Рождественское послание Святейшего Патриарха Румынского ДаниилаБлагочестивейшему священству, смиреннейшему монашескому чину и возлюбленнейшим верным чадам Бухарестской архиепископии
Благодать, милость и мир вам от Господа Христа, от нас же
патриаршее благословение.
Благочестивейшие и смиреннейшие отцы, возлюбленные о
Господе братья и сестры! Святой евангелист Лука повествует нам, что весть о Рождестве Христа, принесенная ангелом Господним пастухам из Вифлеема, сопровождалась тем явлением, что в то время, когда ангел находился рядом с пастухами, «слава Господня осияла их» (Лк. 2: 9). Таким образом, весть о Рождестве Господа приносится внезапно в слове с небес и в небесном видении, выражена в слове сказанном и славе видимой, потому что Бог Слово, Которого не видят телесные очи, не познает ум человека и не осязает его рука, делается Человеком, Которого видят очи, слышат уши, понимает ум и осязают руки.
Для чего все это? Чтобы нам, людям, ограниченным и
смертным, даровать славу Его безграничную и вечную.
Воздвигнуть нас, падших во грех, в Его святости. Даровать
нам, смертным, жизнь вечную. Научить нас, непослушных и
неблагодарных, смиренному послушанию и благодарности Богу.
Владыка мира, Всемогущий и Славимый ангелами, сделался
человеком, приняв облик бедного и смиренного слуги, чтобы
освободить нас от рабского пристрастия к материальным
благам, от тирании гордости и тщетной славы. Он Тот, Кто
вечно рождается от Бога Отца. Рождается во времени от
Неискусомужней Матери, чтобы быть единственным Сыном Отца
Небесного и единственным Сыном Девы. Он стал Человеком, чтобы обожить нас через посредство благодати. Преславный Сын Божий сделался смиренным Сыном человеческим, чтобы нас, людей, возвысить в достоинство и славу духовных сынов Божиих по слову святого апостола и евангелиста Иоанна: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1: 12–13). Христос сошел с небес и родился в пещере, в недрах земли, чтобы нас, людей, возвести в недра Царствия Небесного. В этом есть глубокий смысл Божественной славы, явленной вифлеемским пастухам, когда ангел Господень сообщил им о смиренном Рождестве Христа Спасителя. Почему о Нем оповестили как о Спасителе? Потому что спасение означает единение человека грешного и смертного с Богом, Святым и Вечно Живым. Христос рождается как Спаситель, чтобы избавить людей от греха и смерти и сделать их причастниками жизни вечной. В Рождестве Христа небо соединяется с землей, и ангелы радуются вместе с пастухами, чтобы показать нам тайну спасения человечества в Церкви Христовой, в которой литургия, совершаемая на земле духовными пастырями словесного стада, соединяется с литургией небесной, совершаемой беспрерывно ангелами на небесах, о чем говорится в молитвах Божественной литургии (молитва перед началом литургии и молитва перед малым входом со святым Евангелием). В этом смысле святой евангелист Лука говорит нам, что в Рождестве Господнем пастухам «внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2: 13–14) Почему ангел Господень возвестил пастухам из Вифлеема о Рождестве Господа Христа ночью? Потому что пастухи пребывали в состоянии бодрствования или сугубого бодрствования. Евангелие говорит нам, что пастухи «содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2: 8). Поскольку пастухи, охраняя стада овец, обычно бодрствовали ночью, они чаще, чем другие люди, обращали свой взор в высоту и глубину небес и ценили таинство света, что рассеивает тьму. Пастухи в поле, не будучи рабами мирских забот и городских соблазнов, понимали гораздо лучше связь между небом и землей, между небесными дарами и жизнью земной. Вот почему, когда рождается Христос – Свет светов, «Пастырь и Блюститель душ ваших» (1 Пет. 2: 25), пастухи, которые не смыкают своих очей и имеют трезвенные ум и душу, первыми удостаиваются вести о Рождестве Спасителя мира. После того как ангелы удалились, пастухи отправились в Вифлеем и, увидев своими очами родившегося Младенца, возлежащего в яслях (см.: Лк. 2: 16), как им уже раньше возвестил об этом ангел Господень (см.: Лк. 2: 12), они стали, в свою очередь, вестниками радости Рождества Господа Иисуса Христа. Евангелие говорит: «И, поспешив (пастухи), пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи… И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2: 16–18, 20). Как однажды ангелы и пастухи Вифлеема возвестили о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа «с великой радостью», поскольку это было чудесное действо, совершенное ради спасения людей, так и ныне, в Церкви Православной, дети и юноши, подобно ангелам, и священники – пастыри христианских общин, подобно пастухам Вифлеема, в рождественский сочельник несут весть о Рождестве Господа, распевая тропарь праздника и обходя все дома с иконой Рождества Господня и затем возвращаясь в дом Божий, в церковь, чтобы славить и восхвалять всем сообща с великой радостью тайну Рождества Христова, милующую любовь Христову к людям. Православные христиане! Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа было возвещено ангелами как великая радость для всех людей, потому что это радость спасения. И потому, что весть эта о спасении, принесенная ангелами людям, была принята с верой, она родила великую радость в душах верующих и рождает и ныне радость из года в год. Вот почему празднование Рождества Христова является праздником радости, которую дарует нам Бог Отец в Своем Сыне, Христе Спасителе, действием Святого Духа в Церкви и в душах верующих.
Поскольку Христос Господь – источник радости
совершенной и непреходящей (см.: Ин. 17: 13), живая связь
с Ним через твердую веру, горячую молитву и дела добрые
несет радость в жизнь Церкви и в души верующих. Эта
радость веры во Христа и постоянной любви к Нему
называется святым апостолом Павлом «радостью о
Господе» (Флп. 4: 4). Радость веры возрастает и укрепляется через горячую молитву, через покаяние и прощение грехов, через освобождение от страстей, через доброе слово и доброе дело, через чистую жизнь и святую любовь. Она становится радостью совершенной у тех, кто подвизается на стезе святости. Когда святая Церковь Христова призывает всех людей к спасению, она призывает их именно к этой совершенной радости во Христе – Источнике радости вечной. Когда Христос Господь приходит в мир, Младенцем рожденный в великом смирении, ангелы возвещают пастухам великую радость. Когда Христос Господь, распятый, воскресает из мертвых, Он сам встречает жен-мироносиц приветствием: «Радуйтесь!». Когда Христос, воскресший из мертвых, восходит в Небесную славу, Он обещает, что будет с теми, кто веруют в Него, во все дни до скончания веков (см.: Мф. 28: 20), ученики же живут с «великой радостью» (Лк. 24: 52) правым обещанием Христа и Его присутствием в них посредством действия Святого Духа Утешителя (см.: Ин. 15: 26; 16: 13–14). Радость веры или радость христиан во Христе Господе свидетельствуется святым апостолом Петром как радость спасения, полная благодати и света: «Которого (Христа) не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Пет. 1: 8–9). Радость веры как радость спасения людей и как радость жизни вечной во Христе предсказывали пророки Ветхого Завета, в наибольшей степени пророк Исаия (см.: Ис. 9: 2; 35: 1; 44: 23; 49: 13; 61: 7, 10; 65: 14; 66: 10). Как святая радость жизни христианской она переживается святыми апостолами и Церковью Христовой на протяжении веков и даруется тем спасенным, праведникам и святым в Царствии Божием, как говорится в Откровении (см.: 18: 20; 19: 7). Радость веры как радость присутствия Христа Господа в душах людей, которые веруют в Него и любят Его, растет по мере укрепления нашей веры, нашей молитвы, желания святости и добрых дел, совершаемых нами. Радость веры принесла плоды на протяжении веков в проповеди святых апостолов, в жертвенном свидетельстве святых мучеников, в борьбе в защиту правой веры святых отцов Церкви, в пастырском рвении приходских священников и в постоянной молитве иноков и инокинь в монастырях, в воспитании детей и юношества в правой вере, во множестве церквей и кафедральных соборов, во множестве благотворительных учреждений, основанных христианами, во множестве произведений христианского искусства, но более всего в красоте праздников и православных церковных песнопений, как и в красоте колядок и народных румынских обычаев, вдохновленных христианской верой. Все это вместе пронизано и освещено светом радости милующей любви и славой Господа Нашего Иисуса Христа, Спасителя мира. Все службы Церкви как дела, свидетельствующие и прославляющие Христа, как ответ нашей любви на Его милостивую и спасающую любовь, источник радости и ризы радости. Равным образом, ежедневные молитвы, которые мы вычитываем с верой и благочестием, будь то дома или на рабочем месте, также являются источником радости. Все хорошие слова, что мы произносим, и добрые дела, которые совершаем с любовью и смирением ко благу наших близких в семье, людям в Церкви и в обществе, тоже источник радости, поскольку они светлые знаки веры нашей в Христа и любви Его святой, действующей в нас посредством благодати Святого Духа. Возлюбленные верные! В нашей повседневной жизни, и особенно в эти праздничные дни, предложим тем, кто окружает нас, дары и знамения радости. Принесем радость в дома и в души, которые одолевает грусть и одиночество, болезнь и бедность, страдание и отчуждение. Ответим безграничной любовью Христовой, чтобы спасти людей делами нашей братской любви, зная, что настоящая вера – «вера, действующая любовью» (Гал. 5: 6). Не забудем в наших молитвах проявить также нашу братскую любовь Рождества и Нового года к братьям нашим румынам, которые находятся далеко от родины и дома. В ночь с 31 декабря 2007 на 1 января 2008 года и в первый день нового года вознесем молитвы благодарности Богу за все блага, дарованные Им в минувший год и попросим у Него помощи во всех добрых и полезных делах в новом наступающем году. С радостью сообщаем всем, что, начиная с 27 октября 2007 года, со дня празднования святого Димитрия Нового, покровителя Бухареста, Румынская Патриархия имеет время вещания на радио – «Радио Тринитас», на телевидении – «Тринитас ТВ» и выпускает ежедневник «Зиарул Лунина» как следствие доброго миссионерского сотрудничества между Патриархией и митрополией Молдовы и Буковины. Эти новые средства коммуникации и осуществления миссии в обществе вместе с агентством новостей образуют пресс-центр Румынской Патриархии. Надеюсь, что все это поможет нам созидать духовно Церковь в наших душах и подвигнуть на дело всех христиан, желающих помочь в строительстве нового кафедрального собора Патриархии, названного также кафедральным собором Национального спасения, особенно после того, как 29 ноября 2007 года было освящено место для его строительства. Надеюсь, что желание патриархов Румынских и прежде всего достойного поминания почившего патриарха Феоктиста исполнится как можно скорее. По случаю святого праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа, нового 2008 года и Крещения Господня шлю всем теплые и отеческие пожелания мира и здоровья, счастья и обильной помощи Божией во всех добрых и полезных делах совместно с традиционным пожеланием «Многая лета!». Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами!
Ваш молитвенник у Христа Господа, |
Также в этом разделе
|