Книги архимандрита Рафаила (Карелина) в интернет-магазине "Сретение"
Рейтинг: 10|Голосов: 1
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Новогодишња ноћ представља опроштај од године која одлази, као од старог друга, који је делио с нама туге и радости, а сад нас заувек напушта; то је сусрет с годином која долази и која као гост већ куца на врата наше куће.
Карактеристично је да за Светитеље догмат није представљао некакав апстрактни појам, већ живу истину; удаљавање од догмата су увек доживљавали и осећали као губитак благодати.
Без искупљења и освећења спасење је немогуће. Они, који говоре о спасењу само кроз добра дела, самим тим стављају некакав знак једнакости између њих и дарова Божијих.
Телевизија отуђује једне од других људе који живе у истој кући и породици, заменивши људско саобраћање утварама и привиђењима са екрана. Изгубивши осећај за живог човека, он је изгубио и љубав према њему и болећивост.
Да ли сте имали прилике да видите како људи умиру? У болници их смештају у одвојене собе како други болесници не би видели смрт која сваком од њих може да се деси. Ипак, код људи на умору пуштају у знак милости рођаке и пријатеље, као код сужња који је заточен у самицу за осуђене на смрт, ради последњег опроштаја.
Рейтинг: 7.5|Голосов: 14
У савременој религиозној литератури стално се мијешају два различита појма: "дух" и "душа", што доводи до многих нејасноћа и недоумица. Зато бисмо се хтјели кратко зауставити на овом питању.
10/23 новембра Грузиjска Православна Црква обележава спомен светог великомученика Георгија Победоносца, подсећајући на његово страдање. Однос ка светом Георгију у Гризији је посебан. О томе, зашто је баш тог свеца Грузија изабрала као свог Небеског покровитеља, како се овде чува сећање на њега, како се поштовање светог Георгија одразило на менталитет и поглед на свет грузинског народа, причамо са архимандритом Рафаилом (Карелином).
Рейтинг: 9.7|Голосов: 291
Почему в Грузии есть праздник в воспоминание колесования святого Георгия (10/23 ноября)? Как чтят здесь святого? И как это почитание повлияло на менталитет грузинского народа?
Створивши Адама, Господ је удахнуо у њега Свој дах. Овдје се не говори само о души као о лику и подобију Божијeм, већ и о благодати Божијој, оној сили, коју немају остала бићa, која обитавају на земљи.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 327
Архипастыри и пастыри о том, как с максимальной пользой для души провести Успенский пост и последние недели уходящего лета.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 562
Что в жизни подвижников XX века особенно важно и значимо для нас сегодня? Кого из них можно поставить в особенный пример христианам века XXI-го?
Рейтинг: 9.7|Голосов: 261
Теоцентризм, характерный для прежних веков, сменяется гуманизмом, где человек с поврежденной природой занимает высшую ступень духовных и душевных ценностей.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 104
В последние столетия увеличилось давление католицизма и протестантизма. Какая из этих ересей страшнее для православных?
Рейтинг: 9.3|Голосов: 339
Главное догматическое повреждение ума современных христиан – это потеря святоотеческого понимания Церкви как хранительницы истины, Священного Предания и Священного Писания.
Рейтинг: 9.2|Голосов: 425
Главным недугом настоящего времени я считаю ложь и двуличность, которые становятся стилем жизни современного человека.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 341
Парады содомитов – это только локальные стычки, разведка с боем, эпизоды и фрагменты в крупномасштабном наступлении демонических сил – как бесплотных, так и во плоти – на веру и нравственность, на то, что делает человека образом и подобием Божиим, на саму человечность в человеке.
Рейтинг: 10|Голосов: 18
Подвижники последнего времени, с которыми я имел счастье встретиться на своем духовном пути, представляются мне ярким созвездием, где каждая звезда имеет свой неповторимый блеск и сияние. Первым, из этой звездной плеяды, я хотел бы отметить Митрополита Зиновия (Мажугу), который воплотил в своей жизни подвиг монашества и архиерейское служение. Это был человек незыблемого православия. Он совмещал в себе особую церковность: будучи архиереем, жил в маленькой келии при дворе храма и почти каждый день присутствовал на богослужении. Он жил церковью, дышал ее духовной атмосферой, в его сердце каждый из прихожан, и не только из прихожан (к нему приезжали из всех концов страны) имел свое место.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 132
В VI веке в летописи Грузинской Церкви открылась новая страница — приход из Антиохии Сирийской в Иверию монахов во главе с игуменом Иоанном.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 122
Однажды, во время богослужения, духовника из алтаря вызвал молодой человек, взял благословение и сказал: «Я хотел бы поговорить с вами». – Подойдите ко мне после окончания богослужения – строго ответил духовник, – а теперь стойте и молитесь.
Рейтинг: 8.5|Голосов: 19
Может быть, скоро настанет такое время, когда модернисты вместе с реабилитацией и прославлением Оригена создадут «икону» апокатастасиса, где сатана будет изображен в первом ряду с ангелами, а Иуда вместе с апостолами.
Рейтинг: 8.5|Голосов: 144
«Не подобает христианам во Святую Четыредесятницу есть рыбу. Если я уступлю тебе в этом, то в следующий раз ты будешь принуждать меня поесть мяса, а затем предложишь отказаться от Христа, моего Творца и Бога. Мне лучше избрать смерть». Таким был ответ святого благоверного царя Карталинского Луарсаба II шаху Аббасу, как это явствует из «Мартиролога» Католикоса-Патриарха Антония. Таково было отношение к церковным постам наших благочестивых предков…
Рейтинг: 9.4|Голосов: 40
Однажды духовник сидел в своей келии, разбирая полученные письма. Внезапно в комнату, торопливо, без обычной молитвы, вошла келейница и сказала громким шепотом, будто сообщая тайную весть, которую никто не должен слышать: «Какой-то незнакомый человек, по виду из начальства, хочет поговорить с вами. Я не видела его раньше ни у вас, ни в храме, наверно, он приезжий». – Пусть войдет, – сказал духовник.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 342
Современное человечество поражено тяжелой болезнью, которую можно условно назвать «хронической усталостью души».
Рейтинг: 9.5|Голосов: 46
Новогодняя ночь – это прощание с уходящим годом, как со старым другом, который делил с нами скорби и радости, а теперь навсегда покидает нас; это встреча с наступающим годом, который как гость уже стучится в ворота нашего дома. Новолетие – время благодарения и надежды: благодарения Богу за Его милости, и надежды, что они не оскудеют и впредь. Как рыба, находящаяся в воде не понимает, что такое вода, как птица, парящая под облаками, не знает, что такое воздух, на который опираются ее крылья, так и мы не знаем обо всех благодеяниях Божиих, которые окружали нас.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 347
Любовь и сребролюбие не совместимы. В восхождении души к Богу можно отметить три ступени: веру, надежду и любовь. Сребролюбие – это потеря надежды на Бога и упование на деньги; от этого тускнеет вера и исчезает любовь.
День Пятидесятницы – это начало новой духовной эры в истории церкви, человечества и космоса. Вознесение Христа соединило землю с небом, с эоном вечности, а Пятидесятница низвела само небо на землю, уничтожило противоположение между временным и вечным, между материей и духом. В излияниях Божественного света и Божественных энергий Духа Святого, перед человеком открылась новая жизнь как возможность преодоления своей тварной ограниченности через приобщение к абсолютному бытию.
Рейтинг: 10|Голосов: 15
В древних языках отражена и закодирована духовная история народов. Древние языки – это юность народов, а новые языки – их старость. Древний язык – стержень нового: без стержня язык деформируется, распадается на диалекты и наречия, подвергается коррозии от вульгаризмов и неологизмов, как будто его лицо покрывается морщинами, становится дряблым и теряет прежнюю красоту. Священной иконой русского языка является церковнославянский язык, греческого – древнегреческий, грузинского – древнегрузинский.
Рейтинг: 8.6|Голосов: 13
Мозгов не учитывает разницы между древними и новыми языками и их изобразительными возможностями. Между тем, язык непосредственно связан с мышлением и эмоциями человека. Язык – отображение души, а жизнь прежних поколений была более теоцентричной, чем нашего времени; древние языки в какой-то мере помогают хранить и передавать эту духовность через слово. Современные языки более антропоцентричны: они более способны передать психическую жизнь человека.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 464
Кажется, что мы ведем невинный разговор, но на самом деле мы предаемся многословию как своей страсти, как духовному пьянству и словоблудию. Пьяный часто просыпается под забором в своих нечистотах, с пустыми карманами, так и мы после долгих разговоров чувствуем духовное опустошение, чувствуем боль в голове, чувствуем, что страшнее всего, – потерю благодати.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 67
Странное явление: иногда фраза на славянском языке, минуя аналитический рассудок человека, струей горячего света озаряет, как будто открывает его сердце, и оно трепещет так, как душа странника, который после дальнего пути увидел огни отеческого дома. Здесь происходит то, что мы можем не вполне точно назвать припоминанием.
Рейтинг: 9|Голосов: 133
Есть два вида любви, как два источника радости: теофилия – любовь к Богу, которая одухотворяет человека; и космофилия – любовь к космосу, радость и наслаждение красотой божественного творения, которое заменяет Самого Творца.
Свет Евангелия, принесенный девой Ниной в Грузию, как светильник, зажженный от огней Иерусалимского храма, воплотился в дивные произведения христианской письменности и церковного искусства, в величественные соборы, похожие на изваяния из цельных глыб гранита, в церкви – каменные цветы, украсившие всю страну, как сад Пресвятой Богородицы, в часовни, венчающие вершины гор, так что сами скалы и утесы кажутся подножьями храмов.
Рейтинг: 8.8|Голосов: 24
В начале 20-го столетия большинство представителей интеллигенции традиционно считали себя христианами. Свое отношение к христианству они обычно выражали такими фразами: “Христианство благородное учение; оно содержит в себе высокие идеалы; это прекрасный путь к самосовершенствованию”, и т.п. И, в тоже время, среди интеллигенции укоренилась отчужденность и холодное безразличие к Православию, и органическая, на первый взгляд, непонятная враждебность к Церкви.
Рейтинг: 9.3|Голосов: 49
Я видела странные вещи под солнцем, которые совершали мои земные братья. Один слизывал мед с острия бритвы; он резал губы и язык, но словно не чувствуя боли продолжал глотать мед, смешанный с кровью. Другой прыгал вверх, желая сорвать с неба звезды, и падал в изнеможении, а затем, поняв, что звезды высоко, стал ловить ветер и прятать его за пазуху. Я видела левита, который читал тору, а когда в его ворота постучался нищий, то приказал выгнать его, и подумала: лучше было бы левиту вовсе не знать имени Бога.
Рейтинг: 9|Голосов: 26
Вы опьянены страстью к этому миру, а я любовью к его Творцу. Все разбивает поток времени; вы несетесь на его волнах, сами не понимая этого, а я стою на берегу. Пройдут десятилетия, как поворачиваются страницы книги, земля поглотит нас, как море обессиливших пловцов: позовете ли вы меня тогда из могил плясать в хороводе с вами?
Рейтинг: 8.2|Голосов: 74
Слово «либерализм» означает свободу. Это особая демоническая свобода убивать свой дух, извращать силы души и осквернять тело, это свобода от стыда, как от предрассудка, это свобода издеваться над тем, что свято для человека, это свобода бешеного пса, который бросается на своего хозяина. Уже в античное время либерализм пошел по двум путям, внешне не похожим друг на друга, но имеющим одну цель: освободить человека от Бога.
Рейтинг: 9.1|Голосов: 133
Гордый человек – тень Люцифера, он обречен на внутреннее одиночество при жизни и на вечное одиночество по смерти. Гордый чужд Богу, а Бог ненавистен для него. Гордость подобна мраку, который окружил Голгофу в день богоубийства. Это богоубийство тайно совершается в сердце гордеца – в этом метафизическая бездна гордости.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 27
Люди любили его прежде всего за безукоризненную монашескую жизнь. Он был делателем непрестанной Иисусовой молитвы, и какой-то особенный внутренний свет озарял его лицо.
Рейтинг: 8|Голосов: 321
Четки – неразлучный друг и любимая подруга, с которыми беседует душа. Это ожерелье духа, мост от закона к благодати – от молитвенного правила к непрестанной молитве. Каждый узелок четок становится самоцветом в духовной копилке, которая откроется в вечности, это то золото, которым душа будет откупаться на мытарствах.
Рейтинг: 9.3|Голосов: 22
В детстве я слышал легенду о падении Вавилона. Я не ручаюсь за ее достоверность и даже за то, что правильно передаю по памяти. Но она имеет для меня особую ценность – как назидание, которое должны помнить наши современники.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 35
Модернисты упрекают православных богословов в том, что они в некоторых случаях использовали собранный на Западе материал. Но здесь опять недоразумение. Базовым источником схоластики являлось византийское богословие. Из западной схоластики православные теологи брали то ценное, что всегда принадлежало Церкви, и крупицы найденного золота тщательно отделяли от земли.
Рейтинг: 9.1|Голосов: 102
Если для христиан одно из назначений одежды – предохранить себя и других от соблазнов, то новые моды преимущественно имеют противоположную цель: обратить внимание на тело человека и вызвать чувство похоти. Те, кто ходят полунагими и уверяют при этом, что не чувствуют страсти, лгут сами себе. Они подобны пьяному, который уверяет, что он трезв – это земля качается под его ногами.
Рейтинг: 8|Голосов: 378
Человек должен найти себя среди чуждого, вторгшегося в него, обступившего со всех сторон. А чуждое — это грех, страсти и мир. Но на духовном пути часто встречается именно такая ошибка: чтобы освободиться от чуждого и наносного, человек ломает не только грех, но и себя, уничтожает данную ему от Бога неповторимость своей личности, то есть лицо своей души.
Рейтинг: 8.8|Голосов: 623
Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких. Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.
Рейтинг: 8.9|Голосов: 1852
Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож – резать хлеб. В этом смысле чревоугодие – постоянное предательство своей молитвы.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 59
Трагедия современных христиан состоит в том, что они ищут Божьего града, будто своего законного наследства, но не ищут Самого Бога, как источника вечной жизни. Им непонятно святоотеческое слово «обожение», им непонятно, что значит стать богом по благодати. Не понимая этого, они и не желают его. Они хотят возращение потерянного Эдема, где цветут и благоухают небесные цветы, где нет старости и смерти, где нет страданий.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 1237
В своей земной жизни Христос подчинил Себя времени и истории, и вместе с тем Он стоит над временем и историей, поскольку Он – их Творец и Владыка.
Рейтинг: 7.6|Голосов: 175
Догмат об искуплении – это сердце православной веры. Все догматические утверждения в сфере триадалогии, христологии, экклесиологии и сотериологии проверялись отцами Церкви прежде всего по отношению к возможности искупления и спасения человека Христом. Он является не только критерием чистоты веры, но также камнем преткновения для еретиков и лжеучителей от апостольского века до наших дней.
Рейтинг: 8.4|Голосов: 67
Свою задачу – сохранить количество верующих – модернизм видит в беспрерывных компромиссах, поэтому модернизм – это путь перманентных уступок антихристианскому миру, это стремление осуществить союз с духом мира, попытка, обреченная на неудачу и поражение. Христос сказал: «Мир Меня возненавидел и вас возненавидит». Мир примирится с Церковью только тогда, когда поглотит ее, или же когда в Церкви оскудеет Дух Христа.
Рейтинг: 8.6|Голосов: 62
Догматы неразрывно связаны с заповедями Священного Писания, которые можно назвать «нравственными догматами». Через исполнение заповедей человек начинает воспринимать догматы не как вероисповедальные формулы, но как силу и свет, преобразующие душу. Он чувствует, что догматическая истина – это жизнь его духа и неоскудевающий источник благодати; а ложные догматы – это мрак и смерть души.
Рейтинг: 9.2|Голосов: 13
В книге Бытия дана как бы в закодированной форме будущая история человеческой мысли в ее главных и основополагающих направлениях. Человек сотворен по образу Божьему. Образ не единосущен с Первообразом; он является как бы его отблеском, некой потенцией с заданной целью, которую надо осуществить. Здесь гармония и различие между Божеством и человеком.
Рейтинг: 8.6|Голосов: 27
Наше время можно назвать ренессансом язычества. Выходцы из Индостана и Тибета, с многочисленными учениками и последователями (вроде Рерихов), и их европейские коллеги – преемники древних гностиков и средневековых альбигойцев, оккультисты и сатанисты, с их черными братствами, люцифериане, розенкрейцеры, иллюминаты, а также конспиративные союзы и секты, давно заняты общим делом – превращением христианских стран в языческие регионы.
Рейтинг: 10|Голосов: 16
Итак, прославляя святых, мы прославляем Божественную любовь к человеку и подвиг человека, который через борьбу с собой открыл себя этой любви. В молитве мы обращаемся к святому как к личности, в некотором смысле знакомой нам по жизнеописанию. Однако этими сведениями о святом сокровенная глубина его личности вовсе не исчерпывается. В мистическом плане святой всегда остается гораздо выше, нежели мы можем знать или даже думать о нем.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 124
Люди ищут в Церкви правду, ту правду, которую потерял мир. Они утратили чувство собственной греховности, той гнилой язвы, которая разъедает их душу, а ищут правды вовне. Теперь духовный отец должен учить прежде всего своим собственным примером и не допускать в своих словах и поступках того, что способно уязвить душу, больную гордостью, или служить соблазном для послушника, который может, совершая грех, оправдывать себя примером своего старца.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 84
На одной из конференций Совета Мира Патриарха Ефрема попросили сказать речь. Он поднялся на трибуну и, обращаясь к американцу, сидящему в первом ряду, спросил: «Ты, американец, хочешь войны?». Тот ответил: «Конечно, не хочу». Патриарх сказал: «Я тоже не хочу» — и сошел с трибуны. Это было самое краткое из всех выступлений, но оно вызвало самые продолжительные аплодисменты.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 198
Днем, восседая на троне, святая царица Тамар разбирала государственные дела и творила суд, подобно Соломону изумляя мудростью и великодушием тех, кто приходил к ней. По ночам же она надевала власяницу и молилась Божией Матери, называя Ее Царицей Грузии, а себя – последней рабой. Молитвы святой венценосицы, как крепостные стены, защищали страну от видимых и невидимых врагов.
Рейтинг: 9.2|Голосов: 20
Я люблю старые могилы, мы дружим с ними; проходя мимо некоторых из них, я чувствую, что здесь лежат мои друзья, которых мне хочется спросить о том мире, что открывается за гранью смерти. Некоторые могильные камни мне хочется поцеловать так, как целуют лицо старого друга. И здесь я опять вижу свой духовный проигрыш,— опять потеря: я понимаю теперь, что мало молился о мертвых, что мой союз с ними мог бы быть более тесным.