Чехо-Словацкая

Православная Церковь Чешских земель и Словакии

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище
[Храмы и монастыри]
История храма Успения Богородицы на Ольшанском кладбище связана с именами многих известных представителей науки и культуры. На расположеноом вокруг нее православном кладбище нашли свой последний приют видные деятели русской иммиграции.Здесь похоронены писатели А.Т.Аверченко, В.И.Немирович-Данченко, Е.Н.Чириков, П.А.Кречевский; поэт Д.М.Ратгауз и драматург Л.Н.Урванцев; композитор С.А.Траилин и певец В.Левицкий; историки А.А.Кизеветтер, Е.Ф.Максимович и С.П.Постников; профессор-правовед П.И.Новгородцев; философы И.И.Лапшин, Н.И.Садовский, П.Н.Савицкий; геолог академик Н.И.Андрусов; биолог В.С.Ильин; филологи академик В.А.Францев, профессора Е.А.Ляцкий и Н.В.Ястребов; профессора-инженеры А.С.Ломшаков и К.П.Федоров; генерал Н.В.Львов, адмирал Г.Пальчиков, донской атаман В.Ю.Налетов; политические и общественные деятели И.И.Петрункевич, В.А.Мякотин, Н.И.Астров, а также мать и сестра писателя В.В.Набокова, графиня С.Н.Толстая, Т.Н.Родзянко и многие другие. 4 января 2000 г. рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы был похоронен архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей (1913-1999), возглавлявший Православную церковь в Чехии и Словакии в 1964-1999 гг.
[Высшие богословские учебные заведения]
Владимир Бурега
Подготовка кандидатов в священство было актуальной проблемой для Чешской и Мукачевско-Прешовской епархий уже в период между Первой и Второй мировыми войнами. Молодые люди, желающие получить богословское образование, отправлялись на обучение в Сербию (семинарии в Сремских Карловцах, Битоли, Сараеве, богословский факультет в Белграде) или в Румынию. Так, например, в 1938 году в Югославии находились на обучении в духовных учебных заведениях 29 студентов из Подкарпатской Руси. Свято-Сергиевский богословский институт в Париже был недоступен, главным образом, в силу финансовых причин. В 1920-х годах действовали также курсы по подготовке духовенства в самой Чехословакии (в Оломоуце и в Закарпатье). В Восточной Словакии планировалось открыть Семинарию. Однако этот план не был реализован из-за начавшейся войны. В период немецкой оккупации православные курсы приобрели особую важность, так как контакты с Сербской Православной Церковью были нарушены.
Православная Церковь Чешских земель и Словакии
[Исторический экскурс]
Владимир Бурега
Начало христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии восходит к первой половине IХ века, когда на эти земли пришли проповедники из Греции, Валахии и Германии. Успеху проповеди препятствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на славянском языке, а по-гречески и на латыни. К тому же немецкая миссия угрожала независимости Моравского государства. Поэтому в 862 году святой Ростислав, князь Моравский (846-870) после совета со своими вельможами (жупанами) и народом отправил посольство к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который бы учил народ на родном языке. По совету святителя Фотия, патриарха Константинопольского для этого дела были избраны ученые братья Константин (Кирилл) и Мефодий. В 863 году святые братья прибыли в Моравию. Их миссионерская деятельность простиралась на территорию современных Чехии и Словакии. Ими была создана славянская азбука и переведены на славянский язык Священное Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви.
1   2   3