О титуле архиепископа
Предлагаемая ниже статья[1] была написана архиепископом Афинским и всей Эллады Хризостомом I (Пападопулосом; 1868–1938) в 1935 году. Хризостом I Пападопулос, предстоятель Элладской Церкви с 1923 года, профессор Афинского университета, академик, автор многих исторических трудов – одна из ярчайших личностей в истории Элладской Церкви новейших времен. В первые века христианства до того, как полностью оформилось церковное управление, все иерархи, как известно, носили титул епископа . И только в виде исключения Александрийский епископ носил титул папы , к которому уже намного позднее добавился исторически необоснованный титул патриарха (папа и патриарх) . Начиная с VIII века, распространился обычай называть папой и Римского епископа, который именно с тех пор и принял данный титул. Глава же Александрийской Церкви стал именоваться архиепископом весьма рано. Так называл своего предшественника по кафедре, святителя Александра, Афанасий Великий. Титул архиепископа приняли и все предстоятели Церквей. До V века, когда в отношении некоторых епископов стал употребляться титул патриарха , их называли архиепископами . В VI веке епископ Константинополя стал носить титул архиепископа и патриарха (архиепископ Константинопольский и Вселенский патриарх). После III Вселенского Собора, на котором утверждена независимость от Антиохийского Патриархата и автокефальный статус Кипрской Православной Церкви, ее предстоятель принял титул архиепископа , поскольку этот титул напрямую связан с понятием автокефальности. Святитель Василий Великий, был, например, архиепископом Кесарийским, потому что являлся экзархом Каппадокии, а святитель Николай назывался епископом , поскольку был митрополитом города Мир Ликийских. Обычно же и правящие архиереи митрополий в древнюю эпоху сохраняли за собой титул епископа , освященный седой древностью со времен апостольских. Однако в Средневековье, кроме архиепископов – предстоятелей Церквей, в Константинопольском Патриархате существовали и так называемые автокефальные архиепископы . В первом сохранившемся до наших дней перечне епархий Константинопольской Церкви под наименованием «Изложения Епифания», приписываемом святителю Епифанию Кипрскому († 403), а на самом деле составленном в VII веке, кроме митрополий и епископий значатся 33 автокефальные архиепископии. Согласно другим «Изложениям», в начале IX века насчитывалось 47 автокефальных архиепископий, а в X веке – 51. Позднее их число начало сокращаться, о чем мы еще скажем, до тех пор, пока автокефальные архиепископии не перестают упоминаться совсем. Их «автокефалия» состояла в сущности в том, что они не подчинялись юрисдикции епархиальных митрополитов, но напрямую зависели от Константинопольского Патриарха, от которого эти архиепископы получали хиротонию и имя которого, а не епархиального митрополита, поминали за богослужением. Неизвестно, принимали ли участие такие архиепископы в епархиальных съездах, но точно знаем, что в так называемом синодос эндимуса (Соборе всех пребывающих на данный момент в Константинополе архиереев) под председательством Патриарха Константинопольского они не участвовали. Честь «автокефалии» считалась значительной и давалась епископам тех городов, в которых просияли святители-священномученики или которые имели важное политическое или историческое значение. В Антиохийской Церкви были автокефальные митрополиты и соответствующие им епархиальные архиепископы, или архиепископы-сингелы, не подчинявшиеся митрополитам. В отличие от автокефальных митрополитов , последние назывались великие митрополиты . «Автокефальные» архиепископии Константинопольского Патриархата постепенно повышались до статуса митрополий. Так, Смирнская епископия, подчинявшаяся, например, митрополиту Эфесскому, была возведена в «автокефальную» архиепископию, а затем и в митрополию. Однако, согласно каноническому порядку, не может существовать митрополии без «подчиненных престолов», то есть без епископий. Зачастую при возведении «автокефальной» архиепископии в митрополию из их частей формировались и епископии, но иногда это было невозможно. Отсюда в перечне епархий отмечается, что та или иная митрополия не имеет в своем составе «подчиненных престолов». Во всяком случае, такое положение противоречило каноническому порядку, согласно которому настоящая митрополия не мыслилась без епископий. Акривия, предписываемая канонами, стала еще больше нарушаться, когда епископии в массовом порядке возводили в ранг архиепископий, а последние – в ранг митрополий. В VII и VIII веках в Константинопольской Патриархии насчитывалось 33 митрополии, такое же количество «автокефальных» архиепископий и 352 епископии, подчиненных митрополиям. В XIII веке при Палеологах число митрополий восходило к 109. Не все митрополии имели более в своем составе подчиненные епископии. Временами менялось и почетное положение, занимаемое митрополиями, поскольку Константинопольский эндимуса синодос каждый раз составлял так называемый чин первенства, или Синтагматион, согласно которому позиция каждой митрополии либо повышалась, либо понижалась. Накануне захвата Константинополя турками в Патриархате насчитывалось 72 митрополии, но только 21 из них имели в своем составе епископии. В первые годы после падения Византии уже не было более «автокефальных» архиепископий в известном значении этого слова, но в «чине первенства» архиепископы стоят после митрополитов, хотя последние носили лишь один простой титул митрополитов, принимали хиротонию от патриарха и поминали его за богослужением. Их же самих во время священнодействий поминали не как митрополитов, а как архиепископов. Вместе с тем, однако, титул архиепископа в его древнем и первом значении сохранился за предстоятелями Автокефальных Церквей, согласно новейшему значению слова «автокефальный», поскольку «автокефальными» были названы административно независимые поместные Православные Церкви, из которых состоит Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. В частности, в Элладской Церкви первых трех веков христианства, когда центром ее был город Коринф, Афинская епископия подчинялась Коринфской епископии, которая мало-помалу, как епископия столичного тогда города Греции, приобрела статус митрополии Элладской Церкви. Во время формирования Фессалоникийского экзархата, начиная с IV века, митрополит Коринфский вместе с зависимыми от него тридцатью епископами находился в ведении Фессалоникийского экзарха, но с 733 года был введен в подчинение Константинопольского Патриархата посредством административного присоединения к нему Фессалоникийского экзархата. Тем временем город Афины возвращает себе древнее положение, в то время как Коринф приходит в упадок. В начале IX века бывшая Афинская епископия появляется уже как самостоятельная митрополия, которая, по всей видимости, была возведена в этот ранг сразу же из епископии. В подчинении Афинской митрополии было пять епископий: Эврипская, Диавлейская, Коронейская, Андросская и Орейская, в то время как Коринфская митрополия насчитывала только три епископии: Дамаласскую, Аргосскую и Монемвасийскую. В царствование императора Льва VI Мудрого (886–911) Афинская митрополия возвысилась еще более, и в ее подчинении находилось уже десять епископий. Однако при захвате Греции крестоносцами среди прочих была упразднена и Православная Афинская митрополия, а выдающийся тогдашний митрополит Афинский Михаил Хониат был смещен с кафедры и проживал на острове Кеа (ок. 1220). С конца XIV века и до турецкого завоевания, начавшегося с Афин, было позволено поставление православного Афинского иерарха. Если кафедральный собор латинского архиепископа располагался в Парфеноне на Акрополе, то православный митрополит имел местом пребывания убогое и незначительное строение, а православным кафедральным собором был, по всей вероятности, храм святителя Дионисия Ареопагита у Ареопага. Православный Афинский иерарх носил титул митрополита Афинского, экзарха всей Греции и предстоятеля Фивейского и Новых Патр . В его подчинении в XV веке были епископии Диавлийская, Талантийская, Андросская, Солонская и Менденидзисская. После падения Константинополя Афинская митрополия сохранила за собой эти епископии и присоединила к ним епископии Фивейскую, Новопатрскую, и Навпактскую. Во время восстания 1821 года[2] в качестве местоблюстителя Афинской митрополией управлял относящейся к ней епископ Талантийский Неофит Метаксас, хотя в 1833 году существовал еще и некий Анфим, «митрополит Афинский и Левадийский». При первой реорганизации епископий автокефальной Элладской Церкви, когда было принято решение, что в ее составе будут только епископы, а все иные титулы будут упразднены, преосвященный Неофит был назначен епископом Афинским с общим титулом епископа Аттикийского . Такое положение сохранялось до 2 сентября 1850 года, когда королевским указом, согласно Синодальному Томосу Константинопольского Патриархата об Элладской Церкви, епископ Неофит был назначен пожизненным председателем Священного Синода и наречен митрополитом Афинским . При новой реорганизации управления Элладской Церкви на основании законов №№ 200 и 201 от 1852 года был назначен один митрополит Афинский, десять архиепископов, имевших кафедры в столицах областей (номов), и 13 епископов. В этом новом виде Элладская Церковь представляла собой одну митрополию с 23 епископиями, однако схожесть ее с древними митрополиями была больше внешней. Согласно законам 1852 года, митрополит Афинский сохранил прерогативы предстоятеля автокефальной и автономной Церкви, какой эта митрополия была в древности. Конечно, существование даже десяти епископов, носящих титул архиепископа , было лишь декорацией новой административной системы, потому что архиепископы не были «автокефальными» в прежнем значении этого слова, но простыми епископами. Законом от 6 июля 1899 года вводилось новое административное деление Греческого государства. К нему было адаптировано и церковное управление. Всего в составе Элладской Церкви было определено 31 епископия и одна митрополия Афинская. Таким образом, благодаря своему административному делению, Элладская Церковь снова стала представлять собой тип древней митрополии со своими епископиями – автономной и автокефальной независимой Церкви, предстоятель которой носил титул митрополита . Но в 1922 году произошло существенное изменение в административном устройстве, согласно которому законом Третьего Национального собрания всем епископам Элладской Церкви давались титулы митрополитов , а митрополит Афинский был наречен экзархом всей Греции и к нему установлено обращение Ваше Блаженство , как и было уже предложено ранее в 1914 году Великим комитетом по подготовке законов. Если титул митрополит Афинский упразднялся и оставался только титул экзарха, тогда можно было бы оправдать обращение Ваше Блаженство. Но так обращаются только к предстоятелям автокефальных Церквей – архиепископам и патриархам, титул же экзарха не приличествует автономному и автокефальному в подлинном значении этого слова предстоятелю Церкви. Как мы уже видели, Афинский первоиерарх носил титул экзарха, когда находился в подчинении Вселенскому Патриарху. Предстоятелю же автокефальной Церкви принадлежит титул либо архиепископа, либо патриарха, но поскольку ко всем епископам Элладской Церкви стали обращаться как к митрополитам, то епископ Афинский, ради своего места среди прочих предстоятелей автокефальных Церквей, из которых Сербский и Румынский поспешили усвоить себе титул патриархов, и ради акривии, предписываемой канонами, решением священноначалия Элладской Церкви и с законодательного одобрения государства наречен архиепископом Афинским и всей Эллады. В этом смысле носят сегодня титул архиепископа почти все предстоятели автокефальных Православных Церквей и епископы епархий, состоящих в непосредственном подчинении патриарха патриарших Церквей, представляющих собой патриаршую архиепископию (таковы архиепископии Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и т.д.). В частности, Вселенский патриарх называется архиепископ Константинопольский, Сербский патриарх – архиепископ Печский, Румынский патриарх – архиепископ Унгровлахийский, патриарх-католикос Грузии – архиепископ Мцхетский. Только предстоятель недавно получившей автокефалию Польской Православной Церкви носит титул митрополита. Равным же образом архиепископами называются, кроме главы автокефальной Кипрской Церкви, глава Синайской Церкви и предстоятели автономных Православных Церквей Америки, Чехословакии, Финляндии, Эстонии, Латвии. Автономными называются Православные Церкви, которые, имея административную свободу, не являются, однако, независимыми.
Такова в общих чертах история титула архиепископ и
что он реально означает в отношении предстоятелей
Православных Церквей. [1] Опубликована в книге: Οι προκαθήμενοι Αθηνών και πάσης Ελλάδος. Βόλος, 1997 (Предстоятели Афинские и всей Эллады. Волос, 1997). [2] Восстание Морейских греков, которым началась освободительная борьба греческого народа, приведшая к независимости Греции (1830). – Прим. переводчика. Перевел с греческого Анатолий Чуряков |
Также в этом разделе
|