Переживаемое в России в настоящие дни духовное возрождение неразрывно связано с оживлением литургического сознания членов Церкви. Следствием такого обновления должно стать и восстановление особого отношения к Таинству крещения. Выход за рамки понимания крещения как будничной требы ведёт за собой и осознание важности подготовительного процесса к новому рождению во Христе Иисусе. Катехетический опыт Церкви до недавнего времени был лишь поводом к ностальгии по лучшим временам, оставаясь, по сути, без сферы применения. Но предкрещальная катехизация как процесс перестала быть уделом энтузиастов и малых групп и приняла общецерковный характер. Новые условия бытия Церкви принуждают возвращаться к древней традиции и искать способы её применения в условиях современности.
О сложном начале, ожидаемых плодах и критериях готовности к катехетическому служению – в интервью с епископом Ахтубинским и Енотаевским Антонием.
Ваше Преосвященство, благословите. На последнем собрании клириков Ахтубинской епархии Вы обратили особое внимание на проведение огласительных бесед перед крещением. Что это − давно назревшее решение или ответ на требования Архиерейского Собора?
− Лично для меня это давно назревшее решение. До настоящего момента происходившее в Ахтубинской епархии можно назвать периодом становления: необходимо было понять особенности жизни приходов, собрать информацию и затем выработать порядок введения обязательной катехизации. На собрании я предложил для клириков тезисы огласительных бесед, чтобы они могли ориентироваться на этот вероучительный минимум. Был сформирован список вопросов, который следует проговорить с крещаемыми или с восприемниками при купели. При этом я просил духовенство к каждому приходящему ко крещению человеку относиться индивидуально.
Решение о введении обязательной катехизации не нашло противников среди священников епархии. Мы долго зрели до этого шага.
Думаю и надеюсь, что предварительные встречи перед крещением позволят избежать профанации Таинства. С другой стороны, я совершенно не питаю иллюзий, что всё и сразу заработает, как налаженный механизм.
Ну и, конечно же, наше решение напрямую связано с требованиями Архиерейского Собора − мы ведь должны их исполнять.
На кого сейчас Вы возлагаете больше надежд в катехетической работе − на духовенство или мирян?
− На данный момент на духовенство, но я не теряю надежды, что рано или поздно к этой работе подключатся миряне. Сейчас разрабатывается вариант создания особой должности катехизатора при благочинии, который будет ездить по населённым пунктам епархии и помогать священникам в деле просвещения. Для начала, повторюсь, надо понять основные принципы осуществления катехизации.
Возник вопрос с сёлами, в которых нет священника. Но и эту неурядицу мы готовы решить − у каждого священника есть каноническая территория его пастырской ответственности, которую иначе можно назвать границами прихода. Клирик сможет посетить малые сёла, объявить о порядке подготовки ко крещению и затем совершить Таинство в свой следующий приезд.
Согласно древним канонам, епископ должен возглавлять процесс подготовки ко крещению. Входит ли в Ваши планы участвовать в начатом деле? Быть может, совершать крещение взрослых людей в дни сочельников − перед Рождеством или Пасхой?
− Собственно говоря, я постоянно этим занимаюсь: при поездках в районы обязательно провожу беседы и встречи с прихожанами. В ближайшие планы входит создание небольшой группы невоцерковлённых людей и проведение встреч с ними на нейтральной территории.
По поводу крещения взрослых есть много задумок. Для их реализации понадобится время, потому что эти обычаи являются частью религиозной культуры, до которой нам надо ещё дорасти. Одна из идей состоит в том, чтобы на реке в Ахтубинске построить иордань, которая на праздник Богоявления будет местом для освящения воды. А в тёплое время года в этом месте можно будет совершать Таинство крещения полным погружением в соответствии с традицией Церкви.
В бытность насельником Иоанно–Предтеченского монастыря Вы выступили инициатором создания курсов для подготовки катехизаторов. Полученных студентами знаний будет достаточно для успешной просветительской работы?
Два года учёбы − это немалый срок для изучения основных вопросов, выбранных нами для подготовительных бесед. Уверенные ответы на основные вопросы, связанные с нашей верой, являются одним из основных критериев готовности проповедника. Если человек ответственно и серьёзно отнёсся к изучению предложенной программы, я думаю, он может приступать к не самому лёгкому церковному служению катехизатора.
Убеждён, что практика катехизации не сразу приживётся на приходах. Обязательно найдутся люди, которым новые обычаи окажутся не по нраву, ведь раньше принять крещение было значительно проще.
Готовы ли Вы к строгости?
− Да, я готов к строгости. Во время своих бесед с прихожанами я стараюсь много внимания уделять вопросу понимания Церкви. Если человек, решивший вступить в Церковь, отказывается принимать древнюю традицию, то говорить о крещении сейчас рано или вовсе нет смысла.
С другой стороны, я совершенно не готов к формализму и к тому же призываю священников епархии. На собрании прозвучал вопрос о крещении тех людей, кто уже плотно вошёл в жизнь Церкви, − нужно ли с ними проводить беседы или нет? На мой взгляд, если родители и восприемники ребёнка происходят из церковной среды, столь серьёзной необходимости в катехизации нет. Повторюсь, каждый случай индивидуален и объединять всех в одно правило недопустимо.
Опыт катехизаторского служения подсказывает, что плоды становятся очевидными не сразу. Поэтому следующий вопрос будет духовно-практического характера: как просветителю не отчаяться в своей деятельности и избежать «профессионального» уныния?
− В такие минуты мне вспоминается образ Церкви, который предлагает святитель Иоанн Златоуст. Мы река, которая должна течь. Пьёт ли из неё кто-то или нет, это второй вопрос. Нам необходимо создать условия, в которых обеты Таинства найдут максимальный отклик в людях. Это тяжёлый процесс, который легко не дастся. Если в крещении человек не получает обновления в новом бытии со Христом, то наша пастырская совесть оскверняется грехом лицемерия и профанации. Мне кажется, это должно быть страшно. Если мы сможем преодолеть подмену, то это будет важным шагом на пути к истинному церковному сознанию. В конечном итоге, по прошествии нескольких лет, серьёзное отношение к Таинству крещения укрепит наши приходские общины.
Важно сказать и вот о чём: во многих людях созрела потребность в слышании слова Божия. По собственному опыту знаю, что иногда нам фальшиво кажется, что люди хотят побыстрее получить просимое и уйти. Но если люди встречаются с добрыми намерениями пресвитера, они вернутся вновь и приведут своих близких и друзей.
Какой порядок подготовки ко крещению Вы находите уместным в пределах своей епархии?
− Я предлагаю проводить две беседы независимо от категории готовящегося к Таинству крещения − будь то взрослый крещаемый или восприемник младенца. Катехумен должен не просто познакомиться с нашим вероучением во время встречи, но и немного поработать самостоятельно : почитать, поразмышлять, помолиться.
В первой беседе речь идёт об основных аспектах нашей веры. Вторая беседа будет значительно короче. Нахожу даже возможным проводить вторую встречу непосредственно перед священнодействием. Это связано с тем, что сельские жители часто обременены большими расстояниями до храма и большой занятостью по хозяйству.
Во время проскомидии Вы поминаете тех, кто от Вашей руки принял Таинства крещения, венчания или хиротонии. Думаю, что почти за десять лет священнослужения найдутся один-два особо памятных случая крещения.
− Сразу вспоминается молодой человек по имени Назарий, который пришёл ко мне с различными вопросами о вере. Наши встречи закончились тем, что он принял крещение, а затем и вовсе был рукоположен в Москве в священный сан.
Гораздо больше в памяти случаев, связанных с совершением Таинства исповеди. В Требнике покаяние именуется вторым крещением. Число людей, которые изменили свой образ жизни после первой исповеди и смогли восстановить в себе дар крещения, значительно выше.
Какие формы послекрещальной катехизации Вы находите для себя наиболее приемлемыми?
− Мне очень нравится традиция совместного чаепития после богослужения. Стараюсь добиться, чтобы во всех храмах моей епархии этот обычай соблюдался. Важно, чтобы эта форма общения прихожан не привела к самоизоляции прихода. Быть может, городские приходы с этим никогда не встретятся, но сельские приходы бывают часто замкнуты сами на себе. Вокруг священника формируется круг лиц, который закрывает внешним путь к служению Церкви.
Моим благословением настоятели храмов обязуются проводить приходское собрание минимум три раза в год. Заседание должно быть полноценным и открытым, с обсуждением важных вопросов жизни храма. В собрании должны участвовать все, кто считает себя членом прихода, а не просто группа доверенных лиц. Необходимо объявлять о собрании заранее и проводить его в храме. Прежде всего, это хороший способ познакомиться − часто люди годами ходят в один храм и при этом совершенно не знают друг друга.
Вспоминается случай, когда на должность приходского старосты был выбран невоцерковлённый человек. Через должностную ответственность, через реальное дело он смог стать ближе к Церкви. Доверие священника оправдалось и принесло хороший плод.
Прихожане должны иметь возможность напрямую участвовать в жизни прихода, а не просто наполнять храмовое пространство в воскресный день. Уровень желания служить Церкви и самоотдачи до сих пор остаётся очень высоким.
Беседовал иерей Максим Бурдин