Великий Думитру Стэнилоае, богослов христианской любвиК 20-летию со дня кончины5 октября в Румынии совершается память отца Думитру Стэнилоае (Dumitru Stăniloae)[1] — фигуры номер один в современном православном богословии. Академик, священник, узник коммунистических тюрем и исповедник, «патриарх румынского богословия», ученый с мировым именем, пользующийся непревзойденным авторитетом на родине и за рубежом. Отец Думитру — гордость Румынии, и решением Синода Румынской Православной Церкви 2013 год, юбилейный для него (20 лет со дня кончины и 110 лет со дня рождения), был объявлен годом отца Думитру Стэнилоае. Знаменитое румынское «Добротолюбие» в 12 томах, самое полное из всех имеющихся и снабженное подробнейшими примечаниями, — плод его труда. Отец Думитру не только собрал здесь воедино святоотеческие источники, но и перевел их и издал в годы… атеистической власти. Одного только монументального «Добротолюбия» было бы достаточно, чтобы увековечить имя отца Думитру, однако этим его творчество не ограничилось. Им написаны также фундаментальные учебники по богословию, непревзойденные по качеству, ряд других богословских книг, переводы святых отцов, не вошедшие в «Добротолюбие», а также несметное число статей на самый широкий круг тем, в первую очередь исторических и публицистических. Предлагаем читателям Православие.Ru краткое жизнеописание описание священника Думитру Стэнилоае и список главных его трудов. Вехи жизненного пути 1903. Родился 16 ноября в селе Влэдень уезда Брашов. Был пятым, последним ребенком в семье Иримии и Ревеки; прадед его был священником. 1914–1922. Проходит обучение в православном гуманитарном лицее им. св. митр. Андрея (Шагуны) в г. Брашове. 1922–1927. Обучается на богословском факультете университета г. Чернэуць (Черновцы). 1923–1924. Обучается на литературном факультете Бухарестского университета. 1927. Заканчивает 4-й курс Чернэуцкого университета и защищает диплом по богословию под руководством проф. Василия Лоикитэ на тему «Крещение детей». 1927–1928. Проходит стажировку на богословском факультете Афинского университета по догматике и церковной истории. 1928. Осенью защищает в Чернэуцком университете докторскую диссертацию на тему «Жизнь и труды патриарха Досифея Иерусалимского и его связи с Румынскими княжествами». 1928–1929. В Мюнхене стажируется на курсах проф. Августа Гейзенберга, отца знаменитого физика. Совершает поездки в Берлин, Париж и Белград для стажировки и поиска сведений о подлинниках трудов свт. Григория Паламы. 1929. По возвращении на родину назначен профессором догматики в Андреевской богословской академии г. Сибиу. Здесь же преподавал апологетику (1929–1932, 1936–1937), пастырское богословие (1932–1936) и греческий язык (1929–1934). 1930. Посещает в Константинополь с целью розыска и копирования богословских трактатов свт. Григория Паламы; в том же году женится на девице Марии. 1931. 10 мая у четы Стэнилоае рождаются первенцы-близнецы: Думитру (проживет лишь 4 месяца) и Мария (тоже умрет рано, в 14-летнем возрасте, в 1945 г.). 8 октября Думитру рукоположен во диакона. 1932. 25 сентября рукоположен во священника. 1933. 8 октября в семье Стэнилоае рождается дочь Лидия, принявшая Святое Крещение от священника Иоанна Лупаша, трансильванского профессора-историка. 1933. В Сибиу выходит книга о. Думитру «Послевоенный католицизм». 1934. 1 января он назначен директором газеты «Румынский телеграф», и служение это исполняет в течение 11 лет, до мая 1945 г. Одновременно являлся членом епархиального собрания архиепископии Сибиу и советником архиепископа. 1936. В июне назначен ректором Богословской академии в г. Сибиу, должность эту исполняет в течение 10 лет, до 1946 г. 1938. В Сибиу выходит его фундаментальный труд «Жизнь и учение св. Григория Паламы». 1939. Здесь же выходит в свет его книга «Православие и румынизм». 1940. О. Думитру становится ставрофорным протоиереем. 1940. Летом, с вступлением Румынии во вторую мировую войну, в Бухаресте по инициативе поэта Санду Тудора создается группа «Неопалимая купина» («Rugul aprins»), в которую, кроме о. Думитру Стэнилоае, входят: русский иером. Иоанн (Кулигин) — духовник митр. Ростовского, проживавший на чужбине в Бухарестском монастыре Черника; иером. Бенедикт (Гиуш), иером. Софиан (Богиу), проф. Александру Миронеску, поэт Василе Войкулеску, архитектор Константин Джоджа, свящ. Андрей Скрима, Ион Марин Содовяну. Их регулярные встречи в бухарестских монастырях Анфим и Черника дали импульс возрождению духовной жизни в Бухаресте. 1943. В Сибиу выходит книга о. Думитру «Иисус Христос, или Восстановление человека». 1946. Он переходит с должности ректора на должность профессора Сибиуской богословской академии. 1946. Здесь же, в Сибиу, в новом переводе с древнегреческого о. Думитру и с его обширными комментариями выходит в свет 1-й том «Филокалии» («Добротолюбия»). 1947. В январе переведен на кафедру аскетики и мистики Бухарестского богословского факультета. Проживает с семьей в домике при храме свт. Григория Великого. 1947. В Сибиу выходит в свет 2-й том «Филокалии». 1948. Факультет преобразован в Богословский университет, и о. Думитру назначен профессором догматического и символического богословия. Его преподавательская работа была прервана с 1958 по1963 г.— он отбывал заключение в тюрьмах. 1948. В Сибиу публикуются 3-й и 4-й тома «Филокалии». 1949. Кафедра мистики ликвидируется, о. Думитру остается профессором догматики при докторантуре Бухарестского университета. 1958. В Бухаресте выходит в свет «Догматическое и символическое богословие» — двухтомный учебник, составленный о. Думитру Стэнилоае в соавторстве для богословских институтов. 1958. После вывода советских войск в Румынии начинается волна арестов. Арестованы члены группы «Неугасимая купина». Органы безопасности начинают слежку за о. Думитру. 4 сентября в его доме производится обыск, и 5 сентября в 4 часа утра его арестовывают и сажают в тюрьму. 4 ноября над о. Думитру начинается показательный процесс. 1959. Заключен в тюрьму Аюд, известную суровыми условиями содержания. Здесь о. Думитру проводит в камере-одиночке несколько месяцев. 1961. Осенью этапирован в Бухарест для нового судебного расследования. 1962. В марте возвращен в Аюдскую тюрьму. 1963. В январе выходит на свободу и устраивается на работу служащим при Святейшем Синоде. В октябре снова принят на кафедру. 1965. О. Думитру дают разрешение публиковаться, однако его работы предварительно цензурируются. 1968. Получает разрешение на участие в конференциях во Фрайбурге и Гейдельберге. 1969. Участвует в конференции в Оксфорде. 1970. Посещает ФРГ как член делегации Румынской Православной Церкви. 1971. В числе делегатов Рум.ПЦ посещает Ватикан, Грецию, Коптскую церковь в Египте. 1973. Выходит на пенсию в звании почетного профессора, продолжая работать профессором-консультантом при докторантуре Бухарестского богословского университета. 1976. В Бухаресте выходит в свет 5-й том «Филокалии». 1976. В Афинах проф. Стэнилоае участвует во II Конгрессе преподавателей православного богословия. Университет г. Салоники присваивает о. Думитру звание доктора honoris causa. Впоследствии участвовал на многих конференциях в богословских университетах Афин, Салоник, Парижа, Страсбурга, Бонна, Тюбингена, Женевы, США и иных мероприятиях христианских богословов. 1977. В Бухаресте выходят в свет 6-й и 7-й тома «Филокалии». 1978. Здесь же публикуется 3-томный учебник о. Думитру по православному догматическому богословию. 1979. В Бухаресте выходит 8-й том «Филокалии». 1980. Выходят в свет — в Бухаресте 9-й том «Филокалии» и за границей — несколько книг о. Думитру: в Женеве — «Бог есть любовь» («Dieu est Amour»), в Нью-Йорке — «Богословие и Церковь» («Theology and the Church»), в Афинах — «Молитва, свобода, святость». Тюбингенский факультет теологии присваивает о. Думитру премию доктора Леопольда Лукаса. 1981. В Бухаресте выходит в свет 3-томный учебник о. Думитру Стэнилоае «Православное нравственное богословие для богословских институтов» и 10-й том «Филокалии». 1981. Парижский Свято-Сергиевский православный институт объявляет о. Думитру доктором гонорис кауза. В Лондоне он награжден почетным знаком «Крест святого Августина Кентерберрийского» за богословские и христианские заслуги. В Париже выходит его книга «Молитва Иисусова и опыт Святого Духа» («Priere de Jesus et experience de Saint Esprit»). 1982. Белградский богословский факультет присваивает о. Думитру звание доктора honoris causa. В ноябре он участвует в заграничных конференциях — в Нью-Йорке, Бостоне, Детройте, Чикаго, Вашингтоне. В Бухаресте выходит 1-й том «Сочинений» свт. Григория Нисского в переводе о. Думитру. 1983. В Бухаресте публикуется 1-я часть творений прп. Максима Исповедника в переводе о. Думитру. 1986. В Крайове выходит фундаментальная работа о. Думитру Стэнилоае «Духовность и Причастие в православной Литургии» — современное толкование Божественной Литургии. 1987. В Бухаресте в его переводе выходит 1-й том «Сочинений» свт. Афанасия Великого. 1987. В Крайове печатается книга о. Думитру Стэнилоае «Бессмертный образ Божий». 1988. В Бухаресте в его переводе выходит 2-й том «Сочинений» свт. Афанасия Великого. 1990. О. Думитру избран членом-корреспондентом Румынской академии. 1990. В Крайове выходит в свет фундаментальный труд о. Думитру «Исследования по православному догматическому богословию», Епископией г. Роман издается 11-й том «Филокалии». В Бухаресте публикуется 2-я часть творений прп. Максима Исповедника в переводе о. Думитру. 1991. Избран действительным членом Румынской академии. Афинский богословский факультет объявляет о. Думитру доктором honoris causa. В Бухаресте в его переводе выходит 1-й том «Писаний» свт. Кирилла Александрийского. 1991. Также в Бухаресте выходят книга о. Думитру «Христианская аскетика и мистика, или Богословие духовной жизни», 12-й том «Филокалии» и «Лествица» прп. Иоанна, игумена Синайского, в его переводе. 1992. Бухарестский университет объявляет о. Думитру доктором honoris causa. 1992. В Бухаресте публикуются «Размышления о духовности румынского народа» и «Семь утренних бесед с отцом Стэнилоае». В Бухаресте же выходит 2-й том «Писаний» свт. Кирилла Александрийского в его переводе; 3-й том выйдет в 1994 г., уже после смерти о. Думитру. 1993. Выходят в свет последние книги о. Думитру: «Святая Троица, или В начале была Любовь», «Толкование на Евангелие от Иоанна», «Иисус Христос — свет миру», «Жизнь Бога в Православии» и «Лавсаик» в его переводе. 1993. 5 октября великий православный богослов Думитру Стэнилоае упокоился о Господе.
Румынский патриарх у могилы отца Думитру Стэнилоае и его супруги на кладбище монастыря Черника в Бухаресте
Сочинения Монографии
Переводы
В серии «Отцы и писатели Церкви»
Богословские статьи
Кроме перечисленных работ, отец Думитру Стэнилоае написал множество исторических и публицистических статей. По материалам «Словаря румынских богословов» и воспоминаниям дочери протоиерея Думитру Стэнилоае, г-жи Лидии Стэнилоае-Ионеску [1] В западных источниках за неимением языковых выразительных средств фамилию отца Думитру часто коверкают, однако русский язык прекрасно передает ее звучание, и нет никакой необходимости произносить ее на западный манер, искаженно. Нужно только запомнить, что в дифтонге «оа» ударение всегда падает на «а». [2] RT — Telegraful Român [Румынский телеграф]. [3] ST — Studii Teologice [Богословские исследования]. [4] BOR — Biserica Ortodoxă Româna [Румынская Православная Церковь]. [5] MO — Mitropolia Olteniei [Митрополия Олтении]. [6] MMS — Mitropolia Moldovei şi Sucevei [Митрополия Молдовы и Сучавы]. [7] GB — Glasul Bisericii [Голос Церкви]. [8] MB — Mitropolia Banatului [Митрополия Баната]. Смотри также:
Ваш комментарий
|
|
21:54
такое ощущение что этот человек на земле был как некий посланник для того что бы передать все те книги переводы и проч для потомков. хорошо что есть примеры как ученым людям можно делать Богоугодное дело в наше время. Аминь