Православие.Ru
СОБЫТИЯ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ЧЕЛОВЕКЕ"
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
"УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ЧЕЛОВЕКЕ"
Москва, г/к "Даниловский"
5-8 ноября 2001 г.


Фото ОВЦС

"Учение Церкви о человеке" - так называется богословская конференция, которая открылась 5 ноября в Даниловом монастыре в Москве. В ней приняли участие ученые-богословы и представители академической науки, занимающиеся проблемами антропологии и смежных с ней областей. С приветствием к участникам встречи обратился Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Вступительное слово произнес митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви (приветствие Святейшего Патриарха Алексия и вступительное слово митрополита Филарета полностью опубликованы на официальном сайте).

Участники конференции разработали рекомендации для священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви по проблемам антропологии с целью применения их в церковной практике.

На конференции были представлены 40 докладов, которыми охватывается весь спектр богословской антропологии и междисциплинарных областей, связанных с изучением проблемы человека. Мы публикуем некоторые из докладов, оказавшихся в нашем распоряжении. Редакция готова рассмотреть и другие тексты выступлений, прозвучавших на конференции, для их возможной публикации.



ДОКЛАДЫ

ВЫЗОВ И ЗОВ. ПРАВОСЛАВИЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. ВЗГЛЯД С ЗАПАДА
Доклад священника Владимира Зелинского
В каждой из Церквей сложился свой тип отношений с этим секуляризованным, но как-то по-своему верующим миром; так, протестантизм в его сегодняшнем западном обличье ищет в нем, поверх исповеданий, прежде всего морального партнера, католичество стремится по возможности если не обратить, то хотя бы включить его в свою церковную структуру, ну а православие, которое как правило, не возвещает о себе во весь голос городу и миру, не проповедует на улицах, лишь незаметно притягивает его к себе обаянием своей торжественной таинственности и тем, что можно назвать "сакральностью очага". В православном обряде, образе, пении, богослужебном строе, самом жизненном укладе что-то "сквозит и тайно светит", говоря словами Тютчева, и это сквозящее, излучающее свет и проникающее в нас тепло остается чаще всего едва ли не единственным знаком пребывания Церкви в мире
далее...


ПРАВОСЛАВНО-АСКЕТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Доклад проф. С. С. Хоружего, институт человека РАН
Проблема человека никогда не теряла важности для религиозного и философского сознания, однако отнюдь не всегда этому сознанию удавалось найти верный подход к проблеме. Долгое время в европейской мысли господствовали установки и направления, в которых образ человека дробился, заслонялся различными общими и отвлеченными понятиями, отодвигался на задний план и часто вообще терялся из вида. Все системы знания Нового Времени рассматривали человека и все происходящее с ним как область вторичных, производных явлений. Первичным, самым существенным считали исключительно большие и могущественные вещи - государства и нации, социальные институты, идеи и идеологии, законы истории и экономики...
далее...


ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО И ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ТРУДАХ РАННИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ
Доклад Т. Б. Коваль, Институт федерализма и гражданского общества
Сегодняшние тревожные события в мире превращают проблему развития человеческой культуры и цивилизации в одну из наиболее актуальных. Богатейшее наследие христианской мысли может помочь в ее осмыслении. Ведь здесь содержатся подходы для решения таких сложных вопросов, как, например, о природе человеческой цивилизации и ее противоречиях; культурном творчестве и техническом овладении мира; причинах расхождения между достижениями рационального познания, - с одной стороны, и духовно-нравственным состоянием людей - с другой.
далее...


СВЯТОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРАВОСЛАВНОЙ АСКЕТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Доклад проф. А. И. Осипова, МДА
Сущность религии обычно, и справедливо, усматривается в особом единении человека с Богом, духа человеческого с Духом Божиим. При этом каждая религия указывает свой путь и свои средства к достижению этой цели. Однако всегда остается незыблемым постулат общерелигиозного сознания о необходимости духовного единства человека с Богом для достижения вечной жизни. Эта идея красной нитью проходит через все религии мира, воплощаясь в различных мифах, сказаниях, догматах и подчеркивая в разных планах и с различных сторон безусловную значимость и первичность духовного начала в жизни человека, в обретении им ее смысла.
далее...


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА: УЧЕНИЕ ОТЦОВ И СОВРЕМЕННЫХ АПОЛОГЕТОВ
Доклад священника Даниила Сысоева
В богословской науке последние полтора века наблюдается факт удручающего разрыва между дисциплинами, что особенно проявляется в конфликте между апологетикой и догматикой. Один и тот же вопрос рассматривается представителями этих предметов с диаметрально противоположных точек зрения и при этом делается вид, что все идет, как надо. Корень этого конфликта коренится в том, что догматика Православной Церкви традиционно следует учению Отцов, а апологетика в последние десятилетия придерживается аверроистской концепции "двойной истины", предполагающей возможность коррекции Божественного Откровения (или, как часто смягчают эту посылку, изменения Его понимания) в угоду данным "современной науки". Особенно явно этот конфликт проявляет себя при рассмотрении темы вынесенной в заглавие.
далее...


ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ НЕОПЛАЗИИ И ПРАВОСЛАВНОГО ПОНИМАНИЯ ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ГЕНЕТИЧЕСКИМИ МАНИПУЛЯЦИЯМИ
Доклад профессора А. И. Холодного, Корнельский Университет
Один из самых сложных вопросов, с каким можно столкнуться, как на богословском, так и на чисто человеческом уровне - это страдание и смерть детей. Как может Всемилостивый Бог допустить такую вопиющую несправедливость к невинным? Что говорит нам страдание детей о нашей вселенной, о ее законах, о ее Создателе? Как человечество должно реагировать на такие страдания? С появлением мощных новых технологий, особенно связанных с генетическими манипуляциями, эти вопросы стали куда более острыми и существенными. В этом выступлении я постараюсь описать возможные точки взаимопонимания между естественными учеными и врачами с одной стороны и богословами с другой.
далее...



 


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU