* * *
Поначалу хотелось горы свернуть. До чего же просты все
заповеди! Живи и радуйся! Любить ближних, не красть, не
убивать. Да я легко могу их соблюдать! Да я всегда их
соблюдала! Я вообще всё могу, у меня самой такие крылья!
Эх, полечу, да и родных с собой возьму, а то они что-то
замешкались и с недоумением смотрят на меня, что это со
мной вдруг соделалось…
* * *
У меня новая жизнь. Хочется изменить всё и сразу. Внешний
вид, привычки, лексикон. Как на крыльях летишь в храм.
Жизнь больше не кажется чередой серых будней. Каждая
минута наполняется смыслом…
* * *
Не понимаю: как это вера, основанная на любви,
жертвенности, милосердии, может так трансформироваться в
одном конкретно взятом тебе, что настолько отталкивает от
тебя твоих ближних? Ведь жизнь во Христе – если она
подлинная – должна не разобщать, а объединять людей,
а если этого не происходит, то виновата в этом не
Церковь…
* * *
«И будете гонимы за имя Мое» – в период
воцерковления эти слова Спасителя могут стать утешением.
Можно даже почувствовать себя в каком-то роде мучеником за
веру. Но не всегда слова апостола Павла о том, что для
верующего «враги – домашние его»,
означают, что все вокруг тебя – плохие, а ты один
– хороший.
– Мама, посиди сегодня с сыном, мне нужно на
исповедь. Как это, не можешь? Какие у тебя могут быть
дела? Это ведь твой собственный внук…
– Родной, прости, обед не успела приготовить, утром
спешила к Причастию. Купи себе по дороге
пельменей…
– Дорогая! Конечно же, я приду к тебе на день
рождения. Только учти – сейчас пост. Приготовь мне
что-нибудь постненькое. Вина? Что ты! Низ-зя!!!
* * *
Ты торопишься в храм… А тем временем твои близкие
становятся от тебя все дальше и дальше. Мама, устало
вздыхая, берет на себя воспитание внука, а заодно и
готовит обед, муж бунтует, требуя вернуть ему
«нормальную» жену, а не «эту в
платке», подруга больше не звонит, чтобы пригласить
в кафе… Ты еще больше убеждаешься, что «мир
лежит во зле», с пеной у рта доказываешь окружающим,
что только эта жизнь – настоящая, а все, кто тебя
окружают, – несчастные слепцы… Несешься, и в
какой-то момент спотыкаешься, падаешь и долго лежишь, не
ощущая ничего, кроме пустоты. Уже не хочется молиться,
идти в храм. Ты словно замираешь у черты, раздумывая, что
же ты сделала не так?
* * *
Время полетов во сне и наяву проходит. Потихоньку
ослабеваешь, летишь на честном слове и на одном крыле,
перебиваясь от исповеди к исповеди, на которой ничего
внятного сказать не можешь. Это поначалу хочется кричать
от омерзения к себе. Потом будто бы смиряешься и даже
начинаешь сочувствовать своей распущенности и
безответственности. Составляешь с вечера длинный список
грехов – почти всегда одних и тех же – и к
исповеди приходишь пустым, как будто сам себя давно
простил и оправдал. И незаметно превращаешься в
разваренную картофелину, которая гордится своей
шелухой.
– Да, я такая, как есть. «Яко свиния лежит в
калу»…
И даже довольно похрюкиваешь, размазывая слезы по лицу и
пуская сопли пузырями.
* * *
Страшно. Хочется свалить с себя всякий груз. Всю
ответственность. Спасаться налегке. А на кого свалить?
Конечно же, на батюшку. Он самый лучший. Умеет выслушать,
понять, утешить.
– Батюшка, я тут благотворительностью занялась, не
поможете, чем можете?
– Батюшка, мне надо сына в садик устроить,
поговорите с кем надо, пожалуйста!
– Батюшка, у меня с мужем непонимание. Благословите
развестись?
– Батюшка, благословите!
– Батюшка, помогите!
– Батюшка, уже решите все мои проблемы, чтобы я
могла, наконец, жить нормально!!!
* * *
– Что читаю? Да вообще-то ничего, сижу себе
потихоньку, деградирую… В основном светскую прессу.
На духовные книги сил не хватает. Такая, знаете ли,
усталость накапливается, просто не могу читать... засыпаю
на ходу. «Исход» уже третий месяц не могу
осилить. И за что это евреи так ненавидели Моисея?
* * *
Так удобно – ничего не решать самому. Пусть решают
другие. Но еще больше, чем собственная пассивность,
раздражает апатия окружающих. Трудно быть овощем в овощном
хранилище…
* * *
Говоришь с человеком, предлагаешь ему дело, которое надо
срочно сделать, а он в ответ – как батюшка
благословит!
Конечно, если речь идет о важных делах, то без
благословения никак нельзя. В этом плане жизнь у нас очень
простая: как благословят, так и сделаем. Но иногда все же
доходит до абсурда:
– Благословите стол передвинуть, благословите ключ
от кабинета взять, благословите чаю попить…
Однажды услышала, что в ответ на подобные просьбы
митрополит Антоний Сурожский отвечал:
– Благословляю не быть идиотом…
* * *
– Сегодня, что, праздник какой? – спрашивает
муж, садясь ужинать.
– Ага,– уплетая рыбу, отвечаю я.–
Большой праздник!
И только вечером, удосужившись заглянуть в православный
календарь, вижу, что сегодня день строгого поста. Такое в
дни церковных праздников бывает.
* * *
Ничто не дается так тяжело, как молитва. Утреннее и
вечернее правило. Минут 10-15. Я засекала. Простые в
общем-то слова. Каждое – про меня. Но почему же так
сложно молиться? Особенно перед сном. «Сейчас еще
немножечко полежу, отдохну и потом встану обязательно на
вечернее правило!». Но просыпаешься, как правило,
уже утром. А тут мужу надо срочно погладить рубашку, сыну
сварить кашу и отвести его в садик, потом бежать на
работу… Молитвослов пылится на полочке рядом с
иконами.
* * *
Наши – в храме. Радостные, счастливые, знакомые
лица. Мамы с малышами, причастившиеся Святых Животворящих
Христовых Таин. Дорогие сердцу бабушки. Я смотрю на них с
завистью. Моя жизнь проходит мимо.
* * *
Очень тяжело. Больше нет сил. Снова бегу, лечу в храм. На
этот раз обошлось без скандалов. Муж взял отгул, и я могу,
наконец, спокойно помолиться, чтобы сынок не дергал за
полу юбки и не возвещал периодически: «Хочу есть,
хочу пить, хочу гулять!». Я счастлива. Я – в
храме. Я – дома.
* * *
Однажды мне сказали, что Церковь – это лечебница
душ. Из этого следовало, что все, кто приходит в храм,
– больные. А точнее, больные – вообще все
люди. Просто те, кто приходит в храм, осознают нужду во
враче в отличие от остальных. Мне это сравнение поначалу
не очень понравилось. Не хотелось чувствовать себя калекой
в сонме других инвалидов, медленно ползущих к спасению. Но
пришло время, и я поняла – да, я больна. Настолько,
что перестала замечать это. Тут уже не важно как –
на одной ноге или вообще без ног – главное
доползти… И при этом не бить других инвалидов, с
которыми ползешь в одном строю, за то, что они ползут не
так, как тебе хочется и кажется правильным. Как сказал
один хороший батюшка: «Прежде чем обожиться, надо
очеловечиться». Всему можно научиться. Главное
– смотреть не на соринки в глазах других, а тащить
свое бревно. Господь милостив. Глядишь, и доползешь.
* * *
Со временем крайности притупляются, отношения
налаживаются, компромиссы находятся. Ты продолжаешь
осознавать, что мир лежит во зле, но понимаешь при этом,
что спасать надо не мир, а самого себя. И Православие дает
возможность для этого, но не спасает автоматически: надел
крест, пришел в храм – и прямиком в рай. Для этого
нужно потрудиться. Для начала – не быть ленивой
разварившейся картофелиной.