Новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики", который с 1 сентября будет преподаваться во всех российских школах, по-прежнему вызывает вопросы. На некоторые из них отвечает Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации Донской митрополии митрополит Меркурий.
—
Владыка, на изучение "Основ..." отводится
34 часа. Можно ли за это время младшекласснику
освоить предмет?
— Хотел бы уточнить: из них четыре часа - вступительные уроки. Я думаю, за 30 часов изучить основы религиозной культуры невозможно. Ведь это не только история религии, но изучение культуры и даже нравственное воспитание. Поэтому я выступаю за последовательность курса. Нужно вернуться к изучению основ религиозных культур, например, в 7-м классе, когда школьником получен достаточный багаж знаний. Когда он может выстроить систему взаимосвязи предмета с другими предметами. А потом еще в 10-м классе: в этом возрасте подросток начинает по-другому воспринимать окружающий мир, серьезно размышлять, философствовать. Понимаю, что это непросто.
— А оценки по новому предмету ставить не
будут?
— Межведомственный координационный совет отдал это решение на усмотрение преподавателя. В конце концов, знания, которые получают дети, не ради отметки.
— Вы возглавляли Представительство Патриарха
Московского в США. Как там решаются такие
вопросы?
— В Америке вообще все вопросы с религией решаются намного проще. Религию преподают в школах. Каждый выбирает, что хочет, или вообще не выбирает. И в религиозную жизнь людей светское государство не вмешивается.
— Когда 1 сентября дети придут в школу, у них уже будут учебники и преподаватели по новому предмету?
— Обязательно. В третьих классах было проведено анкетирование и выбран тот или иной модуль. В соответствии с этим выстраивался заказ на учебные пособия, которые должны поступить в течение лета.
— И каковы результаты анкетирования? Что
предпочли школьники?
— Там, где традиционно православный регион, свыше 70 процентов учащихся выбрали Основы православной культуры. Где больше мусульман, выбирают Основы исламской культуры. Мы совершенно спокойно к этому относимся. В республиках на Северном Кавказе этот предмет тоже вводится. Чечня на 99 процентов выбрала модуль по исламу.
— Будет ли церковь участвовать в подготовке учителей, и должен ли быть преподаватель верующим?
— Если учитель будет верующим, ничего плохого в этом нет. Учитель должен не только обладать знаниями, но и уметь более доходчиво донести их до учеников. Он должен более глубоко знать традиции и просто любить свой предмет. Я не сторонник того, чтобы священник преподавал в школе, для этого нужно обладать профессиональными знаниями. Но преподаватели, конечно, будут общаться со священнослужителями. Задача последних - не стремиться на школьные кафедры, а помочь учителю с дополнительным материалом, рассказом о хрестоматийных событиях, разъяснениями.
— Еще мнение: почему бы не объединить
религии и этику в один предмет, чтобы дети изучали все
основные конфессии нашей страны, а не только
"свою"?
— Вряд ли это правильный подход. Как дети изучают литературу? Сначала они читают народные сказки, потом русскую классику. А затем приходит черед зарубежной, мировой литературы. То же и с религией. Нужна последовательность, чтобы не создавалась в головах у четвероклашек этакая каша религиозная. Кроме отвращения вообще к изучению религиозной культуры, такая мешанина ничего не принесет.
— А не слишком ли надуманный предмет, например, светская этика?
— Многие родители до сих пор путают этику с этикетом
и думают, что на уроках светской этики детей будут учить,
как держать вилку и нож за столом. Лучше всего о предмете
светской этики сказал Святейший Патриарх: светская этика -
это обезбоженная нравственность. Вот насколько можно
представить себе нравственность без религиозной основы,
настолько можно говорить о светской этике. Если же
говорить о самом учебнике по этому предмету, то это
наиболее неудачный из учебников, написанных для
детей.