Дмитрий Медведев заявил, что алкоголизм приобрел в России характер национального бедствия. Президент привел данные, согласно которым на каждого человека, включая младенцев, приходится около восемнадцати литров чистого алкоголя в год. Эта цифра в два раза превышает уровень, который Всемирная организация здоровья считает опасным для жизни человека. Ежегодно в России от болезней, связанных с употреблением алкоголя, умирают до полумиллиона человек.
Медведев признал, что уже принятые государством меры по уменьшению потребления алкоголя не смогли улучшить ситуацию. Он призвал разработать комплекс мер для искоренения этого порока, добавив, что этого можно достичь лишь на основе нормальных стандартов жизни в нашей стране. Вместе с тем, по его словам, «и рост благосостояния автоматически не ведет к уменьшению потребления алкоголя».
«Жизнь уже доказала, что одними административными запретами проблему не решить, и самое пристальное внимание должно уделяться профилактике алкоголизма, прежде всего в молодежной среде, – сказал он. – Делать это нужно на новом, на современном уровне с использованием всех возможностей системы образования и средств массовой информации, учитывая психологию и интересы молодых людей, нового поколения, то есть работать без набивших оскомину шаблонов и привлекая к такой работе различные общественные организации».
Медведев предложил изменить подход к производству пива и слабоалкогольных напитков, распространить на них общие принципы регулирования и те же ограничения, которые применяются в отношении крепких напитков. Это, отметил глава государства, касается как запрета на продажу спиртных напитков вблизи школ, досуговых центров, спортивных сооружений, так и требований к торговым помещениям, где они могут продаваться, и ограничений на рекламу таких напитков. «Я считаю эти предложения очень серьезными. Они требуют тщательного анализа, достаточно подробного обсуждения», – подчеркнул глава государства.
Напомним, наместник московского Сретенского монастыря, сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы архимандрит Тихон (Шевкунов), не так давно заявлял, что пьянство превратилось в одну из самых серьезных угроз, которые когда-либо вставали перед Россией. Он в качестве первоочередной предлагал ввести государственную монополию на производство алкоголя.
«Как вы думаете, помогут ли предложенные президентом меры уменьшить алкогольную угрозу? Какие еще меры кажутся предложили бы вы?» – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Священнослужители выразили удовлетворение тем, что высшие государственные власти обратили свое внимание на эту проблему. Предложенные же меры они расценили как правильные, но недостаточные, подчеркнув, что без изменения морального климата в обществе и жесткого государственного контроля проблему пьянства не решить.
Отец Роман Модин |
«Мера, которая предложена отцом Тихоном в Москве, – действительно очень важная мера. Дело в том, что те евростандарты, которые существуют и применятся в той же Чехии и Германии, в России просто не работают. Введение жестких стандартов поможет избежать повального пьянства, которое сегодня захлестнуло страну», – сказал он.
«Вторая необходимая мера, касается повышения цен на алкогольную продукцию. Это позволило бы вместе с ограничением употребления алкоголя увеличить доход государства. Кроме того, важно, чтобы работали национальные проекты по защите здоровья нации – к примеру, запрет любой алкогольной рекламы, а не только ограничение ее по времени, повсеместное распространение антиалкагольной рекламы, которая в нашей стране пока ещё только появляется», – добавил протоиерей.
«Но ни для кого ни секрет, что проблема глубже – проблема в духовном здоровье нации, во внутренней пустоте, которую не знают, чем заполнить, и потому глушат водкой. Сейчас всеобщее мнение – что досуг предназначен исключительно для получения удовольствия. Православие же напоминает, что важно быть счастливым, что важно изменить свою душу, – вот к каким результатам стоит стремиться. Поэтому православие может дать обществу модель здорового (не только в физическом смысле) образа жизни. Крепнущее ныне сотрудничество медицины и Церкви должно дать свои плоды. Быть может для кого-то это станет не только приобщением к здоровому образу жизни, но и приобщением к духовности», – считает он.
«Сегодня мы на правильном пути, государство – тоже», – подытожил отец Роман.
Протоиерей Борис Михайлов,
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в
Филях, считает, что корни алкоголизма – в
духовной поврежденности.
Отец Борис Михайлов
«Это зло имеет корни в первую очередь в духовной области. И я глубоко убежден, что этот тягчайший всенациональный запой связан с разлитием нравственной неправды и духовной беспросветности, с которой государство никак и не предполагает бороться. Более того, препятствуя правдивому изложению кардинальных событий отечественной истории, особенно недавней, оно объективно этому способствует, хотя, естественно, этого и не желает», – сказал он.
«Мы все подняли бы головы, у всех появился бы интерес к жизни, проснулась бы энергия жизни, если бы мы все оказались свидетелями почина, который в нашей стране при отсутствии в ней гражданского общества может сделать только сама власть, – открыть всю правду о нашей жизни, преодолеть, наконец, советское прошлое, которое, как разлагающийся мертвец, лежит на нашем пути, отравляя общественную жизнь, загоняя ее в подполье и тупики», – считает протоиерей.
«Люди могут верить только в правду. Стремление к правде на самом деле живет в сердце каждого человека и жаждет удовлетворения. Поэтому все зло нашей жизни и нашей истории должно быть открыто для всех, чтобы все могли знать, почему мы так жили и почему так бедственно живем сейчас. И это будет колоссальным средством для всецелого и всеобщего врачевания и общества, и каждого из нас», – заключил отец Борис.
Иеромонах Тихон (Зимин),
преподаватель МДАиС, считает, что начинать надо с
исполнения уже существующих законов, ограничивающих
продажу и рекламу алкоголя.
Иеромонах Тихон (Зимин)
«Нужно использовать все доступные средства для борьбы с этим злом. И начинать нужно хотя бы с того, чтобы в полной мере исполнялось то, что уже прописано в законах. Я имею в виду в первую очередь наказания за распитие спиртных напитков (включая пиво и слабоалкогольные) в общественных местах, включив в это понятие и улицу как таковую. Нужно всеми силами препятствовать распространению алкоголя в молодежной среде. Президент прав: ограничения на торговлю и рекламу спиртного должны быть максимально ужесточены и в полной мере относиться к так называемым «слабоалкогольным» напиткам и пиву, употребление которых – лишь подготовительный этап полномасштабного алкоголизма», – сказал он.
«Очень важно, на мой взгляд, чтобы сама государственная власть в полном объеме и достаточно жестко контролировала эту сферу. Здесь, конечно, будут полезны и предложенные президентом нововведения», – заключил отец Тихон.
Отец Даниил Сысоев |
«Проблема алкоголя не столько физическая, медицинская, – это проблема больше духовная и психологическая. Важно в первую очередь разрушить стереотип, что русские должны обязательно пить, что нахождение в состоянии алкогольного опьянения нормально для человека. Необходимо в этом отношении прибегать и к помощи Церкви, потому что с ее точки зрения пьянство является грехом, которое влечет за собой гибель души и тела для вечности и ведет в ад», – сказал он.
«К сожалению, в нашем обществе сложилось отношение к алкоголикам как просто к больным людям. Если это просто больные люди, на лечение которых тратятся колоссальные деньги, то и отношение к ним, как к безвольным существам, которые за себя не отвечают. Но слово Божие и наши предки относились к этому иначе. Они считали, что алкоголик отвечает за свой алкоголизм, потому что это его грех, его преступление. Вот это понимание пьянства как греха и преступления важно донести сегодня до людей. Может быть, стоило бы ввести хотя бы административную ответственность, то есть за систематическое пьянство вводить какие-то ограничения на связи человека с обществом», – считает отец Даниил.
«По церковному учению, употребление алкоголя не является грехом, грехом является пьянство. Поэтому запрет на употребление никогда ни к чему не приводил. Даже в Саудовской Аравии существует проблема запойного пьянства, хотя алкоголь там запрещен. Сегодня нужно думать о мере строгости наказания, – именно наказания, а не просто общественного порицания – за этот грех. Устрожение ответственности за вождение в пьяном виде – очень хороший пример такой политики», – сказал он. «Есть еще одна проблема, связанная с пьянством, о которой никто не говорит. Я много работал с отцом Анатолием (Берестовым) в душепопечительском центре святого Иоанна Крондштатского на Крутицком подворье и на деле видел воздействие веществ, вызывающих зависимость, которые сегодня добавляют в алкоголь, в особенности в пиво. В пиво добавляют иногда даже димедрол, что часто вызывает зависимость и отупение. Быть может, было бы полезно в этом отношение и предложение отца Тихона: жесткий государственный контроль за производством алкогольных напитков. Проблема с фальсифицированным алкоголем – из той же области. Я бы предложил уголовную ответственность за такого рода преступления», – подчеркнул священник.
«Социализация алкоголиков – ещё ода проблема, в которой Церковь могла бы посодействовать. После наказания алкоголику тоже нужно привить понимание, что он не просто больной – что он грешник, который должен избавиться от своего греха», – добавил отец Даниил Сысоев.
Священник Димитрий Арзуманов,
настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в
Жулебине считает, что один из основных ударов в
борьбе с алкоголизмом должен быть нанесен по
телевизионной рекламе пива и так называемых
«слабоалкогольных» напитков.
Отец Димитрий Арзуманов
«Дошло до того, что образы, которые навязываются этой рекламой, уже просто копируются в обыденной жизни», – подчеркнул он.
«Но важно задать и вопрос: а отчего люди у нас так много пьют? Особенно молодые. Пьют от того, что нечем заняться, от того, что нет перспективы, нет смысла жить дальше и идти вперед. Если нет цели, то и тянет в забытье и «заоблачный кайф», где все – по-другому», – сказал отец Димитрий.
«Проблема, по крайней мере, уменьшится, если у молодого человека появится уверенность в завтрашнем дне, если у него будет возможность получить нормальное образование, а после этого – нормальную работу, нормально отдыхать, заниматься спортом, иметь досуг. Но если в Москве это еще как-то может решаться, то, что делать в провинции, в глубинке, где даже малейших намеков на развитие нет, но зато есть спиртное?» – закончил он риторическим вопросом.
Священник Алексий Агапов, настоятель
Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской
области поддерживает предложенные президентом меры по
борьбе с пьянством и надеется, что они хотя бы
отчасти помогут в борьбе с этой напастью.
Отец Алексий Агапов
« Я совершенно согласен, что пиво надо поставить на один уровень с крепкими напитками. Считаю также весьма важным обратить внимание на то, что нередко употребление алкогольной продукции провоцируется не только телерекламой, но и определенным подбором телепередач и особенно многочисленными сериалами. Это тоже надо как-то контролировать», – сказал он.
«В борьбе с пьянством не следует, конечно, пренебрегать средствами социального и экономического характера. Но первоочередным делом, по-моему, должно стать духовно-нравственное воспитание молодежи. И важно, чтобы это поняли власти местного уровня. Здесь им следовало бы опираться и на опыт, накопленный Церковью», – заключил он.
Священник Алексий Козливсков, клирик
Богоявленского собора в Елохове, выразил
удовлетворение, что высшая государственная власть
обратила внимание на эту страшную социальную болезнь,
ставшую национальным бедствием.
Отец Алексий Козливсков
«Русские писатели, педагоги и врачи давно уже бьют тревогу: алкогольная катастрофа буквально ввергает наш народ в пропасть небытия», – сказал он.
«Конечно, профилактика, антиалкогольная пропаганда, ограничения на слабоалкогольную продукцию, включая пиво – все это шаги в правильном направлении, но явно недостаточные. Радикально угрозу повального пьянства они не решат. Нужно последовательно идти дальше», – считает священник.
«Мне кажется необходимым сделать следующее: во-первых, признать пиво алкогольным продуктом и распространить на него все те ограничения, что и на крепкие алкогольные напитки. Во-вторых, признать этиловый спирт сильнодействующим наркотиком, как это признавали ГОСТ СССР и Всемирная организация здравоохранения. И в третьих, надо восстановить, наконец, государственную монополию на производство и продажу всей алкогольной продукции, как это и было до злополучного 1992 года. Алкоголь стал оружием в бесовской войне против нашего народа. А на производство оружия всегда была и будет государственная монополия и строгий государственный контроль», – заключил он.