятельности центра обозначаются номинально, наверное только в интересах получения известности и спонсорства.
Разве в нашей стране или вообще где-либо в мире существуют законы или иные правовые акты, нормы которых направлены против материнства? Разве в нашей стране или вообще где-либо в мире есть официальные государственные должности или иные общественные позиции публичной деятельности, занятие которых обязывало бы людей бороться против материнства?
Деятельность подобных центров основывается на фальсификации социальных проблем и направленна на удовлетворение личных амбиций основателей и непосредственных исполнителей.
Среди прочего можно, без опасения сильно ошибиться, констатировать о практике таких центров: анонимная реабилитация женщин-убийц, подготовка и лечение проституток, формирование матерей-феминисток.