Книга иеромонаха Георгия (Соколова)
обращена к самому широкому кругу читателей. В наше
время много говорится о здоровом образе жизни,
продлении молодости, долголетии. Наномедицина сулит в
недалеком будущем открытие невероятных возможностей в
лечении многих заболеваний и продлении человеческой
жизни. Но что несет людям обретение бессмертия? И
какую цену придется за это заплатить? Автор в своей
книге пытается найти ответы на эти вопросы.
Иеромонах Георгий(Соколов) Станет ли зло бессмертным? — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 112 с. — (Серия «Кафедра»)
Приводим отрывок из книги.
...вот, Адам стал как
один из Нас, зная
добро и зло; и теперь как бы не простер
он руки своей, и не взял также от дерева
жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
(Быт 3,
22)
ВВЕДЕНИЕ
«Мы хотим жить
вечно, и скоро это у нас получится».
Билл Клинтон,
американский президент
В начале XX в. русский философ Владимир Соловьев опубликовал работу под названием «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», в которой подверг существенной критике занимавшую в ту пору умы многих идею прогресса — представление о том, что человечество вследствие научно-технического и культурного развития будет с каждым днем жить все лучше и лучше. Сочинение написано в форме диалога вымышленных персонажей,и, чтобы яснее понять позицию автора, приведем из него краткий отрывок:
«Г- н Z. Ну а уничтожение болезней и смерти включаете вы в число предстоящих успехов культуры?
Политик. Разумеется...до некоторой степени. Уже и теперь много сделано по части санитарных условий, гигиены, антисептики, органотерапии.
Г-н Z. А эти несомненные успехи в положительную сторону разве не уравновешиваются столь же несомненным прогрессом невропатических и психопатических явлений вырождения, сопровождающих развитие культуры?
Политик. Ну, на каких же это весах взвешивать?
Г-н Z. Во всяком случае бесспорно, что растет плюс, растет и минус, а в результате получается что-то близкое к нулю. Это насчет болезней. Ну а касательно смерти, кажется, кроме нуля ничего и не было в культурном прогрессе.
Политик. Да разве культурный прогресс ставит себе такие задачи, как уничтожение смерти?
Г-н Z. Знаю, что не ставит, но ведь потому и его самого очень высоко ставить нельзя. Если последний результат вашего прогресса и вашей культуры есть все-таки смерть каждого и всех, то ясно, что всякая прогрессивная культурная деятельность — ни к чему, что она бесцельна и бессмысленна»[1].
Господин Z, который выражает позицию автора — Владимира Соловьева, не знал, что пройдет всего лишь около ста лет и научно-технический прогресс поставит перед собой задачу победы над смертью, точнее, над процессом старения человека.
Современные достижения в области геронтологии (науки о старении живых организмов, в т. ч. и человека), молекулярной биологии и генетики позволяют ученым говорить о том, что уже через несколько десятков лет вполне вероятно будет найден способ существенного замедления или даже полной остановки процесса старения. По крайней мере современным естественным наукам неизвестно ни одного фундаментального принципа, который бы запрещал сколь угодно долгое продление жизни. Как выразился американский физик, лауреат Нобелевской премии Р. Фейнман: «Если бы человек вздумал соорудить вечный двигатель, он столкнулся бы с запретом в виде физического закона. В отличие от этой ситуации, в биологии нет закона, который утверждал бы обязательную конечность жизни каждого индивида»[2].
Задача отменить старение уже перешла в ранг инженерных проектов, и сегодня вопрос стоит скорее не как именно это сделать, а какое из направлений окажется первым, доведенным до практического использования.
Средством для победы над старением становится комплекс высоких технологий: наномедицина, генная инженерия, биотехнологии и др. Решение проблемы старения однозначно повлечет за собой исчезновение большинства патологий. Человек будет умирать только лишь вследствие неизлечимых инфекций, несчастных случаев или суицида.
Так, в интервью «Российской Газете» академик, директор НИИ физико- химической биологии МГУ В. П. Скулачев сказал: «... Начать с того, что смерть вовсе не обязательный удел каждого живого существа. Скажем, бактерии бессмертны. В лабораториях, где им создана благоприятная среда, они живут неограниченно долго. Да и некоторые линии раковых клеток человека живут в пробирках уже около ста лет и умирать не собираются. Почему же должны умирать клетки человеческого организма?»[3]. Более того, академик заявил: «У меня есть подозрение, что в 21-м веке проблема победы над старением может быть решена. По крайней мере добиться продления жизни в 10-20 раз вполне реально» [4].
Профессор, президент Геронтологического общества РАН В. Н. Аниси- мов в книге «Эволюция концепций в геронтологии» пишет: «Если сохранится существующий темп прогресса в изучении механизмов старения, то правомерно ожидать получение в ближайшие 10-20 лет критически важных результатов в этой области. Представляется вполне обоснованным надеяться, что эффективная терапия старения может быть реализована уже во второй четверти XXI в., а в его второй половине появление методов, фактически дающих человеку "вечную молодость"»[5].
Глава кембриджского проекта SENS (Strategies for Engineered Negligible Senescence — «Стратегия для проектируемого незначительного старения») генетик Обри ди Грей вполне серьезно полагает, что средняя продолжительность жизни людей очень скоро вырастет до тысячи и более лет. «Тогда мы все еще будем умирать, конечно, от невнимательного пересечения дороги, от укусов змей или нового типа гриппа, но не тем "затянутым" способом, которым большинство из нас умирает в настоящее время»[6], — сказал ученый.
Наиболее захватывающие перспективы обещают нанотехнологии. Так, летом 2004 г. проекту nanonewsnet.ru дал интервью один из крупнейших специалистов по наномедицине Р. Фрейтас. На вопрос, как скоро на- номедицина победит старение, ученый ответил: «Если бы мои коллеги и я получили достаточные ресурсы дляразвития нанотехнологий в медицине, то мы бы решили проблему старения уже через 20-30 лет»[7].
Бессмертие. Наверное, самая заветная мечта человечества. В веках растворены вопросы: «Почему я умираю?», «Почему умирает красота?», «Почему умирают любимые люди?» Ведь сколько всего прекрасного мы могли бы сохранить, если бы не было смерти. В погоне за вечной молодостью человек шел абсолютно на все: магия, различные упражнения, диеты, пищевые добавки, лекарства, хирургические вмешательства и так далее, и тому подобное. И вот сегодня наука, кажется, готова исполнить заветную мечту человечества и объявить о победе над его заклятым врагом. Но действительно ли смерть — досадная ошибка Творца? Действительно ли она бессмысленна? Действительно ли она — враг человечества? Ведь с устранением смерти бессмертным станет не только все прекрасное, но и все плохое. Грех, порок, страсть, которые свойственны человеку, тоже станут бессмертными. Надо ли делать зло бессмертным?