Румынская

Богословское образование в XIX- нач. XX вв.

Монастырь Сокол
Монастырь Сокол
/p>

После долгого периода существования периодических курсов и различных богословских школ с недолгим веком их бытия, с начала XIX века в Румынии появляются первые Семинарии. В 1803 году трудами митрополита Вениамина Костаки открывается Семинария в монастыре Сокол. Через некоторое время в Семинарии вводится восьмилетняя программа обучения, и для работы в ней привлекаются лучшие педагогические кадры.

С 1846 по 1859 годы в Молдавии действовало 12 катехизических школ. Некоторые из них были впоследствии преобразованы в Семинарии. В 1852 году на средства высокопоставленного чиновника Нифона Балашеску учреждается Семинария в Хуше. В 1858 году по инициативе священника Димитри Маткаса открывается Семинария в Романе. Обе школы имели четырехгодичную программу обучения. В 1856 году игумен Дионисий Романо открывает четырехклассную монашескую школу в Нямце. [Лашков Н. Молдовалахийские государи, деятельность их для просвещения румын и Православия Румынской Церкви. // Кишиневские епархиальные ведомости. 1885, № 4, С.14]

В Бухаресте с 1797 по 1847 год при монастыре святого Анфима действовала священническая школа. В 1836 году открывается епархиальная Бухарестская Семинария. Первым ее профессором был Николай Нифон Балашеску. В это же время учреждаются Семинарии в Бузау, Аргеше и Римнице. Все эти школы имели четырехгодичную программу обучения.

После принятия 25 ноября 1864 года государственного закона об открытом образовании произошли изменения и в системе церковного обучения. Закон предполагал существование Семинарий двух типов: епархиальные - с четырехгодичной программой (Рымницы, Аргеш, Бузау, Роман, Хуш, Исмаил), и общецерковные - с семилетней программой обучения (Бухарест, Сокол). Все Семинарии были на частичном балансе и под контролем министерства культуры. До сих пор образование духовенства было делом исключительно церковным.

Закон предусматривал преподавание в Семинариях наряду с богословскими дисциплинами и общеобразовательных предметов. Выпускники Семинарий первого разряда могли становиться сельскими священнослужителями или преподавателями народных школ. Студенты, закончившие высшие Семинарии, занимали городские приходы и из их числа выбирались протопресвитеры. Осенью 1872 года в Бухаресте на средства митрополита Нифона открывается еще одна высшая Семинария. [Истомин К. Из церковной жизни современной Румынии.//Вера и разум. 1897, № 3, с. 31]
Коренные преобразования в систему богословского образования внес закон 1893 года. Закон предусматривал существование трех Семинарий первого класса в Романе, Аргеше и Рымницах и трех высших Семинарий в Яссах, Семинарии митрополита Нифона и центральной Бухарестской Семинарии. Выпускники Семинарий первого класса имели право поступать в высшие Семинарии и другие учебные заведения соответствующего ранга. В 1901 году низшие Семинарии были упразднены и преобразованы в семилетние школы. Такое решение правительства привело к резкой недостаче образованных священнослужителей. Но спустя некоторое время снова открываются семилетние Семинарии в Галаче, Рымнице (1908) и Бузау (1914). Деятельность Романской, Хушской и Аргешской Семинарий была восстановлена после Первой Мировой войны. [Там же. № 4, С.46]

Во второй половине XIX века в Румынии появляются первые богословские факультеты. В 1860 году открывается факультет при Ясском университете. В 1864 году из-за недостатка преподавательских кадров (на факультете трудились всего два профессора) и небольшого числа студентов факультет закрывается.

В последующие годы предпринимались попытки открытия богословского факультета в Бухаресте. Это событие состоялось 12 ноября 1881 года. Факультет располагался в самом здании университета. Его штат составляли семь профессоров и 50 студентов. Недостаточное финансирование привело факультет к закрытию в 1883 году. Но уже в следующем 1884 году, 4 ноября, факультет снова открывается. 15 июля 1890 года существование факультета в рамках Бухарестского университета подтверждается законом.

До 1918 года на факультете трудился ряд выдающихся профессоров и докторов богословия. Ими были составлены многие учебники и руководства по богословию. Профессора Тимуш и Ничулеску в соавторстве написали учебник по Ветхому Завету и еврейскому языку, И. Корноиу - учебник Нового Завета, К. Эрбичиану - учебник Церковного Права, А. Миронеску, будущий митрополит-примас, составил руководство по Этике, будущий митрополит Молдавии П. Георгеску - учебник Догматики и Апологетики, Н. Добреску - Церковную историю.

Число студентов факультета постоянно росло и к 1916 году достигло 300 человек. На факультете обучались не только румыны, но и студенты других национальностей. На щедрые деньги благотворителей факультет построил недалеко от кафедрального собора прекрасное здание студенческого интерната. Из благотворительных фондов выделялись и деньги на стипендии лучшим студентам. [Pocurariu M. Geschichte der Rumanische Ortodoxe Kirche. Erlangen. 1994, S.491]
В 1827 году в Черновцах открывается богословский институт с трехгодичной программой обучения и с преподаванием в нем на немецком, греческом, латинском языках. В этом же году был построен и студенческий интернат, рассчитанный на 50 человек. Учебное заведение финансировалось за счет Черновицкой епархии.

В 1875 году открывается Черновицкий Университет. В его состав на правах богословского факультета входит богословский институт. Лекции на факультете читались на румынском и немецком языках. Многие выпускники факультета продолжили обучение в католических и протестантских университетах Вены, Бона, Мюнхена или в православных школах России и Греции. [Ibid S. 492]

Первые богословские образовательные курсы в Трансильвании были открыты в 1776 году епископом Гедеоном Никитичи. Курсы были предназначены для подготовки учителей народных румынских школ и будущих священнослужителей. Во главе этой небольшой богословской школы стоял Д. Эвстативичи. Его труд в первые десятилетия XIX века был продолжен священником из Брасова Раду Темпеа. В 1811 году, в Сибиу по инициативе Георгия Лазаря была открыта первая настоящая богословская школа. Спустя четыре года он оставляет Сибиу и отправляется в Бухарест. В Сибиусской школе Георгия Лазаря сменили два профессора - И. Мога и М. Фулеа. Три десятилетия несли свое преподавательское послушание эти высокообразованные люди. [Пасхалевич-Самуриан Г. Православная Румынская Церковь в королевстве Румынском и Австро-Венгерской империии.// Христианское чтение. С-Пб. 1890, Ч.1, С.230]

Значительные изменения в жизни Сибиусской богословской школы последовали со времени наречения Андрея Шагуны викарием Трансильванской епархии. Богословские курсы, рассчитанные на шестимесячное обучение, расширили свою программу до одного года.

Епископский собор, состоявшийся в марте 1850 года в Сибиу, единодушно постановил преобразовать вышеупомянутые курсы в богословско-педагогический институт. Первоначально программа обучения была продлена до двух лет. С 1861 года - до трех. Поступать в институт могли выпускники лицеев. С 1853 года учреждается педагогическое отделение. Его слушателями могли быть выпускники четырехлетних гимназий.

На средства епархии митрополит Андрей купил здание. В нем разместился институт и студенческий интернат. Лучших выпускников направляли на обучение в Западную Европу, и из них, впоследствии, комплектовался преподавательский состав института. По инициативе митрополита был основан благотворительный фонд для поддержки студентов из бедных семей. Из средств фонда выплачивалась стипендии лучшим студентам института. [Там же. С.230]

Во второй половине XIX века институт собрал выдающийся преподавательский состав: Н. Попеа, будущий епископ Карнсебеша и постоянный член Румынской Академии, И. Попеску и З. Бойу, члены-кореспонденты Академии, С. Попеску, впоследствии ведущий профессор богословия Бухарестского университета. В начале XX столетия в институте обучались: Н. Балан, будущий митрополит Трансильвании, И. Лупас и С. Драгомир, приглашенные в 1919 году профессорами в Клюйский университет, постоянные члены Румынской Академии и др.

В Араде и Тимишоаре, так же как и в других областях Румынии, на протяжении XVIII столетия мы можем наблюдать лишь периодические богословско-образовательные курсы. Особое место среди них занимает шестимесячная богословско-педагогическая школа, основанная в 1779 году в Тимишоаре Михаилом Мартиновичи Рошу. Учебное заведение просуществовала вплоть до второго десятилетия XIX века.

В ноябре 1812 года в Араде открывается педагогическая школа. Первоначально ее рассчитывали на 15-месячное обучение. В 1814 году школа переходит на двухгодичную, а с 1876 года, на трехгодичную программу.

1 ноября 1822 года в Араде открывается двухгодичный богословский институт. С 1824 года институт переходит на трехгодичное обучение. В 1876 году состоялось объединение богословского института и педагогической школы в один богословско-педагогический институт. На педагогическое отделение могли поступать выпускники восьмиклассных лицеев. [Курганов Ф. Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви. Казань. 1880, С.65]

В 1918 году институт закрывают.

В Банате, желающие получить богословское образование, поступали в Карловатскую Семинарию. Некоторые получали богословское образование в Вершетской богословской школе. В 1822 году здесь открывается Семинария. Семинария имела два отделения: сербское и румынское. На румынском отделении Вершетской Семинарии учился будущий митрополит Трансильвании Андрей Шагуна.
С учреждением в 1865 году румынской епархии в Карнсебеше, румынское отделение переносится в этот кафедральный город. Продолжительность обучения здесь осталась трехгодичной, как и в Вершетской Семинарии, однако поступать в Карнсебеш могли только выпускники гимназий. [Pocurariu M. Geschichte der Rumanische Ortodoxe Kirche. Erlangen. 1994, S.494]

Униатская Церковь Трансильвании с 1754 года также имела свою богословскую Семинарию в Блае. С 1760 по 1781 в Семинарии за очень высокую плату могли заниматься только монахи. В XIX столетии Семинария имела четырехгодичную программу обучения и принимала только выпускников лицеев.

В 1859 году открывается богословская школа в Герле. Преподавание велось сначала на латинском, а впоследствии на румынском языке.

В 1917 году Трансильванский богословский институт был преобразован в четырехгодичную богословскую Академию. Румынские Церкви Трансильвании, и Православная и Униатская, открытием этого учебного заведения преследовали не цель подготовки будущих священнослужителей, а цель воспитания румынской национальной интеллигенции. [Barlea O. Die Union der Rumanen. Freiburg. 1963. S.85]

Первая православная румынская гимназия была учреждена по благословению митрополита Андрея Шагуны в 1850 году в Брасове. Средства на содержание гимназии выделяли два Брасовских храма - церковь Святого Николая и церковь Святого Адорамия. Сверх этих выделений на содержание гимназии поступали щедрые пожертвования от верующих. С 1869 года при гимназии начинают действовать четырехлетняя техническая и трехлетняя торговая школа. Сегодня Брасовская гимназия носит имя митрополита Андрея и считается одной из самых престижных в Румынии. В свое время здесь преподавали такие известные люди Румынской Церкви как, Г. Мунтяну, бывший ранее профессором в Бузау и Рымнице, член Румынской Академии, борцы за независимость Румынии В. Браниште и В. Голдиш, композитор К. Порумбеску и Г. Дима. [Курганов Ф. Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви. Казань. 1880, С. 74]

На церковном балансе находились и многие педагогические школы: в Араде (1812), Сибиу (1853), Карнсебеше (1874), в Блае (1865). Церковь финансировала средние школы для девочек в Блае (1902) и Араде (1890), школу торговли в Блае, многие интернаты. Православные иерархи Трансильвании учреждали многочисленные почетные стипендии для лучших студентов богословских факультетов, Семинарий и педагогических школ.

Управление этими учебными заведениями осуществлялось согласно определениям церковного собора 1850 года и определениям "органического статута". Было установлено, что директором приходской школы назначается священник данного прихода, благочинный является инспектором всех школ, находящихся в его благочинии, а епископ или архиепископ - главным инспектором всех школ, находящихся в его епархии. Преподавателями могли быть назначены только выпускники педагогических школ Сибиу, Арада, Карнсебеша и выпускники богословских факультетов и Семинарий. Кандидатуры избирались приходским собранием, которое и устанавливало заработную плату. Учебные пособия для школ составлялись профессорами педагогических отделений и печатались в епархиальных типографиях.

При митрополите Андрее Шагуне число приходских школ достигло 800. В 1882 году в Трансильванской митрополии их действовало уже 1578. Число преподавателей возросло до 1722 человек. [Пасхалевич-Самуриан Г. Православная Румынская Церковь в королевстве Румынском и Австро-Венгерской империии.// Христианское чтение. С-Пб. 1890, Ч.1, С.234]

Цифры этой статистики ясно свидетельствуют о той огромной роли, которую сыграла Православная Церковь Трансильвании в деле сохранения своего родного языка, культуры и национальной самобытности в условиях чуждого и враждебного этим интересам Австро-Венгерского владычества.

Юрий Рой

17 мая 2002 года

Также в этом разделе
Трансляция в формате RSS 2.0