Продолжаем публикацию ответов архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы портала Православие.Ru.
— Какое взаимодействие и общение возможно с теми же католиками и протестантами, среди которых — и это очевидный факт — много хороших людей?
— Этот вопрос является одним из камней преткновения для части современных православных христиан. Поэтому мы остановимся на нем более подробно.
Менталитет современных христиан под влиянием изменений условий жизни и внешней информации подвергается разрушающему реактивному облучению и уже изменился по сравнению с прежними веками.
Теоцентризм, характерный для прежних веков (Бог — высшая ценность, цель и содержание жизни), сменяется гуманизмом, где человек (притом, эмпирический человек, с поврежденной природой), а не Божество, занимает высшую ступень духовных и душевных ценностей. «Все природное прекрасно», — декларируют гуманисты. Духовное возрождение и освящение они не отвергают, но принимают как самосовершенствование.
Гуманизм учит тому, что человек не нуждается в искуплении, в таинствах веры и благодати Духа Святого, а спасается собственными добродетелями. Для гуманистов-христиан Христос — не Искупитель, а эталон человека, и спасение заключается в подражании Христу. Само понятие прародительского греха, который переходит от поколения к поколению, гуманистам кажется несправедливостью.
Один из известных гуманистов прямо заявил: «Адам согрешил, а я при чем?», то есть он считает себя по рождению чистым от греха.
На самом деле человечество представляет собой генетическое единство, где грех Адама передается от родителей к потомкам. Святой Иоанн Златоуст выражает такую мысль: если ты не хочешь отвечать за грехи праотцев, то откажись и от обетований и благословений, данных им, но в таком случае ты откажешься и от Мессии — Христа Спасителя.
Современные гуманисты считают веру в Церковь как единственный путь спасения духовной гордыней
Мистическое восприятие человечества как множественности во единстве и единства во множественности заменяется гуманистами принципом внешнего коллективизма, а в делах веры — субъективными понятиями о спасении. Современные гуманисты, лишенные чувства благодати как свидетельства истины, считают веру в Церковь как единственный путь спасения духовной гордыней, дефицитом любви и узостью мышления.
Теперь к гуманизму все более примешивается либерализм, при котором грех теряет свою демоническую сущность, а любовь Божия воспринимается как терпимость к греху, которая переходит в солидарность. Один из видных христианских гуманистов заявил: «Христос во всем солидарен с человеком». Тогда зачем нужно было Распятие?
Принцип апокатастасиса — обязательного и неизбежного возвращения к первоначальному состоянию — породил реабилитацию оригенизма, который считает, что грех — это только задержка в пути к Богу и отсрочка времени в стране изгнания, а затем все существа, в том числе сатана и падшие ангелы, вернутся в божественную плерому (полноту). Это учение, противоречащее Евангелию, отвергнутое и проклятое Церковью, стало все более явно звучать в сочинениях современных модернистов.
Церковь — не союз, а единство
Теперь я хочу коснуться вопроса о Церкви. Церковь — не союз, а единство: не может быть союза церквей, основанного на соглашениях и декларациях, а существует только единство в Истине.
Догматы, молитвы и таинства Православной Церкви, соединенные с учениями и обрядами инославных конфессий, представляют собой соединение истины с ложью, то есть ложь.
Сакральное единство с инославными и иноверцами для нас невозможно
Однако Православие не требует самоизоляции в области человеческих взаимоотношений. Мы можем иметь с инославными и иноверцами вполне добрые отношения и дружеское общение, но сакральное единство с ними для нас невозможно, иначе мы вступим в область гуманистических иллюзий и отступим от собственной веры, не принеся пользу людям других конфессий и религий. Церковь — это духовное единство, поэтому общая молитва с неправославными явилась бы для нас противоречием этому мистическому единству и стала бы не только нарушением церковных канонов, но и грехом против самих инославных, которых мы, сами того не желая, обольщали бы ложной надеждой единства и спасения вне Православия.
Что касается добродетельных иноверцев, то по справедливости Божией за свое добро они получат некую награду и утешение, но они лишены самого главного: Бог не является внутренним фактором их бытия.
— Как вообще привести ко Христу «хорошего человека»?
Если человек не стремится очищать свое сердце от страстей, то он окажется внутри пустым, и эту холодную пустоту ощутят те, к кому он обращается с учением о христианской вере
— Для этого самому надо стать «хорошим человеком», воцерковить себя, стараться стяжать благодать Божию и своей жизнью показать пример веры и добродетели. Тогда будет видно, как воздействовать на души других людей, как найти ключ к их сердцу. Общего рецепта здесь нет, но надо помнить, что привести душу ко Христу можно только через действие благодати. Ученики Христа не отличались ораторским красноречием или знанием философии, однако своим простым словом, исполненным благодатью, творили нравственные чудеса: обращали сотни и тысячи людей ко Христу. Люди, общаясь с ними и слушая их, как бы входили в световое поле благодати, чувствовали ее действие в своих сердцах, которая открывала для них неведомый духовный мир. Если человек не стремится очищать свое сердце от страстей, пребывать в молитве, исполнять волю Божию, то он окажется внутри пустым, и эту холодную пустоту ощутят те, к кому он обращается с учением о христианской вере. Если человек не стяжает благодати, то ни красноречие, ни оснащенность в мирских науках и даже знание текстов Священного Писания не поможет ему оживлять сердца людей и тем самым опытно свидетельствовать им об истинности христианской веры.
— Кого привести проще: того, кто далеко отстоит от истин веры (как например, мусульмане или язычники) или же того, кто уже верит во Христа, но имеет неверные догматические воззрения (как например, католики и протестанты)?
— Обычно мы называем людей, верующих во Христа, христианами, к какой бы конфессии они ни принадлежали и каких бы догматов ни исповедовали. Но если мы посмотрим на этот вопрос более глубоко, то увидим, что Христа можно познать только через благодать Духа Святого, носительницей Которого является Церковь. Свет благодати действует на дух человека и освящает его душу. Кроме искупления для спасения необходимо было еще сошествие Духа Святого и продолжение Пятидесятницы в Церкви.
Трагизм конфессий, отпавших от Православия, заключается в том, что там идет познание Христа вне Духа Святого, а через душевные силы самого человека; в результате создается ложный образ Христа, который не может возродить и спасти душу человека. Поэтому каноны Церкви так категоричны в разделении духовной истины от заблуждений, Православия от неправославия и строго охраняют православную веру от каких-либо искусственных соединений с инославными учениями.
Те, кто оказались вне ковчега во время всемирного потопа, одинаково погибли независимо от того, где были
Нельзя сказать, кто ближе или дальше от Православия — это будут только внешние измерения. Те, кто оказались вне ковчега во время всемирного потопа, одинаково погибли независимо от того, где были: далеко или около него. Современные модернистские воззрения о частичной благодати, которая якобы находится в других конфессиях, не соответствует учению Церкви. Нельзя быть частично спасенным или частично освященным; здесь есть две возможности: быть или с Истинным Христом, Который открывается в Духе Святом, или с ложным Христом, образ которого создан человеческим рассудком и эмоциями.
При переходе из иноверия или инославия в Православие человек по церковному чину должен перед крестом и Евангелием отвергнуться от заблуждений своей прежней религии, а увидеть эти заблуждения легче язычнику, чем католику или протестанту. Современные гуманизм и либерализм учат о спасительности всех конфессий и даже вероисповеданий. Примером такой нравственной и вероисповедальной индифферентности является модернизм с его учением о спасении. Поэтому в настоящее время говорить о единственной возможности спасения в Православной Церкви становится признаком плохого тона, фанатизмом и унижением человека другой веры.
Мне кажется, что легче обратить в Православие иноверца, чем инославного, а труднее всего — православных фарисеев, а также модернистов, которые постоянно ищут компромиссов между учением Христа и духом богоборческого и развращенного мира.
Мы не будем с этими "хорошими" в вечности, а будем с убогими своими братьями православными стоять одесную Престола Божия. Это полюбому приходится держать в уме.
«…общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией» (Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, п. 1.15).
Есть частное мнение богослова и есть мнение Церкви - неверное с точки зрения богослова. Кого слушать?
Постоянно посещаю его сайт, и нахожу там много полезного для себя. Для тех кто не знает, рекомендую почитать - http://karelin-r.ru/.
Да, и младенцы грешны первородным грехом, ибо "чистый от нечистого не рождается", как сказано в книге Иова. Потому 124-е правило Карфагенского Поместного Собора гласит: "кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерной утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия, тот да будет анафема". Слова Христа "пустите детей ко Мне" означают что детей надо крестить, а не что они после смерти по-любому спасаются. Ведь сказаны они были про живых, а не про мертвых детей.
Viktor Scherbatyh:
Держитесь, во что бы то ни стало, догматики, древних традиций в той мере, в которой еще возможно, в современном мире. Как незаметно, страшно и "естественно" происходит "скольжение" вниз...!
Данная статья - просто безупречна в своей актуальности...
Я добавлю. Этот вектор указывает на ценность единоверческих традиций, жаль, что даже в Петербурге нет уже ни одного единоверческого храма, этим летом искала... и нашла вместо церкви Музей Арктики.
Слава Богу, что у нас есть о. Рафаил, и еще много неравнодушных пастырей.
http://www.youtube.com/watch?v=e3xrOAeGSVM&list=PL0_8AVaucts1BgRIFNXIkkELpE0OZhts4&index=6
Неукоснительно, сохранить обрядовость Русской Православной Церкви. Иначе, совершенно незаметно, произойдет ПОДМЕНА. Зная, что все неизбежно,но,... не нам дано знать времена и сроки!
Данная статья - просто безупречна в своей актуальности (простите, за термин). Личное мнение. Виктор.
Бог дал шанс Адаму, но тот отказался, когда не стал каяться перед Богом. Для Бога этот шаг Адама и Евы стали столь неприятны из-за осознания того, что Адам потерял к Нему любовь, и их сердечный выбор не был на стороне Бога. Отсутствие любви стало свойством Адама и Евы, которое носят даже дети.
Теперь, у нас стоит задача прочувствовать свою греховность, читай нелюбовь. Оказывается, невозможно прекратить грешить! Всегда есть что-то внутри, что заставляет ежедневно отпадать от Бога - то ли в мыслях, то ли в словах, то ли в делах. Наша немощь перед грехом неимоверна - сила воли тут не помогает. Святые отцы уходили из мира, но даже в пустыне боялись Суда Божьего.
Бог протянул нам руку еще раз - через мученическую смерть Христа показал, что готов отдать Себя в жертву за наше возвращение. Лишь бы наше доверие Ему, наше постоянное покаяние Ему, наше признание ошибки Адама, пронизывающей дух и тело каждого, стали спутниками нашей земной жизни. Наш осознанный и сердечный отказ от греха не делает нас святыми - мы испорчены по природе, но дает нам небольшой шанс через любовь вернуться к Отцу Небесному. Именно Церковь - дверка к этому шансу.
Христос же сказал о детях лучше, чем о взрослых, так как дети не имели огромного списка не раскаянных грехов, имеющегося у родителей.
Если перевести в плоскость понимания людьми, то первородный грех это наша природа. Этот грех присущ каждому, даже ребенку, и он проявляется в любое время жизни человека. Корень его в наличии понятия "Я", и в нашем внутреннем принятии этого "Я" как самом уникальном и особенном явлении. "Я", соединенное со свободой воли, дарованной от Бога, превращает нас в разрушителей. Дайте волю ребенку, и он будет познавать то самое Адамово древо жизни до тех пор, пока не спалит или не разломает весь дом.
Но волю ребенка ограничивают взрослые, сохраняя мир вокруг него и его самого. Воля взрослых ограничивается законом, риском быть изгнанным и лишенным свободы воли.
Когда Адам был с Богом, в нем свобода воли и "Я" проходили через призму воли Божьей. То есть, он мог выбирать что угодно, но осознанно не хотел делать выбор наперекор Богу имея к Богу настоящую любовь и доверие. Бог, имея любовь к Адаму, не мог его ограничить в выборе, оставив даже взрослому и умному, возможность спалить дом.
Не знаю, правильно ли я поняла прп. Серафима Саровского, но он своим дивеевским сестрам сказал, что искал им человека, да не нашел. То есть того самого,- носителя Духа Святого.
Примерно так же выразился и свт. Игнатий, искал по всей России, а нашел только одного. Мол нет сейчас духовных отцов, спасаются писаниями древних, но этот путь полон преткновения.