В Чехию приходит Православие
Не так давно мне довелось побывать в Чехии – в Праге и других городах страны. В старой советской песне поется: «Любимая Прага, красавица Прага, тебя золотою недаром зовут». Действительно, Прага – удивительно красивый город. Старинные средневековые башни, костёлы, дворцы, мосты, парки создают неповторимое очарование этому городу. Центр Праги кишел народом. Но если на улицах, площадях, людей было не счесть, то в католических костелах молящихся было крайне мало – всего по десятку-полтора человек. Это вполне объяснимо: по данным статистики, около 60% граждан Чехии не относят себя к какой-либо религии и церкви; остальные – в основном католики и протестанты. Некоторые комментаторы, объясняя такое безбожие чехов, ссылаются на 40 с лишним лет социализма, которые, мол, вытравили из чехов религиозный дух. Но почему тогда соседи чехов поляки, несмотря на столько же лет социализма, продолжают в большинстве своем оставаться ревностными католиками? Очевидно, дело тут в особом менталитете чешского народа, которому католицизм в средние века был навязан силой.
И тут есть один важный аспект: если в костелах молящихся было считанные единицы, то в православном храме Кирилла и Мефодия на Рессловой улице, недалеко от набережной реки Влтавы, прихожан было много. Несколько слов об истории этого храма. Его тоже запросто можно принять за костел – лишь православный крест над ним говорит о том, что здесь ведутся православные службы. Дело в том, что в начале XVIII века храм и строился как католический костел. Однако службы в нем велись лишь около 50 лет. Затем церковь закрылась, и в ней квартировали различные учреждения, никакого отношения к служению Богу не имевшие. Лишь в 1934 году, после долгих мытарств, храм был передан Чешской Православной Церкви. Поистине трагическая судьба ожидала храм Кирилла и Мефодия в годы немецко-фашистской оккупации Чехословакии. Напомню, осенью 1938 года по преступному Мюнхенскому соглашению между Англией и Францией с одной стороны и фашистскими Германией и Италией с другой Чехословакия потеряла Судетскую область, которая была присоединена к Германии. А уже в марте 1939 года Гитлер занял и всю Чехословакию, превратив оставшиеся чешские земли в «Протекторат Богемии и Моравии», полностью зависимый от Германии. Конечно, в Чехословакии, как и в других оккупированных Германией странах, было движение сопротивления, однако довольно слабое. На чешских заводах (а Чехословакия, точнее – ее чешская часть, до войны имела развитую промышленность) чешскими рабочими производились орудия, автомобили, танки и другое оружие, которое потом поступало и на Западный, и на Восточный фронт. Недовольные руководители союзных держав пригрозили чехословацкому эмигрантскому правительству в Лондоне, что, если сопротивление останется таким слабым, после победы над Германией на Чехословакию могут быть наложены санкции как на пособника гитлеровцев. Получив такое предупреждение, чтобы активизировать чешское сопротивление, эмигрантское правительство Эдуарда Бенеша в сотрудничестве с британской разведкой решило организовать теракт против одного из высших гитлеровских сановников. Выбор пал на Рейнхарда Гейдриха – «протектора Богемии и Моравии» и по совместительству шефа Имперского управления безопасности. Для выполнения акции с прилетевшего из Англии самолета были сброшены два парашютиста – чех и словак. 27 мая 1942 года им удалось тяжело ранить Гейдриха, через неделю он умер.
Исполнители акции возмездия укрылись именно в церкви Кирилла и Мефодия. Однако предатель указал немецким властям их местонахождение. Отряд вооруженных до зубов гитлеровцев окружил храм. В неравном бою герои погибли, укрывавший их священник был расстрелян, а Чехословацкую Православную Церковь оккупанты объявили вне закона. Лишь после победы над гитлеровской Германией она смогла возобновить свою деятельность. Во всей этой истории знаменателен тот факт, что ни один римско-католический или протестантский священник не захотел помочь бойцам сопротивления, лишь священники немногочисленной в ту пору в Чехословакии Православной Церкви показали себя настоящими патриотами. Если говорить о Православии в Чехии и Словакии в целом, то оно пришло на территорию тогдашнего Великоморавского княжества еще в 863 году трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Однако после смерти Солунских братьев инициатива перешла к сторонникам латинского обряда. Долгие столетия Православие если и находило приверженцев, то лишь в восточной Словакии. И только с развитием национального самосознания чехов в XIX веке у них, как у славянского народа, вновь стал пробуждаться интерес к Православию. Вспомним о так называемых «волынских чехах», во второй половине XIX века переселившихся на Украину, на Волынь, и в большинстве своем принявших там православную веру. По разным данным, переселилось около 50–60 тысяч человек. После войны большинство этнических чехов с Украины реэмигрировало на историческую Родину. Из оставшихся многие спешно уехали в Чехословакию после Чернобыльской аварии в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Однако и сейчас на Западе Украины живут около 10 (по другим данным – 20) тысяч чехов, которые в связи с последними событиями на Украине выражают горячее желание вернуться на историческую родину. Во многом именно эти волынские чехи-реэмигранты и стали проповедниками Православия в тогда еще единой Чехословакии. А вообще послевоенная судьба Чехословацкой Православной Церкви складывалась по-разному. Авторитет СССР, а точнее – России, после победы над фашизмом был как никогда велик. Вслед за волынскими чехами, или «волыняками», и другие чехи, и так раньше бывшие «русофилами», потянулись к Православию. Ранее зависимая от Сербской Православной Церкви Чехословацкая Церковь перешла под юрисдикцию Московского Патриархата, а в 1951 году получила автокефалию.
Однако ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году, к сожалению, резко изменил отношение чехов и словаков к России и к русским в обратную сторону – и часть православных чехов стали греко-католиками (униатами).
Архиепископ Иоаким с духовенством и прихожанами Моравской епархии Чешской Православной Церкви в монастыре священномученика Горазда
Но времена меняются: с 1990-х годов в Чехии и Словакии отмечается рост числа православных: если в 1999 году их насчитывалось около 53 тысяч, то сейчас – около 100 тысяч. Как видим, рост почти в два раза. В настоящее время Православие является единственной в Чехии религией, число последователей которой увеличивается. Правда, в основном это результат иммиграции в Чехию православных украинцев, белорусов и русских. Но братья славяне подают пример и чехам – свет православной веры непременно проникнет и им в души… Смотри также:
Ваш комментарий
|
Другие статьи этого раздела
|
18:48
На каком языке проходят службы в Чехии? Можно ли там устроится певчему?
09:47
В последний раз был в Праге летом. Действительно в костелах людей немного, но они есть, как я заметил в основном туристы. Но ни одной мессы не удалось увидеть.
23:45
Если это действительно так, то это радует.
22:27
Добрый вечер.Незнаю какой католический храм в Праге писатель посещал...но как бы посещал например Эзуитский храм на Карловой площади или св.Людмилу на Виноградох или храм на Жижкове,или на Лготке....здес полные храмы людей. Вот христианина болит сердце как смотрит храм ,кде нет прихожян. Надо проповедать Христа.!!! Я , как римский католик надеюс,что братское православие поможет в реевангелизации ческого народа. Пусть в етом поможет Пречистая Дева Мария. Mapek
18:53
Я как раз живу в Праге, русская. Да, действительно, в нашем кафедральном храме, храме Кирилла и Мефодия, людей много. В основном - русские и украинцы, но есть и чехи. Их число действительно растет. Что важно, люди приходят сами, в сознательном возрасте, они действительно ищут Христа, приходят, спрашивают. Недавно у нас состоялось крещение трех взрослых чехов. Очень важно их не оттолкнуть, не отпугнуть. Радует тот факт, что есть и православные священники-чехи, хотя большинство батюшек, конечно же, сербы, болгары, украинцы и русские. Чешские священники здесь очень нужны, чтобы было кому вести беседы с новыми прихожанами на их родном языке. Люди приходят, это правда, и это очень радостно.
Чехи совсем не религиозны, у них и католиков по пальцам можно пересчитать. Что касается буддистов и мусульман, то их совсем мало. Я вот только изредка вижу арабов. Католических храмов действительно много, но они в массе своей пусты. В Праге это особенно заметно, столица все-таки, тут религиозным быть не принято. А вот где-нибудь в деревне, на востоке страны, католиков ощутимо больше. И Православие тоже сильнее именно там, на востоке. Менталитет у них другой, у восточных чехов.
Я понимаю, что имел в виду тот батюшка, который говорил о том, что с Православием в Чехии "не все хорошо". Речь о церковной верхушке. Там постоянно кто-то что-то делит. Что и зачем - я не знаю, да и не мое это дело. Но факт остается фактом - не все у нас спокойно в этом смысле.
13:58
Спасибо за статью! Очень рада такой информации, т.к. имею небесной покровительницей Св.муч.Людмилу Чешскую. Недавно от приходского батюшки (в день памяти Св.Людмилы) слышала, что всё не очень хорошо с православием в Чехии. А сейчас возрадовалась! Слава Богу!
11:47
Мне тоже радостно, что число православных в Чехии увеличивается. Но возникают вопросы:
1) Число мусульман и буддистов не увеличивается?
2) Да, православные храмы заполнены. Это не за счет того, что католических храмов много, и люди по ним распределены небольшими группами, а православных храмов по одному-два в европейских городах, и поэтому они заполнены?
Буду рад, если вы развеете мои сомнения с помощью ссылок на статистику и конкретных примеров.