Элладская

Хризостом I, архиепископ Афинский и всея Эллады

Хризостом I Пападопулос (1868 Мадит Восточной Фракии – 1938 Афины) – архиепископ Афинский и всея Эллады (1923-1938), профессор Афинского университета, академик, автор многих исторических трудов – одна из ярчайших личностей в истории Элладской Церкви новейших времен.

Сын мадитского священника, Хризостом попеременно учился в константинопольской семинарии (1885-1887), Патриаршей богословской школе Честного Креста в Иерусалиме (1887-1888), закончив семинарский курс образования в смирнской «Евангельской» школе (1889). За этим последовало обучение на Богословском факультете Афинского университета (1889-1891) и в Духовных Академиях Киева и Петербурга (1891-1895), внесшее неоценимый вклад в образование Хризостома, сочетавшего, благодаря этому, греческую и русскую богословские школы, в период, когда последняя находилась на вершине своего расцвета.

По возвращению из России, Хризостом сразу же был назначен преподавателем в открывшейся в очередной раз Патриаршей школе в Иерусалиме и к 1899 году возглавил ее, внеся огромный вклад в ее научное развитие и организацию преподавательской деятельности.

В 1900 году принял диаконский, а спустя несколько месяцев священнический сан. В 1909 году, после закрытия Патриаршей школы, Хризостом был вынужден покинуть Иерусалим и обосноваться в Александрии. Здесь, параллельно со служением на приходах греческих общин, он всецело посвящает себя писательской деятельности.

В 1910 году вышло в свет первое издание «Истории Иерусалимской Церкви» и в этом же году Хризостом был провозглашен почетным лектором Богословского факультета Афинского университета.

В 1911 году Хризостом был назначен ректором Афинской духовной семинарии «Ризарион», сменив на этом посту святителя Нектария Пендапольского (1846-1920). Перенося и распространяя здесь свой богатый церковный и научный опыт, Хризостом Пападопулос очень быстро приобрел широкое признание как в церковных, так и в научных кругах Греции, вследствие чего 5 февраля 1914 года ему была присвоена степень профессора с назначением на кафедру церковной истории в Афинском государственном университете.

8 марта 1923 года Хризостом Пападопулос был избран митрополитом Афинским, после удаления вследствие революции 1922 года с престола Элладской Церкви митрополита Феоклита I. Новоизбранный первоиерарх был признан большинством иерархов Элладской Церкви и внес существенный вклад в умиротворение церковных распрей.

Одной из важнейших заслуг митрополита Хризостома I явилась разработка и продвижение нового церковного Устава, благодаря которому стоявший в управлении Церкви малочисленный Священный Синод был преобразован в многочисленный, в котором периодически стали принимать участие все иерархи Элладской Церкви. По его инициативе титул предстоятеля был преобразован в Архиепископа. Неоценим вклад Хризостома в развитие и стабилизацию отношений между государством и Церковью, после вынужденного перехода на новый стиль. В 1932 году стараниями Хризостома церковный Устав был еще раз пересмотрен и преобразован.

Архиепископ Хризостом I был примером умеренности в отношениях с государством. Эта умеренность характеризовала его и в споре о новом стиле, возникшем в результате продвижения исправления Юлианского календаря и противления этой идее круга зилотов. Напряженность споров не оставила места трезвому и здравому осмыслению и оценки архиепископом условий для компромисса, вследствие чего произошел «старостильнический» раскол.

Несмотря на огромный объем обязанностей первоиерарха, архиепископ Хризостом навсегда остался предан своим научным изысканиям. В 1926 году Хризостом стал одним из первых членов Афинской Академии наук. Из 500 его научных трудов наиболее ценными являются: «Исторические исследования» (1906), «Святой Иоанн Златоуст» (1908), «История Иерусалимской Церкви» (1910), «Святитель Дионисий Великий Архиепископ Александрийский» (1918), «Крестная обитель и богословская Школа» (1919), «История Элладской Церкви» (1920), «Афинская Церковь» (1928), «Кипрская Церковь в период Туркократии, 1571-1878» (1929), «Святой Кирилл Александрийский» (1933), «История Александрийской Церкви» (1935), «Кирилл Лукарис» (1939), «Апостолос Макракис» (1939), «История Антиохийской Церкви» (1951), «Примат Римского епископа» (1964), «Болгарская Церковь» (1957) и другие.

Дмитрий Гоцкалюк

9 декабря 2002 года

Также в этом разделе
Трансляция в формате RSS 2.0