Элладская

Церковь и современный кризис

Воззвание к народу Священного Синода Элладской Православной Церкви (полный перевод)

Четверг, 16 декабря 2010 года

Священноначалие Элладской Православной Церкви, собравшееся 5–8 октября на свое очередное заседание, считает своим долгом обратиться к своей пастве, народу Божиему, а также ко всем неравнодушным людям на языке правды и любви.

Мы живем с вами в тяжелое и драматичное время. Как страна, мы столкнулись с тяжелейшим экономическим кризисом, ведущим большинство людей к чувству неуверенности и страха. Мы не знаем, что нам принесет грядущий день. Очевидно, что наша Родина уже несвободна, а фактически управляется своими кредиторами[1]. Мы знаем, что многие из вас ждут, что Церковь скажет свое слово и займет позицию относительно событий, которые мы все с вами наблюдаем.

То, что переживает сейчас наша Родина, не имеет прецедента и потрясает воображение. Бок о бок с духовным, социальным и экономическим кризисом шествует ниспровержение всех наших основ. Речь идет о попытке искоренения и уничтожения нашей традиции, того, что всегда считалось основой жизни нашего Отечества. В социальной сфере предпринимается упразднение наших устоев и прав. Причем делается это [правительством] под невиданным предлогом: «К этим мерам нас принуждают наши кредиторы». Таким образом, мы, как страна, фактически признаем, что находимся под оккупацией и исполняем волю наших новых [зарубежных] правителей. В связи с этим возникает следующий вопрос: их притязания касаются только финансовой и социальной сферы или распространяются на духовную и культурную идентичность и самостоятельность нашей Родины?

Перед лицом сложившегося положения у всякого разумного человека возникает вопрос: почему мы прежде не предпринимали тех жестких мер, которые сегодня называют давно назревшими? Все эти патологии нашей общественной жизни, которые мы теперь с таким трудом силимся преодолеть, почему не были уврачеваны вовремя? Зачем необходимо было ждать, пока мы не достигнем сегодняшнего критического состояния? Вот уже несколько десятилетий нашим государством управляют одни и те же люди. Из какой политической целесообразности они исходили, зная, что ведут страну к катастрофе, а сегодня чувствуя себя в безопасности, осознавая себя лишь исполнителями чужой воли? Сейчас проходят такие радикальные реформы, которые в прежние времена взволновали бы всю Грецию, но сегодня они почти не встречают противодействия.

Наш экономический кризис связан с дисбалансом между производством и потреблением. Между медленными темпами производства, которых нам удается добиться, и высоким уровнем жизни, к которому мы привыкли. Когда потребляемое значительно превосходит производимое, экономический баланс неизбежно смещается в сторону расходов. Чтобы справиться с этим, наша страна вынуждена прибегать к внешним займам. Когда кредиторы начинают требовать возврата долгов, приходит кризис, а за ним следует и банкротство. Но экономический кризис, который тяготит и угнетает наше Отечество – это лишь вершина айсберга. Это следствие и плод другого, духовного кризиса.

Диспропорция между потреблением и производством является не только экономической категорией, но, прежде всего, показателем духовного надлома. Признаком нравственного кризиса, который затронул как власть, так и народ. Власть, которая не смогла вести себя ответственно перед народом, не могла или не хотела говорить с ним языком правды, пропагандировала ложные идеалы, способствовала коррупции, единственной целью которой было само обладание властью. Она фактически действовала против подлинных интересов народа и нашей Страны.

И с другой стороны мы, народ, действовавшие безответственно. Мы обожествили богатство, искали сытой и спокойной жизни, не брезговали обманом и легкой наживой. Нас уже не волновало, что происходит в мире и с нашей страной. Самочинное требование соблюдения своих прав профсоюзами и социальными группами с полным безразличием к тому, как это отразится на нашем обществе в целом в значительной степени способствовали тому, что мы оказались в сегодняшнем положении.

Суть духовного кризиса заключается в отсутствии смысла жизни и замыкании человека в одномерном настоящем, на его эгоцентричном самолюбивом инстинкте. Это настоящее без будущего, без идеалов и мечты. Настоящее, обреченное на скуку и монотонность. Это превращение жизни во временной промежуток между двумя событиями: рождением и смертью, лишь с одной неизвестной – сколько времени пройдет между ними. В подобной перспективе бесцельное всегда соревнуется с бессмысленным, а в результате всегда побеждает трагическое. И тогда на вопрос: «Зачем, сынок, ты принимаешь наркотики?», слышишь в ответ: «Скажите, а почему мне их не принимать? Я ни на что не надеюсь и ничего уже не жду. Единственная моя радость это наркотик». А мы, вместо того, чтобы найти смысл жизни, стремимся к богатству, комфорту, благополучию. Но когда кроме потребления не существует другой жизненной цели, когда материальная состоятельность и ее демонстрация окружающим становятся единственными способами добиться общественного признания, тогда разврат[2] становится единственно возможным образом жизни, в противном случае, если ты не растлился – то ты глупец. Так думали и поступали многие, и мы достигли того, что растлились не только наши власти, но и большая часть нашего народа. Вечный вопрос – дилемму Достоевского: «Свобода или счастье» мы переживаем во всем его трагическом размахе. Мы выбрали мнимое благополучие, а потеряли свободу, причем не только нашу личную, но и свободу нашей Родины. Сегодня человек (возможно, и оправданно) дрожит от одной мысли о снижении своего дохода, но его почти не заботит дефицит денег, выделяемых государством на образование. Не переживает он и о своих детях, которые гаснут в своих многочисленных зависимостях, не переживает об обесценивании человеческой личности и жизни. Вот подлинный смысл сегодняшнего кризиса и источник экономических трудностей, которыми столь безжалостно пользуются «мировые правители».

На заседании Священного Синода мы, ваши духовные отцы, критично отнеслись к своим действиям и захотели взять на себя ответственность и найти нашу долю вины в переживаемом кризисе. Мы знаем, что огорчали вас, возможно, вводили в искушение. Не прореагировали немедленно и действенно на поведение клира, которое вас ранило. Желающие разорвать связь народа с Матерью-Церковью, воспользовавшись настоящими и выдуманными скандалами, постарались ниспровергнуть ваше доверие к Церкви.

Мы хотим сказать вам, что у Церкви есть противоядие культу потребления – это аскеза. В то время как потребление – это тупик (ведь жизнь не имеет смысла), аскеза – это путь (так как ведет к настоящей жизни). Цель аскезы – не отказ от удовольствия, а наполнение жизни глубиной и содержанием. Она подобна тренировке спортсмена, которая приведет его к завоеванию медали, и медаль эта ни что иное, как жизнь, побеждающая смерть, жизнь, обогащенная любовью. Аскеза – это путь свободы от рабства излишествам. Того рабства, которое сегодня сделало нас посмешищем.

Нас беспокоит состояние нашего образования, так как современная образовательная система смотрит на ученика не как на личность, а как на компьютер. Единственная ее функция – это «загрузка» в него информации. Индивидуальность ученика в расчет при этом не принимается. Наши дети справедливо отторгают такое образование. Поэтому нас беспокоит очередная готовящаяся реформа среднего образования. Мы признаем, что составление учебников – это часть сферы ответственности государства, но их содержание касается каждого гражданина, многие из которых ждут от Церкви, что Она возвысит свой смиренный голос по этому вопросу.

Мы хотим, чтобы все наши храмы открыли свои двери нашей молодежи. В те приходы, которые уже так поступили, притекает много наших детей, ищущих смысла и надежды.

Мы знаем, что вы требуете от нас, ваших пастырей, Церкви героической, живой, с пророческим словом, актуальной молодежной проповедью, но при этом не обмирщённой, а бескомпромиссной, свободной и сильной. Церкви, которая не боится противостоять лукавой системе мира сего, даже если это приведет к гонениям и мученичеству.

Церковь – единственный институт, который может встать рядом с человеком и поддержать его. Но Церковь – это все мы, в этом и заключается Ее и наша сила. Единство между пастырями и паствой хотят, прежде всего, разрушить «мировые правители». Они знают, что если поразят пастыря, легко развеют и поработят стадо. Помните историю: везде, где боролись с Богом, конечной целью удара всегда становился человек и его полное низведение до самого животного состояния. Напротив, вочеловечивание Бога – величайшее возвышение человека. Церковь выступает не против государства, а против тех, кто за ним стоят, пытаясь лишить вас надежды и идеалов. Помните, что согласно оценкам многих экономистов, этот кризис был создан искусственно, чтобы стать инструментом в достижении мирового господства силами, которые сложно заподозрить в любви к человеку.

Церковь Христова имеет свою позицию относительно сегодняшнего критического положения, потому что не перестала быть частью истории и человечества. Церковь не может закрыть глаза на любую несправедливость, а должна быть готова к свидетельству и мученичеству. Мы знаем, что люди рядом с нами голодают и нуждаются, а их души часто наполняет отчаяние. Знаем, так как первым местом, куда они приходят в поисках надежды и смысла, становится их приходской храм. Наша цель и задача сделать каждый приход центром, через который пастырская забота коснется и обнимет все общество.

Мы решили создать центр анализа социальных проблем, чтобы не только наблюдать, но и успешно бороться с трудностями, которые вызваны настоящим кризисом. Наша задача – развить благотворительную деятельность каждого прихода, таким образом, чтобы не осталось ни одного человека, у которого не было бы возможности достать тарелку еды. Вы знаете, что Церковь в этом отношении проводит колоссальную работу. Знаете, так как многие из вас поддерживают усилия ваших приходов своим трудом или экономической помощью. Призываем вас стать ближе к вашему приходу, чтобы вместе мы могли поддерживать друг друга в эти тяжелые времена.

Наш народ и раньше сталкивался с бедностью и голодом, но выстоял и победил, так как имел идеалы и ценности. Все вместе мы можем помочь одному, а один поддержать всех. Бог не сделал нас трусливыми, а даровал дух силы и любви. С этим духом, сплоченными вокруг нашей большой семьи, нашей Церкви, осознавая наши ошибки, в поисках смысла жизни и любви, мы выйдем из этих непростых испытаний.

СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ

Перевёл с греческого Афанасий Зоитакис
специально для Православия.Ru

ΠΡΟΣ ΤΟ ΛΑΟ: «Η Εκκλησία απέναντι στη σύγχρονη κρίση»

27 декабря 2010 года

[1] Из-за большого внешнего долга экономика Греции находится под внешним управлением Европейского Союза и Международного валютного фонда. Греческое правительство, фактически действующее несамостоятельно, проводит ряд крайне жестких социальных и экономических реформ, поставивших народ на грань обнищания. (Прим. пер.)

[2] Слово διαφθορά можно перевести на русский не только как распущенность, развращенность, разврат, извращенность, но и как коррупцию и подкуп. (Прим. пер.)

    Комментарии читателей
    2013-12-12
    07:33
    Олег (Byzantium):
    Спаси Господи Афанасий за перевод!
    Греция идет к пропасти, но Церковь и Вера в сердцах людей, может спасти народ! Радует такая смелая и бескомпромиссная позиция Церкви! К сожалению у нас пока такой решимости ждать не приходиться, но у нас пока, и ситуация получше!
    2013-09-06
    11:48
    Владимир:
    Господи,всели в наши души,в наш разум стах Твой и любовь нелицемерную,искреннюю.
    2013-04-23
    00:17
    Валентина:
    Поддержу Константина: вы чего все накинулись на РПЦ??! Это Тело Христово! Поосторожнее с критикой и выражениями!
    Тем более, она не молчит. Вы не заметили, что Воззвание опубликовано в РУССКОМ переводе на русскоязычном православном ресурсе?? Подумайте, отчего это? Почему правдивые новости мы узнаем не с экранов тв, а с этого сайта, например?
    Кстати, все происходящее в мире касается России непосредственно. Посмотрите, ЧТО нас ждет? Мы-то и держимся за счет того, что просияли на нашей земле сонмы Новомученников и Исповедников в XX в., а вовсе не потому, что мы географически дальше от Европы или мы сильнее, или территория больше, или народ более благочистивый! Ничего подобного! Нас ждет та же участь. Тысячи молитвенников у Престола испрашивают у Отца отсрочку для нас, вразумления на примере соседей- славян, у которых нет стольких ходатаев. Надо спастись самим, чтоб смочь спасти вокруг себя тысячи.
    Святая церковь и священноначалие тут ни при чем. Не надо валить с больной головы на здоровую.
    2012-09-04
    21:27
    мария:
    Прочла все комментарии и у меня нет слов Как всегда все виноваты ,но не мы сами Греком надо немного самим подумать почему у них так ,а не сьедать данные деньни и кричать потом о помощи Они как прорва все поедающая и всех обвиняющая ,а что касается Росси ,то вы сами присмотритесь В России церковь круче и криминальнее чем властьсо своими православными дружинами В своих ошибках прежде всего надо винить себя а не видеть происки кого то Конечно так легко снять с себя ответственность Противно читать
    2011-11-04
    20:25
    София:
    Безразличие и аппатия в действиях всех! не хотим учиться, не хотим работать, но больше всего поражает безразличие наших священников: им все равно- ходят люди в храм или нет, в маленьких храмах ведут службу кое-как и никого это не волнует! На лицах священников ни одного следа усиленной молитвы к БОГУ,все толстые , как будто пост не для них и они не знают что это такое.Приехали монахи с Афона - разница потрясающая.Знаю , что каждый ответит за себя сам , но очень хочется чтобы врач-лечил,учитель-учил,а священник помогал научиться спасти свою душу!
    2011-06-14
    18:06
    марина:
    Греция - очень красивая, благодатная страна. Мне всегда казалось, что греки живут как у Христа за пазухой. Они сохраняют экологию, живут в красивых домах, ценят отдых, не перегибаются в труде. Есть земля у дома - можно посадить фруктовые деревья, вырастить овощи, к чему многие греки и стали прибегать в кризис. Небольшой домик, экологически чистые фрукты и овощи, необходимая одежда - много ли надо человеку для материального потребления? Передвигаться лучше на велосипеде, нужно улучшать общественный транспорт. Никто не призывает к бедности, но самоограничение должно быть. Жизнь, превращенная в потребительскую гонку, приводит к нравственному и духовному тупику.
    Господь не оставит Грецию. Греки сохранили веру за четыреста лет туркократии. Неужели не устоят сейчас? Хотя антиклерикальные настроения есть среди греческой молодежи, и они даже усилились в последнее время.
    Хорошо бы и нам извлечь урок из греческого кризиса. Что касается молчания нашего священноначалия - наша церковь столько лет находилась под гнетом государства, все же понятно.
    2011-04-02
    19:29
    диловски николай:
    Николай Диловски Болгария
    Братия и сестры во Христе!


    Православная нынешная Греция далеко не Византия и совсем почти не Элада.
    Непроста наверно экономеческая ситуация там, но мне кажется,что возможности к просперитету материальному и духовному у греков на много больше, чем у россианам и нам - болгарам...У них есть рядом Святая гора, где идет подлинная христианская жизнь, где можно встретить НАСТОЯЩИЕ СТАРЦы!Наверно только один из них может вымолить у Христа всю Грецию , да и весь мир!
    Там есть много людей, которые считают себя коммунистами, но им "не пощастливилось", как нам с Вами существовать в лагере реального коммунизма.
    Горько не им, а нам с Вами!
    Как мало вокруг нас нормального! Как много и долго надо терпеть и бороться чтобы дошли до нашей Земле Обетованной!
    Пока все мы, и наши иереи в рабстве рожденными будем в живых до спасения еще долгая борьба прежде всего в самых
    нас!
    2011-03-09
    17:30
    Гульнара:
    Вере: Каноны Церкви пересматривать не надо.Им следовать необходимо и выполнять.
    А то, что в Греции наступило после вступления в ЕС, можно было прогнозировать сразу же. Слишком маленькая страна, ее проглотили и не заметили.
    Это же ждет все страны, независимо от их геопротяженности, вопрос времени. Поэтому сопротивляться надо. Хотя бы требованием и проведением референдумов по всем государственным экономически важным действиям: вступление в ЕС, взятие гос.кредитов, продаже своих ресурсов, и т.п. и т.д.
    А для того, чтобы сопротивляться - надо народ разбудить, набатным голосом Церкви. Со всех амвонов. Со всех страниц православной печати, со всех православных ТВ-экранов.
    2011-01-30
    04:07
    р.Б.Елена:
    Не надо политику тащить в Храм! Не осуждайте ни РПЦ, ни правительство(не суди, да не судим будешь!)
    Что надо делать:России помочь православной Греции,как своей старшей сестре, выйти из кабальной ловушки Евросоюза, а нам христианам больше молиться, чтоб так и случилось.Грустно читать большую часть комментариев((, все мысли заимствованны из СМИ, а это навязанные идеи(см. видеолекции профессора-богослова А.И.Осипова.
    Православные всех стран должны объединиться.., только так мы сможем противостоять Маммоне, что протягивает свои щупальца на весь земной шар! Аминь.
    2011-01-23
    23:33
    Green_Dragon:
    Ну СЛАВА Богу !!! Наконец церковь высказалась!!!!
    Полностью поддерживаю позицию!
    Давайте будем людьми!!! Забудем про эти ненавистные деньги!
    Слава Богу что прочитал эту статью,случайно попал сюда.
    Я уже думал мне не на что надеяться! А нет,есть еще люди!

    Я предлагаю всем Славянам и не только воссоеденится, стать добрее, лучше относиться к людям, к себе и к старшим и младшим. Отлько восстановив свое имя, духовность, общение в обществе мы сможем победить все это! Не будем разлагаться !
    Давайте покажем всем каким может быть и должен Русский человек!

    Уважаемые люди (братья)! Кто хочет пообщаться пишите мне на электронную почту, буду рад:
    DimoSS2008@yandex.ru
    Честно, надоело бороться в одиночку, хочется с кем то поговорить. Не могу смотреть как уничтожают нашу Родину, и все то что мы с Вами заработали и создали наши деды.Выжигают, оболванивают, испепеляют душу.
    Это кризис, кризис наших душ.
    МЫ должны бороться!!!

    Дмитрий, 27 лет. Москва.
    2011-01-23
    20:02
    Лада:
    Хочу Константину ответить. Да, борьба с собственным грехом - первая задача каждого христианина, ведь каждый из нас - воин Христов! Об этом много говорилось не только нашими иерархами (церковными), но и святыми отцами. Но пока мы живем здесь, мы граждане этого государства, называемого Россия, а не только Царствия небесного. Поэтому нельзя спокойно относиться к власти, которая делает все, чтобы Россия перестала быть Россией (православной, Христовой), чтобы наши дети, когда вырастут, лучше говорили по-английски, чем по-русски. Одни гос.политика в сфере детства чего стоит! Чтобы противостоять ей, нужны меры решительные и конкретные. Наша РПЦ ни одного критического замечания не говорит в адрес государственной власти, наоборот, только и слышно об очередных награждениях - то Чубайса Патриарх наградил, отметив его вклад в отечественное государство, то Ткачева, при чем не смутили даже события в Кущевской. Зачем это? Раньше таких людей анафематствовали, а сейчас награждают! Вобщем, полная симфония РПЦ и государства. А государство продолжает планомерно уничтожать русский народ. А РПЦ молчит. Доколе?
    2011-01-20
    11:02
    Константин:
    Часто повторяется подобное этому:
    "От нашего священноначалия такого обращения не дождаться.
    Нам - терпеть, смиряться и утираться."

    Вы что, братья и сестры ? Все давно уже было сказано, о всем написано. Про страсти, про грехи, про то, что сними надо бороться, как их распознать, что им противопоставить. Вам что еще один 1000001-й призыв нужен ? О чем стенаете ? Рецепт один: спасись сам, и вокруг тебя тысячи спасутся. Причем тут НАТО, МВФ и прочая. Кто создал мир, Тот с ними и разберется. Это не наше дело. Наше дело - губу вовремя закатать и в кредиты не лезть почем зря.
    Подумаешь руководство РПЦ что-то не сказало. А при святых Кирилле и Мефодии патриарх вообще был еретиком. Однако они свое дело знали и делали без всяких обращений.
    2011-01-19
    11:24
    Александр:
    Мудрые греки должны предложить как построить финансовую систему, которая не будет служить средством угнетения.
    В конечном итоге, если все так зависит от финансовой системы, то там тоже должны быть достойные люди. Нужно их воспитывать. Создавать алтернативные сложившимся в мировой экономике, финансовые инструменты.
    Не падать духом.
    2011-01-18
    14:25
    Георгий:
    Помоги Господи святой Православной Элладе!
    Предельно точный диагноз современных православных государств: ОККУПАЦИЯ!
    Это, как тут правильно уже отметили, точно также касается и Сербии и России - Великой, Малой и Белой. В моей родной Белой Руси ситуация несколько специфична, т.к. страна пока не находится под внешним управлением из-за твердой воли нашего президента, дай Бог, чтобы подольше.
    Однако, это еще только «цветочки»-нынешний искусственно спровоцированный врагами человечества кризис является преддверием апокалиптического антихристового электронного концлагеря. Очень жаль, что, в отличие от греков, у нас многие представители духовенства необоснованно благонадежно смотрят на ближайшие перспективы грядущего мирового финала, словно утратив духовное зрение. Пусть пример смелых греческих пастырей будет им достойным ответом на суетные иллюзии жизни по-Христу в антихристовом всепланетарном царстве, населенном зомби с куском железа в голове!..
    В этой связи очень важно понимать глубже то, что скрывается от обывателей. Прочтите это: http://notinn.ru/ortodox/obr_sobor.zip и поддержите обращение к предстоящему Освященному Архиерейскому Собору!


    2011-01-13
    10:59
    Василий:
    С Россией происходит тоже самое, только у нас принято молчать.
    2011-01-12
    19:02
    Евгений:
    Простите меня грешного! А может настало время для Мелхиседека? Хочешь узнать истинное лицо человека, дай ему власть и деньги. И власть и деньги обязательно меняют человека по мере роста того и другого. А теперь, представьте, что человек управляет страной по должности, или у него денег столько, что он может влиять на управление страной. Только Искренняя Богобоязненность в Православном Духе не позволит такому человеку оказаться под властью темных сил. А теперь переведите свой мысленный взор на сильных мира сего и самых богатых людей мира.
    2011-01-11
    19:23
    Пётр С.:
    Иерархи православных церквей, устыженные самокритикой Элладской церкви в гедонизме и малодушии, молчаливо переосмысливают и свою роль перед паствой своих государств, отданных на поругание момоне. Ватикан уже давно наблюдает скатывание западного христианства, не без его помощи, в сети Сатаны, в бессилии, да и в не желании что-либо изменить. Каждое очередное празднование Рождества Христова для элиты стран "золотого миллиарда" всё более напоминает языческие вакханалии содомитов, деморализуя народы Христианского мира. Расчленённый, обворованный и «опущенный» "Третий Рим" тоже теряет влияние и на канонической территории и в Христианском мире. Возмездие и пастве, и пастырям грядёт и уже не за горами. Элладская церковь дала пример всем православным неприятия либерального гламурного Зла во имя спасения самой жизни каждого христианина. Её голос Правды услышан во всём мире. Её устами Господь ещё раз напомнил всем людям в чём их спасение. Для русского народа этот глас вопиющего в христианском мире имеет особенное значение, ведь мы гибнем ускоренными темпами. Прореагируем ли мы и РПЦ на него достойно?
    2011-01-10
    20:03
    Владимил:
    Господи помилуй нас!
    2011-01-10
    18:51
    Виктор 53:
    Наш(Российский)народ никогда хорошо собственно и не жил В том смысле ,чтоб потреблять больше чем производить. но результат думается будет тот же В очереди после Сербии,Греции,Беларусии .........Россия...
    2011-01-10
    02:05
    Радоико:
    Братиа Россиании, помагаете своим Православним братиам Греким (окупираним от НАТО и Европејского сојуза) и Сербии. Слава Богу!
    2011-01-08
    23:31
    Ольга:
    Сегодня мы переживаем холодную войну против нашей страны. Как выстоять в ней нашему народу? Ждем подобного элладскому обращения к нам нашего, российского, священноначалия как руководство к действию. Ждем и надеемся, что не прозеваем то время, когда уже будет поздно.
    2011-01-07
    15:26
    Владимир:
    Что-то от РПЦ подобных речей не слышно.
    2011-01-07
    14:09
    Дмитрий:
    Наконец-то, слава Богу, ЭПЦ отреагировала. Отреагировала правдиво и точно, но когда уже ситуация приняла катастрофический характер. И какая мера бед должна постигнуть нашу страну, чтобы мы очнулись?
    2011-01-06
    08:37
    Алексей:
    Так и есть, Говорят о свободе, а ведут в стойло.

    Кроме сказанного..
    Речь мудрая сама дорожку в сердце точит.Так понятна, и далеко не только из-за общности беды.

    ".. где боролись с Богом, конечной целью становился человек и его полное низведение до самого животного состояния. Напротив, вочеловечивание Бога – величайшее возвышение человека..". Очень емкие, завершенные и сущие. Как-то мимо раньше проходило..
    "..бесцельное всегда соревнуется с бессмысленным, а в результате всегда побеждает трагическое..".

    2011-01-06
    06:45
    Цветок:
    Со стороны Греции пришло на Русь православие.И может в этом послании история повторяется. Не пора ли и нам пересмотреть современные "ценности", ценности, которые по-сути никогда не были близки русскому народу. Греция уже не просто стонет, она вопит от боли, которую ей принесла "цивилизованная" Европа. Пора начинать верить делам, а не красивым обещаниям сытой жизни. И самому делом своей жизни доказывать, что тебе ближе - тленное тело или бессмертная душа.
    2011-01-05
    23:51
    Валерий:
    Беспрецедентный в православии поступок со времён послания патриарха Тихона от 19.01.1918. Надеюсь дожить до подобного выступления РПЦ. Ведь у нас похлеще, чем в Греции... Правда, страна обольшевичено-объязыченная. Кризис не в банках и карманах - кризис в душах, это точно.
    2011-01-05
    02:26
    Михаил:
    Смело. Услышим ли мы такие же простые и понятные слова от своих?
    2011-01-04
    10:03
    Татьяна:
    Страшно, очень страшно.Действительно, напечатано как-будто про нашу Россию.Какой же выход из этого создавшегося положения. Ведь это не только касается Греции или России. Это касается многих стран Мира.
    2011-01-04
    02:28
    Дмитрий:
    Братья и сестры!!!
    Быть Православным и не идти на Голгофу нельзя...каждому народу Господом предуготовлена своя терновая тропинка но ее нам нужно пройти...То состояние в которое вы попали обусловлена теми служителями маммоны у которых нет ни Отечества, ни совести тем более ВЕРЫ....Но самое главное что этот фронт ,война идет через сердца каждого из истинно православного.
    Я очень люблю Грецию я был в у Вас и мне горько осознавать что страдает этот народ.Но время сейчас такое властьимущие создали свой союз и беды людей только делает их богаче...
    Что делать?!(чисто русский вопрос).Если нет возможности и выхода то я Вам хочу напомнить последние слова в последнем интервью недавно почившего Св.патриарха вся Руси Алексея II на вопрос тележурналиста "как вы относитесь к наступившему экономическому кризису" Патриарх Алексей II сказал "Бог попустил чтобы человек вспомнил "не хлебом единым....", а у Вас дорогие мои есть Святая Гора Афон да и на Руси старцы не перевелись,там и ответы и утешение ....
    Храни Вас Господь!!! С Богом и смерть победим!!!!
    2011-01-04
    00:55
    Мария:
    очень сильно
    2011-01-03
    18:46
    Юртй (Георгий):
    Давно пора нашим владыкам хоть статьи такие публиковать.
    2011-01-03
    16:15
    Giorgi Gilauri:
    Zdravstvuite. Dumaiu ta je uchast ugotovlena "mirovimi pravitelami" dlia vsex pravoslavnix stran. Esli vnimatelno ne prislushaemsa k zvonu kolokolov bedstvii nashix grecheskix bratiev, i ne sdelaem sootvetstvuiushix vivodov priniav meri, eto bukvalno povtoritsa i v Rosii, i v Serbii, i v Gruzii, i v Bolgarii i .... No mi vse doljzni iskrenne radovatsa mujzestvennimi, bezuslovno pozitivnimi i voistinu pastorskimi deistviami Elladskogo sinoda potomu, chto buduchimi chlenami Edinoi, Sviatoi, Kafolichnoi i Apostolskoi cerkvi, luboi uspex ili nedug otdelno vziatoi pomestnoi "Ekklesii" rano ili pozdno kasniotsa vsex nas. (s nastupaiushim rojzdestvom Xristovim. spasi vas Bog.)
    2011-01-03
    01:36
    Татиана:
    Если и мы будем продолжать так жить,как живем сейчас,нас ждет тот же финал.Спроси сейчас нашего обывателя-каков смысл твоей жизни?Наверняка ответят машина,квартира,деньги,разврат,телевизор(побольше),спать почаще и ничего не замечать вокруг,есть побольше, ну еще футбол.Смотрю на все и становится страшно.Нужно наверное случиться какому то потрясению,чтобы опять души содрогнулись и проснулись...
    2011-01-02
    20:15
    Gilauri Giorgi:
    Zdravstvuite. Dumaiu takaia je uchast ugotovleno "mirovimi pravitelami" dlia vsex pravoslavnix stran. Grecii ona dostigla ranshe potomu, chto ona blije vsex k evrope i k evropeisskim strukturam. Esli ne prislushaemsia k kolokolam bedstvii nashix Grecheskix bratiev, to v skorom budushem eta jdiot i Rosii, i Serbii, i Gruzii, i Bolgarii i ... Mi vse dolzjni radovatsa muzjestvennim, bezuslovno pozitivnim i voistinu pastirskim deistviam Elladskogo sinoda potomu, chto buduchimi chlenami Edinoi, Sviatoi, Apostolskoi i Kafolicheskoi cerkvi, vse udachi i nevzgodi otdelno vziatoi pomestnoi "Ekklesii" kosniotsa vsex nas. (S nastupaiushim rojdestvom Xristovim. Spasi vas Bog.)
    2011-01-02
    14:15
    vera:
    Под внешним управлением, к сожалению, находятся и РФ с Украиной, поэтому под воззванием должны стоять и подписи Патриарха и Блаженнейшего. Если, конечно, они не поддерживают мировой финансовый олигархат, что тоже не исключено. Нашему епископату самое время пересмотреть каноны православия и встать в первых рядах борцов за чистоту веры, иначе не ровен час сбудутся пророчества святых отцов... Боже, спаси, сохрани и помилуй православный народ от хищников!
    2011-01-01
    14:18
    Елена:
    Спаси Господи за эту замечательную статью. Очень рада, что есть в мире силы, способные называть вещи своими именами и брать на себя ответственностьза происходящее с людьми несчастье. Низкий поклон греческим иерархам. Мужайтесь, братия, надо выстоять в этой страшной борьбе за наши души!
    2010-12-31
    20:14
    Лада:
    Очень жду подобного воззвания к нам от нашей Русской Православной Церкви. Но новости приходят совсем о другом, как то (из последнего): очередное вручение очередных наград очередным иерархам (РусГидро) за оперативное устранение последствий аварии, которую они сами же устроили. Может, я чего-то не понимаю? Но в таком случае не понимаю не я одна, а многие. Не этого ждет русский православный народ от пастырей нашей Божией Церкви. Ждет, очень ждет! Дождется ли?
    2010-12-31
    20:06
    Vlad:
    Кризис неизбежен и война неизбежна-иначе маховик гиперинфляции не раскрутить.Перед приходом антихриста все
    будут трепетать за завтрашний день.А предложит всего две
    вещи- здоровье(а что как ни его все желают...) и бессмертие
    уже на этой Земле- и люди побегут ,обгоняя друг друга ,под печать.Печально,но неизбежно.После разворовывания России после революции 1917 г. и необеспеченного трудом перетекания капитала за рубеж финансовая система мира обречена- все ведущие страны мира приложили у этому руку.
    2010-12-31
    17:04
    Ольга:
    Я тоже могу сказать, что все выше сказанное один к одному подходит к состоянию нашей страны. За последние два года процесс духовной деградации и обнищания в обществе набрал бешеные обороты, и как этому воспрепятствовать????
    Если создан "карательный орган", то несмотря на то, что там работают хорошие люди, то он все равно будет "карать".
    2010-12-31
    15:24
    катя:
    Избави нас,Господи от обольщения злохитраго антихриста,близгрядущего.Укрой нас от сетей его в сокровенной пустыни Твоего спасения,дай нам крепость и мужество исповедования имени Твоего святаго,да не отступим ,страха ради диявольского,да не отречемся от Тебя ,Спасителя и Искупителя нашего,от Святыя твоеи Церкви,но даждь нам день и ночь плач и слезы о грехах наших,и пощади нас в день Страшного суда Твоего.Аминь. Читать всем 10 раз в день минимум
    2010-12-31
    14:25
    Ирина Гуреева-Дорошенко:
    Слава Богу, что есть на свете священноначалие, которое способно взять на себя ответственность за судьбу своего народа и открыто сказать правду. К сожалению, Русская Православная Церковь на это неспособна. Её представители так срослись с властью и бизнесом, что иногда перестаёшь понимать, где заканчивается влияние Церкви и начинается влияние государственной и муниципальной власти.
    2010-12-30
    23:20
    Лада:
    Давно жду подобного воззвания к нам от нашей Русской Правословной Церкви.

    2010-12-30
    12:10
    Sacha:
    С некоторыми поправками это об России.
    Скажите почему священоначалие нашей Церкви в событиях Манежной увидело только хулиганство и экстремизм?
    Жизнь в России - это громадная проблема, экономика построена таким что коррупция это ее составная часть. Можно продолжать бесконечно.
    Где трезвая оценка нашей Церкви о ситуации в стране? Почему Церкви? Да ведь некому больше.
    Очень сомневаюсь что заявление Элладской Церкви повлияет на власть (сужу по нашей власти). Но они имели мужество высказать свою позицию.
    Может быть у нас помешал закон ли о передаче имущества (не время кусать дающую руку) или что то другое.?
    Наверное не дело Церкви "совать нос" в светское, но разве не видно как страна деградирует и вымирает. Бесперспективно все сводить только к бездуховности общества(для власти очень приятно это слышать:все разворовали но все можно свалить на бездуховность)....
    Или я ошибаюсь?
    2010-12-30
    00:31
    Sergey:
    Сильно. Когда наша Церковь ответит нашей власти и обществу тем же? Доколе спать будеши?
    2010-12-29
    21:42
    Елена:
    У нас тоже самое творится.
    2010-12-29
    21:35
    Владимир:
    Если смотреть на ситуацию в долгосрочном плане, то на первый план по значимости выйдет социальный капитал, а не финансовый. Воззвание создает ощущение, что с социальным капиталом в греческом обществе не все так плохо.
    2010-12-29
    19:35
    Александр:
    Удивительно!
    В воззвании подробно говорится, как в погоне за деньгами и земными благами греческий народ потерял веру, нравственные ценности, призывают к аскезе как противоядию против культа потребления.

    В комментариях же спрашивают, куда перечислять деньги. По-моему неразумно перечислять деньги тому, кто заболев гедонизмом потерял веру в Бога. Подобную проблему, действительно, надо лечить аскезой и молитвой, в том числе и соборной. Только вот успели бы мы, пока не появятся новые соблазны. Спаси Господи!
    2010-12-29
    08:16
    Константин:
    Очень сильные с справедливые слова. Храни Господь Православных христиан.
    Но, в то же время, очень бы хотелось услышать подобное воззвание от Русской Православной церкви к своей пастве. Хочется видеть участие Русской Православной церкви в жизни и судьбе России, в спасении России, в спасении её народа.
    2010-12-28
    23:53
    МАРИЯ:
    ПРАВОСЛАВНЫЕ! МЫ ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ НАШИМ ЕДИНОВЕРЦАМ! ВЕДЬ ЭТО ОНИ ПОКАЗАЛИ НАМ СВЕТ,КОТОРЫЙ ПРОСВЕТИЛ НАШ НАРОД.И Я ТАКЖЕ СПРАШИВАЮ,КТО ОРГАНИЗАТОР ПОМОЩИ? ЕСЛИ ТАКОВОЙ БУДЕТ.ПОЖАЛУЙСТА СООБЩИТЕ НА ЭТОМ САЙТЕ!
    2010-12-28
    17:22
    К.Андрей:
    Согласен, прямо про Россию написано. Но у нас так написать не отважатся ((
    2010-12-28
    16:27
    лесовик:
    Если следить за инетом, то идет глобальная ломка, революция сознания. Людям тревожно. Меня волнует такой банальный вопрос,- ЧТО ДЕЛАТЬ? Сидеть и ждать пока накроет, или как то защищаться. Однозначно,защищаться. Мне скажут,- начни с себя, молись, Бог все устроит. Да,- на все воля Божья. Да,- без молитвы никак. Да,- свое "бревно" мешает. Но это не все. Человеку и даны Богом воля и разум, чтобы различать добро и зло и принимать решения. Так что ребята, можно сколько угодно обсуждать написанное, и выпускать пар в мировую паутину. Это, думаю наруку злу. Нужны действия.
    2010-12-28
    15:37
    Ирина:
    Читаю и понимаю, что все это о моей Украине, слово в слово. Мы тоже погибаем. Спаси нас Господи!
    2010-12-28
    15:25
    Павел:
    Я считаю винить только правительство, смысла нет, к кризису приложил руку любой, кто только пользовался кредитным ресурсом, включая и тех кто пользовался ими по благотворительности и не замечал какими деньгами пользуется.
    Думаю что кризис не был спровоцирован сейчас. Истоки его поглубже. Власть предержащие теряют бразды правления по всему миру, поэтому кризис не мог быть придуман и спровоцирован человеком, необходимо отбросить все теории заговора.

    Президент США Джон Кеннеди сказал: "Не спрашивай, что страна сделала для тебя, спроси себя, что ты сделал для страны". А когда порассуждаешь немного, поймешь что сначала плохо учился в школе, плохо в институте, да и на работе думаешь лишь бы лишний раз не загрузили. Энергии, искорки в людях нет, все жалуемся на кого-то только не на себя, думаю что виноваты наши апатия и лень.

    Может я и не прав, но нужно осторожно осуждать потребление, пусть те у кого есть деньги хотя бы их тратят а не складывают, это хотя бы косвенно но сохранило бы рабочие места.
    А пока надо думать о том как "...развить благотворительную деятельность каждого прихода, таким образом, чтобы не осталось ни одного человека, у которого не было бы возможности достать тарелку еды."
    2010-12-28
    15:23
    Павел:
    У нас между прочим тоже самое в экономическом плане, что и в Греции, только в отличие от них держимся пока за счет дорогих ресурсов. В России так же как и в Греции доступный кредит вызвал шквал потребления, за который теперь многие не могут расплатиться. Потребление вызвало рост производства, необеспеченного реальным доходом потребителей. А теперь, когда банки не хотят давать деньги зная что они невернутся, а зарплаты настолько малы что еле хватает свести концы с концами, потребление сворачивается. Рухнула ипотека, за ней строительство и далее по цепочке. Страны ищут сбыт своим товарам параллельно закрывая доступ на свои рынки иностранным товарам, чтобы поддержать производителя. Валютные войны продолжаются, цель которых снижение стоимости своей валюты, для стимулирования экспорта. И хотя бы таким образом Греция помочь себе не может, валюта теперь единая и Греции неподконтрольна.
    2010-12-28
    13:33
    Виктор:
    От нашего священноначалия такого обращения не дождаться.
    Нам - терпеть, смиряться и утираться.
    2010-12-28
    12:46
    Владимир:
    Абсолютно согласен с комментарием Сергея. И нашему священноначалию давно уж следовало бы принять пдобное обращение к народу России. Пока ещё может быть не поздно.

    Храни вас Господь за публикацию.
    2010-12-28
    12:40
    протод. Олег:
    На самом деле это воззвание можно применить к любой из современных православных стран, будь то Россия, Греция, Румыния, Молдавия, Украина и т.д. Негативные процессы, имеющие место в Греции, можно наблюдать во всех означенных странах. Полагаю, что основная задача Европейского союза и Нато уничтожить православие, как когда-то говорил Хрущев, что он в очень скором будущем покажет всем последнего попа по телевизору, так сегодня этого всенепременнейше желают все недруги православия. Чего не смогли сии индивиды сделать явно, добиваются тайно, посредством экономических и политических притеснений. Так что мы, господа хорошие, живем в интереснейшее время, когда каждый из нас может стать мучеником веры. Посмотрите что стало с Православной Сербией, как разодрали ее на куски, и кто из православных стран заступился за нее? Россия? Греция, Болгария? Румыния? Враг наступает семимильными шагами, а мы все молчим как бессловесные овцы. А потом удивляемся как же это так, почему это с нами происходит? Как писал М. Лермонтов в "Бородино": "Да, были люди в наше время,/ Не то, что нынешнее племя:/ Богатыри - не вы!" - это про нас!!!
    2010-12-28
    12:06
    Елена:
    Нельзя жить в долг. Нельзя брать кредиты. Это - рабство, и начинается оно с отдельного человека.
    2010-12-28
    11:31
    Игорь:
    А в современной Украине, где я живу, все тоже и все так же, как описано в статье к сожалению (только меняй название страны). Духованая деградация под западные материалистический идолы-лозунги идет полным ходом.
    2010-12-28
    10:58
    Надежда:
    Спаси, Господи!
    Спасибо за публикацию.Славо Богу, прозвучали настоящие слова.Без аскезы собственной и правителей очищение как-то не просматривается.
    2010-12-28
    09:51
    Вадим:
    А чего еще ждать,Господь дал нам время для покаяния за отступления от Него, а мы еще грубже закопались в беззакониях.
    2010-12-28
    07:37
    Андрей:
    Согласен с Сергеем "как будто про нашу страну читаю". Очень правильно и однозначно призывает Элладская церковь к АСКЕЗЕ. Не двусмысленно и конкретно. Побольше таких призывов у нас хотелось бы слышать. Мы этот призыв читаем у святых отцов, но его надо повторять с кафедр и высоких трибун. Хотелось бы успеть покаяться как Ниневитяне успели...
    2010-12-28
    07:37
    Андрей:
    Согласен с Сергеем "как будто про нашу страну читаю". Очень правильно и однозначно призывает Элладская церковь к АСКЕЗЕ. Не двусмысленно и конкретно. Побольше таких призывов у нас хотелось бы слышать. Мы этот призыв читаем у святых отцов, но его надо повторять с кафедр и высоких трибун. Хотелось бы успеть покаяться как Ниневитяне успели...
    2010-12-27
    23:09
    Юлия:
    В нашей стране убивают миллионами - с 1990 года убыль 8 млн.чел. Тогда как в мирное время прирост был 20 млн за 20 лет. Т.е. уничтожено 28млн. чел. - больше, чем во время ВОВ. Так может - совершается преступление в нашей стране? И либеральную модель экономики надо осудить, как человеконенавистническую. Запретить применять во всем мире.
    2010-12-27
    21:37
    Вадим:
    Помоги Господи Святой Православной Элладе в ее выживании в западной цивилизации. Это урок тем, кто питает какие-либо надежды на свободное (?) развитие восточно-христианских государств в составе Запада. Для современной Беларуси, в которой я живу, это также актуальное предупреждение. Слава Богу, есть еще Святая Гора, сокровищница и хранительница Православия.
    2010-12-27
    20:11
    Сергей:
    Божие - Богу, кесарю - кесарево. Сребролюбие - корень всех грехов. Кому не известны эти святые слова? Всегда перед человеком стоит выбор: Бог или мамона? В наши времена все больше стран и людей вибирают второе. Люди не ведают что творят, только расплата за это временное богатство - вечная мука.
    2010-12-27
    20:00
    Сельскiй бригадиръ:
    МЫ ОККУПИРОВАНЫ!
    Даже несмотря на то, что греки – страна НАТО, они считают себя оккупированными. Современная оккупация стран не является военной. Наивно ожидать полчища проклятых иноземцев-самураев, пытающихся «перейти границу у реки». Воззвание священноначалия Элладской Церкви трезво и точно формулирует ситуацию, сложившуюся не только в Греции, но и у нас в России. А многочисленные аналитические прогнозы политологов уже всерьез не воспринимаются: в мире происходит что-то ИНОЕ. Мир управляется уже внедрением концепций, которые узкие политологи и экономисты в целостности не воспринимают. В этом Воззвании очень точно подмечена одна из таких концепций: государственная пропаганда богатого и комфортного образа жизни и одновременное падение неконкурентноспособного производства. При такой системе автоматически выделяется и процветает т.н. «золотой миллиард» - люди остающиеся ВСЕГДА богатыми и успешными при любых быстроменяющихся обстоятельствах.
    Это Воззвание очень близко по духу и созвучна с недавней статьей прот. Александра Шаргунова «Тело я, и ничего больше» http://www.blagogon.ru/digest/107/.
    Эти две статьи наиболее точно ставят диагноз современному состоянию нашего падшего мира.
    2010-12-27
    18:40
    Михаил.:
    Или нас всех уничтожат по одиночке, Сербию, Грецию, Россию и др. Или мы выстоим, помогая друг другу как братья.
    2010-12-27
    15:14
    Александр:
    История (опыт предков) ничему, к сожалению, не учит - всегда хочется реализовать свое "право на ошибку".
    Подобное происходило и с Хазарcким каганатом, и с Киевской Русью, и с венецианцами (читай Л.Н. Гумилева - все станет на свои места).
    Тоговцев надо гнать не только из Храма.
    Только не знаю, кто более отвратителен: талмудист-ростовщик или тот, кто продает ему свою душу в придачу к проданным единоверцам.
    2010-12-27
    15:10
    Ольга:
    Согласна с Сергеем очень страшно за наших детей, читаешь и во всем узнаешь нашу страну.
    2010-12-27
    14:38
    Владислав:
    Что требуется от Православных России? Кто организатор помощи Братьям Элладской Церкви? Куда перечислять посильную помощь?
    2010-12-27
    13:26
    Сергей:
    Как про нашу страну, если бы не было указания на Грецию.
    Ваш комментарий

    Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.

    Ваш комментарий:
    Ваше имя:
    Ваш e-mail:
    (опубликован не будет)
    Введите число,
    напечатанное
    на картинке: