Что может стать нашей национальной идеей?

Беседа с историком Павлом Кузенковым

Сейчас активно ведется поиск общенациональной идеи, причем такой, которая бы сплотила и общество, весьма неоднородное по своей структуре, и наше многонациональное государство. Может ли стать такой базовой идеей Православие? Какова роль Церкви в государстве и обществе? Много говорится о «нравственном государстве», но о какой нравственности ведется речь и какие подмены и ловушки тут встречаются? В чем смысл истинного патриотизма, и как он сочетается с христианством? Историк Павел Кузенков считает, что во многом ответы на эти вопросы может подсказать нам опыт византийской цивилизации. Почему этот опыт так важен? Обо всем этом – беседа с ним.

Фото: Lars Ruecker / 500px.com Фото: Lars Ruecker / 500px.com

Идеал и идеология

– Павел Владимирович, поиск нашей национальной идеи ведется уже довольно продолжительное время – по крайней мере, столько, сколько существует постсоветская Россия. Многие задаются вопросами: что должно быть основанием нашей государственной политики? какова миссия России? В последнее время, читая книги и статьи, смотря телепрограммы, я заметил, что некоторые эксперты предлагают в качестве такой национальной идеи Православие. Правы ли они? Может ли Православие быть основой государственной политики? Есть ли в этом рациональное зерно? Ведь Православие – это не идеология. Другие эксперты не согласны с этим мнением, предупреждают об опасностях такого выбора. Как разобраться во всем этом?

– Чтобы разобраться во всем этом, я предлагаю обратиться к византийскому опыту. Тысячелетняя история православного царства позволяет понять и суть этого спора, и те подходы, которые здесь возможны. Но прежде всего надо понять вот что: есть идеология и есть идеал – нельзя их смешивать. Православие всегда было идеалом и для византийского государства, и для византийского общества. И идеалом Православие остается для всех христиан во все времена – здесь никакого предмета для спора нет. Иное дело идеология.   

Идеология возникает там, где идеал начинает играть техническую роль, роль некоего инструмента сплочения общества, сплочения нации, то есть фактически вводится в политическую плоскость. Собственно идеологии и возникают на фоне отхода от религии – в XVIII, XIX, XX веке, особенно в XX веке, когда государство пытается сплотить нации на основе нерелигиозных институтов, нерелигиозных ценностей, когда идеал утрачен. Тот идеал, который ранее являлся даже не государственным, а общенародным стержнем сплочения – стержнем, на котором держалось национальное самосознание – национальное в широком смысле слова, а не этническое. Имперское, если говорить о Византии, народное, общенародное.

Православие – идеал, не идеология. Очень важно различать эти два понятия

– И чем отличается этот, как вы выразились, стержень от инструмента?

– Идеал не может быть средством для манипулирования, им нельзя двигать, им нельзя пользоваться, он существует как данность – как данность самоценная. Более того, самая высшая по своей ценности. И это то, что вне политики, вне государства. Это вообще краеугольный элемент византийской системы общественности. Государству уделено свое место в Церкви, но государство не пользуется идеологией; для сплочения народа оно опирается на традиционные ценности, ключевой из которых является, конечно, патриотизм, любовь к родине, то, что еще в Древней Греции считалось основой любого общественного организма, «филия» – братская любовь людей друг к другу и любовь к своей стране, к своей земле, своему Отечеству. Та любовь, которая заставляет их жертвовать своими личными или семейными интересами в пользу общества, которая создает общественный организм. Но это не идеология. Это некие базовые ценности, которые освящены многовековой историей, и они сплачивают людей как политическое сообщество.

Совершенно другая задача у Церкви.

Образ Церкви Образ Церкви

– Какая?

– Церковь принимает политическое сообщество как данность, как бы получает его из рук государства – для того, чтобы вести дальше. Она показывает людям тот высокий идеал, к которому люди стремятся, – идеал Царствия Небесного. И очень важно, что Церковь не манипулируется государством, она никаким образом не связана с ним ни дисциплинарно, ни даже законодательно. Это очень важный момент! С самого начала служения апостолы, как и Сам Господь заповедовал это, строили некое неотмирное общество. Оно было не от мира сего. Они создавали Церковь как организацию, которая по сути своей не мирская. Это очень важно не упускать. И Сам Господь говорил апостолам, что если мир возлюбит вас, то, значит, вы утратили свою основную задачу, то есть плохо с ней справляетесь. Мир должен реагировать на вас болезненно, потому что мир болен, и вы, как врачи, исцеляя его, причиняете ему боль, приносите какие-то даже страдания. Эти страдания во благо, и очень важно не идти на поводу у мира, не действовать так, чтобы было комфортно…

Функция врачевания общества, выполняемая Церковью, в принципе делает Церковь внеобщественной

Задача Церкви очень сложна: она существует как бы в обществе, в государстве, но при этом часто действует как бы вопреки принятым в этом государстве, в этом обществе традициям, обычаям, потому что она стремится исправить то, что как бы перешло в некую деградирующую стадию. Это функция излечения, которую выполняет Церковь, в принципе делает Церковь не общественной.

И все то, о чем я говорил, принципиально отличает византийскую систему общественного мировоззрения от новоевропейской, которую мы фактически имеем.   

Идеал и идеология

Карикатурная карта Европы Карикатурная карта Европы

– А чем характеризуется новоевропейское мировоззрение? И чем оно принципиально отличается от христианского?

– В новой Европе, начиная с XVIII века, с эпохи Просвещения, во главу угла ставятся два элемента. Во-первых, национализм – nation, people. Во-вторых, идеология – нечто квазирелигиозное, что у нас в стране совсем в недавнее время господствовало, но выросло это не на нашей почве, а было получено нами извне. Эти два элемента – как раз яркие признаки разрушения той системы Константина, которая лежала в основе византийской цивилизации, и не только византийской, но всех христианских государств Востока и Запада. На эту систему – конечно, mutatis mutandis, то есть с определенными отклонениями, – опирался и Карл Великий, строя свое королевство, и средневековые государи Европы и Англии, и наши великие князья и цари. Везде была своя специфика, но в основе всегда лежала одна и та же идея. Политический уровень сплочения людей – это только первая ступень. Все понимают, что люди являются потомками одного праотца – Адама, что они, по сути, братья. И потому следующий уровень – это уже ступень рода человеческого, на которой люди сплачивается уже вокруг религиозных ценностей, вокруг ценностей не мирских, для того, чтобы потом предстать на Страшном суде, получить путь в Царствие Небесное. Этот общечеловеческий уровень всегда был виден в христианстве.

– Можно говорить, что христианство – это и есть настоящая глобализация?

– Христианство и возникает как глобальная общечеловеческая религия. И поэтому всегда остается некоторая драма: когда возникают политические конфликты между христианскими государствами, это по сути своей братоубийство. Поскольку христиане всех единоверцев, да не только единоверцев, но и не единоверцев тоже, почитают своими братьями, то любые формы политических конфликтов являются в христианской системе ценностей тяжелейшим грехом. И никакой патриотизм не может оправдать такого рода войны.   

– Но в ветхозаветные времена народ Божий вел войны…

– Это совсем иные войны. Народ Божий в ветхозаветные времена мог вести войны с язычниками, и это были богоугодные войны. Но эпоха Откровения, эпоха Благодати переводит человечество на совершенно новый уровень отношений – уровень, который в идеале должен вести к отмиранию политических форм, к распространению форм некоего общечеловеческого братства. То, чего люди жаждали во всей христианской ойкумене. Эта идея в свое время вдохновляла гуситов, эта идея вдохновляла даже наших предков, когда они строили Интернационал, она принимала самые разные, чаще всего совершенно уродливые формы, но взята она именно из христианской традиции.

И вот в чем трагедия современности: мы часто путаем идеологию и идеал. Сейчас много разговоров идет о том, что России нужна идеология. И я согласен с тем, что в политической сфере, сфере государственной это может быть только одна система – система нравственных корней, связанная, прежде всего, с любовью к семье, к своим ближним и дальним соотечественникам. Это то, что называется словами «любовь к родине», «патриотизм». Все, что за эту сферу выходит, – это то, что мы уже проходили, то есть это уже квазирелигиозные формы, и если они будут развиваться на политическом поле, они приведут к трагедии.

Но то, что выходит за политическое измерение, должно корениться в церковной религиозной сфере, и оно по определению должно иметь общечеловеческий, общемировой, всемирный характер, где уже нет деления на народы и государства, на нации, расы, где нет понятия и места даже экономическим интересам и всему прочему. Эта двухуровневая система – единственная жизнеспособная, как, собственно, и показала практика византийской империи.

Православное государство, православный патриотизм – это иллюзии. Общечеловеческое всегда было главным в христианстве

И наша задача сейчас – эту систему объяснять, чтобы не было иллюзий, что можно сделать православное государство, что существует некий православный патриотизм, что существует понятие «священной войны», когда мы можем отстаивать свою религию, убивая другие народы, и т.д. То же самое касается экономических интересов в этой духовной сфере; эти вещи тоже невозможны с точки зрения системы нравственных координат. Есть определенные сферы, и эти сферы должны руководствоваться органичными, естественными для них системами ценностей, но высшей системой ценностей является система, заданная в Новом Завете. И эта система объединит всех людей на земле в целом, потому что она нацелена на преодоление тех грехов, которые приводят к разделению людей, к ненависти, ко всему тому, что так мучает род человеческий вот уже не одно тысячелетие.   

Нравственность и государство: как не попасть в ловушку

Лот с дочерьми уходят из Содома Лот с дочерьми уходят из Содома

– Есть концепция «нравственного государства». Что вы скажете о ней?

– Слово «нравственность» – ловушка. Нравственно то, что принято; принято то, что утверждено законом; закон кем-то положен, так ведь? Существует такое русское слово «положен»: положено, не положено, закон о положении… Все это некие человеческие установления, а если эти установления безнравственны с религиозной точки зрения? Государство все равно обязано их охранять, это его функция, и так государство превращается в защитника зла, в защитника греха. Сплошь и рядом это было в мировой истории, но классический пример – Содом и Гоморра. Там были вот такие нравы, это было «нравственно», потому что, с их точки зрения, это все было как и положено. Но мы же понимаем, что это был грех!

Нравственно только религиозное мировоззрение, потому что религия выше понятий «положено»/«не положено»

Нравственно может быть только религиозное мировоззрение, потому что религия выше понятий «положено»/«не положено», «принято»/«не принято». Это Богом заданная система, не подлежащая пересмотру. И в этом смысле государство фатально зависит от религиозной системы ценностей. И вот почему. Государство, предоставленное само себе, в определенный момент начинает деградировать – это свойственно всем живым и неживым организмам, закон возрастания беспорядка в системе, к сожалению, носит универсальный характер, и любое государство деградирует. Поэтому должна обязательно существовать вне его некая независимая от государства сила, которая придает ему нравственный характер.

И крах античного мира, между прочем, начался тогда, когда государство стало нравственным. Когда мерило нравственности стало не равно человеку, который, как император, лично отвечал за нравы в своем государстве. Ведь не просто так римляне восклицали: «O tempora! O mores!» – «О времена! О нравы!» Нравы, эти mores того времени были такими, что спасайся кто может. А куда бежать, если мера нравственности – это император, а он представляет собой чудовище на троне? Более того, это чудовище еще и бог в той религиозной системе. Из этого тупика спасения внутреннего не было – спасение пришло извне, через Откровение. И тогда буквально в течение двух-трех веков система выправилась, и римское общество, которое все считали безнадежно больным и погибающим, вдруг в IV веке обретает новое дыхание, обретает новую нравственную жизнь и сохраняет ее с Божией помощью в течение многих веков.

Другое дело, что этот упадок не был остановлен раз и навсегда, он продолжался с каждым поколением, все надо было начинать сначала. То же самое можно сказать о нашей любимой родине, которая когда-то была Святой Русью.

Тем не менее, сам по себе этот процесс нравственного совершенствования человечества с помощью Закона Божиего дал удивительные результаты. Они видны каждому хотя бы по тому сонму святых, которых не было в начале времени христианского и которых сейчас тысячи. Это тоже такой духовный, если угодно, капитал, фонд, который очень помогает в дальнейшем в исправлении всяких нравственных проблем.

Но возвратимся к идее нравственного государства. Это утопия, точнее – не утопия даже, а путь все к той же идеологии. Кстати, с этого начиналась и советская власть: она выстроила свою систему нравственности. Надо понимать, что нравственность – это то, что выстраивает само государство, и любое государство нравственно в своей системе координат. Только вот как к этому относиться с точки зрения религии? И здесь ислам у нас на глазах дает бой западной цивилизации.

– Поясните, пожалуйста, вашу мысль.

– Западная цивилизация выстроила свою систему нравственных общественных норм, а ислам показывает ей, что у него свои нормы. И мы видим, как абсолютно лишенная политической поддержки исламская стихия, за которой не стоят ни деньги, ни армия, побеждает западноевропейцев – побеждает именно своей нравственной непоколебимостью. Европеец ведь чувствует некую тревогу, некую неуверенность на этом нравственном поле. Нравственная система, в которой он сейчас живет, отличается от той, в которой жили его прадеды, она новая, и он считает ее своим достижением, он добился этих изменений, определенных прав для человека, добился освобождения его от некоей скорлупы, скажем так, моральных норм. И что же? Ощущение неуверенности в себе не покидает европейца. Это трагедия для целого континента.

Эта же трагедия ждет и нас, если мы потеряем свои нравственные координаты, потому что это означает духовное расщепление, а царство разделенное само по себе не устоит. Что и случилось с Византией в XV веке. Разделение – это не просто какая-то политическая борьба. Это, прежде всего, расщепление на уровне ценностных координат, когда появляются люди, которые одно и то же поведение по-разному маркируют: то, что для одних – грех, для других – добродетель. А ведь это расщепление часто уживается в одном человеке, это такая своего рода нравственная шизофрения. Человек понимает, что это грех, но считает, что это его право. Такое состояние человеческой души, кстати, уже было в античности. И оно не имеет иной возможности к оздоровлению, чем через некую внешнюю религиозную нравственность.   

Государство как любовь и любовь к своему государству

Павел Кузенков. Фото: Православие.Ru Павел Кузенков. Фото: Православие.Ru

– Павел Владимирович, в последние пару лет мы видим возрождение чувства патриотизма в России. Где грань, отличающая здоровое проявление этого чувства от ура-патриотизма или патриотизма ради патриотизма?

– В патриотизме есть одна очень большая опасность, я бы даже сказал – соблазн: гордыня. Можно ведь превратить патриотизм в ощущение собственной избранности, собственного величия, заданного изначально: «мы великие, мы русские, с нами Бог». Но такое Господь не оставляет безнаказанным. За эту национальную имперскую гордыню в свое время пришлось дорого заплатить и Римской империи, и Византии, и всем имперским сообществам, которые утрачивали понимание сути этого явления – любовь к родине. Любовь к родине основана не на презрении и ненависти к другим, не на ощущении собственного величия или какой-то особой миссии и подобном, а прежде всего на ощущении собственной ответственности за то, что дал Господь. Ответственности за ту страну, за ту территорию, за то политическое могущество, которое дал Господь. Для чего? Не для того, чтобы угнетать, эксплуатировать, унижать другие народы. А для того, чтобы служить в меру сил всем, служить зависящим от тебя общественным силам, служить порученным тебе народам – и привести их к нравственному совершенству. Это некий такой семейный тип отношений. Вот как в семье родители любят детей, так и византийцы старались себя вести так, чтобы любить те народы, которые так или иначе оказались от них зависимыми. Это, конечно, далеко не всегда удавалось. Это требует очень серьезного внутреннего, я бы сказал, подвига политика, потому что где в таком случае выгода? Почему нас всегда удручает мирская жизнь? Потому что в ней действуют такие правила: если мы кого-то подчиняем, мы должны получить определенную выгоду; если мы вложили свои средства, то должны получить прибыль; если мы выиграли войну, то должны получить дань… Собственно говоря, почему и пришел Спаситель в мир – чтобы отменить эту мирскую логику, глубоко порочную.

Любовь к родине – это ответственность за то политическое могущество, которое дал ей Господь

Византийское государство своей системой воспитания и стремилось отучить людей от такой логики. Приучить к тому, что господствует, прежде всего, ответственность, что царство – это, прежде всего, служение. И политическая элита Византии воспитывалась именно в таких категориях. И потом русская политическая элита унаследовала это понимание власти: власть – это не способ ограбить, а определенный инструмент воспитания, то есть это фактически служение. И эта идея одухотворяла всех наших политиков вплоть до Николая II. Более того, и в советское время это господство, которое зримо являлось в советском режиме, использовалось не для разграбления зависимых от Советского Союза народов, а, напротив, для их развития.

Это сейчас воспринимается как аномальное поведение, потому что мы смотрим с точки зрения века сего. Но стратегически только такое поведение и выгодно. Ведь подлинная выгода состоит не в сиюминутных прибылях, а в том ощущении некоего общего в целом, которое формируется лишь в результате любви сильных к слабым и ответной благодарности слабых к сильным. Собственно, идея такого нового политического механизма, основанного в том числе и на любви – на жертвенной любви, что важно, потому что любовь без жертвы – это не любовь – повторюсь: основанного на любви сильных к слабым, господствующих к тем, над кем они господствуют, созидает новую империю, новое общечеловеческое братство, что ли, где, конечно, будут сильные и слабые, богатые и бедные, но при этом – и тут очень важный момент! – сильные помогают слабым, а богатые опекают бедных. И чтобы было ощущение взаимной общности, которая может быть основана только на любви к Богу и выходящей отсюда любви людей друг к другу. Эта та задача, которую ставила перед собой византийская цивилизация, но в силу определенных исторических и прочих особенностей она не была реализована.

И она перешла как эстафета к русской цивилизации, и перейдет как эстафета потом к какой-то другой цивилизации. Вот это глобальная задача Православия в политическом плане. Не построить Царствие Небесное на земле – это тоже ошибка, но сплотить людей и изгнать из мира ненависть, изгнать по мере сил грех с Божией помощью. И это вполне достижимо для человека. Более того, если мы посмотрим даже на статистику, то увидим, что очень много сделано в этом направлении. Мир сейчас действительно гораздо нравственнее, чем 2000 лет назад, гораздо гуманнее, гораздо просвещеннее, гораздо ближе к Богу. Это факт. Но точно таким же фактом является и то, что можно в момент скатиться с этой невысокой ступени в такую пропасть, о которой лучше даже и не думать.

С Павлом Кузенковым
беседовал монах Рафаил (Попов)

17 мая 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Еще раз о месте России Еще раз о месте России
Прот. Владислав Цыпин
Еще раз о месте России Еще раз о месте России в системе мировых координат и «европейском выборе»
Протоиерей Владислав Цыпин
Где подобающее место России в современном мире? На задворках Запада или Россия сама по себе представляет иную цивилизацию?
Профессор В.Н. Тростников: беседа на 85-летие Профессор В.Н. Тростников: беседа на 85-летие Профессор В.Н. Тростников: беседа на 85-летие «Россия должна сохранить для всего человечества Христову истину»
Профессор Виктор Тростников
Чувство необходимости цели, выходящей за рамки своего собственного существования, – и есть мессианство. Когда эта цель появляется, наш народ оживает, наш народ становится могучим, наш народ становится счастливым.
«Духовность России — это Христос» (+Аудио) «Духовность России — это Христос» (+Аудио)
Иером. Василий (Росляков)
«Духовность России — это Христос» (+Аудио) «Духовность России — это Христос»
Предсмертное интервью иеромонаха Василия (Рослякова)
Сегодня, 23 декабря 2015 года, иеромонаху Василию (Рослякову) могло бы исполниться 55 лет...
Комментарии
Дмитрий Цаликов 9 ноября 2019, 20:33
Замечательная статья! В авиации говорят "Делай как я".Есть у боевых лётчиков такая практика - "пешим по лётному". Церковь показывает людям высокий идеал, к которому люди должны стремиться, идеал Царства небесного. Так в статье написано.Есть чем гордиться.Непобедимая Россия, достойные деды, которые делами своими из прошлого в настоящее светят нам и указывают путь. В России есть все! Национальная идея -это память. Это мир порой сходит сума, но церковь говорит, что можно немного остановиться и подумать. Идея, она внутри каждого Россиянина. Важно не забывать. Далеки мы от авиации и высшего пилотажа духа, но будем стараться.
Дмитрий14 ноября 2017, 10:43
Что бы эффективно противостоять ему нам пришлось учиться у него, в итоге, наша элита увлеклась западными идеями, стала чуждой своему народу и была уничтожена. Новая элита шла, казалось бы, своим путём, но путь этот был в русле западной парадигмы, в итоге, он тоже привёл в тупик. Похоже, что период ученичества окончен. Мы взяли, что смогли, и у Востока, и у Запада. Теперь нашим девизом должна стать фраза: «Мы пойдём своим путём». То есть, при принятии решений главным определяющим признаком должна стать оригинальность идеи. Если есть подозрение, что идея позаимствована с Запада или Востока, она должна быть, если не отвергнута, то подвергнута максимально тщательному анализу на её незаменимость.
Дмитрий14 ноября 2017, 10:41
Национальная идея – это определение, для себя в первую очередь, того, что мы хотим, как нация. Это цель, ради которой нация готова пожертвовать другими выгодами. В XIII – XV веках – это было освобождение из-под власти Востока. Затем главной целью стало освобождение православных народов. Совсем недавно, построение справедливого общества на Земле….. Для освобождения от восточных завоевателей нам пришлось перенять их систему управления и даже унаследовать их элиту. Освободившись от зависимости от Востока, а также его защиты, мы столкнулись с агрессивным и технически развитым Западом.
Darina19 мая 2016, 23:41
НН 17 мая 2016, 22:00: "Посмотрите, сколько миллионов людей на Земном шаре исповедует христианские ценности, а сколько миллиардов - нет. И не будут." Таких людей нет. Они просто не знают (пока), что исповедуемые ими ценности - христианские.
olga17 мая 2016, 23:08
Что же нам делать? Где искать нам, основание государственного служения человеку? В Византии. И в Святой Руси. И в Российской Империи. И ещё молиться, испрашивая благословение Божие и Благодать созидающую. Идеология, какое-то страшное слово. В нём, будто сидит дракон и ждёт новые жертвы. В общем нужно работать. В остальном согласна целиком и полностью. Спасибо.

+ Сияют молчанием вечности
С небесного свода икон.
Святые всего человечества
Далёких и близких времён.+

Суровые подвиги мерили
Смиренною мощью Христа.
Священною клятвою "Верую!"
Набатом скрепили века.+

Идёт на врагов это воинство
Молниеносной родни.
Столпом озаряющей совести
В живущих, восходят они.+

ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
НН17 мая 2016, 22:55
.../«христианская система объединит всех людей на земле в целом»/... - Хорошо бы! И Апокалипсиса не было бы... Но увы. Посмотрите, сколько миллионов людей не Земном шаре исповедует христианские ценности, а сколько миллиардов - нет. И не будут. Идея одна - Социальная справедливость для всех, без разделения по национальности и религии. "Счастья для всех даром. И пусть никто не уйдёт обиженным!". ВСЕ-все:.../ Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса/ Кто ни во что не верит/... Но для этого нужно, чтобы ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ не овладевал массами. А наше правительство поставило его в Красный угол, вместо икон, наплодило олигархов, которые завладели богатством всего народа и продают эти самые богатства по заоблачным ценам тому самому народу-хозяину; и днём с огнём ищут ИДЕЮ, как бы весь народ сплотился вокруг такого правительства и олигархов и возлюбил Родину-не-Мать... во что они страну нашу российскую превратили. В таком случае шанс только один (везде и всегда!) - найти врагов... Как на Украине. Смотрите, какая у них сплочённость против России и русских. Ведь тоже национальная идея! Простите! ЛАРИСА ВОРОНИНА, просто блестяще! Спасибо.
иван17 мая 2016, 19:37
Очень полезная беседа ,побольше бы таких бесед в школах и институтах на уроках истории.Спасибо!
Н.В.17 мая 2016, 19:30
Непонятно; как русский народ мог прельститься импортным словом - коммуна? Когда у самого было прекрасное - крестьянская община,церковная соборность... Почему все как раз-таки вылилось в большевистскую квази-религию? Почему бунт против социальной несправедливости вылился в атеистический бунт против Церкви и истории? Чего захотела взбунтовавшаяся часть народа нашего? Ведь не золотых же унитазов!?. И Бога "отменили" именно потому что методы диктатуры пролетариата русская душа не могла совместить с Ним! Призрак коммунизма,бродивший по-Европе забрали к себе... Эта волюнтаристская регрессия в безобразное язычество,с помощью которого решили преодолеть доселе непреодолимые проблемы... Господи,ну дай попробовать,что мы сами сможем,без Тебя,терпения нету больше... И печаль в том,что и 9 мая и полет Гагарина - все Божии победы. Ну,может быть Богородичные сначала... Вот,Димитрий Смирнов говорит абортнице: ты побудь суррогатной матерью,а потом ребеночка мне отдашь,я тебе денежку заплачу,а не захочешь - себе оставить можешь,бесплатно... Никто не отдал и аборт не сделал и рады до-невозможности!.. Вот она отеческая любовь и внимание! Надо на гос.уровне такое устроить; к примеру - пусть очередь из бездетных ждет малыша и за денежку,вместо аборта ребеночка им!
Антоний17 мая 2016, 18:38
Добрый день, братья и сестры! Большое спасибо автору и редакции за статью, над которой я смогу размышлять ближайшие несколько дней. Впрочем над идеологией и ее ролью в обществе и государстве я думаю уже немало лет. Идеология - понятие, вообще говоря, очень широкое, под него можно подвести самые разные системы взглядов и идей - политические, религиозные, экономические. Нужна ли нашей стране государственная идеология как таковая? На мой взгляд - да, несомненно. Патриотическая идеология любви к своему Отечеству является важной составляющей нашего идейного суверенитета. Она позволяет воспитывать детей настоящими Гражданами, носителями традиционных для нашей цивилизации духовных ценностей, любящими свою Родину и свою семью, стремящимися сохранить и приумножить то, что за всю историю Руси создано предками. Крах Советского Союза и железного занавеса показал беззащитность умов молодого (и не очень молодого) поколения перед влиянием различных разрушительных идей: место идеологии марксизма-ленинизма, при неспособности и нежелании государства создать ей полезную замену, в сознании граждан заняла пришедшая с Запада гедонистическая идеология культа потребления и вещных ценностей. С собой она принесла разительное снижение роли семьи в жизни человека (то самое пресловутое "сейчас никто не женится") и другие беды (антипатриотизм, выражающийся в стремлении "свалить отсюда"; социал-дарвинизм с его принципом "каждый сам за себя" и т.д.). Я это очень хорошо вижу, общаясь на самые разные социальные темы со своими студентами на протяжении уже немалого количества лет. С одной стороны, большинству из них сегодня приятно осознавать, что они живут в "сильной стране", в отличие от "слабых стран" Запада. С другой же стороны, главными целями своей жизни на десятилетнюю перспективу 18-20-летняя молодежь в большинстве своем видит построение карьеры, обязательную покупку собственного жилья (желательно, в Москве), достижение высоких доходов и уровня жизни (обладание авто премиальных марок, бытовой техникой и электроникой топ-класса, фирменной одеждой; возможность регулярно покупать дорогостоящие продукты питания; регулярный отдых за рубежом и т.п.). А вот на вопросы о семье и детях у большинства (примерно 70%, преимущественно представительниц прекрасного пола) из тех, с кем я эту тему обсуждал, ответы сводятся к тому, что сначала нужно твердо встать на ноги (критерии "вставания" см. выше), а уж потом, лет в 30-35, можно и задуматься о семье, если будет время и желание, а ребенок не слишком ухудшит качество жизни. То есть налицо типичный для Запада со второй половины XX века образ мышления, который и завел Западную цивилизацию в демографический тупик. А ведь есть еще и другие опасности, помимо распространения евросодомской заразы: проникновение в нашу страну агрессивного радикального Ислама с Ближнего Востока, и не менее радикальный русский национализм, и идущее с ним рука об руку неоязычество, и разного рода секты, и другие столь же сомнительной пользы явления. И от всей этой духовной скверны государственная идеология должна стать надежным заслоном. P.S. Способна ли религия как система взглядов полностью заменить собой светскую государственную идеологию? Такие страны, как Саудовская Аравия, доказали такую возможность. Однако для многонациональной и многоконфессиональной страны, такой как Россия, этот путь вряд ли подойдет. Задача государственной идеологии в сфере религии представляется мне в том, чтобы защищать права верующих и поддерживать традиционные для нашей страны религии, а также общие для всех россиян религиозные ценности: любовь к своей семье и предкам, целомудрие, супружескую верность.
Михаил17 мая 2016, 18:23
Спасибо. Важно-интересная поднята тема, но всё-таки, интересен момент сначала надо быть нравственно-патриотичным по Божьи, а потом получиться любовь к труду, или наоборот?!!!!!
АлександрГ. 17 мая 2016, 14:14
У меня есть простой вопрос: должна ли соответствовать идеология, идеалу? Идеалу, как концентрации абсолютных нравственных ценностей, данных человеку Богом. Или это все-таки, абсолютно разорванные между собой понятия? Идеал отдельно, а идеология отдельно. Если, это разорванные между собой понятия, то человека просто "порвет" на части. Его и так "рвет", да так, что некоторые священники уже начинают высказывать мысль о необходимости вводить в штат Церкви психологов. Ибо, не может человек "загибать" на работе в позу "зю" своего подчиненного, а после идти в Церковь каяться, и вернувшись из Церкви "загибать" ближнего заново, только потому, что по-другому прибыль не получишь. Это возможно один раз, два раза, но десятилетиями и из года в год продолжаться это не может. Ибо человеку трудно свыкнуться с мыслью, что он такой "большой", "красивый", да еще и при должности является по своей сути конченной скотиной. И в этой ситуации, человек обзывает скотами всех окружающих, а заодно откидывает в сторону все нравственные идеалы, ибо они не доставляют ему ничего, кроме нраственных мучений и делает шаг к атеизму. Выстраивая в дальнейшем все отношения вокруг себя, в соответствии со своими представлениями о "прекрасном". Кто-то скажет, но ведь именно так и живут люди. Да живут. Плачутся, ропщут и живут. Причем, плачутся, ропщут и пишут в блогах в большей степени те, кого "загибают". А чем заканчивается все это? Революциями, бунтами, кровопролитием и наконец "фирменным" подарком Господа - вырождением "нагибателей", то есть элиты. ………… Есть и другой вариант. Согрешивший, после покаяния не повторяет свой грех. Именно к этому варианту, нас и зовет Церковь. Но зов этот будет тщетен, если Церковь будет звать в одну сторону, а принятая в обществе идеология будет звать в другую сторону. …………… А это значит, предельно простую вещь идеология, если мы совсем без нее не можем, должна быть СООСНА ИДЕАЛУ. То есть, она (идеология) может только детализировать и развивать идеал в практической плоскости, но никак ему не противоречить. ………… Но все сказанное означает еще одну вещь. Система экономических отношений, как часть общественных отношений, также должна соответствовать идеалу. Ибо, сама по себе система экономических отношений, это не какой-то "конь в вакууме", так как в ней задействованы ровно те же самые люди, часть из которых мы видим по воскресеньям в Церкви. Потому, что если только мы выведем экономические отношения за рамки, нравственности, получится то же самое, что получалось всегда и мы снова услышим вопль к Господу: "Доколе?". …………… На деле, вопрос стоит предельно просто: в состоянии ли мы, как народ обустроить свое земное бытие, так, чтобы наследовать жизнь вечную? В Евангелие есть ответы на эти вопросы. Кто-то скажет, что веруют не все. Да это так, но в нашем обществе до сих пор превалирует традиционная система ценностей. А это значит, что наше общество до сих пор приемлет тот же самый идеал, что и двести-триста лет назад. И то, что на данный момент времени идеология, как бы "провисла" пока ничего не меняет.
Лариса Воронина17 мая 2016, 11:35
Идеология настраивает государственную машину на жизнь здесь, религия – на жизнь Там. То есть идеология – для жизни тела, религия – для жизни духа. Замещение идеологии на религию процесс опасный! Ещё несколько лет назад упоминание о религиозных войнах вызывало усмешку. Сегодня – это реальность. Идеология более предназначена для решения политических и управленческих задач. А религия – это духовное подспорье… Парадоксально звучат слова автора, когда он отстаивает «двухуровневую систему как единственно жизнеспособную» в одном абзаце, а ниже полностью устраняет идеологию; когда говорит об «иллюзии о православном государстве», но утверждает, что «христианская система объединит всех людей на земле в целом». Это такая же утопия как мировая революция пролетариата… Но основываясь на данных (пусть противоречивых) утверждениях, мы увидим, что подошли к черте изменения общественного договора. Капитализм себя дискредитировал полностью, к коммунизму люди не готовы, религиозное царство приведёт к непредсказуемым последствиям, а глобальное общество уже само начало разрушаться… Какой тогда должна быть система, по которой будет складываться путь дальнейшего развития? Вопрос остаётся открытым. P.S.: лично для меня невечность государственно-правовых систем в истории является прямым доказательством повреждённости человека грехом. Мы не в состоянии сохранить надолго даже лучшие из них.
Ирина17 мая 2016, 08:47
Спасибо, всегда радуют его выступления. Мир сейчас гуманнее, чем 2000 лет назад. Может быть да, но по сравнению со временем XX века нет, мне иногда страшно- вот уйдет скоро поколение рожденное в 40-50х и будут современные люди с планшетами править, сейчас я смотрю на этих детей, воспитанных полностью на западных фантастических сериалах и мне становится не по себе. да и цивилизация огромных джипов - она очень пугает, раньше ходили по дорожкам пешком, или на каретах, не чувствовалась такого резкого контраста сил.
Игорь Подопригорин17 мая 2016, 02:49
Православие слишком вселенское и индивидуальное, чтобы быть нац. идеей, а вот идея справедливости, милосердия, братства соборности- это реально.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×