В монастыре ВифорытаПамяти отца Арсения (Бока)Летающий монах из Сымбэта
Уединившись в своей комнате, она разрыдалась и молилась всю ночь, прося помощи у Матери Божией. В жизни бывают случаи, когда следует положиться на Бога и предоставить Ему решать. Ответ не замедлил прийти. По горячим молитвам будущей матушке были явлены два знамения. Вначале ей было видение – красочное и волнующее. Ей представилось, что она вошла в храм. Заняла место на клиросе, в стороне от алтаря, в то время как отец ее в сияющем облачении торжественно, не торопясь, отпевал умершего. Протяжно произносил утешительные слова разрешительной молитвы, а в центре храма, в окружении множества горящих свечей возлежал не кто иной, как он сам. В видении матушки престарелый священник из Фэгэраша участвовал в своем собственном погребении! Спустя несколько недель, в марте, он преставился – кончина его была тихой и мирной. В другой раз чудо – еще глубже ее поразившее – случилось на пути в монастырь Сымбэта-де-Сус. В тот день был праздник иконы Божией Матери «Живоносный источник». Она и ее родители торопились к обедне. Вдруг телегу, в которой они ехали, догнал монах с большой и тяжелой сумой на плече. Он был высок, молод, подпоясан широким кожаным ремнем. В черных одеждах и с бородой черной, словно головня, – настоящий гайдук. Остановившись, паломники завязали с молодым монахом разговор. Выяснилось, что он из обители и что по нерадению у них закончились просфоры; теперь он спешил с просфорами, взятыми в соседнем селе, к архиерейской службе. Служить в тот день должен был митрополит Николай (Бэлан). На все настойчивые предложения подвезти его монах ответил решительным отказом; он продолжил свой путь, постепенно скрывшись позади в облаке пыли, поднявшемся из-под колес телеги. До монастыря оставалось еще километров десять, час был поздний, и отец постоянно погонял лошадей. Когда они наконец въехали на двор монастыря, то застыли на месте от удивления: монах, встреченный ими в дороге, спокойно занимался своим делом, одетый в чистую, праздничную рясу, и вел себя так, как будто он никуда и не отлучался. Так матушка Арсения в первый раз встретила отца Арсения (Боку). То было поистине чудо, которое она увидела своими собственными глазами. Каким образом ему удалось незаметно обогнать их и раньше добраться до монастыря, так и осталось тайной. Дар слез Матушка была его ученицей – первой и самой близкой. Не случайно он дал ей имя Арсения, в знак того, что она должна продолжить его дело после его кончины и закончить возведение нового монастыря. Матушка не хвастается тем, что ею руководил великий духовник; она не находит в себе какого-либо достоинства, из-за которого он выбрал ее из множества людей, приходивших к нему за советом и словом утешения. В то время отец Арсений был еще очень молод и принял постриг совсем недавно. Только уступая нашим настоятельным просьбам, матушка начинает свой рассказ. Яркие и живые образы прошлого возникают один за другим из глубин памяти, воскрешая дух иного, ушедшего времени. По-настоящему ей довелось узнать батюшку именно тогда, когда монастырь в Сымбэта еще лежал в руинах. Окна келий зияли пустыми черными проемами, а на крыше храма зеленели деревца. Кто бы мог подумать, что отец Арсений, молодой и неопытный, сможет, полагаясь только на свои силы, восстановить обитель. Тем самым сбылось пророчество митрополита Николая. Обращаясь как-то к местным крестьянам, которые с почтением, сняв шапки, внимательно слушали его, он сказал: «Я ухожу, но оставляю вам здесь, в Сымбэта, столп надежды». Призванием отца Арсения было созидание. Всю свою жизнь он созидал, но, как оказалось, не только монастырские стены, но прежде всего души человеческие. Он был упорным и несгибаемым. С первого взгляда в нем чувствовалась сила. Никто не мог солгать отцу Арсению. Это было просто невозможно. Зачастую он призывал тебя к себе и говорил о самых тяжких твоих грехах. Иногда казалось, что он слишком суров, но, по правде говоря, он всегда был прав. «Чего же ты хочешь? – вопрошал он, и в голосе его появлялись рокочущие нотки. – Сначала примирись с сестрой твоей, с которой ты со вчерашнего дня в ссоре, а уже потом приходи к исповеди». Старица Арсения уверена: батюшка, обладая даром непрестанной молитвы, был воистину провидцем. Все знал о твоей прежней жизни и провидел будущее. Он не пытался тебя запугать. Видя в духе, что тебя ожидает, тяжело вздыхал, и лицо его омрачалось. Однажды студентка из Клужа попросила его совета и благословения. Она желала уйти в монастырь. Когда он выслушал ее, глаза его увлажнились слезами. Обдумывая ответ, некоторое время он хранил молчание, затем сказал: «Поговорим об этом после 10 мая». Именно 10 мая 1947 года девушку арестовали, и она провела несколько ужасных лет в застенках коммунистического режима, где ее всячески унижали и избивали. Отец Арсений (Бока) провидел, через какие пытки ей придется пройти. Знал он, обладая таким удивительным даром, и о своем будущем, о страданиях и аресте, но его это не сильно беспокоило. Он твердо верил, что для спасения нужно все претерпеть, призывая и своих пасомых терпеть, принимая с полным душевным спокойствием, как должное, благую волю Божию. К чему он призывал других, тому неукоснительно следовал сам. Пришло время, и отец Арсений оказался в подвалах Секуритате. Однажды надзиратель, совершая обход, вдруг остановился пораженный: дверь одной из камер оказалась незапертой, перед ней стоял арестованный священник. «Не бойся, – сказал он. – Я никуда не уйду. Я не хочу, чтобы ты пострадал из-за меня. Ведь у тебя двое детей и больная жена». Все сказанное батюшкой было правдой. Мать Арсения видела многое. Знала она и об удивительном даре своего духовника, суть которого можно было выразить в двух словах: дар слез. Это трудно объяснить, но когда ты представал перед отцом Арсением, ты чувствовал потребность слезным плачем снять тяжесть с души. Матушка сама пережила подобное состояние. Первый раз она даже не могла исповедаться. Стоя на коленях, покрытая епитрахилью, она все время плакала. «Не знаю отчего, но одно его присутствие вызывало у тебя душевное потрясение, и сразу же проливались потоки покаянных слез». Батюшка хорошо понимал, что совершалось в душе в этот миг, и, входя в храм, он, обращаясь к иноку, занимавшемуся уборкой, выговаривал ему: «Ты видишь, что ты подметаешь? Это слезы, брат. Слезы и нечистые думы… Ты это понимаешь? Видел ли ты когда-нибудь, чтобы машины плакали? Это большое Божие чудо». Отца Арсения чтили и знали по всей Трансильвании. В Сымбэта-де-Сус и позднее в Прислоп приходили толпы паломников – как по большим праздникам, так и в будни. Ну и, конечно, появились завистники и враги, которые преследовали его всю жизнь: гонения и лишение монашества, затем работа иконописцем в небольшой бухарестской церкви. Святой из Прислопа
Матушка Арсения исполняет в Вифорыте великое послушание. На протяжении 44 лет все, что она делает, совершается по совету и указаниям его – великого духовника Трансильвании. В тяжелые минуты она обращается к нему с молитвой и просит помощи. Два раза в год – 8 мая, в день памяти преподобного Арсения Великого, и 28 ноября, в день кончины батюшки, – она отправляется в Прислоп, чтобы получить духовную поддержку на его могиле близ стен монастыря. Она вспоминает его слова: «Не плачьте, поскольку там, на небесах, куда я ухожу, я смогу больше помогать вам, молясь за вас». Матушка не сомневается в этой помощи, как не сомневается в чудесах, совершаемых отцом Арсением и по сей день. Даже к самым незначительным вопросам она относится очень серьезно. Так, батюшка завещал не почитать его, чтобы верующие, оказывая ему почести, не забыли при этом о Христе. Поэтому-то инокини монастыря Прислоп просят верующих не брать с собой щепочек от креста или землю с могилы батюшки: «Не берите ничего, люди добрые. Пусть вам будет достаточно одной молитвы». Однажды какой-то паломник не прислушался к словам монахинь, и у машины, на которой он приехал, неожиданно заглох мотор. Отремонтировать его никак не удавалось. Только когда он выбросил мешочек с землей, машина тронулась с места. От тех долгих лет, прожитых рядом с отцом Арсением, остались незабываемые его слова, обращенные к ней, и небольшой крест, вырезанный им в 1946 году, с которым матушка никогда не расстается. Только однажды приехал отец Арсений в монастырь Вифорыта. Внимательно осмотрел все вокруг, вошел в храм и затем произнес: «Здесь ощущается монашеский дух». Потом ушел, затерявшись в толпе. *** В тесной комнатке канцелярии пахнет ладаном и цветами. Молодая настоятельница Михаила смотрит на матушку Арсению, как на икону. Обе инокини постоянно вместе, они советуются по всем вопросам и помогают друг другу. Монастырь совсем не богат, многое еще предстоит сделать – от реставрации небольшой церкви до завершения строительства архондарика и ремонта келий. Монашеская община насчитывает сто инокинь, поэтому все монастырские заботы возрастают многократно: сотни обеденных порций, тонны продуктов и большие поленницы дров. Едва-едва справляются с ежедневными делами, но Господь помогает. Приходит помощь, откуда ее совсем не ждали: неожиданно монастырь получает дар или щедрую милостыню. Кто-то предложил строительные материалы, кто-то – ежемесячно снабжать обитель хлебом на определенную сумму. Время от времени матушки настоятельницы оказываются в трудном положении, но никогда не страшатся. Уповают на Божию помощь и отдают себя под защиту чудотворной иконы святого великомученика Георгия. Некогда эта икона навела ужас на турецкое войско, которое внезапно появившийся исполинский воин, облаченный в золотую кольчугу, обратил в бегство. Многие верующие исцелялись от тяжких болезней, только прикоснувшись к образу. Матушки были свидетельницами чуда, произошедшего в 1965 году, когда оставался всего один шаг до закрытия монастыря, и он был спасен в последнюю минуту Патриархом Румынским Иустинианом (Марина), преобразовавшим его в «дом санаторного типа для жен священников и престарелых монахинь». Еще одно чудо произошло в том же году, когда Национальный музей конфисковал чудотворную икону, но совершенно необъяснимо музейное руководство вдруг пересмотрело свое решение и позволило матушке Арсении взять икону обратно. С того дня 1965 года неопустительно, каждую ночь, в соборном храме Вифорыты читается Параклис, молебный канон Божией Матери, которая хранила обитель на протяжении всех 500 лет ее существования. Монастырь с двумя настоятельницами менее известен, чем соседний Дялу, но, как кажется, в трудолюбии и ревности его насельниц превосходит последний. С каждым годом Вифорыта молодеет, приходят новые инокини. Все меньше старых матушек, которые, подобно стенам, окружающим монастырь, призваны хранить то, что здесь было и постоянно пребудет: непрестанная молитва и упование на Христа, Его любовь и помощь, в которых ныне мы нуждаемся, может быть, больше, чем когда-либо. La Viforata, pe urmele parintelui Arsenie Boca |
Другие статьи авторов
|