Сербская

Православное образование – основа здоровой личности

Беседа с епископом Хвостанским Афанасием (Ракитой)

Епископ Хвостанский Афанасий (Ракита)
Епископ Хвостанский Афанасий (Ракита)
/p>

О важности православного воспитания не только для формирования духовно здоровой и богатой личности, но и для дальнейшего развития сербского народа и государства с корреспондентом сербского журнала «Православие» беседовал председатель Комитета по религиозному образованию Белградо-Карловацкой архиепископии, викарий Патриарха Сербского, епископ Хвостанский Афанасий (Ракита).

– Владыка, скажите, готовы ли вероучители Белградо-Карловацкой архиепископии к началу нового учебного года?

– Перед нашими учителями и Комитетом по религиозному образованию Белградо-Карловацкой архиепископии* в этом году стоят важные задачи. Сейчас у нас около 250 вероучителей, работающих в начальных и средних школах. На территории архиепископии расположены 132 начальные и 75 средних школ, и в них за последние семь лет Православие изучали около 120 тысяч учеников. Эти данные свидетельствуют об огромном объеме работы. В этом году мы определим еще примерно 25 новых учителей, так как мы вводим религиозное воспитание и в 8-м классе. Все учителя готовы к учебному году и сознают всю ответственность работы, которая им предстоит.

Возвращение религиозного воспитания в сербскую школьную систему – одно из важнейших событий, случившихся в Сербии в течение последних 20 лет; это огромный шанс, предоставленный нам. Конечно, это всего лишь возвращение к нашим истокам, и о всем том плохом, что происходило с нами, забывать пока не стоит.

– Повлияло ли как-то введение религиозного образования в школах на то, что в последние семь лет все больше сербов стало возвращаться в Церковь?

– Наши учителя постоянно делятся с нами своими наблюдениями, и из их сообщений, чрезвычайно интересных, можно получить представление об изменении духовного состояния сербского народа. Когда в школы только вернулись уроки православной веры, у родителей, которые должны были выбрать, какое воспитание – светское или религиозное – будут получать их дети, были некоторые опасения. Эти первоначальные сомнения показывали, насколько велико оказалось отчуждение сербов от своей национальной сути, от своего прошлого, как велик страх перед неизвестным будущим; и это было вполне объяснимо, ибо по духовности нашего народа не раз наносились удары, что и стало причиной утраты связи со своими корнями. Мы были абсолютно опустошены духовно; беды, навалившиеся на нас извне, подорвали нашу веру в себя. Сейчас мы точно знаем, что, кроме войн физических, против нас ведутся и духовные войны, которые внушили части сербского народа чувство неуверенности, внушили ему, что все сербское, все наше – плохое и ненадежное, а все чужое – лучшее. И очевидно, что эти дестабилизирующие настроения до некоторой степени укоренились в обществе, о чем свидетельствовало большое число противников возвращения религиозного воспитания в образовательную систему Сербии. А потом произошло то, чего мы и ожидали: дети, которые познакомились с Православием, а через Православие – с базовыми жизненными ценностями, с ценностью и достоинством человеческой личности, ободрились прежде своих родителей. Наши статистические исследования показывают, что, если бы сами учащиеся выбирали, какие занятия им посещать, то гораздо больше бы детей посещало уроки православной веры. Многие из учеников, посещающих только светские уроки, выражают желание в следующем году изучать и религию, но школьная система этого не позволяет. До сих пор существует мощный ограничивающий фактор: родители уже в первом классе решают, какие предметы будет посещать их ребенок, и это решение остается в силе на протяжении всех четырех классов начальной школы, и потом выбором предмета на следующие четыре года тоже занимаются родители. Ученики средней школы имеют большее преимущество, так как определяются самостоятельно. Я слышал от многих учителей разных предметов, даже от тех, кто ведет преподавание в русле сугубо светском, что это плохо, когда школьная система не позволяет смену выбранной воспитательной ориентации или параллельное изучение светских и религиозных дисциплин, так как сами учителя поняли необходимость воспитания в православной вере.

– Вы известны не только как бескомпромиссный борец за статус религиозного образования, но и как православный мыслитель, постоянно говорящий об опасности биологического вымирания сербского народа. Может ли православное воспитание младших поколений улучшить ситуацию?

– Православное воспитание очень важно для формирования личности, на которой основано все. Все неудачи, которые нас постигли, – следствие того оскудения личности, к которому привело прерывание традиций в образовании, когда одна весьма важная составляющая была предана забвению в течение 50 лет. Духовно обедневшие вожди нашего народа утратили внутренние критерии ценностей и потребность эти ценности защищать. Я говорю, прежде всего, о духовных и культурных ценностях Косова и Метохии. Оскудение личности привело сербов к духовной лейкемии, как я это называю, которая, как и лейкемия физическая, приводит к искажению самой сущности человека, потере его идентичности. Лекарство от этой страшной болезни – пересадка здоровой костной ткани от ближайших наших духовных родственников. Полная безответственность по отношению к своей стране, которую годами демонстрировали наши руководители, – это следствие намеренно провоцируемой амнезии, полного забвения собственной идентичности и всего ценного, что у нас есть.

Православное воспитание развивает молодого человека как личность, находящуюся в согласии со своим Творцом и другими личностями. Ничто, кроме евангельского учения, не может дать личности человека такого всестороннего и богатого развития. Возьмем только основную заповедь Христову – любовь. Личность, которая развивается в любви к Господу, себе самому и другим людям, личность, которая с самого начала направлена на то, чтобы любить себя, других, родителей, родную страну, природу, – это надежда на спасение мира. Отношение к другому человеку с позиции любви противостоит потребительскому отношению. Православие воспитывает человека так, чтобы он изумлялся Творцу и творению Его, заботливо относился ко всякому творению, отсюда берет начало творческий подход и оптимизм. В этом контексте понимания человеческой личности и восприятия ее как величайшей ценности кроется потенциал не только духовного, но и биологического возрождения народа. Из уважения к человеческой личности произрастает забота о благосостоянии, здоровье, воспитании и образовании. Здоровая жизнь и жизнь святая, чистая и человечная, всегда идут вместе. Мы твердо уверены в том, что только православные верующие могут быть по-настоящему ответственными гражданами. Тот, кто не тверд в вере своих отцов, никогда не сможет по-настоящему любить свою родину, сколько бы ни говорили о том, что патриотизм возможен и без веры, и без Церкви. Для примера напомню вам о той радости, которую принесли нам Олимпийские игры. Двое спортсменов, лучше всех представивших на играх Сербию, – Милорад Чавич и Новак Джокович – не только граждане Сербии, но и православные верующие, которые всюду с гордостью несут сербские знамена. Вы думаете, это случайность, что наибольшего успеха добиваются именно самые большие патриоты? Именно те, кто в любой точке мира не постесняется перекреститься на публике и везде открыто скажет, что Косово – это Сербия? Только такие люди, имеющие твердую основу в своей стране и себе самом, могут пойти еще выше и дальше, могут понять и всю нашу планету.

– Вы отдаете много сил изданию таких журналов, как «Святосавский колокол», «Православный катехизатор», «Православный миссионер», посвященных проблемам религиозного образования.

– Мы стараемся работать над тем, от чего может быть польза. Всякий труд, чтобы быть успешным и полезным, требует знакомства с предшествующим опытом. Наши учителя с каждым годом все лучше исполняют свои обязанности. Стараемся и мы в Комитете по религиозному образованию. На базе накопленного нами опыта уже могут быть, как мне думается, усовершенствованы и учебники, которые должны учитывать особенности детской психологии, и прежде всего, потребность младших школьников учиться в игровой и творческой форме.

– В какой степени успешность учеников в усвоении уроков Православия зависит от общественного мнения и подачи религиозного воспитания в СМИ?

– СМИ, прежде всего, следовало бы ободрить родителей, чтобы они записывали детей на уроки православной веры, так как в среде необразованных людей до сих пор существуют некоторые необъяснимые опасения. С другой стороны, те, кто ставит себе задачу скомпрометировать нашу Церковь в СМИ, продолжают связывать веру с чем-то деревенско-идиллическим, а городская культура, по их мнению, – не церковна. Это ложь. Речь идет об отчуждении, а не о городе или деревне. Интересно, что в самых урбанизированных районах Белграда есть школы, в которых на религиозное воспитание определено 95 % учащихся, в одной школе даже все 100 %, так же как есть и сельские школы, где на уроки Православия ходит меньше 50 % учеников. Все дело в духовности родителей. Здесь СМИ как раз могли бы очень помочь нам в преодолении родительских страхов и комплексов, и мы надеемся, что помогут.
СМИ больше никогда не позволят себе такой компании против религиозного образования, какую они развернули в самом начале. Сейчас перед средствами массовой информации стоит задача объяснить обществу, как это важно, чтобы дети познакомились с основами веры, которая поможет им лучше понять смысл и других наук, как естественных, так и общественных.

– Хорошей опорой в этом деле могли бы послужить независимые информационные каналы Церкви. Почему Белградо-Карловацкая архиепископия до сих пор не имеет ни собственного телевещания, ни радиостанции?

– Наша архиепископия – географический и духовный центр всего сербского народа, она должна иметь собственную радиостанцию и телевизионный канал. То, что их до сих пор не существует, – нелогично и абсурдно. Я надеюсь, что это печальное положение, сложившееся в результате некой случайности, скоро будет исправлено, и у нас в Белграде будут собственные электронные средства информации. Его высокопреосвященство митрополит Амфилохий, который по решению Архиерейского Собора исполняет обязанности архиерея епархии и которому я помогаю, тоже усиленно работает над решением этой проблемы. Это очень важно, так как он является не только одним из ведущих православных богословов, но и основателем многих журналов и всемирно известной радиостанции «Светигора». Действительно, непонятно, почему мы до сих пор не решили этот вопрос, тем более что потребность в собственных информационных каналах совершенно очевидна.

– Как вы оцениваете специализацию вероучителя? Теологов в обществе воспринимают как интеллигентов с разносторонним образованием.

– Мы настаиваем на том, чтобы так и было. Наши преподаватели постоянно совершенствуют свои знания, многие из них учатся в аспирантуре, скоро среди наших наставников в школах будут и доктора наук. Все преподаватели посещают многочисленные специальные семинары, многие ездят за границу на учебные стажировки, владение иностранными языками обязательно для всех. Особенно мы настаиваем на том, чтобы они следили за развитием современной педагогики. На самом деле нам не приходится слишком часто давать советы нашим наставникам, так как они действительно заинтересованы в собственном профессиональном усовершенствовании и проявляют большую ответственность. За ними будущее православного образования, и я хотел бы подчеркнуть огромное значение их работы для Сербской Православной Церкви и сербской нации в целом, отметить их сознательность, ответственность и добросовестность.
Наставники веры, подобно новым апостолам, возрождают наш народ, просвещают его словом православной веры, пробуждая души людей. Поэтому деятельность преподавателя православного вероучения лишь немногим менее значима, чем служение священника – миссия же священника ни с чем не сравнима, так как только священник может служить литургию.

– Что бы вы пожелали сербскому государству, родителям и детям в начале нового учебного года?

– Я надеюсь, что Министерство просвещения и городской комитет образования будут обращать больше внимания на наши проблемы, прежде всего материальные и организационные. Они ощутимо помогали нам раньше и, надеюсь, продолжат помогать и впредь.
Родителям я хочу сказать следующее: не бойтесь отправлять детей на уроки православной веры, в противном случае вы духовно обедняете своих детей. Детям: чтобы они старательно изучали основы православной веры, читали церковные издания и, самое главное, регулярно посещали богослужения в своих храмах. Также важно, чтобы дети отправлялись в паломничества вместе со своими наставниками, и я надеюсь, что мы вместе побываем в святых местах Косова и Метохии. Ученики Военной гимназии как раз сейчас вернулись с Афона, и это доказательство того, что религиозное образование открывает перед детьми многие двери и дает им большие перспективы. Всех учеников и их наставников благословляю на начало нового учебного года!


*Белградо-Карловацкая архиепископия включает столицу Сербии Белград и его ближайшие пригороды.

Саня Любардич

Перевод с сербского Анастасии Галаниной

6 октября 2008 года

Трансляция в формате RSS 2.0