Домашняя библиотека как идея и педагогический метод

Материнские заметки

Часть 1. Образование в семье: полюбить чтение и привести литературу в дом

Друг нашей семьи как-то спросил нас:

– Зачем вам такая большая библиотека? Нужна книжка – скачайте в Интернете, это же гораздо удобнее! Книги вообще скоро вымрут как вид.

Домашняя библиотека – это пространство культуры, образ жизни, образ мышления

И действительно, многие тексты можно отыскать в сети буквально за несколько минут. Иногда в Интернете можно найти такие тексты, которых никак не достать «вживую». Но домашняя библиотека – это не набор текстов. Домашняя библиотека – это идея. Пространство культуры, образ жизни, образ мышления.

Домашняя библиотека как будто бы разворачивает семью к образованию и самообразованию. Библиотека может быть методом обучения и воспитания наших детей, причем отнюдь не только в области литературы.

Библиотека: акцент в интерьере дома

В доме ребенок живет, воспитывается, учится. Когда мы обустраиваем наш дом, мы обустраиваем среду формирования личности каждого нашего ребенка.

Дом подобен храму. Убранство храма, его устройство призывает, обучает, воспитывает, направляет, настраивает человека.

Дом подобен училищу, школе. Правильно оформленный интерьер школьного класса настраивает на занятия, заинтересовывает учеников предметом и помогает усвоить учебный материал.

Чему мы будем учить своих детей с помощью убранства дома – выбирать нам, родителям, главным воспитателям и учителям своих детей, хозяевам дома.

И если мы устраиваем домашнюю библиотеку, мы уже этим самым создаем в своей квартире, в своем доме образовательное пространство. Создаем среду, которая так или иначе повлияет на воспитание наших детей. Если в доме, в квартире, в комнате мы нашли место для книг, выделили, устроили это место – значит, мы уже ввели в мир нашего дома чтение, литературу и предшествующие века человеческой культуры. Вот так, запросто. Дети живут здесь и видят эти книги, каждый день проходят мимо них, трогают пальцем корешки… Тысячи книг, записанных в памяти нашего домашнего компьютера, не могут сыграть такой роли по определению. Электронные книги – часть личной работы. Домашняя библиотека – часть жизни нашего дома.

При этом библиотека – вовсе не достояние богатых интерьеров или больших особняков. Я сама росла в трехкомнатной квартире, где, помимо моих родителей и шести моих братьев и сестер, жила домашняя библиотека. На первых порах это были кое-как сколоченные полки, от пола до потолка, во весь коридор. А еще книги были в шкафах в каждой комнате… Одни люди делают ремонт в большой квартире и выбрасывают все книги как пылесборники. Другие в развалюхах-пятистенках умудряются работать с тысячами книг. Вопрос не в квадратных метрах и не в количестве денег, а в образе жизни.

Библиотека: форма проведения досуга

Фото: azmeetsworld.blogspot.ru Фото: azmeetsworld.blogspot.ru

Чем заняться в свободное время? Часто – тем, что попадается на глаза. Включенный телевизор, шахматы на столе, вскрытая коробка с пластилином… Дети «от нечего делать» открывают книги, если они окружены книгами. Потому что заинтриговало название, потому что обложка красивая (или потому что ее вообще нет, увы, книжек с оторванными обложками у нас хватает…) Один ребенок возьмет с полки альбом с видами старой Москвы – и так будет знакомиться с историей, культурой, архитектурой. Другой откроет книгу про насекомых, третий полистает рассказы О.Генри, четвертый зачитается Гоголем, пятый обнаружит, как интересно Нечволодов пишет об истории России.

Впрочем, если в доме есть библиотека, совсем необязательно дети с утра до вечера будут сидеть за книгами. И хорошо: когда у них есть свободное время, когда им «нечего делать», пусть бегают, играют, мастерят или рисуют, но домашняя библиотека поможет нашим детям иногда в таких случаях выбирать все-таки чтение.

Библиотека: формирование мировоззрения

Книга – воспитатель, который может воспитывать человека не хуже «живого» учителя

Книга – воспитатель, который может воспитывать человека не хуже «живого» учителя. И какому воспитателю мы доверим наших детей? Любому, лишь бы он умел писать интересно? Лишь бы он однажды был объявлен «классиком»?

Если нам удалось привить своим детям любовь к чтению, то, прочитав одну книгу, дети ищут, что бы им такое еще почитать. Поначалу они просят помощи у родителей. Но чем старше они становятся, тем чаще они выбирают книги самостоятельно. Самостоятельно выбирают книги в том месте, где книги проще всего найти, а именно – в домашней библиотеке. Самостоятельно выбирают книги… из выбранных нами.

С помощью домашней библиотеки мы формируем круг чтения наших детей. Мы можем собрать такие книги, которые поддержат выбранную нами стратегию воспитания. Круг чтения – определенное мировосприятие. И это особенно важно в том случае, если система ценностей семьи отличается от системы ценностей окружающей среды. А христианская семья неизбежно в чем-то, а иногда и во многом будет противопоставлена мiру.

Круг чтения, в первую очередь, включает в себя художественную литературу. Стремиться к самосовершенствованию, преодолевать трудности, внимать своему внутреннему миру, думать и размышлять, сравнивать и делать выводы, учиться на чужих ошибках, увидеть себя со стороны… Все это – художественная литература. Гений будит читателя от сна мелочных будней – и в каждом возрасте это пробуждение разное…

Художественная литература помогает вырастить творческих людей любой области. Мы открываем биографии ученых – и видим, что в детстве великие математики, физики, инженеры зачитывались приключениями и романами. Интересно и то, что святые царственные мученики – и родители, и дети – много читали именно художественную литературу. У каждого из детей последнего русского императора была собственная библиотека, всего около 3500-4000 тысяч книг[1]. И это помимо больших общих библиотек. Художественную литературу в царской семье часто читали все вместе вслух – и продолжали такое чтение даже во время заключения…

Что же мы включим в круг «семейного чтения»? Конечно, это должна быть литература качественная. Но если мы пытаемся воспитывать детей христианами, мы не будем держать в легкой доступности великих классиков вроде Ги де Мопассана и, при всей любви к великому Льву Толстому, поставим на полку «Анну Каренину», зато уберем подальше «Воскресение». К собственно детской литературе отнесемся еще строже: например, уберем рассказы и повести писателей, в которых добрые и отзывчивые революционеры и их маленькие сподвижники помогают разоблачать православные «чудеса», подстроенные попами и монахами для обдурения простого народа, где герои мечтают об убийстве богатых буржуев и ненавистного царя[2]. Я не призываю запрещать подобную литературу, отнюдь. Но если мы стремимся воспитать своих детей в вере и целомудрии целостного восприятия мира и человеческих отношений, то великую антихристианскую литературу мы будем воспринимать, скорее, как интересную работу для специалистов, уникальный памятник эпохи или живую иллюстрацию жизни «по другую сторону». Я не читаю своим детям такие книги на ночь, не предлагаю им такую литературу для самостоятельного чтения. Если дети будут читать такие книги, то пусть это произойдет как можно позже. Тогда эти книги будут восприниматься как «чужие».

И чужой литературы хватает. Литературы, которая создавалась великими, талантливыми и даже гениальными авторами – и наполнена богоборчеством, блудом, хамством. Некоторые из этих авторов сознательно боролись с христианским учением и/ или с церковным сознанием, некоторые были просто продуктом нехристианской, антихристианской культуры. Но чем более талантлив писатель, чем интереснее он пишет – тем больше читатели, наши дети, погружаются в созданный автором мир, тем серьезнее и глубже воздействие автора-воспитателя на душу ребенка.

Но все же значительная часть сокровищ мировой литературы – это произведения, написанные христианскими авторами, и созданный этой литературой мир основан на ценностях христианской жизни. И, создавая домашнюю библиотеку, мы предлагаем своим детям этот мир.

В каждой семье свои любимые книги и свой круг чтения. В нашей семье ребенок ищет «что-то почитать» – и вот полки с детской литературой, от Владимира Даля и Корнея Чуковского до Сетона-Томпсона, Киплинга, Гектора Мало, Сергея Аксакова, Николая Лескова, того же Льва Толстого, Гарина-Михайловского, Ивана Шмелева, Леонида Пантелеева… Захотят приключений – найдут Даниэля Дефо, Стивенсона, Жюль Верна, Вальтера Скотта, Майн Рида. Историческая литература? Краснов о Суворове или книги Святополка-Мирского. Детективы? Вот Честертон, вот Конан Дойль. Девочки найдут несколько полок с книгами Лидии Чарской, Френсис Бернетт, Луизы Олкотт, а для старших – на полках Шарлотта Бронте, Джейн Остен, Пушкин, Тургенев... Старое, еще прабабушкино собрание сочинений Диккенса…

Если в доме большая удобная библиотека, дети нескоро выйдут из-под ее влияния. Они начнут искать книги «на стороне» позже, когда с помощью «нашей» литературы мы уже воспитаем детей в «нашей» системе ценностей. Воспитаем всей жизнью нашей семьи, отношениями в ней, разговорами с детьми и при детях, кругом общения нашей семьи. Если, конечно, у нас получится так воспитать наших детей…

Библиотека как стимул к самообразованию

Когда мы в своем доме ставим на полки книги, мы создаем возможность самообразования для наших детей. Я рассказывала уже о семействе Боголюбовых, где отец-священник вырастил трех выдающихся советских ученых. Боголюбовы жили в квартире, где большая общая комната была одновременно столовой, местом для музыкальных занятий матери и кабинетом отца. И книги хранились здесь же. И эта научная литература, с которой работал их отец, привлекала детей, и малыши, едва научившись читать, брали в руки энциклопедии и другие «недетские» книги. Такое чтение значительно расширяло кругозор детей и готовило их к их жизненному пути[3].

Да, в домашней библиотеке может быть не только художественная литература, но и книги, посвященные самым разным отраслям науки. Физика, математика, география – все, что интересно и важно родителям, может быть с помощью библиотеки открыто и доступно детям. Проходит ребенок мимо шкафа с книгами по медицине. А однажды остановится и посмотрит, просто из любопытства. И, может быть, откроет книгу, почитает. Сам, самостоятельно начнет читать – значит, его внимание будет активным, и информацию он усвоит максимально полно. Так любопытство ребенка, сложенное с доступностью книг, будет способствовать образованию наших детей. А может быть, поможет детям понять свои интересы в жизни, поможет выбрать им если не профессию, то хобби.

Расскажу еще об одном советском академике. Это физик, лидер советского машиноведения, один из трех русских лауреатов золотой медали Джеймса Уатта – самой престижной международной награды за достижения в инженерной деятельности, – Иван Иванович Артоболевский. Его отец, священник, впоследствии новомученик, профессионально занимался историей. Иван уважал и любил своего отца. Поэтому ребенок любил слушать разговоры своих родителей. Мальчику интересно было узнать больше об истории, которую так любил его отец. И ребенок шел в родительскую библиотеку, где запоем читал сочинения В.О. Ключевского, учителя своего отца. Читал, запоминал. И полюбил на всю жизнь отечественную историю[4]. Так любовь к родителям, подслушанные родительские разговоры и доступность книг в домашней библиотеке сделали то, чего зачастую не может сделать целый штат школьных педагогов-историков – дали ребенку не много ни мало как базовое историческое образование и, главное, любовь к родной истории. Такое «неорганизованное» домашнее образование, свойственное многим интеллигентным семьям, впоследствии компенсировало узость специального технического образования, и ученые-«технари» в таком случае оказывались в целом людьми большой культуры.

Меня саму тоже задел подобный эффект доступности родительских книг. Когда мне было двенадцать лет, моя мама ждала очередного малыша, и при этом в доме появилось много литературы о беременности и родах. Из чистого любопытства я начала читать эти книги. Прочитав все, что можно, на эту тему, я обратилась к книгам по детской возрастной физиологии, популярным книгам по педиатрии. В этих книжках женщинам вменялось начинать готовиться к беременности, родам «как можно раньше», и я решила, что и мне пора начать эту подготовку. Так, нечаянно, «измлада», я начала готовиться к материнству – «правильно питаться» и даже делать специальные упражнения для растяжки и осанки. Просто соответствующие книги, во-первых, вообще находились в нашем доме, а во-вторых, были «в открытом доступе».

Вот так дети, растущие среди книг, находят что-то свое, находят свои интересы, находят самих себя в таком чтении. И что же такое заинтересует наших детей – этого мы знать не можем. Один ребенок будет зачитываться романами, а другой – детективами, один ребенок обратит внимание на эпоху наполеоновских войн, а третий прорешает все задачи Перельмана.

Когда мы собираем домашнюю библиотеку, когда мы сортируем в ней книги, когда ставим какую-то литературу на средние полки (на уровне глаз детей), мы можем привлечь внимание ребенка к какой-то конкретной теме. Так, в воспитании наследника русского престола, царевича Алексея Романова, изучение родной истории было одним из важнейших предметов, и поэтому в классной комнате мальчика, рядом с его спальней, размещались не только карты и учебные пособия, но и множество книг по истории дома Романовых и истории России[5].

И при этом мы не можем делать выводов: вот, интересуется анатомией, вырастет врачом. Может, и врачом, а может быть, художником (анатомия пригодится!), а может быть, детские увлечения никак не повлияют на выбор жизненного пути. Увлеченный физикой мальчик может стать богословом и священником. Увлеченный историей и биологией, как тот же академик И.И. Артоболевский, станет инженером-механиком. Но, как бы то ни было, круг чтения, познавательный интерес детей обязательно сыграет свою роль. Если ребенок действительно увлечется той или иной областью знания, пытливость детского ума, живой интерес к предмету позволит ему самостоятельно получить настоящее базовое образование по тому или иному предмету, а значит – расширить кругозор, значит – в будущем стать более разносторонним человеком, чем это возможно при организованном школьном и специальном образовании.

И не так важно, какой именно областью знаний ребенок будет увлечен. Это уже – навык самообразования. Уже – радость самообразования. И это в любом случае будет увлечение. А значит – отвлечение от бессмысленного брожения по сети или сидения перед монитором. Вообще, отвлечение от бессмысленности.

Интернет не может сформировать «образовательную потребность»

Можно сказать: да ведь все эти книги можно скачать в Интернете, можно найти информацию в удобном, интерактивном, современном формате. Но Интернет не может сформировать «образовательную потребность», Интернет не формирует мотивацию к образованию. Он может только ответить на уже подготовленный интерес ребенка.

Так, у нас в домашней библиотеке много книг по архитектуре. И один из моих сыновей заинтересовался: я думаю, он обратил внимание на большой размер этих книг. Он стал разглядывать картинки, читать, потом – копировать разные виды ордеров, рисовать классические здания с колоннами. А потом, используя планы из книг по проектированию, на миллиметровой бумаге стал вычерчивать проекты разных построек. Если бы у нас была богатейшая электронная библиотека по той же самой архитектуре, вряд ли мой восьмилетний малыш «нашел» бы эти альбомы, вряд ли бы ему взбрело в голову изучить архитектурные стили разных эпох… И вряд ли бы он заинтересовался этой темой просто «в Интернете»: надо еще почему-то захотеть ввести в поиск какую-то фразу, прежде чем великая Сеть выдаст свой миллион ответов.

***

Чтобы наша домашняя библиотека помогала нам в воспитании детей, в приобщении их к литературе, чтобы она была стимулом к самообразованию для всех нас, я составила для себя такой план, который, на мой взгляд, может заставить библиотеку «работать»:

  1. Разместить библиотеку так, чтобы она была доступна для детей. Если библиотека – комната, запертая на замок, она «выключается» из пространства дома. Хорошо бы держать книги так, чтобы они были постоянно перед глазами детей. Если есть возможность отвести под библиотеку отдельное помещение, то в этой библиотеке хорошо поставить парты и рабочие столы для детей. И столы для родителей тоже. Ребенок каждый день будет делать домашнее задание, заниматься чем-то – и будет всегда окружен книгами. И еще увидит, как работают с книгами родители.
  2. Разобрать книги по темам. Не только ради удобства работы с ними. Надписи на шкафах или полках, отдельные шкафы по темам будут привлекать внимание ребенка, заявят ту или иную тему как «существующую».
  3. Подобрать книги для детей разных возрастов. Чем проще будет выбрать книгу – тем больше шансов, что ребенок вообще займется этим выбором.
  4. Вообще, подбирать книги для библиотеки. Нещадно уничтожать всю низкопробную и безнравственную макулатуру. Убирать подальше, повыше, поглубже великую литературу, которая активно противоречит системе ценностей семьи, чтобы работа с «чужими» книгами была возможной только тогда, когда уже сформированы основные нравственные представления выросшего ребенка.
  5. Во время чтения, когда есть такое желание, делать карандашом пометки в книгах. Для этого в средневековых фолиантах и делались огромные поля. Мы берем в руки книгу из нашей библиотеки и видим – вот это место заинтересовало папу, вот с этим моментом была не согласна мама. Невероятно интересно читать пометки, сделанные на полях книг моим мужем – это перекрестные отсылки к самым разным авторам самых разных эпох… И тогда получается, что мы читаем книгу как будто вместе с кем-то из наших родных. Это – еще одно уникальное отличие бумажной книги от электронной. И в таком случае домашняя библиотека становится интересным видом такого сообщения друг другу своих мыслей через книги.

И последнее, самое важное, как мне кажется. Устраивать библиотеку не для «обучения детей», а для самих себя, просто с учетом ее педагогического эффекта. Если нам самим что-то важно и интересно – не будем закрываться в своей «работе», а предложим это и своим детям, в том числе с помощью книг. Если мы хотим заинтересовать чем-то детей, той же историей – будем и сами вместе с детьми изучать то, к чему хотели бы их приобщить. Пусть дети видят, как мы работаем, что читаем. Будем и вместе читать, вместе работать. Будем обсуждать прочитанное, будем сравнивать книги, будем предлагать детям критерии отбора литературы для чтения и вместе обсуждать эти критерии. Будем внимательны к своим детям, будем рядом с ними, будем их учить и учиться вместе с ними. В общем, будем жить вместе. Единым домом, едиными ценностями. Этому единению, воспитанию этих ценностей сможет помочь и наша домашняя библиотека. Если к этому единению и к этим ценностям мы действительно стремимся.

Купить книгу Анны Сапрыкиной "Материнские заметки" можно здесь:

Анна Сапрыкина

5 сентября 2016 г.

Книги Анны Сапрыкиной на сайте издательства «Вольный странник»

[1] См.: Зимин И.В. Детский мир императорских резиденций. М., 2013. С. 160 // tsarselo.ru.

[2] Как, например, в повести «Динка» Валентины Осеевой.

[3] См.: Боголюбов А.Н. Н.Н. Боголюбов. Жизнь. Творчество. Дубна, 1996.

[4] Артоболевский И.И. Жизнь и наука: воспоминания. М., 2005.

[5] Зимин И.В. Детский мир императорских резиденций. С. 160.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии
Анна Сапрыкина
Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
В сказках Пушкина есть множество очень важных тем, которые составляют – ни много ни мало – основание всей нашей русской православной цивилизации.
«Православные праздники в современной семье» «Православные праздники в современной семье»
Онлайн-презентация новой книги Анны Сапрыкиной
«Православные праздники в современной семье» «Православные праздники в современной семье»
Онлайн-презентация новой книги Анны Сапрыкиной
Как сделать праздник частью жизни семьи? Как рассказать детям о значении православных праздников, постах и богослужении? Об этом – новая книга Анны Сапрыкиной, представленная автором на онлайн-презентации.
Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО) Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО)
Анна Сапрыкина
Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО) Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО)
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Как устроена новая книга для детей о Литургии и как она «работает»? Почему в ней нет перевода богослужения на русский язык? И кому книга будет полезна, а кому – уже не нужна?
ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье»
Издательство «Вольный Странник» и портал Православие.ru объявляют фотоконкурс «Православные праздники в современной семье». Давайте поделимся идеями, как можно создать праздничную атмосферу!
Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной
скоро выйдут в издательстве «Вольный странник»

«Литургия. Самая главная служба. Текст с объяснениями для детей и взрослых» и «Православные праздники в современной семье» – новые книги Анны Сапрыкиной, автора публикаций и изданий о православном семейном образовании.
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Нужна книга, которая прямо во время службы объяснила бы детям происходящее в храме. Такую книгу я не нашла, поэтому я решила сама сделать ее для своих детей.
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Задача – привести ребенка к Богу, а не удержать его рядом с собой.
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность.
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Анна Сапрыкина
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Так освящается все – освящается время точно так же, как освящается, например, вода. Освящается вся полнота жизни нашей: и поля, и воздух, и страна, и правитель.
Комментарии
25 сентября 2016, 18:45
Прекрасная статья, подпишусь под каждым словом! Много сил потратили с дочкой, уже взрослой, подбирая хорошие детские книги (умные и добрые) для домашней библиотеки.Среди них есть и книги авторов дореволюционных зарубежных и отечественных, есть и замечательные книги современных авторов, которые не противоречат христианским ценностям, но и не навязывают их (а вот среди переводной соврем. литературы таких всё меньше - они всерьёз всё больше "освещают" гендерный вопрос, не традиционный взгляд. Так что желательно такие книги прочитывать родителям). Но, чтобы ребенок не потерял ориентацию во времени желательно иметь книги и современных авторов - это всегда было интересно детям, знать как и чем живут их сверстники, важно опять же, чтобы излагаемые мысли, взгляды не противоречили желаемым. За статью спасибо. Последнее время казалось, что интерес детуй (а также их родителей) к книгам потерян. Хотелось поделиться у о.Андрея Ткачева есть 3 статьи "Сила книг". И о пользе чтения и о том, как важно уловить суть, за увлекательным содержанием (как грибы в лесу собирать - уметь отыскивать важное, смотреть и видеть). Тоже написано замечательно, рекомендую к прочтению. Анне - уважение и благодарность.
Лариса 11 сентября 2016, 18:21
Анна, не могли бы вы дать хотя бы частичный список литературы вашей библиотеки?
Елена 9 сентября 2016, 12:05
Дорогая Анна!)) сердечная благодарность Вам статьи!

Присоединюсь с тем Вашим читателям, которые просят у Вас список литературы, хотя бы художнственной, хотя бы авторов, которых Вы особенно любите и которые нравятся Вашим детям.

Я хоть и выросла в читающей семье и с детства люблю читать, но опыта чтения хорошей литературы у меня недостаточно. Читала в основном мусор всякий, развлекалово. года полтора назад поняла, что очень плохо представляю себе, что можно давать читать детям (ну не совсем маленьким, а со старшего садовского возраста). В книжных магазинах, да и в общественных библиотеках сейчас полно мусора, который весь перелопачивать нет времени и сил. В силу этого Ваши наработки были бы просто спасением на первых порах.
Елена 6 сентября 2016, 18:43
Спасибо порталу за публикацию статей в поддержку чтения и о важности домашних библиотек. В данной статье узнала себя начала 70-х годов, в студенческие годы приступившей профессионально создавать домашнюю библиотеку. Учитывая невероятный дефицит книг, все же удалось собрать "филиал" библиотеки на дому, читателями были и одноклассники детей, и дворовые ребятишки. Некоторые советы автора сейчас мне кажутся слишком "правильными" и особенно хочется посоветовать не прятать книги, важно доверять ребенку. Поддерживаю, что формировать библиотеку следует не для «обучения детей», а для самих себя... Вот сейчас с удовольствием читаю замечательные детские "Стихи от Винни - Пуха" А.А.Милна. Кстати, есть здесь и "Вечерняя молитва". Рекомендую познакомиться с произведениями Василия Никифорова-Волгина, чудо! А в рассказе "Певчий" - для всех нас пример матери:"Не кручинься, сынок, ибо всякое хорошее дело со скорби начинается!"
Александр Агафонов 6 сентября 2016, 13:42
Аминь
Ольга Сарана 6 сентября 2016, 00:03
Согласна с автором. Спасибо за хорошую статью! В родительском доме было много книг и я перечитала все, кроме Маркса и Энгельса. Спасибо папе, он не ленился и мне маленькой читал вслух. А когда была постарше он начинал читать, потом прятал книгу, а я находила и дочитывала сама. Надеюсь моим детям достанется вся колекция книг, которую мой папа бережно собирал и они с таким же интересом будут читать.
Гость 5 сентября 2016, 17:34
Хорошо бы привить детям любовь к чтению, это первично. Собственную библиотеку может позволить себе не каждый, а у кого есть на это средства, учитывая, как дорого стоят сейчас книги. Если ребенок любит читать, он может записаться в детскую библиотеку, пойти и там взять интересующее.
Елена 5 сентября 2016, 16:32
Большое спасибо за информативную и очень интересную статью, Анна! Полностью с Вами согласна. Ваши мысли - это как глоток свежего воздуха - очень нужно, просто и в то же время очень важно и познавательно, особенно для тех, кто еще не до конца открыл для себя пользу книг и чтения вообще. Книга - это и друг, и учитель. Жаль только, что современная система обучения не предусматривает популяризации книг и чтения. Все очень упрощается. Если раньше литература была одним из важнейших и интереснейших предметов, то сейчас это практически полностью обесценилось. Единицы читают и осознают всю важность и необходимость создания домашней, семейной библиотеки. "Не любить читать" стало модно среди молодежи. И еще одна крайность: накупят дорогих фолиантов, соберут огромную библиотеку... и все напрасно - так как делают это для того, чтобы "быть не хуже других", погордиться, осознать собственную (никчемную, надо заметить) значимость, для таких людей книги - это предмет мебели, показатель статуса, не иначе. Поэтому нужно как можно больше стараться прививать своим детям (да и вообще всем) любовь к книгам, чтению, к собственной домашней библиотеке, которая передается из поколения в поколение (как, например, во многих семьях ученый, учителей и т.д.).Много и долго можно говорить на эту тему. А можно просто, еще раз внимательно прочитав статью Анны, пойти и начать с себя самого, со своей семьи, спросить себя: "А есть ли у меня библиотека? Люблю ли я читать? И, если ответ будет отрицательный, непременно начать знакомство и дружбу с книгами. Спаси Господи!
Юлия 5 сентября 2016, 11:49
Спасибо большое за статью! полностью согласна со всем. я росла в такой же семье, где огромное место занимала библиотека, всегда было интересно что там в этих книжках. А потом выросла "книжным червем". Теперь и в моем доме библиотека большая. То, о чем Вы пишите, очень важно не только для детей, но и для развития самого человека - взрослого. Всю жизнь мы учимся и растем. У моей бабушки тоже много книг, она постоянно читает в 85 лет и всегда чему-то учится, открывает новое и радуется этому.
Немного поспорила бы со списком необходимых книг, перечисленных в статье. Но тут уж каждый сам решает. А также не ставила бы в пример царскую семью. Все-таки мы не цари, некоторые книги недоступны обычным людям, да и узко направленная литература может несколько оттолкнуть молодого человека. Тут ведь еще важно и воспитание и то, как преподнесено чтение в детстве. Также не стоило бы свою семью обособлять от остального мира. Мы же в нем живем, радуемся, горюем, учимся, дружим. Библиотека и дом не должны стать единственно верным, а остальное все плохим. Мир ведь тоже Божий! Давайте познавать его через книги, через радость, через путешествия!
Евгения 5 сентября 2016, 11:25
Большое спасибо за статью! У нас как раз с мужем вечные дебаты: она - за электронные книги, я - за бумажные. Конечно, иногда электронная и правда удобнее, например, если читаешь объемное произведение и собираешься брать с собой книгу в дорогу. Но дом без бумажных книг я себе не представляю. И вот Анна привела развернутые и четкие аргументы в пользу домашней библиотеки. В доме, где растут дети, она необходима. Очень надеюсь на какое-нибудь продолжение со списком детской литературы для разных возрастов. К сожалению, в отличие от автора, я росла в абсолютно атеистической (и даже, можно сказать, богоборческой) семье, поэтому сейчас с удивлением для себя обнаруживаю, что некоторые общепринято "хорошие" книги на самом деле не так уж и хороши (мягко говоря). Встречаю иногда рекомендации, списки рекомендуемых книг, но все они составлены людьми нецерковными, поэтому проверки, скорее всего, многие из них не выдержат. И чувствую себя абсолютно беспомощной, т.к. в окружении моей 3-летней дочки, кроме меня, неопытной, нет ни одного церковного человека. Хорошо бы, если бы появился такой вот список для православных родителей. Список не чисто православных книг, а именно "классики" (включая детскую литературу 20-го века), отфильтрованной с учетом православного мировоззрения.
Екатерина 5 сентября 2016, 10:35
Спасибо, Анна. Ваши статьи вселяют веру в то, что есть еще в России нормальные семьи и адекватные родители. Что еще не потеряны традиции. Единственное дополнение - я бы усилила противопоставление домашней библиотеки и интернета. Он не просто не поощряет к самообразованию, он активно от него отвлекает. Пока ты в поисковике будешь искать нужную книгу, десятки ненужных образов и сотни таких же новостей вольются в твой мозг помимо твоего желания, а что уж говорить про детский неокрепший мозг! Так что домашняя библиотека и даже лучшие интернет-страницы - это Небо и земля, увы!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×