«Церковь должна выразить свою соборную позицию по отношению к Ванге»Беседа с протоиереем Ангелом Ангеловым, настоятелем храма Святой Софии (София, Болгария)Вопрос отношения Церкви к прорицательнице Ванге до сих пор волнует болгарское общество. Огромная популярность и широкое почитание Ванги делает эту проблему по-прежнему актуальной. При этом Болгарская Церковь до сих пор не высказала своего соборного мнения на этот счет. Об этой проблеме в беседе с корреспондентом портала Двери.Бг рассуждает настоятель столичного храма Святой Софии протоиерей Ангел Ангелов ***
– Ванга очень популярна в болгарском народе. И лишь малая часть его – те, кто глубоко церковен, – осознает, что это за явление такое на самом деле – Ванга. Именно эта огромная популярность Ванги настраивает большинство людей на ту реакцию, о которой вы говорите. Не знаю, насколько уместно снова возвращаться к Ванге, ведь разговоры о ней – главный способ популяризации ее личности. Для меня интересно другое, и это надо обозначить. Я убежден, что у Ванги не было бы этой огромной популярности без поддержки коммунистического режима. Известно ведь, что время от времени то тут то там появляются подобные феномены, как, например, «преподобная» Стойна, которая никогда не имела такой популярности, как Ванга. А явление «Ванга» порождено тем престарелым правительством – я заявляю это со всей ответственностью, – ибо все, что Коммунистическая партия сделала для ее популяризации, глубоко вошло в народное сознание. Не надо забывать, что часть тогдашних руководителей страны находилась под сильным влиянием восточных учений и всячески стремилась насадить какою-то эклектическую систему, составленную из фрагментов всевозможных религиозных учений. Вспомним об увлечениях фракийцами и фракологией, орфическими мистериями, агни-йогой, дыновизмом[2] и, соответственно, Вангой как являющей собой нечто сверхъестественное. Все это оформилось в некое вовсе не культурно-эстетическое движение, а в учение, содержащее то, что дает основание называть его «религиозным». Однако я думаю, что главное здесь – учение Дынова, и очень важно подчеркнуть именно связь с дыновизмом. Потому что тогдашняя «параллельная философия», эта эклектика положила дыновизм в свою основу. Все то вне-эстетическое социалистической мысли, что сейчас разворачивается перед нами, стало возможным благодаря Дынову. – Но нет ли какой-то двусмысленности в церковной позиции по отношению к Ванге? Я имею в виду следующее: с одной стороны, местный епископ освящает храм, построенный ею и расписанный, мягко говоря, на сомнительный манер. Ни один из архиереев не выступает с четкой и недвусмысленной позиции – то есть не применяет свою учительную власть, – чтобы предупредить паству о том, что здесь кроется какая-то опасность. С другой стороны, появляется книга с названием «Ванга: портрет современной ведьмы»[3], которая в этом контексте выглядит просто как частное богословское мнение одного из членов Церкви. – Думаю, что Церковь должна высказать свою истину, а истина Церкви выражается только одним способом – через ее соборность. Истории известно много подобных случаев, когда тот или иной человек всячески противоречит целостному учению Церкви, при этом позволяя себе говорить от ее имени. Церковь всегда реагировала на это одним образом – через ее соборность. Вы знаете, как было с учением Дынова: Церковь со всей ясностью соборно выразила свое мнение, отвергнув это учение. Я хорошо понимаю настроения людей, которые говорят: «Почему? Она ли не церковница? В церковь ходила; вот, построила храм – это было мечтой ее жизни» и т.д. Она говорила: «Идите и креститесь!» – как будто и не была никогда чужда Церкви. Отсюда и возникают сложности. Сложности заключаются в том, что даже если бы она всем сердцем своим и чувствовала стремление к Христу, то ни у кого не было бы возможности научить ее, раскрыть ей всю полноту истины учения Церкви. Ведь она была известным образом изолирована, и ее изолировали власть имущие, что не давало возможности прямого контакта Церкви с нею. И это большая проблема, потому что, с одной стороны, она ясно заявляла, что принадлежит к Церкви, а с другой – все, что она делала, полностью противоречит догматике Церкви. – Массовое сознание шокирует, что чадами Церкви могут быть в числе прочих воры, отпетые мошенники и даже убийцы. «Что же плохого сделала эта женщина, помогавшая стольким людям, – недоумевают они, – чтобы нападали именно на нее?» – Я убежден, что Ванга осталась бы доброй женщиной, всячески, как только могла, помогавшей людям войти в Церковь, если бы не эта ее неестественная популярность и чрезмерный интерес к ней со стороны тогдашней власти. Во всем этом есть какая-то особая мифологизация. Не знаю, насколько верно все, что приписывают ее возможностям… – Впрочем, один из аргументов против Ванги был сформулирован с крайне материалистической научной точки зрения, доведенной до абсурда; он отрицал всякую возможность успешного прогнозирования будущего и объявлял все то, чем занималась Вангелия Гуштерова, шарлатанством и чистой случайностью. Но эта аргументация неприемлема для всякого верующего человека, не допускающего, что он живет в трехмерном и плоском мире, подчиненном слепым причинно-следственным зависимостям. Самые горячие сторонники Ванги неизменно приводят в пример пророков, в том числе ветхозаветных, и подчеркивают, что пророчества Ванги так же «успешны», то есть сбылись, одним словом – истинны. – То, о чем вы напомнили, в известной степени подчеркивает абсурд, в котором мы жили раньше. Потому что, с одной стороны, то, чему нас учили в школе и университете, подстраивалось под материализм. Всякое учение, связанное с духовностью, вступало в противоречие с системой и пропагандистской машиной, и с ним боролись. В то же время некоторые люди втайне занимались оккультизмом, стремились к нему. Недавно я видел по каналу «Discovery» документальный фильм о том, какие исследования вели целые институты в бывшем Советском Союзе: изучали человеческую психику, паранормальные способности и прочее. С одной стороны – налицо исследовательский интерес, полностью при этом засекреченный; в то же время с другой стороны – полный абсурд с клеймением Ванги на «официальном» уровне. Народ любил ее хотя бы в силу врожденного любопытства и стремления каждого человека узнать, что будет в будущем. А когда кто-то может что-нибудь сказать о будущем, он всегда превозносится. Церковь всегда стремилась к одному – никоим образом не наносить ущерба учению, данному Самим Господом Иисусом Христом и впоследствии обогащенному всем, что нам оставили отцы Церкви. Поэтому, как я сказал, сейчас мы должны соборно выступить с ясной позицией касательно Ванги. Когда наносится вред догматике Церкви, мы должны реагировать. Независимо от того, насколько популярна данная личность в народных массах и насколько непопулярной может быть наша реакция. – Кстати, о нашем врожденном любопытстве и интересе к будущему. В религиозных системах этот интерес обычно находит выражение в стройном учении о загробной участи человеческой души. Более того, религиозные системы обычно привязаны к этой теме и строятся на ней. В то же время Новый Завет отводит обескураживающе мало места теме «жизнь после смерти». – Снова вспомню Дынова и дыновизм, поскольку они имеют прямое отношение к теме. На одной из презентаций книги монаха Виссариона в Софии я встал и воспротивился тому, что христианство все время называют религией. Думаю, к нему нельзя подходить подобным образом. Многие из присутствующих эмоционально отреагировали против сказанного мной. Да, я настаиваю на том, что христианство – не религия и не может быть религией. Созданное Дыновым – это некая религиозная система, и этого никто не может отрицать. Но мы в посреднике не нуждаемся, потому что Сам Господь Иисус Христос пришел в мир и разрушил всякую идею религии, показав, что христианство – это жизнь. И жизнь – в истине. Нужно осознать этот факт. – Как заметил один православный богослов, Слово стало плотью, а не текстом с подстрочными примечаниями и библиографией… – Да, именно так. Потому что самое удивительное – это то, что Иисус Христос, придя на землю, не затворился где-нибудь, чтобы порассуждать о трагедии мира, а потом написать какую-нибудь книгу и сказать: «Вот, читайте это!» Все, что Он имел сказать как истину, Он показал Своим поведением, Своими поступками, Своим отношением к окружающим Его людям. Учение Церкви – это учение о том, что во все время Своей краткой жизни здесь, на земле, показывал нам Богочеловек. И, разумеется, кульминацией было то, когда Богочеловек воздвиг человеческую природу. Он не сделал ее ангелоподобной. Он сделал ее богоподобной, чтобы показать всем, кто будет жить после, чтобы показать нам, что человек призван лишь к одному – к богоподобию, к обожению. Это самое важное. И стремление человека – стать Богом не по естеству, а по благодати. Все это буквально подрывает идею религии и связанного с ней учения о загробной жизни. Христос ясно сказал нам: «Живите здесь и теперь, в этом мире, вот таким образом; стремитесь к добру, потому что Бог благ. И отныне Мой Отец приготовил вам жилища, настоящие ваши жилища, которые на небесах». Кратко говоря, живите здесь и теперь в истине, и у вас будет возможность быть и гражданами неба. Это самое важное. Отныне все, что делает Бог, Он делает для того, чтобы поднять нас и поставить по правую Свою руку. И это не какое-то книжное учение, а как раз наоборот. Господь Иисус Христос, как истинный Бог, мог, скажем, восстать и воскреснуть душой, но чтобы тело Его осталось впредь таким, как наше, в тленности. Но вот тут происходит «абсурд» восстания тела, воскресения и вознесения тела. Вы знаете, как реагировали сами апостолы. Они заперлись в своих горницах. Вспомните тот случай, когда святой апостол Павел проповедовал в Ареопаге и все слушали его с интересом; там были представители платоников, стоиков и других, и все слушали его до того момента, как он сказал: «Я проповедую Христа Воскресшего». Вот это трудно для человеческого мышления – понять, как Бог воздвиг не только человеческую душу или не только дал возможность человеческой душе стать бессмертной, а воздвиг и тело. Вот камень, о который мы претыкались тысячи лет и о который претыкаемся и сейчас. Идея о том, что человеческая душа бессмертна, – вдохновляет, но Бог пришел и сделал нечто другое, еще более «абсурдное». Это отводит на задний план всякую мысль о Ванге, о стремлении подглядеть и понять, что происходит, когда мы уходим отсюда. Все это вопрос веры. Истинно верующий человек спокоен в этом отношении. Потому что Бог обещал нам, что мы будем с Ним. А Бог потому и Бог, что твердо стоит на всем, что говорит и делает. [1] Книга называется «Петър Дънов и Ванга – пророци и предтечи на антихриста» (2011). [2] Дыновизм (дановизм, доновизм, дэновизм, а также дуновизм) – болгарское эзотерическое христианство. Основано Петром Дыновым (1864–1944). После пяти классов гимназии П. Дынов поступил в «американское научно-богословское училище» в болгарском г. Свиштове. Окончив его в 22 года и поработав сельским учителем, уезжает в 1888 г. США, где учится в Медисонской теологической семинарии, затем в Бостонском университете на теологическом факультете и параллельно изучает медицину. В 1895 г. возвращается на родину, однако отказывается от должности пастора методистской церкви и со временем основывает Всемирное Белое братство, провозгласив себя учителем Беинсом Дуно. [3] Название 2-го тома упомянутой книги отца Виссариона; название 1-го: «Петр Дынов – анализ одного лжеучения». Смотри также .
Ваш комментарий
|
Другие статьи авторов
|
09:24
Вся трагедия в том,что прозорливых настоящих Старцев имеющих Рассуждение Духовное!Нет практически для всех людей!Нет Старцев от того что нет послушников.вот бесяра через всяких ванг и дурит людей!бесы то они умные,имеют опыт большой....со времен Адама и Евы,лгать..а люди по греховности и рады обманываться.я когда вижу фото Ванги мне жутко всегда......как можно верить в нее?не понимаю!
15:01
Да, мне тоже режет ухо слово "религия" по отношению к православию. Но, наверное, это слово чаще употребляется, чтобы было понятнее тем, кто еще не в вере. Православная вера мне не режет слух. А религия да, как-то странно звучит.
И конечно, это Жизнь. Спасибо за ценные мысли!
11:16
В Новом завете есть история о бесноватой гадалке. Апостолы велели бесу замолчать и выйти из нее. Какие еще нужны примеры? Не предупреждается ли в Писании, что многими лжезнамениями и лжечудесами будет антихрист славится и соблазнятся многие?
23:56
"При жизни пророчицы болгарская церковь считала Вангу своим верным чадом. Она посещала монастыри, делала крупные пожертвования, исповедовалась, причащалась." Странно...Государство даже зарплату ей выделило, когда посетителей било видимо-невидимо. И цены на посещение установило...И имело с деятельности Ванги неплохой доход.
Тогда она была хорошая... А потом, наверное, слишком много народу потянулось...Слишком много людей начали ей верить...
Странно...И Христа тоже почему-то распяли... А кто? Демоны?
Как легко можно заморочить людям голову. Главное, чтобы у них глаза и уши были закрыты...
И не боится же кто-то лить грязь на святую душу... Когда нужна была ее помощь в очереди стояли... А теперь грязью поливают... Как всегда...Просыпайтесь! Пора уже!
10:56
«И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света».
«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой».
«Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря».
14:49
.Я не согласна с Ольгой, что у каждого правда своя.
Правда у всех одна это жить по заповедям Господа Бога.
Конечно,в наше время много негатива:грабежи,убийства,низкий
материальный уровень россиян,до смешного малые пенсии.
Попраны все моральные устои ,молодёжь развращена .
Очень трудно выпускникам ВУЗОВ из-за того,что не могут найти себе работу по специальности по причине отсутствия рабочего
стажа.
Я думаю,что великие скорби доставшиеся на долю нашего
поколения мы россияне преодолеем с помощью Господа бога и
Пресвятой Богородицы.
А вот насколько верны слова , что православие не
является религией а является жизнью, хотелось бы прочитать
поподробнее.
ДА ХРАНИТ ВАС ГОСПОДЬ БОГ.
07:37
Oоой!! Hичего не разобрать! Toлько молиться: "Господи помилуй!!!"
01:09
Владыка Серафим (Соболев) еще в 1940-е годы боролся в Болгарии с разными пророчицами.
http://www.mospat.ru/church-and-time/524
14:39
Буквально на днях немного посмотрела передачу "Вся правда о Ванге", страсти показывали, и колдуньей ее называли, якобы она сама говорила, что на ней проклятье, муж у нее спился, а второй мужчина повесился около ее дома, потом как ее состояние делили. Даже и не знаю святая ли она, такие страсти?!
16:09
Здравствуйте timotv,
Почитайте пожалуйста первый том Игнатия Брянчанинова. Там он описывает различные духовные состояния людей. И сразу ясно станет, что христианство это явно не о Ванге.
22:23
Я уверен, что интерес к Ванге в настоящее время связан с предполагаемым "концом света" в 2012 году. Кто в него верит тот пникуя ищет тех кто бы опроверг его.
14:30
Просто была такая Ванга. И всё. Если мы мало что знаем о ней и вокруг столько противоречивых статей, и она не была воцерковлена, то зачем огород городить? Кто она была такая - знает только Бог!
10:11
Пустая статья за исключением последних трёх абзацев.
09:36
Ветхозаветные пророки пророчествовали о Спасителе.Иоанн Креститель последний ветхозаветный пророк.Дар прозорливости это не то же что дар пророчества.О ком или о чем "пророчествовала" Ванга?Святость есть цель и итог христианской жизни.Что есть христианская жизнь?Это жизнь во Христе!Быть членом Тела Христова-Церкви.Соединение со Христов в Евхаристии.Не только знание и желание но исполнение Воли Божией!
22:43
Лучше бы церковь четко бы разъяснила народу природу ясновидения и целительства, а также разъяснила есть ли различия в этих дарах у святых и обычных грешников. Это было бы очень полезно.
22:38
В статье идет речь о том, что «Церковь должна выразить свою соборную позицию по отношению к Ванге» . Вкратце, речь идет о речи :)
Моя позиция по Ванге такая - она не святая, и думаю никогда себя такой не считала, она обычный человек, у которой был дар ясновидения. Таких по одной России сотни, если не тысячи. А то что судьба распорядилась о её славе, так нет в том её стараний. Причислять её куда бы то ни было нет смысла. И ей это тоже, уверен, не надо. А откуда у неё дар ясновидения и целительства я не знаю. Это только Богу известно и, может, избранным святым. Бизнес она на этом не строила. Хотела ли прославиться не знаю, любила ли славу - тоже не знаю. Любила своих прихожан? - не знаю. Я могу лишь выразить предположение: если человек годами помогает людям ради славы и не богатеет от этого, рано или поздно у него начнутся нервные срывы, ибо обладая славой и пресыщаясь тщеславием невозможно помогать людям смиренно. Признаков "звездной болезни" у неё вроде бы никто не замечал. Считаю, что церкви не надо высказывать никакой позиции в отношении Ванги. Это лишь даст лишний повод потом ткнуть носомю Откуда Собор может знать о помыслах Ванги? Если церковь вынесет однозначный "вердикт", то это будет означать только одно - официальное суждение о человеке. Хорошо ли это ? Уверен надо всё оставить как есть. Бог расставит всё по своим местам со временем. Вот и весь сказ.
22:37
Протоирей Ангел Ангелов, настоятель, храма Святой Софии (София, Болгария):
"я настаиваю на том, что христианство – не религия и не может быть религией."
Чем дальше в лес - тем больше дров. Ум наш шибок и хитер - можно завернуть мысль как хош. Я могу согласиться только с такой формулировкой:
христианство - это образ жизни, религиозный образ жизни, если говорить на понятийном аппарате большинства. И нечего тут хвост за гриву заводить - мол оба волосатые, а значит хвоста на самом деле нет, а есть грива. Хвост мол злые языки пририсовали. Вот такая логика у Ангела Ангелова получается.
22:16
...
Когда владыка через несколько дней приехал и вошел в комнату старухи, он держал в руках крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было много народу, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в дверь. Уж, во всяком случае, она не могла знать, кто это. Вдруг она прервалась и изменившимся – низким, хриплым – голосом с усилием проговорила: «Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!» «Что «это»»? – спросили у Ванги ошеломленные окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!» – вопила старуха, суча ногами и раскачиваясь. Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал.
Александр Дворкин. «Афонские рассказы»
http://vmeste.pravoslavie-online.ru/blogs/printblog?index_php?view=article&id=297&tmpl=component&print=1
22:03
1.Истинная религия в перемене человека, от истинного идолопоклонства к святости, но за одни дни мудрость не постигается, Бога Истинного и страх Божий - да. Но Бог Истинный по дну океана проведет и со дна океана поднимет. Но Ванга, на дне океана, так и осталась. Пересказывать ясные ответы отца Ангела нет необходимости, ибо в них реальный опыт общения с Богом, не говорит ли Слово Божие, что вы – Боги, а не идолопоклонники, и даже Ангелы - служители Божии человеку, но мудрость проповедуем между совершенными, т.е готовыми услышать, в противном случае духовный будет безумием в очах плотских. Но сказано пророками: « каждый будет научен Богом». Потому, «кто говорит, что он все знает без жития по Божьему слову, то он ничего не знает» , а слово Божие свершается и поныне до последней запятой. Богу ненужны третьи лица во свидетельство и человеческие подписи в удостоверение, и Он не принимает свидетельств от человеков, и это Он говорит об Иоанне – Илии , которому должно прежде прийти, но и этого не можем вместить, и Слово Божие говорит: «как Отц знает Меня , так и Я знаю Отца».
22:02
2.Так краеуголный камень, заложенный в фундамент - Богоподобие, или идолопоклонство голосам и мыслям. Но мысли уста и сердце открыты для Бога, когда познаем не только Его, но и познаем, и возлюбим - Мудрость. Какие, еще, доводы можно привести о слепоте не только физической, но на сегодняшний день и духовной в отношении Ванги. В чем ее истина, в познании Бога Истинного, или Страха Божия - кому и являлась рабом. Какого Бога она проповедовала с кровлей крышь. В этом и вся суть плоти, как и говорит апостол Павел: « плоть не может судить о духовном, а духовный судит обо всем», ибо , что видим о том и говорим, потому для плотского понимания духовное есть безумие, ибо и плоть судит о том, что видит на сегодняшний день, как и прогнозы можно делать из выводов, а ведь человеческая мудрость не даром говорит, что и стены слушают, тем более духи злобы поднебесной облечненные знаниями, и тысячилетиями наученных плести сети, тем более в этой плоскости физического мира это их территория, тогда чьи мы рабы на сегодня, и если Христос не в нас, то кто в нас.
22:01
3.Но один одержимый управляет миром заблудших , и, «спасает мир», а другой одержимый убивает всех потомков Давида. Но один высоко в небе видит одного орла, а другой десять, так кто же из них прав, у кого плохое зрение, или тот, у кого зрение лучше, тем более духовное зрение, но на все есть сроки, потому и тайны Божии в притчах, но куда уж яснее наука о духах, о которой говорит нам Слово Божие. Да, Бог во всем, но сказано словом Божиим : « не родимся от воды и, Духа, не наследуем Царствия Божия», во всяком случае, на сегодняшний день, а завтрашний, - Бог нам откроет одним днем, но одни совершенствуются тысячилетиями, а другие падают все глубже, но у Бога тысяча лет за один день, и Лучи Славы Его в деснице Его. Благодать Святого Духа с Отцем и Единородным Сыном Его со всеми нами. Аминь.
15:34
Статья (интервью) длинная, а четкая позиция церкви и поддерживающие ее аргументы так и не прозвучали. Лишь разговоры о том, что пора уже эту позицию озвучить.
Давно пора, ведь, действительно непросто объяснить друзьям, чем Ванга отличается от Святых и пророков, и именно дары прозорливости и исцелений воспринимаются людьми как признаки святости и выступают как аргументы в поддержку многоконфессиональности религии, а то и вовсе безбожия.
12:48
Почму-то в голове крутится всё тот же факт,что пророки относятся к Ветхозаветному времени,а сейчас мы должны полагаться только на Евангелие и никаких пророков больше быть не может.Скажите,может быть,я ошибаюсь?Очень бы хотелось узнать.И если это так,то к чему нам сомневаться?Вообще,если такое огромное количество противоречий,неужели этого нехватает?Почему сейчас такое время,когда мы боимся сказать правду?Почему такая популярность толерантности?Не букет ли это равнодушия,самолюбия,неверия и тщеславия,ОБМАНА?Почему мы закрываем глаза,уши,приглушаем совесть?И это явление массовое,коллективное.Почему?Что происходит?Как быть?И столько много информации о Ванге,не знаешь,где правда,а где ложь.Она ли говорила о инопланетянах?Где кончается одна история,там начинается сладующая = где кончается одна ложь,там начинается следующая.А правда она одна и вечна и неизменна.И правда не у каждого своя,а одна на всех.И найти то её легко и каждому она доступна-откройте Евангелие,Ветхий Завет,писание святых отцов.Приимите всё как есть,не ищите,не найдёте правдивее.А интересно,к чему приведёт то,что мы перестали бороться за правду,стали бояться сказать правду,если мы её знаем,а если не знаем,то в этом признаться?Не ослепнем ли мы,не оглохнем ли?Не пропадём ли?..
11:03
Очень много опечаток, простите.
10:31
Прочитала и отправила несколько цитат по электронной почте друзьям, о том, что христианство это не религия, а жизнь.
Благодарю!