Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

МОЙ ХХ ВЕК. Часть 1

Наши воспоминания о пребывании в Церкви начинаются с 20-х годов прошедшего столетия. Мы ведь были с братом[1] в отроческом возрасте, когда наступила революция, и через какое-то время в Церкви почувствовалась значительная свобода и оживление[2], и во многих храмах служение литургии и других богослужений стало очень значительно по своему духовному настрою.

Храм в честь Спаса Преображения, Москва
Храм в честь Спаса Преображения, Москва
Воспоминается прежде всего наш приходской храм во имя Спаса Преображения недалеко от Сухаревой башни[3], куда мы ходили ещё детьми, а потом уже отроками. Храм во имя Спаса был достаточно новый, очень крупный, построенный в одно из последних, по-видимому, десятилетий перед революцией. Он отличался изяществом и большой чистотой, открытые боковые приделы соединялись с главным, таким образом получалось большое и очень звучное пространство.

Я запомнила целый ряд замечательных икон, и в их числе была икона Воскресения Христова на правом столпе между главным и боковым приделом храма. В храм мы ходили главным образом с нашей тётушкой, которая немножко помогала в работе свечного ящика, и бывали там очень, конечно, немного, но впечатления остались отчётливые.

Помнится время говения на Страстной неделе, когда мы с братом шли на исповедь к “старичку”, который был пятым, кажется, священником в нашем большом приходе, и стояли в ожидании, когда мы пойдём за ширмочку, которая была поставлена так, чтобы не смущать никого и чтобы исповедующийся спокойно, без посторонних глаз мог беседовать со священником. Батюшка был добрячок, встречал нас конечно добром, учил нас Закону Божию и с любовью отпускал.

Среди других служб в памяти запечатлелся один из годов, когда я уже была постарше, уже становилась девицей, и когда Господь дал мне пережить большое чувство радости при чтении Евангелия на греческом языке во время Великой заутрени. Я помню эти греческие слова, которые тогда не понимала, но которые остались в душе, и которые потом стали в какой-то мере руководящими в моей жизни: Ин архи ин о логос...[4]. И я помню эту чудесную литургию, после которой мы по светлым уже улицам шли с нашей тётушкой домой к нашей старушке-маме, которая нас ждала.

Таким образом, храм во имя Спаса Преображения оставил по себе хорошие чувства: там был хороший причт, особенно мы любили нашего батюшку-добрячка. Священники приходили к нам на праздники и служили молебны, на главные праздники, конечно, Рождество и Пасху. Но мы были ещё молоды, искали то, что нам было более душевно близко и удобно, — и вот мы оказываемся в храме, который находится недалеко от нашей школы[5] на Новой Басманной, церковь Петра и Павла[6], куда нам было удобно заходить, где мы могли бывать после наших

Храм во имя Апостолов Петра и Павла на Басманной, Москва
Храм во имя Апостолов Петра и Павла на Басманной, Москва
вечерних службах, а потом приходить, конечно, и к литургии.

У нас была наша группа: такие задавалы-девчонки, человек шесть парфеток[7]. Мы составили журнал, даже писали произведения, а уж если гуляли по саду (у нас при школе был сад), то обсуждали Тургенева и все его положения и покушались понимать и Достоевского, обсуждали и текущую литературу, которую нам давала наша чудесная библиотекарша. Потом мы провожали друг друга по всей Москве, потому что нам обязательно нужно было говорить, говорить и говорить. Мало было для этого сада (а сад чудесный, сохранился на Басманной)[8]. Я так люблю Басманную: это же колыбель моя!

Петропавловский храм был гораздо меньше, чем Спасов, но он был красивый, двухэтажный, с летней церковью наверху. Настоятелем был очень хороший священник, отец Пётр Поспелов[9], ученик владыки Варфоломея[10]. Отец Пётр на большие праздники, на Петра и Павла и на другие приглашал Владыку, и я помню впечатления от служения владыки Варфоломея на выходном шествии вокруг храма вечером перед будущей на другой день литургией.

В храме этом были, мне думается, элементы того, что дала новая жизнь. Здесь была известная свобода. Батюшка отец Пётр собирал детей, которых он поручал нам, уже взрослым подросткам, девушкам, и мы с этими детьми занимались и даже проводили с ними начальные занятия по молитвам. Помню, что на мне лежала обязанность продавать книги; какие книги — не помню, но тогда было достаточно серьёзных книг, глубоких и разнообразных. Мы их клали на лавочку во время всенощного бдения, а потом уносили в определённое место храма. Сам отец Пётр вёл занятия по курсу Нового Завета и приглашал нас, молодых прихожанок и прихожан, в том числе и моего брата, на квартиру к себе, где проводил эти занятия.

Таким образом, мы можем отметить полноту богослужения, свободу и большое попечение о том, чтобы в жизнь этого храма, в богослужение были вовлечены молодые члены прихода, и часто мы устраивали особые своеобразные праздники. Я не могу забыть одного вечера под день Рождества Богородицы, когда мы после небольшого путешествия, набрав золотых листьев клёна, повесили их на паникадило, и паникадило горело у нас, конечно, электрическим светом, но светились и трепетали живые листья золотого клёна. Вот таким образом направление здесь было живое, деятельное.

Отец Пётр был человеком очень открытым, очень деятельным, прямым. Он очень сильно пострадал в годы изъятия ценностей[11]. Сразу же после изъятия ценностей из церкви батюшку Петра взяли, он был удалён на несколько лет, и потом мы встретили его в Москве уже много позднее, когда были другие обстоятельства нашей жизни.

Таким образом, воспоминания о Церкви в первые годы после революции сохранили ощущение того, как наполнена была духовная жизнь церковных людей в это время, как велика была свобода внутри Церкви до какого-то периода, когда наступала жертва и расплата за эту свободу, за это живое и подлинное направление.

Конечно, и после изъятия ценностей Церковь в Москве продолжала существовать, храмы были открыты, слышно было, что во многих церквах имеются замечательные священники, которые собирают вокруг себя верную паству и формируют такое новое направление, очень поддерживаемое всеми молодыми православными. Такой священник, я помню, мне рассказывали, был где-то в Замоскворечье. Подобная община была в церкви отца Романа Медведя, который настолько сильно прилежал делу воспитания молодёжи, что за это и пострадал, и был выслан на север, и пробыл там ссылку, после которой уже в Москву не вернулся[12].

Мне хочется отдельно вспомнить “церковь Мечёва”, отца Алексия Мечёва, батюшки, который был тогда ещё жив[13]. Замечательный священник, необыкновенной души, и прозорливец, который собрал вокруг себя небольшое стадо. Я искала руководства, бывала во многих храмах, в том числе была в храме батюшки Алексия, и я помню всенощную, которую я стояла в солнечный летний день, когда батюшка, закончив службу, вышел и благословлял всех нас, всех подряд без изъятия.

Он был небольшого роста и такой был умилённой души, что он смотрел на тебя снизу вверх, когда тебя благословлял, даже я, девушка-студентка, и я была выше его, и батюшка благословлял, улыбаясь и простирая всю свою старческую любовь к тому человеку, который к нему подходил. Батюшку этого мы хоронили уже в мои студенческие годы, и я помню, что связано это было с тем, что на похороны его приехал особо на отдельном извозчике наш Патриарх, который в то время был уже освобождён из своего заточения. Я помню отчётливо (тогда были молодые глаза, которые хорошо видели), как Патриарх спускается со ступенек повозки извозчика и идёт к народу.

Святейший Тихон
Святейший Тихон
Большой радостью этих лет, когда были и большие скорби в виде изъятия церковных ценностей и арестов, было служение Патриарха Тихона[14], первого Патриарха после восстановления патриаршества, которого все мы очень любили, нежно любили и посещали его богослужения. Я помню себя молодой девушкой, когда в церкви Трёх Святителей у Красных ворот[15] — теперь уже упраздненной и не восстановленной — служил Патриарх, и я, протягивая руки над массой народа, получала благословение, открытое благословение Святейшего Тихона, и это осталось в моей памяти.

Он служит недолго, уже скоро умирает, и я помню его похороны в Донском монастыре, и масса народа, страшно большие очереди для того, чтобы подойти и проститься с архипастырем. Это всё было уже тогда, когда я была в Петровском монастыре, а о монастыре Петровском в эти годы и о старцах, которые там были, я уже писала в своё время[16], и поэтому здесь повторять нечего. Только скажу, что службы в Петровском были блистательные, по праздникам очень торжественные, что служение епископа Варфоломея всегда отличалось необыкновенной силой, необыкновенной внимательностью и высотой.

Вот это то, что можно рассказать про первые годы жизни Церкви после революции, про первые годы жизни москвичей, которые ходили в свои храмы, приходские и другие, про то время, когда открылась возможность, как я уже говорила, церковного учительства, свободного пастырства, которое в отдельных церквах продолжалось довольно долго, до тех пор, пока не настали другие, более сложные, серьёзные времена.

Так, жизнь идёт понемногу, постепенно — с большими волнениями. В Москве есть отдельные храмы, где собирается много людей, но и много скорбей готовится к этому времени. И вот наступает год, когда приходится испытывать в Церкви многое скорбное. Годы приближаются к 30-м; многие священники подвергаются арестам, так же как и многие прихожане, и церковная жизнь замирает то в одном храме, то в другом, но служба ещё сохраняется.

Приближаются годы, когда подойдёт война. Приближаются годы, когда мы, москвичи, будем находиться в храме под грохот снарядов, под грохот орудий. Я ясно помню — я тогда была верной прихожанкой Елоховского собора, — в Елоховском идёт литургия, народу мало, храм большой и очень хорошо подметённый и убранный, и вот, мы слышим наверху раскаты пушек, раскаты грома и стрельбу, и служба не прекращается. И помню я женщину, которая, взяв своего младенца-ребёнка, девочку, судорожно обняв её, в это время подходит и прикладывается к иконам. Потом я знала и эту мать, и эту девочку, выросшую и ставшую супругою священника.

Так шла жизнь, война оставила отпечаток. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий был эвакуирован из Москвы[17]. Служба шла скромная, но всё-таки приезжали в Елохово епископы, и отдельные службы были довольно людными, хотя в храме постоянно был холод, и, конечно, храм уже не мог быть убран чисто. Период войны в начале был очень тяжёлый, но это — благодаря милости Божией — не очень долго продолжалось, потому что довольно скоро начались победы на фронтах.

Я помню время, когда недалеко от границ нашей Москвы в те дни, когда мы шли в церковь, слышались пушки, и мы опасались, что попадём под власть немцев, но мы знали — с другой стороны, — что Москва никогда не будет отдана, что этого не случится. Шла война, но служба, однако, совершалась. В то время не все храмы были отданы нам, православным, так как живоцерковники в своё время захватывали многие крупные храмы, и особенно часто — церкви на кладбищах, и туда мы, естественно, не ходили. Так что я не бывала на моём кладбище (Ваганьковском), пока оно не стало православным.

Так проходили годы войны, суровые, молчаливые, но победа всё-таки приближалась. Местоблюстителя Сергия вызывают в Москву, в конце 43-го года он сподобляется сана Патриарха. И вот, молящийся с нами, известный нам Местоблюститель, уже— Патриарх. Он вёл себя скромно, очень молитвенно, и у меня есть написанные о нём строки[18], и он продолжал молиться с нами в Елоховском храме, который был тогда кафедральным патриаршим собором. Отдельные его богослужения очень хорошо запомнились. Они всегда были полны молитвенной тишины. Скромность и тишина были присущи всем службам Святейшего Сергия. Он служит как Патриарх недолго, умирает в начале весны, теперь его гроб в Елохове содержится в полном порядке, и любящие и помнящие его могут к нему подойти и воздать своё поклонение.

На смену Патриарху Сергию, ещё тогда только скончавшемуся, из Петербурга, из Ленинграда вызывается митрополит Алексий (Симанск

Святейший Алексий I
Святейший Алексий I
за год до своего настолования он служит в Елоховском соборе, собирая массу молящихся[19]. Мне судил Господь ходить к службе Святейшего Алексия, и я поняла значение и глубину служб православных архиереев. Это была несказанная радость, это было то, что не передашь словами. Была великая простота, но величие было потрясающим, и величие всей службы увлекало народ так, что Елоховский приход теперь всегда был наполнен народом до отказа. Так было на всех службах Святейшего Алексия: народ ходил на его службы и радовался вместе с ним.

Должна сказать, что Святейший Алексий служил довольно часто и в других храмах, куда его приглашали и куда мы как его приверженные чада ходили, и всюду эти храмы были полны народу, и всюду он вносил высокую духовную радость. Это была особенность его личности. Высокая духовная радость служения давала то, что люди всё время неуклонно прибывали и прибывали, и таким образом все храмы Москвы начали пополняться.

Это был период служения Святейшего Алексия I, которое продолжалось 25 лет, и кроме того, он служил ещё целый год до своего поставления в Патриархи. Это был период, который дал определённое молитвенное состояние многим москвичам. Я знаю многих девушек и женщин, которые руководились даже только одними этими литургиями и вечерними служениями Святейшего Патриарха Алексия I, так как эти службы давали им верное духовное направление.

Святейший Алексий скончался в 1970 году, и сразу после этого было определено, что его наместником будет будущий Патриарх Пимен, что и случилось в своё время[20]. Жизнь Церкви вошла в то русло, в те условия, которые существуют и сегодня. Можно только сказать, что сегодня, при новом Патриархе Алексии II, очень увеличилось число открытых храмов, построены некоторые новые храмы, и что народ посещает храмы усердно и служение всюду является высоко церковным и высоко содержательным, и действительно может руководить верующих в их духовной жизни.

Схимонахиня Игнатия (Петровская)

Журнал "Альфа и Омега" № 1 (51), 2008 г.
 


[1]Родной брат монахини Игнатии — Николай Ильич Абакумцев (*1905–†1999) — художник и скульптор.

[2]Это оживление было вызвано несомненно даже не столько Поместным собором 1917–18 гг., хотя сам факт его созыва произвёл большое впечатление, сколько избранием Патриарха, ознаменовавшим конец синодального периода.— Ред.

[3]Речь идёт о церкви Спаса Преображения в Пушкарях, находившейся на чётной стороне ул. Сретенка между Просвирниным и Головиным переулками. Храм был построен в 1680-е гг., а придел — в 1760-е гг., поновлялась церковь в 1860-е гг. Храм был снесён в начале 1930-х гг. Сейчас на его месте — школьное здание.

[4]Греч. ‘В начале было Слово’ (Ин 1:1).

© А. Л. Беглов, 2008

[5]Будущая монахиня Игнатия училась в Женском Николаевском коммерческом училище на Новой Басманной улице. В училище особое внимание уделялось современным европейским языкам (а не древним, как в гимназиях) и естественным наукам. Ученицы коммерческих училищ носили темно-зеленую форму и у ревнивых гимназисток получили прозвище “лягушек”.

[6]Церковь апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице (дом 11) построена в 1708–1713 гг. “по данному собственной его величества (Петра I) руки рисунку”, двухэтажная, вокруг верхнего храма идёт широкая открытая галерея. После 1922 г. храм был захвачен обновленцами, а в 1934 г. закрыт.

[7]Парфетки (от франц. parfait ‘совершенный’) — прозвище учениц, выделявшихся не только знаниями, но и аккуратностью, прилежанием, хорошим поведением. — Ред.

[8]Ныне — Парк имени Баумана.

[9]Священник Пётр Поспелов (*1874–†1938) был преподавателем Московской Духовной семинарии в 1898–1903 гг. и таким образом, очевидно, был не учеником, а учителем будущего епископа Варфоломея (см. ниже); настоятелем храма Петра и Павла отец Пётр был скорее всего в 1918–1923 гг.; расстрелян в Бутово.

[10]Архиепископ Варфоломей (Ремов; *1888–†1935) — настоятель Высоко-Петровского монастыря, организатор и руководитель сети тайных монашеских общин, существовавших при монастыре; учился в Московской Духовной семинарии в 1902–1908 гг., с 1912 г. — преподаватель, доцент, а затем — экстраординарный профессор Московской Духовной академии.

[11]Кампания по изъятию церковных ценностей 1922–1923 гг. — одна из первых антицерковных кампаний советской власти, проводившаяся в масштабах всей страны. В её ходе под предлогом изъятия ценностей из церквей и монастырей для помощи голодающим власть поставила задачу уничтожения Православной Церкви как общественно значимого института. В рамках кампании был проведено более 200 открытых судебных процессов над духовенством и верующими и вынесено около 2000 расстрельных приговоров.

[12]Священноисповедник Роман Медведь (*1874–†1937) был протопресвитером военного духовенства Черноморского флота, настоятелем Свято-Владимир­ского собора в Севастополе, затем, в 1918–1919 гг., последним настоятелем храма Покрова на Рву (Василия Блаженного), а после его закрытия — настоятелем храма святителя Алексия, митрополита Московского, на углу Глинищевского переулка и Большой Дмитровки (ныне не существует). Здесь им в 1919 г. по благословению Патриарха Тихона было организовано Братство ревнителей Православия в честь святителя Алексия, митрополита Московского, которое занималось благотворительной и просветительской деятельностью. После ареста отца Романа в 1931 г. часть его общины перешла в храм преподобного Сергия на Б. Дмитровке, где тогда находилась община Высоко-Петровского монастыря, и стала окормляться у петровских старцев.

[13]Праведный Алексий Мечёв (*1859–†1923) — настоятель (с 1894 г.) храма святителя Николая в Клёниках. Прославлен в 2000 г.

[14]Святитель Тихон (Белавин; *1865–†1925). Прославлен в 1989 г.

[15]Церковь Трёх Святителей у Красных ворот была построена в конце XVII века и находилась на месте современного сквера у выхода из метро “Красные ворота” с внутренней стороны Садового кольца; снесена одновременно с триумфальными Красными воротами в 1927–1928 гг.

[16]Монахиня Игнатия (Петровская). Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы// Альфа и Омега. 1996. № 1(8). С. 114–135; Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001.

[17]Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгород­ский; *1867–†1944) был эвакуирован в Ульяновск в октябре 1941 г. и вернулся в Москву в конце августа 1943 г.

[18]См. Монахиня Игнатия (Петровская). Патриарх Сергий и Высоко-Петров­ский монастырь// Альфа и Омега. 1999. № 3(21). С. 181–185.

[19]Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский; *1877–†1970) был назначен Местоблюстителем Патриаршего престола в мае 1944 г. по завещанию почившего Патриарха Сергия; избран Патриархом Московским и всея Руси в феврале 1945 г. См. Монахиня Игнатия (Петровская). О Святейшем Патриархе Алексии I: [Поместный Собор Русской Православной Церкви; Интронизация Святейшего Патриарха Алексия (Февраль 1945 года); Служения Святейшего Патриарха (Между 1953 и 1957 г.)]// Альфа и Омега. 2000. №1(23). С. 128–146.

[20]После кончины Святейшего Патриарха Алексия I Местоблюстителем Патриаршего престола в соответствии с действовавшим тогда “Положением об управлении Русской Православной Церкви” стал старейший по хиротонии постоянный член Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков; *1910–†1990). 2 июня 1971 г. на Поместном соборе Русской Православной Церкви он был избран Патриархом Московским и всея Руси.

Рейтинг: 2 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Схимонахиня Игнатия (Петровская)

Новые материалы

Выбор читателей

×