Преподобномученик Гедеон КаракалльскийПамять 30 декабря / 12 января
Святой Гедеон родился во второй половине XVIII столетия в деревне Капурна Димитриадской епархии[1]. Он происходил из бедной семьи. Когда Гедеону исполнилось двенадцать лет, родители отдали сына в услужение к его дяде, который торговал на базаре в местечке Велестинон. Заметив смекалку и трудолюбие мальчика, один из местных мусульман силой привел его к себе для службы в своем гареме и через год добился того, что отрок принял ислам с именем Ибрагим. Не прошло и двух месяцев, как несчастный отрок, терзаемый муками совести, тайком бежал от хозяина в отчий дом. В отчаянии родители отправили сына на Крит, дабы уберечь от наказания. Там он некоторое время работал подмастерьем у суровых и жестоких каменщиков, снова бежал и нашел приют у одного жившего на острове священника. Приняв у отрока исповедь в отступничестве, пресвитер указал ему путь покаяния и оставил в своем доме как приемного сына. Через три года добрый иерей умер, и юноша отправился по морю на Святую Гору Афон, желая посвятить всю жизнь слезному покаянию и спасению своей заблудшей души, ищущей примирения с Господом. Там он принял монашество в монастыре Каракалл и был назначен пономарем. Молодой монах вскоре обнаружил совершенное послушание и самоотречение и весьма быстро преуспел в подвигах поста, бдения, земных поклонов и непрестанных слез. В продолжение 35 лет Гедеон являл собой образец монашеского служения. В 1797 году он получил должность эконома в одной из дочерних обителей своего монастыря, расположенной на Крите, где должен был оставаться в течение шести лет. Одним из его излюбленных занятий было чтение мученичеств святых исповедников, в которых он видел пример совершенного самоотречения ради Христа и путь к возрождению и спасению для тех, кто отступил от Него. Горя желанием следовать стезей славных воинов Христовых, он получил от монастырских отцов благословение принять добровольное мученичество и отправился в Загору. Поначалу он стал изображать безумие, желая быть подвергнутым презрению и осмеянию, по примеру святых Симеона и Андрея[2] юродивых. Прибыв в Великий четверг в Велестинон, святой Гедеон направился в дом своего бывшего хозяина-мусульманина, украсив голову и все тело множеством разнообразных цветов. Он напомнил не узнавшему его турку, что он – тот самый отрок-христианин, некогда предавший свою веру. Немедленно схваченный, он на следующий день, в Великую пятницу, предстал перед судьей, все еще одетый в свой странный наряд. Протянув судье два пасхальных яйца, святой произнес твердым голосом: «Христос воскресе!» Когда ему принесли кофе, он плеснул его в лицо судье, с презрением обличая лживый образ магометанского вероучения. Гедеон всеми возможными способами стремился возбудить негодование и гнев турок, дабы навлечь на себя самую жестокую казнь. Однако те сочли его безумным и подвергли лишь наказанию палками, после чего полумертвого вынесли на улицу, где его подобрали местные христиане. Святой Гедеон по-прежнему желал принять мученичество. Его желание было столь же неудержимым, как бег лани, стремящейся к потокам водным (см.: Пс. 41: 2). Немного времени спустя, когда через это селение проходили турецкие солдаты, Гедеон дерзко бросил им вызов и зажал в руке пылающую головню, дабы показать, что его вера пылает сильнее самого жестокого пламени. Затем он затворился на некоторое время в пещере, проводя время в сосредоточенной молитве, а затем вернулся в свой афонский монастырь. Прошел год. Однажды во время всенощной святой Гедеон услышал глас, исходивший от образа Христа Вседержителя под куполом храма: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10: 32–33). Внемля призыву Божию, святой тотчас вновь отправился в Велестинон, где открыто объявил о своем возвращении в христианство. Приведенный на суд к паше Тирнавоса, что возле Лариссы в Фессалии, он бесстрашно рассказал ему историю своей жизни, вновь исповедал имя Христово и осыпал турок бранью. Тогда его, нагого, провезли через город на осле с головой, покрытой овчиной, но это позорное зрелище стало для него триумфальным шествием. После этого святой мученик был приговорен к отсечению конечностей. С радостью встретив приговор, он сам подставил ногу под топор палача, ободряя его, в то время как последний, напуганный решимостью святого, медлил с началом казни. Устремившись всей душой к Богу, святой Гедеон не проронил ни слова и даже не испустил ни единого стона, когда ему отсекали руки и ноги. На закате дня, когда мученик был еще жив, правитель приказал четверым христианам взять его и бросить в выгребную яму, где он и скончался 30 декабря 1818 года. На следующий день, выкупив тело святого, христиане поспешили дать ему достойное погребение. Большое число людей, собравшихся почтить память святого Гедеона, видели, как из искалеченного тела мученика два часа подряд истекала свежая кровь, сотворившая множество чудес. В 1837 году, после многих чудесных явлений святого, монастырь Каракалл приобрел большую часть его чудотворных мощей.
[1] Недалеко от нынешнего гор. Волоса в Греции. [2] Свв. Симеон (память 21 июля) и Андрей (память 2 октября) являются наиболее известными святыми, принявшими подвиг юродства ради Христа. Ваш комментарий
|
Также в этом разделе
Святая мученица Каллиопа
Преподобная София Святой мученик Димитрий Филадельфийский Святой мученик Иоанн Серрский Святые мученики Самофракийские Святой мученик Георгий, усеченный мечом в Новом Ефесе Святой мученик Мануил Критский Святые мученики Христос и Панагий Гастунские, Пелопоннесские Преподобный Иоаким Итакийский Святой мученик Геласий Комедиант Святой мученик Иоанн Краснодеревщик Священномученик Регин, епископ Скопельский |
12:00
Сколько мучеников обратили своих мучителей к христианской вере, демонстрируя свою стойкость и любовь ко Христу, а не зля и раздражая их, толкая на больший грех! Неужели Богу угоднее, когда рабы Его специально унижаются, прикидываются безумными и бранятся на мусульман, чем когда они скромны и делают добро другим людям? Прости Господи, не понимаю такую форму жертвенности и служения.