Два главных догматических заблуждения современных христиан

Мы продолжаем публикацию ответов на вопросы портала Православия.Ru современного церковного писателя и подвижника архимандрита Рафаила (Карелина).

Аллегория Православной Церкви Аллегория Православной Церкви
    

Главное догматическое повреждение ума современных христиан – это потеря святоотеческого понимания Церкви как хранительницы истины, Священного Предания и Священного Писания. Современное представление о Церкви в либеральных кругах все более приближается к протестантскому взгляду на Церковь как на человеческую общину, объединенную вероучительным согласием и ритуалами, на союз единомышленников. При этом самое главное – божественная сторона Церкви как хранительницы благодати, носительницы фаворского света и непрестанной Пятидесятницы – стирается, ее воспринимают как человеческий институт.

Для модернистов Церковь становится бесхозным домом, который они приватизировали и переделывают на свой лад

Для бойких модернистов Церковь становится бесхозным домом, который они приватизировали и переделывают на свой лад.

Откровение имеет две формы: Писание и Предание. Священное Предание, отраженное в символических книгах (вероучительные книги, принятые всей Церковью), догматических и канонических постановлениях Вселенских соборов, богослужебных текстах и агиографических памятниках, все более обесценивается в глазах либерального общества. Что касается модернистов, то для них Священное Предание – в значительной степени мифология, недостойная внимания современного «образованного» человека. А что касается догматики и каноники, подтвержденных на соборах, то известный модернист Николай Зернов прямо заявил, что «Вся трагедия Церкви началась со Вселенских соборов»[1].

Модернисты стараются создать новое аморфное христианство, которое отвечало бы страстям современного общества

Модернисты стараются дискредитировать вероучительные источники, упразднить и разрушить, а иногда даже осмеять богословскую традицию и преемственность прежних веков, создать новое аморфное христианство, которое отвечало бы понятиям, вкусам и потребностям, а проще говоря, страстям современного общества, находящегося под радиацией либерализма и гуманизма. Модернисты стремятся не мир просветить светом Церкви и приобщить его к вечной истине христианства, а Церковь приспособить к миру и тем самым подвергнуть ее перманентной секуляризации.

Второе догматическое извращение я вижу в стремлении модернистов переделать, а, в сущности, упразднить православную сотериологию, изъять из нее догмат об искуплении и создать новую сотериологию под названием «нравственной теории спасения».

Догмат об искуплении – это сердце христианства

Догмат об искуплении – это сердце христианства. Спасение человечества Христом заключалось в том, что Распятый Мессия принял на Себя через Свои страдания и мучения наказание, которое по справедливости Божией должно было вечно тяготеть над человечеством. Господь заменил нас Собой и этим соединил справедливость с любовью, а любовь с правосудием – в этом смысл Голгофской жертвы.

В предреволюционные годы предыдущего мятежного столетия началось движение обновленчества. Обновленцы заявляли, что современного человека уже не вдохновляет учение об искуплении и нужны новые идеи. Гуманизм как культ человека не желал и не допускал искупления, видя в этом унижение достоинства человеческой личности; его более устраивало другое учение – о том, что человек сам спасает себя через исполнение евангельских заповедей и подражание Иисусу Христу как нравственному эталону человека. При этом часть модернистов допускали, что Христос – идеальный человек, а другие считали, что Он грешник, Который путем борьбы с живущим в нем грехом и страстями постепенно нравственно совершенствовался и окончательно победил грех во время крестных страданий. Это лжеучение представляло Христа не Искупителем, а педагогом и открывало путь христианизированной теософии и гностицизму. Следует помнить, что древние гностики-докеты отвергали догмат искупления, считая распятие и страдания Христа призрачными. Апостол Иоанн Богослов запрещал христианам иметь какое-нибудь общение с гностиками. История повторяется, и подобие настоящего мы можем найти в прошлом.

Вопросы архимандриту Рафаилу (Карелину)
задавал Антон Поспелов
Благодарим Тамару Манелашвили за неоценимую помощь в создании этого материала

2 июля 2014 г.

[1] Из воспоминаний митр. Антония Сурожского: «Помню, как я был смущен, когда Николай Зернов пятьдесят лет назад мне сказал: “Вся трагедия Церкви началась со Вселенских соборов, когда стали оформлять вещи, которые надо было оставлять еще гибкими”».
Характерна реакция на это и самого митр. Антония: «Я думаю, что он был прав, — теперь думаю, тогда я был в ужасе. Это не значит, что Вселенские соборы были не правы, но они говорили то, до чего они дожились. И с тех пор богословы тоже до чего-то дожились…» // http://www.mitras.ru/html/beseda0806.htm

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О духовных недугах нашего времени О духовных недугах нашего времени
Архим. Рафаил (Карелин)
О духовных недугах нашего времени Архимандрит Рафаил (Карелин) о духовных недугах нашего времени
Главным недугом настоящего времени я считаю ложь и двуличность, которые становятся стилем жизни современного человека.
Христос как Спаситель. ВИДЕО Христос как Спаситель. ВИДЕО
Диак. Владимир Василик
Христос как Спаситель. ВИДЕО Христос как Спаситель
Лекция 3-я из цикла «Мир Веры». ВИДЕО
Диакон Владимир Василик
Цикл лекций Сретенского монастыря «Мир Веры». Лекция третья: «Христос как Спаситель». Лекцию прочёл диакон Владимир Василик. ВВЦ, 29 октября 2013.
Соблазн «внецерковного христианства» Соблазн «внецерковного христианства»
Архиеп. Григорий (Бербичашвили)
Соблазн «внецерковного христианства» Соблазн «внецерковного христианства»
Архиепископ Потийский и Хобский Григорий (Бербичашвили)
Мы должны понимать, что если у многих наших соотечественников мы видим неверие и даже ненависть к Церкви и иерархии, то во многом эти негативные чувства направлены против тех карикатурных представлений, которые укоренены в их сознании предшествующей антицерковной пропагандой. На самом же деле, к великому сожалению, эти заблудшие люди совершенно не знают, что в реальности представляет собой святая Церковь.
Комментарии
Konstantin Romanov 8 октября 2017, 21:49
Спасибо за статью, очень полезная и нужная. На своем опыте убедился, что сейчас в интернете много священников обновленцев, которые проповедуют в соцсетях, что Христос был грешен и боролся со своими грехами и победил их на кресте. И когда им приводишь конкретные слова в Священном Писании, где сказано и безгрешности Христа, или слова наших святых из Священного Предания, которые конкретно говорят, что у Христа не было ни каких грехов, в том числе родовых, первородных или еще каких то иных, и что ни с каким грехом он на кресте не боролся, а это грехи пытались побороть его святость, то вижу очень удивительную реакцию, они начинают обвинять в еретичестве :-) И смешно и грустно.....
milaruss12 марта 2016, 15:33
Спасибо за публикацию арх.Рафаила Карелина,в таком формате усваивается лучше и быстрее,чем через книгу,на которую нужно время и настрой!
Сергей11 марта 2016, 13:21
К вопросу об искуплении привожу выдержку с сайта ekzeget.ru (очень советую обратить внимание):Мк.Глава 10 Ст. 45

Синодальный перевод
«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.»

Церковно-славянский перевод (транслит)
«ибо Сын Человечь не прииде, да послужат ему, но да послужит и даст душу свою избавление за многи.»

Современный перевод «Радостная весть»
«Ведь и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за множество жизней.»

Перевод С.С. Аверинцева
«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать жизнь Свою как выкуп за многих".»

Перевод епископа Кассиана (Безобразова)
«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу Свою как выкуп за многих.»

Греческий текст
«KAI GAR O UIOS TOU ANQRWPOU OUK HLQEN DIAKONHQHNAI ALLA DIAKONHSAI KAI DOUNAI THN YUCHN AUTOU LUTRON ANTI POLLWN»

Подстрочный перевод А. Винокурова
«и ведь Сын человека не пришёл стать услужаемым но послужить и дать жизнь Его [в] выкуп вместо многих.»

По-моему, все ясно.К сожалению, греческий текст отражается в транслитерации, но на сайте-источнике всё в порядке.
Александр Цалко 1 января 2016, 14:47
Замечательная по своей сути и актуальности статья.
Иван23 декабря 2015, 21:58
"Искупил ны еси честное Твоею кровию,
на кресте прегвоздився и копием прободся,
бессмертие источил еси человеком,
Спасе наш, слава Тебе. ". Искупление , кровь Христа и бессмертие ; вот это и есть спасение . (Закон веры , закон молитвы )
Марина19 декабря 2015, 21:06
Спасибо! Всегда с большим доверием отношусь к словам Архим. Рафаила, так как его слова никогда не противоречат учению святых отцов Церкви! Вот истинный пастырь добрый! Низкий поклон за Ваши труды!
тамара19 декабря 2015, 20:31
для Сергея Сокура.уважаемый брат,начинать всегда надо с исповеди,покаяния,причастия. Господь даст свою благодать и силы,чтобы бороться со страстями. проснётся тогда и совесть,появиться возможность и главное желание жить по-другому. Бог в помощь ,дорогой брат. вперёд!!! никогда не надо отчаиваться.!!!!кто ищет Бога,тот всегда его НАЙДЁТ.
Соборянин 2 января 2015, 15:32
Из диспута с мусульманами;
Что значит догмат об Искуплении рода человеческого:
Очевидно,на Суде будет учитываться все,но основной ответ каждый будет давать за себя лично. И если в одних обстоятельствах одного места и времени люди делали разный выбор - понять это можно,но оправдать - нет. Если не будет покаяния. В покаянии грехи аннигилируются Голгофой через веру и становятся яко не бывшими. Получается,что Сам Господь их "совершал" за что и "наказался",даруя взамен Свою праведность. Ибо всякий грех есть искажающее предательство вольное или невольное,после которого невозможно уже то,что было до него. И дружба и браки разрушаются,а если восстанавливаются,то это уже не совсем то,что было до этого. Творение-же совершенно изначально и неизменное совершенство это сохраняется только во Христе(Мессии),пребывающем в нас Крещением,Причастием и другими Таинствами Церкви. Он неизменно подобен первому Адаму. И дарует эту неизменность в изначальном совершенстве верующим и кающимся Своим рабам. Сначала(на земле) в духовной реальности,а после смерти и в чувственной. Дабы не повреждать свободы выбора и не отнимать поприще для подвигов у Своих рабов.
Владимир30 октября 2014, 14:21
Сергею. Не унывай. Св. Симеон Новый Богослов говорит:"Тщательное исполнение заповедей Божиих научает нас нашим немощем". Человек осуждается не грехами, а как он с ними боролся. Скажи себе, например, что я с завтрешнего дня никого не осуждаю или не завидую, или не гневаюсь. Оп! и не выходит. А вот как ты внутри боролся, сопротивлялся - это видит Господь. Это и будет борьбой с грехом.
Сергей Сокур30 октября 2014, 10:13
Люди добрые помолитесь обо мне!погибаю в страстях блуд и тщеславие обладают мной и нет во мне покояния,ибо если б страх Божий был.не грешил.сколько не борюсь не приуспел.не заслужил я рай.как последнее не потребье я огорчаю Господа. Люди помолитесь вырваться из рва страстей.
Александр Уколов31 июля 2014, 22:05
Очень ценная публикация.
Сергей14 июля 2014, 20:09
Александру:

Да, именно! нужно определиться в терминах и их понимании, ибо без этого ничего путного не выйдет... Ибо даже этимология слова ИСКУПЛЕНИЕ, которую вы приводите, уводит к разным результатам,но! в контексте христианства (которое рассматривает Ветхий и Новый Заветы, как единое духовное пространство)ИЗБАВЛЕНИЕ и ИСКУПЛЕНИЕ - скорее синонимы. Ибо усилиями Бога и человеков (при условии их согласия), посредством жертвы искупительной,которую предоставляет Бог(только ОН!),человек(отпавший) может воссоединиться с Ним вновь (как было до грехопадения), да и мало того - в сыновьем качестве!
Поэтому Избавление и Искупление в христианском котексте не просто термины (потому и написал их с заглавной буквы), а "...путь и истина и жизнь".(Надеюсь намек прозрачный). С уважением.
Александръ12 июля 2014, 15:07
Сергею.
Уважаемый Сергей, спасибо за ссылку. Эти теории известны, я чуть позже о них скажу.
Но прежде всего об отрывках Мк.10:45 и Мф.20:28, приведённых вами. В церковнославянской версии они выглядят так: "ибо Сынъ человчь не прiиде, да послэжатъ емэ, но да послэжитъ и дбстъ дэшу свою избавлйнiе за мнуги."
Т.е. ИЗБАВЛЕНИЕ, а не искупление как в синодальном переводе. Очевидно, что это совершенно разные слова. Более того существительное , переводимое в синодальном как "искупление", встречается только в приведённых отрывках, а происходит от глагола , переводимого как: отцепить, освобождать, развязать, выпустить, уничтожить, развязать, нарушать, уничтожать, противоречить, ломать, отменить. Т.е. конечно, гораздо ближе к ИЗБАВЛЕНИЮ. Притом в чистом виде слово "Искупление" присутствует в Ветхом Завете, но выглядит иначе: . Вернувшись к вашей ссылке: все варианты трактовок всё таки ближе к понятию ИЗБАВЛЕНИЕ. Т.к. ИСКУПЛЕНИЕ в контаксте "и отдать душу Свою для искупления многих." предполагает "выкуп" у кого - то. А тут мы с вами далеко зайдём. Правда, в тупики.
Сергей11 июля 2014, 00:24
Михаилу Синицыну:

Да не тужите,Михаил,Церковь Христову разрушить человекам невозможно!
"создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее..." Ад и бесы не одолеют! а вы говорите...
"Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще."[Откр.22:11]
Михаил Синицын10 июля 2014, 13:47
Совершенно справедливо подмечено. Очевидно, что существует не только внешняя сторона церкви, как то просто община, но и внутренняя, главная, она же духовная ( хотелось бы узнать что такое фаворский свет?), которая действительно содержится в реальных писаниях, а то и вовсе, я подозреваю, передаётся только от наставника к ученику или с помощью рукоположения. И утратить такую церковь особенно жаль, однако она разрушается не только со стороны либералов и даже не столько ими, как самое главное она разрушается изнутри и разрушается давно. Причина же разрушения изнутри совсем не очевидна и могла бы стать темой отдельного обсуждения.
Сергей10 июля 2014, 13:40
Александру:
а)Насколько я понимаю: Смысл - содержание, значение чего-либо. "Ключ спасения" являтся НЕ смыслом искупления, а лишь тождественным понятием,если позволите - синоним. Так что, по-моему,в ваших устах понятие это, уж извините,подвисает...

в)Полегче, полегче, Александр, то, что я задал вам вопрос, не означает что "иду на вы"!Вы сами задали вопрос:"И как присоединить к искуплению Причастие?" Слова И.Богоносца и Христовы говорят о Причастии, но не об искуплении, вы и прежде достаточно туманно говорили об искуплении, но и отвергали его упоминание в Новом и Ветхом Завете (за редким исключением).Ведь весь ваш посыл к православному, начиная со слов И.Богоносца и до вопроса:"Неужели это неправда?" стилистически никак нельзя считать ответом на ваш же вопрос:"И как присоединить к искуплению Причастие?" Посему,ИМХО,он и остается без ответа!

Наконец,б)НЕПРАВДА, В Новом Завете Господь Иисус Христос ДВАЖДЫ! говорит об Искуплении в Мк.10:45 и Мф.20:28. В Ветхом Завете эта тема поднимается гораздо более значительно и под различными углами зрения.Не удивительно!ибо Искупление, помимо прочих смыслов, может быть истолковано и как имя Иисуса Христа...
Более подробно об искуплении можно прочесть:"Догмат искупления по трудам русских богословов XIX–XX"
Источник: http://www.myrophores.ru/dogmat-iskupleniya-po-trudam-russkih-bogoslovov-xix-xx.
Александръ 9 июля 2014, 18:50
Сергею.
Ответ на вопрос "б)": Слов об ИСКУПЛЕНИИ в словах Христа нет. Равно как и в Ветхом Завете. Об "искуплении" пишет только Павел: Рим.3:24, 1Кор.1:30 , Еф.1:7, Кол.1:14, Евр.9:12. Больше нигде в Писании этого понятия нет. Зачем и почему это необходимо было написать Павлу? Общины, к которым он обращался или были созданы не им (Рим), или находились под сильным влиянием иудейства. Субботы, Новомесячия и жертвы продолжали оставаться в них средством самооправдания. И суть этих слов Павла об "искуплении" была только одна: - отбросьте эту ерунду, - Христос взял всё на себя (иначе они не могли это понять). Прекратите эти дешёвые математические самоопрадания жертвами. Католической ветвью Церкви были подхвачены и развиты в догму эти слова как норма, а не как предостережение. Т.е. ровно наоборот.
Ответ на вопрос "а)": Другой смысл "искупления" - это ключи спасения, данные каждому из нас Христом. КАЖДОМУ. И это его, каждого, дело, воспользуется он этим ключём или нет.
Ответ на вопрос "в": Ну, присоедените "искупление" к этим словам Христа, если сможете: "Если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его; то не будете иметь в себе жизни". Утвердите, что важнее. Ваше мнение, или эти слова.
Сергей 8 июля 2014, 01:28
>>Александръ-православному:
а)Извините, православный, а нескольких смыслов искупления вы не допускаете?
б)Есть ли слова самого Господа об искуплении? Хоть одно?
в)И как присоединить к искуплению Причастие?

Извините, что встряваю в ваш разговор, но, считая себя православным, нахожу возможным спосить:
а)Александр, а какие смыслы вы имеете предложить, можете перечислить?!
б)Вы имеете ввиду, что слОва "искупление" нет в речах Христа?
в) А вы не энаете? Если вы не "фигуру речи" употребили, а и вправду не догадываетесь, могу ответить...
Док Майк 7 июля 2014, 08:02
"Спасение человечества Христом заключалось в том, что Распятый Мессия принял на Себя через Свои страдания и мучения наказание, которое по справедливости Божией должно было вечно тяготеть над человечеством. Господь заменил нас Собой и этим соединил справедливость с любовью, а любовь с правосудием – в этом смысл Голгофской жертвы."

А это не католико-протестантское торгово-юридическое понимание спасения? Типа, гаишник штраф наложил, добрый дядя его за меня заплатил, после чего я погнал дальше на красный свет рассекать. Пусть дядя дальше платит, он добрый и справедливый. А я каким был, таким и остался.

Где спасение дущи через покаяние и борьбу со страстями при помощи Божьей, о котором писали Иоан Лествичек, Авва Дорофей и другие Святые? Где спасение через соединение с Богом: "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом"?
Александръ 7 июля 2014, 05:09
православному
Извините, православный, а нескольких смыслов искупления вы не допускаете? Есть ли слова самого Господа об искуплении? Хоть одно? И как присоединить к искуплению Причастие? Священномученик Игнатий Богоносец называет Евхаристию «лекарством безсмертия, противоядием, чтобы не умереть». Сам Спаситель так обращается к Своим ученикам: "если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 53-56).
Неужели это неправда?
Сергей 6 июля 2014, 23:46
Интересно получается у вас,Ефим:"Христос в себе произвел исцеление поврежденной природы... Это исцеление, может быть усвоено человеком." То есть вы отрицаете Символ веры и Творения Святых Отцов? Христос - единосущен Отцу! О каком повреждении Его природы вы говорите? Это ересь!
Усваивается только пища (да и то - не любая), а Спасение - у Бога, от человека требуется только идти путем Христа (как ОН Сам и говорил: Я есмь путь и спасение, и жизнь...)
Вы утверждаете, что Христос восстановил в себе поврежденную природу. Это какое-то масло масляное: если Он Бог (в чем нет сомнения), зачем ему восстанавливать, если Он в силах делать изначально неповрежденным (как и был сотворен Адам)? Посему, по примеру Адама, и Христос воплотился неповрежденным! По иному и не могло быть: Адама(как и все человечество)требовалось спасти не исправлением ущербной природы (что - есресь и хула на Св.Духа),а тем, чтобы пройти путь Адама там, где он преткнулся (в непослушании Богу), что Христос и сделал как человек по плоти и Бог по духу. И именно об этом подробно пишет упомянутый вами Максим Исповедник в "Вопросоответы к Фалассию" вопрос 21 (http://www.rodon.org/mi/vkf.htm#a23). Так что, не приписывайте мученику Максиму собственную ересь - ему, пострадавшему за то, что не желал принять ересь монофилитства!
ортодокс 5 июля 2014, 12:21
святитель Игнатий (Брянчанинов) об Искуплении:

«Искупление рода человеческого было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, — совершено было Самим беспредельным Богом. Казни — жребий рода человеческого, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его бесконечным достоинством».

«Жертва за греховность человечества долженствовала быть чуждой греха, вполне непорочной. Этого мало: она долженствовала быть безмерной цены, чтоб могла искупить человечество, виновное пред бесконечным Богом, невыкупимое, следовательно, никакой ограниченной ценой, как бы эта цена ни была велика. Естество человеческое соделало Богочеловека способным быть Жертвой, а естество Божеское дало этой Жертве безмерную цену».

православный 5 июля 2014, 12:18
Владимир Мельник пишет:

>> Догмат об искуплении пришёл к нам из католической церкви. Сам по себе он оскорбляет Господа

Вы хоть бы потрудились узнать что говорит Православная Церковь об этом догмате, потрудились бы почитать Библию и Св.Отцов об искуплении, прежде чем слепо повторять Осипова и других модернистов.

"Не приемлющим благодати Искупления, Евангелием проповеданного, как единственного нашего ко оправданию пред Богом средства, — анафема!" (5-й анафематизм Последования в Неделю Торжества Православия)

БИБЛИЯ:

«Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде». (Римл. 3:23-25)

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех».(1Тим.2. 5,6)

«Он (Христос) есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». (1Иоан.2.2)

«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы сцелились». (Ис.53.5)

«Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». (Рим.5. 8-10)

СВ.ПРЕДАНИЕ:

iskuplenie.wordpress.com/iskuplenie
православный 5 июля 2014, 12:08
Ефим пишет:
>> "Христос в себе произвел исцеление поврежденной природы, которая в Адаме была повреждена, исцелил её через страдание"

Это ересь. Христос безгрешен и не принимал "поврежденную природу", чтобы её "исцелить".

>> "Таким образом, получается"

Не получается. Узнайти что говорит Библия, что говорят Св.Отцы от св.Иоанна Златоуста до св.Игнатия Брянчанинова.И тогда ваши воззражения и непонимания уйдут. Было бы только у вас желание это узнать.

>> "Как-то разъяснения А.И. Осипова более логичны"

Как-то разъяснение Церкви в лице Соборов и Священного Предания (Святых Отцов) истинны, а разъяснения Осипова еретичны и лживы в своем основании. По-факту.
-------------------------------------------

Итого: ваше вера - это учение профессора Осипова, а не православие. Узнайти что такое православие в Церкви, у её Святых, в Её книгах, а не что говорят современные модернисты.
Иоанна 5 июля 2014, 11:34
Очень полезная статья, спасибо!
Ефим 4 июля 2014, 15:28
Полностью согласен с Владимиром Мельником. А то Бог получается не только благое творит, но и ещё постоянно пытается наказать человечество.

Христос в себе произвел исцеление поврежденной природы, которая в Адаме была повреждена, исцелил её через страдание. Это исцеление, может быть усвоено человеком.
Христос сделал совершенной природу человека через страдания.
Максим Исповедник, пишет: "Он был не просто человек, а Бог вочеловечевшийся для того, чтобы чрез Себя и в Себе обновить естество человека"
Григорий Палама пишет: «Облекаясь же во Христа, нового Адама, который наше повинное естество соделал новым в Себе, восприняв его от девственных кровей, как соблаговолил и Собою оправдал его»
Игумен Петр (Мещеринов) пишет: «Христос стал новым Адамом, родоначальником нового, обновленного человечества, и теперь человек может спастись, приобщившись Иисусу Христу.»
Восстановив “в Себе Самом” человеческую природу и создав тем самым новый Организм (Церковь), второй Адам открыл возможность обожения каждому верующему через рождение от Него в Крещении, правильную духовную жизнь и приобщения к Таинствам Церкви.
Алексей KZN 4 июля 2014, 12:20
Отличная статья! Я думаю, что во все времена велась борьба с Православием, просто спустя N-ное количество лет это становится более очевидным, как-бы оглядываясь назад все понятно становится. И в настоящее время ведется, просто нам самим надо бодрствовать и более тщательнее изучать Евагелие. Бог есть Любовь. Мне очень нравится то, как Серафим Саровский каждый день говорил "Христос Воскресе!" Вот в чем вся суть христианства! Всё остальное - вторично. Вот о чем нам надо всегда помнить. Простите за неровное изложение мыслей...
Владимир Мельник 4 июля 2014, 10:03
Догмат об искуплении пришёл к нам из католической церкви. Сам по себе он оскорбляет Господа - ведь получается, что Бог жаждал возмездия и кровь Иисуса Христа его удовлетворила.

Господь не гневливый самодур!!! Он любовь (истинная - не романтическая).

К сожалению, данная статья уводит читателя от понимания, что есть суть Православия.
раба Божия Татиана 3 июля 2014, 16:31
Искупление требовалось, чтобы избавить человечество от смерти, вошедшей в его жизнь со грехом.
Жертва Христа заключалась в страданих и смерти его человеческой плоти и сущности для победы над адом, который не смог усвоить себе Его смерть, как соединеного с Божеством (с Его Божественной сущностью). Ад (смерть) оказались не всесильны, а значит -- сокрушены. Господу понадобилась победа над субстанцией, созданной Им Самим по нам дарованной (Им же Самим) свободе воли.
Необходимо было лишить всесилия эту субстанцию смерти.
И теперь все, воспринявшие часть Божественной сущности, обоженные через веру во Христа, также освобождаются от всесилия ада.
Алексей 3 июля 2014, 00:45
Спасибо!!!
Необходимо как следует каяться!!!
Бог найдет такого человека,который все Ему выложит на исповеди,предварительно вразумив его.
Остальное -дело техники!!!Все есть! И благодать и любовь!!!
Не хватает смелости признаться в своей трусости.
И в этом надо каяться.Следить за чистотой в Церкви.
Не превращать Ее в музей для туристов во время ЛИТУРГИИ.
Иначе,заглохнет Православие.Пропустить через минимальную просветительскую щель всех,пояснив,что иначе будет погибель.
В России построить центр для обалдевших европейцев и собственных невежд.Наблюдаю,как тысячи туристов ведут себя
в наших храмах,готовые погулять и потанцевать под ЭТУ БЛАГОДАТЬ И ЛЮБОВЬ БОГА.Господи! ВРАЗУМИ НАС !
Спасение возможно только работой Самого Бога-ВРАЗУМИТЕЛЯ.
Словами нашего поврежденного рассудка и воображения не выразимо это таинство.Плотнее к Писанию и исповеди с покаянием и ПРИЧАСТИЕМ.Отдать все Богу взамен на благодать и любовь.Все будет просто!!!
Алексей.
Владимир 2 июля 2014, 23:19
Статья актуальная для нашего времени, но вот вопрос Андрею: а причем тут католичество?
Протоиерей Вадим Леонов 2 июля 2014, 23:05
Какие ясные, точные и глубокие слова! Глоток чистой воды. Пример православного богословия по сути. Как жаль, что спасительные истины веры не доходят до любителей комфортного христианства. Отцу Рафаилу, подай Господи сил духовных и телесных для дальнейшего свидетельства Православной веры! Сердечно благодарен редакторам сайта за публикацию!
Сергей 2 июля 2014, 22:33
Ефим, как раз "потерпевшим"-то, должно было стать человечество (ведь предупреждали: "не ешьте - смертью умрете"), а "получилось" так, что стал Господь (разумеется, по Своей воле). И, ведь,не просто "смертью умрете" - до сошествия Христа во ад, никто из умерших выкарабкаться оттуда не мог!Все для Бога смертью умерли!..
Т.е. милосердие Господне,во Христовой смерти,превозмогло справедливость Божию. Припомните: "от преизбытка любви Бог сотворил все",чтобы это ВСЁ могло сорадоваться радости Божией (а любовь и есть радость!). А вы о самоудовлетворении говорите... Тут сплошь мистические вещи, да и глубокие чрезмерно, а вы до ребуса прескверного низводите.
haris 2 июля 2014, 18:51
согласен с архим.Р.К. по поводу вопросов искупления и вечных муках и человеческой природе Христа , в которых он расходится с проф. Осиповым. Только не понятно, почему по этим краеугольным вопросам веры, не расставит точки церковное начальство в патриархии.не знаю как можно веровать вместе с прф. Осиповым ,что Христос исцелил свою человеческую природу, поврежденную первородным грехом, на кресте путем страданий. Хотя каждый день в церкви в символе веры поют: "распятый за ны..." и все евангелие о том что Христос взял грех мира на Себя и пострадал за нас и вместо нас , а не за Себя. sorry.
Ефим 2 июля 2014, 13:12
"Спасение человечества Христом заключалось в том, что Распятый Мессия принял на Себя через Свои страдания и мучения наказание, которое по справедливости Божией должно было вечно тяготеть над человечеством. Господь заменил нас Собой и этим соединил справедливость с любовью, а любовь с правосудием – в этом смысл Голгофской жертвы."

Таким образом, получается, что Бог, как потерпевший, наказал сам себя (понес наказание за обидчика)?
Бог наказывает сам себя, чтобы самому себе этим принести удовлетворение...
Как-то разъяснения А.И. Осипова более логичны.
Андрей 2 июля 2014, 11:16
Кто-то нам навязывает тот путь, на который свернуло католичество. Вот ну никак не могу догадаться - кто же это?
диакон Георгий максимов 2 июля 2014, 10:28
Спасибо! Очень важные для нас, современных православных, слова пастыря, служившего в Церкви еще в эпоху новомучеников и исповедников.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×