|
Архимандрит Андрей Коломацкий |
Архимандрит Андрей (Коломацкий) -
пастырь, к которому в полной мере можно отнести слова
Господа: «Знаю дела твои, и труд твой имеешь
терпение, и для имени Моего трудился и не
изнемогал» (Откр.2, 2-3). Огромен его
миссионерский подвиг на благо всей Православной Церкви,
а особенно Православной Церкви в Чехословакии, где он
трудился всю свою скромную и достойную жизнь.
Всеволод Владимирович Коломацкий, впоследствии отец
Андрей, родился 8 февраля 1896 года в бедной набожной
семье на Киевщине, в селе Саражинцы. Его отец, Владимир
Севастьянович Коломацкий, служил псаломщиком в сельском
храме. Мать, Серафима Ивановна Богородицкая, воспитывала
четырёх детей в вере и любви к Богу, прививая им
искренность, послушание, внимание и доброту ко всем людям.
Отец и мать происходили из духовного звания и получили
основы грамоты в церковной школе, поэтому они приложили
все усилия, чтобы дать образование и своим детям. Окончив
5 классов Киево-Подольского духовного училища, Всеволод
был определен на учебу в Киевскую духовную семинарию. Но
его планы стать священнослужителем были надолго прерваны
Первой мировой войной: не успел он окончить полный курс
семинарии, как была объявлена мобилизация на фронт.
Находясь на фронте в гуще военных действий, Всеволод
Владимирович был семь раз ранен, но Господь сохранил ему
жизнь.
По окончании войны и революционных событий в России
Всеволод Коломацкий оказался в среде карпато-русского
населения Подкарпатской Руси, которая входила в состав
новообразованной Чехословацкой республики. Здесь в 1923
году он вступил в брак с Елизаветой Яковлевой. В том же
году ему довелось встретиться с владыкой Вениамином
(Федченковым), с которым он раньше был лично знаком. Он
снова выразил владыке свое желание принять сан священства.
Епископ Вениамин ещё больше укрепил его в этом стремлении,
ободрил, призвав не бояться трудностей, связанных с порой
нищенским существованием духовенства в Мукачевской
епархии. «Господь не оставит верного Своего
служителя, лишь бы его сердце было всецело предано любви
Божией и пастве», - говорил владыка Всеволоду
Владимировичу. 14 января 1924 года в селе Червеньове
Всеволод Коломацкий был рукоположен епископом Вениамином в
сан диакона, а на следующий день, в день памяти
преподобного Серафима Саровского, во иерея.
В первой четверти XX века среди населения Закарпатья
набирало силу движение по выходу из унии и возвращению в
православие, к вере своих предков. В Австро-Венгрии это
преследовалось законом как государственное преступление.
Об этом свидетельствует Марамарош-Сигетский судебный
процесс 1913-14 гг., на котором из 180 инициаторов
возвращения в православие 94 человека во главе с
иеромонахом Алексием (Кабалюком) были осуждены на разные
сроки тюремного заключения и денежные штрафы.
|
Кафедральный собор св. Горазда I в Оломоуце |
После распада Австро-Венгрии в
Чехословакии продолжали действовать устаревшие
австрийские законы о вероисповеданиях. Согласно им,
верующие, вернувшиеся в православие, и дети, крещенные
в православной церкви, официально продолжали считаться
униатами. Только с большим трудом можно было добиться
исправлений в метрических записях и зарегистрироваться
православным. Принявшие православие лишались права на
пользование церковным имуществом; в селах, где наряду с
православными оставались униаты, и даже и там, где
оставались только православные, греко-католики
закрывали храмы, а церковные земли сдавали в аренду.
Такое унизительное положение вызывало у отца Всеволода
сильное желание помочь православному народу. Он становится
миссионером, и духовная сила его проповеди привлекала к
Православию всё большее число верующих. Но активная
проповедническая деятельность отца Всеволода встречала
серьезное сопротивление со стороны представителей властей.
Окружной начальник в Мукачеве Солич запретил отцу
Всеволоду совершать богослужения в с. Старое Давыдково и
отдал приказ арестовать его и выслать из Чехословакии, но
отца Всеволода спасло чехословацкое подданство и прежняя
государственная должность, доказанная документами. Всего
он арестовывался семь раз. Однако, в условиях постоянного
давления со стороны властей, отцу Всеволоду удалось не
только остаться в стране, но и начать труд всей его жизни
- строительство и восстановление православных храмов.
Никогда не учившийся архитектуре и строительству, отец
Всеволод занялся постройкой новых церквей. При этом он
самостоятельно выполнял проекты и организовывал
строительство. Сначала средств на покупку на покупку
стройматериалов не хватало – первый временный храм в
селе Русское был сооружен из досок. Позднее, в
1926-1927г.г., по проекту архитектора Н.Пашковского, в
селе Русское-Ракошино была построена церковь из кирпича.
Верующие охотно жертвовали на храм и помогали в
строительстве, но, тем не менее, после окончания работы
обнаружилось, что нет средств на приобретение икон. Тогда
отец Всеволод, не смотря на очень слабое зрение, сам
взялся за иконопись, и впоследствии украшал своими иконами
многие новые храмы.
|
Храм св. Людмилы в Ржимице |
В 1926 году отец Всеволод был удостоен
сана протоиерея. Вскоре он принимается за строительство
деревянного храма по своему проекту в селе Старое
Давыдково. В апреле 1927 года, тяжело заболела и умерла
его дочь Клавдия, а вслед за ней, в декабре 1927 года,
скончалась и матушка Елизавета. Его скорбь была
омрачена еще и тем, что окружной начальник Солич
запретил совершать погребение на кладбище в селе
Русское, так как оно считалось принадлежащим
греко-католической церкви. Поскольку храм еще не был
достроен, отцу Всеволоду удалось получить разрешение
дополнительно внести в план и устроить крипту под
храмом, где и была похоронена матушка. На руках у него
остался сын Даниил, который впоследствии помогал отцу в
строительстве. А оно продолжалось – в течение
десяти лет удалось построить храмы с иконостасами в
ряде приходов: в Барбово (1927 г.), в
Ужгороде(1929-1933гг.), в Домбоках (1931-1932гг.) и
других местах. При этом власти продолжали свое
вмешательство - у отца Всеволода несколько раз
проводились обыски. Но, несмотря ни на что, до конца
своих дней отец Всеволод не прекращал строительство
храмов и служение людям. Многое пришлось перенести
ревностному подвижнику: неоднократные падения с высоты
при постройках, отсутствие средств, а затем и военные
беды.
В 1942 году, после расстрела нацистами епископа Горазда,
Чешская Православная Церковь была ликвидирована,
духовенство схвачено, арестовано и депортировано на
принудительные работы в Германию. Такая же участь постигла
и отца Всеволода, однако по состоянию здоровья ему удалось
вернуться в Прагу. Совершать богослужения ему было строго
запрещено, но он, несмотря на большую опасность, тайно
служил и совершал необходимые требы.
|
Храм Святого Духа в Межилаборцах |
После окончания войны вновь стало
возможным восстановление храмов и возрождение
Православной Церкви. Отец Всеволод получил во временное
управление Чешскую епархию и посетил все приходы,
помогая верующим обновлять церковную жизнь. В 1946 году
отец Всеволод был пострижен в монашество с именем
Андрей, в честь апостола Андрея Первозванного, и вскоре
был возведен в сан игумена, а в конце 1946 года –
в сан архимандрита. В течение десяти лет он построил 31
иконостас. После объединения православных приходов отец
Андрей перешел служить в Словакию. В последствии он
руководил курсами по подготовке священнических кадров.
Не смотря на физическую слабость отец Андрей неутомимо
трудился на благо Церкви, духовно окормляя два прихода
в Румбурке и Чешской Липе, публиковал статьи на
различные темы, выступал на съездах духовенства. До
конца своих дней он не оставлял своего любимого дела
строительства храмов и изготовления иконостасов. За
свои труды архимандрит Андрея был награжден орденом
святых Кирилла и Мефодия II степени.
|
Храм св.Вячеслава в Стременичко |
Вот далеко не полный перечень храмов и
иконостасов построенных этим неутомимым труженником на
ниве Христовой: храм в селе Русское (1926г.), храм в
селе Русское-Ракошино (1926-1927гг.), храм в селе
Старое Давыдково, храмы в Барбово (1927г.), в
Ужгороде(1929-33г.), храм и кладбищенская часовня в
Домбоках(1931-32гг.), храмы в Ржимицах (1933-34гг.), в
Худобине (1934-36гг.), в Стременичко(1936г.), в
Сваляве(1935г.), в Бликах(1936г.), в Великих Лучках
(1936-37гг.), епископская резиденция в Мукачеве и
Крестовая церковь (1936-37г.), храмы в Оломоуце
(1937-39 гг.), в Долни Коуце, в Челеховицах
(1941-42гг.), храм и приходской дом в Тршебиче
(1939-40гг.), восстановление храма и иконостаса в
кафедральном соборе в Праге(1945-46гг.), храм-памятник
в честь русских и чешских воинов в
Межилаборцах(1948г.), кафедральный собор во имя св.
Александра Невского в Пряшеве(1948г.), восстановление
храма в Улич-Кривом, храмы в Стакчине и селе
Дара(1950г.), иконостасы в Литомержицах, Жатце, Мосте,
Плзне, Горшовски Тин, Красной Липе, Соколове,
Фридланде, Опаве, Судицах, Кашове, Острове и в других
местах; две церкви в Чешской Липе (1952г.), храм в
Румбурке, колокольня в Улич-Кривом, иконостас в
митрополичьей Крестовой церкви.