Мы ощущаем себя живой частью Вселенского Православия
- Ваше Блаженство, большая часть Вашей жизни была отдана миссионерскому служению. Каковы по-Вашему основные принципы, которыми должен руководствоваться современный православный миссионер? - Прежде всего, должна быть уверенность в том, что Благую Весть, принятую от Господа нужно не таить в себе, а нести другим людям. Мы должны уважать тех людей, к которым обращена наша проповедь, это - благовестие любви и свободы. Мы должны совершать миссионерское служением с уважением к другим людям, к их свободе. Миссия – дело не одного дня и мы должны, общаясь с людьми, словом и делом проповедывать им Христа постоянно. Нужно гореть духом служения и духом любви, передавая, таким образом, любовь Христову тем людям, среди которых мы находимся. - Как после десятилетий господства идеологии атеизма в Албании складываются Ваши отношения с государственной властью? - В начале были трудности, отчего у меня порой возникала какая-то неуверенность и даже отчаяние. Но мы в своей деятельности основывались на тех принципах, о которых я только что говорил. Благодаря этому мало-помалу серьезные проблемы были сглажены. Государственные власти поняли, что Православие не является угрозой для страны, и начали относиться к нам по-другому. Кроме того, сейчас в Албании Президент страны – православный, Президент Академии наук - православный, лидер оппозиции также является православным. Миссионеру, живя с народом, которому проповедует, необходимо сопереживать его проблемам и трудностям. Конечно, прежде всего, мы стремились к тому, чтобы Православная Церковь возрождалась, восставала из руин. Когда я только приехал в Албанию, то нашел там лишь 15 клириков, которые уже были очень больны, были в возрасте и, фактически, малоспособны. Слава Богу, на протяжении последних лет были предприняты важные шаги: 85 церквей построено, 75 церквей-памятников архитектуры восстановлено, 150 церквей было отремонтировано. Все эти действия, как и ряд других, которые предпринимались нами, имели определенные экономические последствия для Албании. Тысячи людей нашли работу и получили возможность вести достойный образ жизни. Но наряду с этим мы старались не оставаться в самоизоляции, не жить только своими внутренними проблемами. Когда я начинал служение в Албании, ее население нуждалось в самом элементарном: в пище, в лекарствах. Всем что у нас было, мы делились с другими. Таким образом, мы серьезно развили социальное служение в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, развития сельского хозяйства, культуры и защиты окружающей среды. В Православном диагностическом центре в Тиране существуют 24 отделения, оснащенных самым современным оборудованием и самым профессиональным персоналом. Около 5-6 тысяч человек каждый месяц могут пройти процедуру диагностирования на самом профессиональном уровне, и большинство из них являются мусульманами. Мы никогда не спрашиваем тех, кто к нам приходит, во что он верит и вообще, верит ли. Также мы начали проект профессиональной подготовки, который был совершенно не известен в Албании до тех пор. Конечно, у нас не было ложной надежды, что мы можем заменить собой государство, однако мы предлагали новые идеи и новые стандарты. Я думаю, что Церковь должна подавать новые идеи и, постепенно, затем делиться этими идеями с государством, так, чтобы государство брало на себя их реализацию. Все это явилось выражением нашей любви ко всему албанскому обществу, и было должным образом оценено. Мы стараемся делиться всем тем, что Господь нам дает, как духовными ценностями, так и материальными, нести людям любовь и уважение, знания, духовное богатство, которое присуще нашей традиции. - Расскажите о Вашем опыте взаимоотношений с мусульманами. Приходилось ли православным албанцам ощущать негативное отношение с их стороны - возможно, под влиянием настроений, связанных с соседним Косовским краем? Когда начался Косовский кризис Православная Церковь Албании, естественно, оказалась в затруднительном положении. В этой ситуации мы не занимали изоляционистскую позицию, не удалялись из общественной жизни страны и не старались закрыться и просто молиться. Мы стремились действенно участвовать в решении этой проблемы. Албанская Православная Церковь – небогата материально, но у нас есть много друзей в Европе и Северной Америке. Мы попросили помощи у них и собрали очень много пожертвований: на протяжении очень небольшого интервала времени было собрано 12 миллионов долларов. На эти деньги мы смогли помочь 33 тысячам беженцев. Но были задействованы не только деньги. Организации православных женщин, наша молодежь, приняли на себя обязанность помогать беженцам. Для нас каждый человек, который страдает, который вынужден покидать Родину, является предметом особого внимания и заботы. Вспомните, как Господь говорил: «Я странствовал, и вы приютили меня». Приведу одну деталь: мы узнали, что беременные женщины-беженки не имеют необходимой одежды и детских вещей. Нашими силами было собрано все необходимое. Таким образом, мы помогли почти 300 матерям. Одна женщина - беженка спросила студентку из нашей Академии: «Откуда вы пришли? Откуда вы, с такой добротой, с такой любовью нам помогаете?». И наша студентка ответила: «Вы знаете, мы из Православной Церкви. Может быть, это вас смущает?». И ответ был таким же благородным. Ответ был такой: «Совершенно напротив, мы впервые видим собственными глазами Православие». То есть все люди имеют определенную чувствительность и доброе отношение, и мы, благодаря этому, поддерживаем хорошие отношения со многими нашими друзьями в Косово. Мы в Тиране строим храм, и для постройки собрали достаточную сумму денег. В связи с той трагедией, которая произошла в Косово, когда были разрушены многие церкви, многие мечети, мы решили выделить равные суммы денег на постройку одной церкви и одной мечети – 500 тысяч долларов мы дали на постройку церкви и 500 тысяч долларов на постройку мечети. Мы их выделили с тем условием, чтобы эти деньги были израсходованы на создание Центра, который мог бы стать местом диалога молодежи, принадлежащей различным общинам. В Косово в прошлом существовали православные албанские общины. Однако, в период коммунизма, когда религия не имела такого развития, как следует, эти общины были ассимилированы и исчезли. Таким образом, сейчас в Косово нет организованной албанской православной общины. Хочу сказать, что не имеет значения, что Албания маленькая страна. Значение имеют идеи и позиции. И мы ощущаем себя живой частью Вселенского Православия. Все, что мы делаем, мы делаем во имя всего Православия. И те связи, которые мы развиваем с мусульманскими общинами, с исламом, имеют отношения и ко всему Православию, и ко всему исламу. К сожалению, на Балканах существует и большая подозрительность, и много ненависти. Но я верю, что правильным ответом на эти явления являются действия любви и действия примирения. Трагедия на Западных Балканах рассматривается некоторыми как столкновение религий. И я лично на протяжении всего этого периода настаивал, что такая оценка является глубоко ошибочной. Те люди, которые принимали решения в ходе конфликта, не имели никакого отношения к религии. Эти люди получили атеистическое образование и были воспитаны в атеистической среде. Однако, в ходе конфликта они обнаружили, что религия имеет большую силу, и решили использовать ее по-своему. И на протяжении этого конфликта я постоянно говорил о том, что масло религии предназначено для того, чтобы врачевать, умягчать раны, а не для того, чтобы делать огонь конфликта более сильным и раздувать этот огонь. И поэтому я настаивал, что в ходе конфликта нет противостояний религий. Однако, что касается принципов, то мы настаиваем на том, что на Балканах должна существовать свобода для каждого народа, и для каждого меньшинства должна быть справедливость и уважение. И мы знаем, что все эти вещи не достигаются очень легко. Православная Церковь, где бы она ни была, всегда настаивает на этих началах. Мы не можем, конечно, влиять на различные детали политического, дипломатического процесса, но существуют начала, на которых мы настаиваем. Когда в соседней стране Македонии со столицей в Скопье, возникли сложности и проблемы, то тогда все лидеры согласились, чтобы албанский Архиепископ стал координатором процесса примирения. И это означает, что возделывание доверия на Балканах является очень важным в процессе урегулирования и примирения. В любом случае, вопрос уважения меньшинств на Балканах, и общин, является очень важным. В прошлом мы вместе жили в трех империях – Римской, Византийской, Османской. И сейчас существует тенденция соединения, собирания народов в едином Европейском Союзе, и нам следует также жить здесь вместе. И религия должна оставаться и играть роль примирителя, а не разделять. - Существует ли со стороны православных албанцев интерес к России, к ее православной культуре? - Да, безусловно, существует. Старшее поколение, которое жило в ту эпоху, когда были тесные связи между двумя странами, до сих пор вспоминает о ней с ностальгией. И, безусловно, существует и уважение, и любовь. Думаю, что сейчас, когда существует больше свободы, наши отношения еще больше укрепятся. И я верю, что Православная Церковь является мостом в этом деле. - Как осуществляется подготовка новых кадров Албанской Православной Церкви? - Когда в 1991 году, как я сказал, в Албанию пришла свобода, у нас возник вопрос – как нам готовить кадры для Церкви? Тогда мы получили множество приглашений от различных Поместных Православных Церквей направить к ним на обучение наших студентов. И я тогда ответил на все эти приглашения. Мой опыт еще по Африке свидетельствовал, что когда мы посылаем студентов в Европу, в Америку на учебу, то после этого они, как правило, не возвращаются. В связи с этим в 1992 году мы положили основание семинарии в Дирахи, и эта семинария потом переросла в Академию. Задача состояла в том, чтобы был клир, священнослужители в Албании были местного происхождения. Другая проблема состояла в том, что много было уже семейных кандидатов в клир, и они не могли оставить свои семьи и уехать куда-то на учебу. Так, с помощью Божьей, благодатью Божьей мне удалось рукоположить 144 новых клирика-албанца. Безусловно, после этого те, кто хотел, мог продолжать учебу и в других странах – в России, в Америке и так далее. И сейчас, когда открывается возможность создания факультетов при университетах, мы надеемся, что будет создан небольшой православный университет. - Каковы на Ваш взгляд перспективы созыва Всеправославного Собора, подготовка к которому ведется уже с 1961 года? В XX столетии он так и не состоялся.
Вы знаете, что и ислам, и христианство – это универсальные вселенские религии. Я не хочу сейчас говорить об исламе, но хочу сказать о христианстве. Именно в этом заключается цель христианства – охватить, объять все народы любовью. Особенно это касается Православия. Иногда в Православии можно встретить такое представление, что Православие, это федерация Поместных Церквей. Мы, с богословской точки зрения, говорим этому - нет, потому что существует одна Святая Православная Соборная Церковь. И эта Церковь существует в Москве, в Тиране, в Константинополе, в Нью-Йорке и так далее. То есть то, что происходит в России, относится и к нам. И то, что происходит в Тиране, относится к вам. Мы с богословской точки зрения все эти годы настаиваем именно на таком представлении. Будет беда, если Православие заключит себя в этих узких национальных рамках. Наш горизонт является вселенским. Мы ответственны за развитие мира, мы не просто музей прошлого. И в конце, когда вопросы закончатся, я хотел бы высказать еще один комментарий. Здесь, в этой стране, существовала мечта о социальной справедливости в рамках марксизма-ленинизма. Мы знаем, что этот социальный опыт не удался. И мы нуждаемся в правильном, верном анализе того, что произошло в прошлом. Этот опыт не удался, потому что он основывался на материалистическом представлении о человеке. Однако, этот опыт может быть осуществлен и в других формах. Потому что желание, стремление к социальной справедливости и братству остается. Возможно, что это вселенское братство может осуществиться на основании веры. Однако, необходимо для этого провести очень четкий богословский анализ и роли Церкви. Церковь должна всегда оставаться Церковью народа, а не Церковью определенных богатых кругов. Критика, которая осуществлялась в наш адрес в прошлом, имеет значение, и мы должны принимать ее во внимание. Мы несем большую ответственность за будущее. В прошлом многие народы, бедные круги, жаждали добиться справедливости, достигнуть справедливости в идее марксизма. И теперь очень многие народы, бедные, обиженные народы могут искать справедливости в новых началах - в началах ислама. И тогда все будет обстоять совершенно по-другому. Будет беда, если христианство вступит в систему империализма. Мы должны оставаться Церковью любви и справедливости, то есть Церковью динамического преображения общества в духе любви. Церковь никогда не перестает состоять из людей. И часто между людьми в человеческих отношениях существуют различного рода конфликты и противостояния. Однако, наш оптимизм заключается в том, что главой Церкви остается Христос. Часто в Церкви отдельные личности играют очень большую роль и для единства, и в случаях разделения. Безусловно, существуют проблемы в различных Поместных Церквах. Однако, существуют также силы, которые трудятся над преодолением различий. Я думаю, что мы как православные – должны быть вместе и должны совместно встречать вызовы нового времени. Мы не можем позволить себе роскошь существовать отдельно друг от друга. Никто не является достаточно сильным, чтобы не нуждаться в другом. И никто не является достаточно незначительным, малым для того, чтобы не иметь ценности для другого. Таким образом, единство Православия – это обязанность и великая возможность для всех.
Мы верим в Того, Кто есть Сущий, Который есть сегодня,
днесь, и Который грядет. Именно таким образом мы должны
ощущать, переживать красоту нашего Православия. Наши два
великих преимущества – это любовь и красота
Православия. И мы можем об этом свидетельствовать миру
только когда мы вместе. Поэтому, ваша радость - это наша
радость, и ваши успехи - это наши успехи. И
наоборот. С Блаженнейшим Архиепископом Анастасием беседовала Ольга Кирьянова. Специально для Православие.Ru |
Также в этом разделе
|