Почти два года прошло с тех пор, как Крым и Севастополь вернулись в состав России. С марта 2014 года «новые россияне» вынесли немало испытаний, связанных с экономическими, юридическими, финансовыми, а недавно – в связи с регулярными перебоями в энергоснабжении – еще и бытовыми трудностями. Какой духовный отпечаток наложило – и наложило ли? – пережитое, и чем сегодня живет православный Севастополь, рассказал благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта.
– Отец Сергий, как за прошедшие два года, по вашим наблюдениям, изменились севастопольцы и Севастополь?
– Самое главное – мир изменился. Не Севастополь изменился, не Крым. Изменился мир, изменилась Россия. А мы изменились вместе с ней, потому что мы – ее часть. Россия стала другой? Стала. Сегодня это сильная держава, которая пользуется высочайшим авторитетом. Это государство – носитель нравственных ценностей, и не просто нравственных, а христианских. Россия является оплотом их сохранения. Вот к чему мы стремились и чего достигли – возвращения и соединения с Россией.
Сегодня те, кто приходит ко мне за помощью, как правило, несут с собой житейские проблемы. Раньше приходили с проблемами более глобальными: не разрешили провести конференцию по русскому языку, не разрешили организовать встречу с русским писателем, «помогите-созвонитесь-поговорите». Сегодня люди дышат свободно. А житейские проблемы никогда не исчезают.
Многие спрашивают: как вы там, в Крыму, живете – без света, без воды, без отопления? А мы говорим: живем хорошо, потому что нам дышать легко. Эти временные трудности ничто по сравнению с тем, что могло бы случиться в Крыму и Севастополе.
– Что сейчас вспоминается из событий марта 2014 года?
– Как благочинный Севастопольского округа, я был в центре происходившего, участвовал во многих встречах и переговорах. Когда случилась действительно очень напряженная ситуация, связанная со штабом Военно-морских сил Украины, я, как священник, посчитал для себя необходимым пойти в штаб и пообщаться с людьми, которые там находились. Просто понять: что, ради чего, зачем и почему они собираются делать. Там Господь показал мне очень важное событие.
Молодой российский солдат отвечает офицеру: «Там такие же пацаны, как и мы». И я понял, что кровь не прольется
Я ждал у контрольно-пропускного пункта штаба, закрытого на все возможные засовы. Офицер, к которому я обратился, пошел докладывать командующему Военно-морскими силами, что пришел благочинный поговорить. Я жду, десантнику, дежурившему на КПП, дано указание запереться, как следует, «чтобы батюшка с другими людьми не зашел на территорию». И тут дверь КПП открывается, выходит молодой военнослужащий лет 19 – из Днепропетровска – и обращается к российским ребятам, которые стоят поодаль: «У вас закурить не будет?» И российские парни отдают ему пачку сигарет. Офицер этих ребят говорит молодому: «Ты что, все отдал?» – «Да, все отдал» – «Но мы же тоже здесь стоим. Нам же тоже неоткуда взять сигарет». Молодой российский солдат отвечает офицеру: «Там такие же пацаны, как и мы». И когда я услышал это от 19-летних ребят, увидел реальное проявление братской любви, мое сердце успокоилось. Я подошел, спросил: «Ты откуда, брат?» Он отвечает: из Казани. Я ему говорю: «Вот придет сейчас офицер, который скажет, что мне отказано в допуске в штаб, – передай ему от меня нижайший поклон. Я пойду. Мне здесь больше ничего не нужно».
Я увидел, что Господь вразумил 19-летних парней, которым, в силу возраста, еще, возможно, самим не постичь мудрости. Они с миром обращались друг к другу: один из Казани, другой из Днепропетровска. В дни противоборства была такая любовь – и любовь братьев, и любовь Бога, – что она дала нам самое главное чудо: в Севастополе не пролилось ни капли крови.
На следующий день я снова пошел в штаб украинских Военно-морских сил. Двери были уже открыты, я вошел и увидел растерянных военнослужащих, начал с ними беседовать, успокаивать. Хочу сказать: более 18 000 из 25 000 остались служить в Российской армии.
При этом многие из них были родом не из восточной или южной Украины, а из западной: Львов, Ивано-Франковск. И они остались служить России. Потому что, живя в Севастополе, они стали русскими по духу, стали частью русского мира. Поэтому у нас не было пролития крови родных братьев.
Спросите севастопольцев: как они относятся к живущим на Украине? Не к властям, а к простым людям. Они скажут: с любовью и уважением
В 2009 году Севастополь посетил Святейший Патриарх Кирилл. На площади Нахимова, где находится Мемориал героической обороны Севастополя в 1941–1942 годах и где происходило торжественное возложение венков к Вечному огню, были построены военнослужащие ЧФ РФ и ВМСУ. И Его Святейшество, обращаясь к личному составу, тогда сказал: «Не дай Бог, чтобы вы, родные братья, смотрели друг на друга в прицел». Эти слова Святейшего Патриарха в Севастополе сбылись. Здесь не смотрели друг на друга в прицел. И важно личное отношение простых граждан. Спросите севастопольцев: как они относятся к живущим на Украине? Не к властям, а к простым людям. Они скажут: с любовью и уважением, потому что русские, белорусы и украинцы – один народ.
– Возвращение в состав России – не волшебный эликсир. Оно не избавляет, например, человека от склонности к греху. Не могли ведь севастопольцы только от этого факта измениться духовно и душевно?
– Мне кажется, что люди стали чище. Я бы даже сравнил сердца севастопольцев в данный момент с сердцами детей. Это не состояние эйфории. Безусловно, люди бывают разными. И землю, в том числе наш город, населяют люди и добрые, и злые. Но все-таки, мне кажется, радость и любовь – они поднялись из сердец за последние годы, и это до сих пор продолжается.
16 марта 2014 года на площади Нахимова была такая всеобщая чистая радость, которую в беседах со мной ветераны войны сравнивали с радостью 9 мая 1945-го.
Но нельзя хулить то, что было. За все надо благодарить Бога. В беседах с нашими верующими я призывал их благодарить Бога за годы, проведенные при украинской власти: ведь они в эти годы рождались, крестились, учились, встречали своих друзей и любимых, венчались, хоронили своих родителей, рожали своих детей.
Наверное, самое важное – то, что чувство благодарности живет в сердцах севастопольцев.
– Расскажите о течении жизни в храмах Севастополя в период энергетического кризиса.
Когда нет яркого электрического освещения, когда горит теплая свеча – это способствует молитвенному настроению
– Когда нет яркого электрического освещения, когда горит теплая свеча – это способствует молитвенному настроению. И народу в храме было гораздо больше. Люди потянулись к Церкви. Оторвались от телевизоров, от каких-то страстных дел и начали общаться. Выходили на улицу, гуляли, встречали там своих друзей, которых не видели много лет, потому что те скрывались за стеной из айфонов, айпэдов, компьютеров и прочих современных гаджетов, разделяющих людей. Господь отряс нас от многих колючек, которые потянули нас совсем в другую сторону. Поэтому все прекрасно. И я уверен, что если вы выйдете на улицу и спросите горожан, насколько им трудно, – никто не скажет, что трудно. Я в этом уверен. Господь с нами, Он являет видимые чудеса и видимую Свою милость.
Когда в декабре взорвали линии электропередач, у нас температура воздуха поднялась до плюс 15. Хотя вокруг везде было очень холодно. На Рождество было 15 градусов тепла, и в то же самое время в Геническе, а это всего 200 км от Севастополя, было минус 26.
Но, опять же, что такое русская христианская любовь: появились трудности у наших братьев в Геническе, и мы дали им газ, которого тоже, может, в Крыму недостает. Вот это и есть русский мир.
А последние два года – 35–40 миллионов кубометров воды в Чернореченском водохранилище. Оно полное!
Второе чудо – за все время моего послушания в качестве благочинного Севастопольского округа я не видел, чтобы наше Чернореченское водохранилище было так полно, как последние два года. Это единственный источник водоснабжения Севастополя, пополняется водохранилище за счет осадков, и проблема с водой на юге всегда была самой острой и актуальной. Обыкновенно за месяц-полтора до Рождества Христова мы совершали на берегах этого пересыхавшего водохранилища молебен о ниспослании дождя. Как правило, и на Крещение, когда мы совершаем там ежегодный молебен с чином освящения воды, все – руководство города, руководство и сотрудники Водоканала, – стоя за богослужением, молятся: «Господи, дай нам воду». А последние два года – 35–40 миллионов кубометров воды в водохранилище, оно полное. Опять-таки милость Божия. Самое главное, что в Севастополе люди это понимают. Не говорят, что это случайность. Говорят: «Господь рядом, Господь нам помогает».
– А откуда вы знаете, что они так говорят? Они вам сами об этом рассказывают?
– Конечно. Говорят мне в личном общении, и не только люди простые, но и люди, облеченные властью, начиная с губернатора города.
– Есть же чисто практические вопросы: например, для богослужения необходимо печь просфоры, подогревать воду для них; Таинство Крещения тоже подразумевает хотя бы небольшое количество теплой воды. Как решались эти проблемы в период энергетического кризиса?
– В Свято-Владимирском соборе в Херсонесе богослужения совершаются ежедневно. И от того, что не было света, ничто не изменилось. Требоисполнение также совершалось ежедневно. В том числе и Таинство Крещения. Как нагреть воду? Сейчас есть генераторы. Мы даже не посчитали нужным приобретать для собора большой генератор, у нас обычный бытовой, которого вполне достаточно, чтобы подогреть воду. Мы ведь еще и кормим людей. Порядка 200 человек ежедневно приходят в нашу трапезную: это и наши сотрудники, и люди нуждающиеся, которым мы предоставляем горячее питание. И у нас ничто из этого не прекращалось. Пища готовилась в том же объеме, такая же вкусная, не приходили никакие сухпайки. Церковь жила обычной жизнью.
В 15 км от Бахчисарая находится монастырь святого апостола и евангелиста Луки. Это территория греческого села Лаки, которое называют «крымской Хатынью». Жители села помогали во время войны партизанам: кормили, собирали для них одежду, укрывали в своих домах. А потом, в 1942 году, за это их расстреляли или сожгли фашистские каратели. Враги уничтожили почти все постройки, а вот храм не тронули, он выстоял. Это очень красивый храм в византийском стиле, сейчас ведутся работы по его восстановлению, а 15 лет назад вокруг этого храма образовался мужской монастырь. Так вот в монастыре вообще света не было и нет. Его там физически нет, сложно подвести, и монахи там прекрасно живут: и служат, и тепло у них есть для богослужения, и трапезничают, и людей кормят. Они даже не заметили, что свет отключали. Я разговаривал с наместником, он говорит: а мы и не знали, что такие проблемы. У них и вода из родника, и печное отопление. Жили себе прекрасно и живут. Наверное, это и есть благодать. Когда в этой ситуации везде мог бы твориться хаос, а у них тишина и спокойствие.
– Свет в домах дали. Люди потянулись из храмов назад к телевизорам?
– Человек, встречающийся со Христом, как правило, уже не хочет возвращаться обратно в ту тьму, из которой вышел. Уже после рождественских праздников, в ближайший воскресный день, в нашем Свято-Владимирском соборе в Херсонесе мы причащали около 40 минут из трех чаш. Вообще за праздничные рождественские дни собор посетило примерно 10 тысяч человек. Это говорит о том, что, единожды почувствовав любовь Бога, человек из этого объятия Божиего старается не выходить.
– Какова сегодня ситуация вокруг Херсонеса?
Херсонес – проблема скорее духовная. Не проблема человеческих взаимоотношений. Что такое Херсонес? Это сакральное место нашего народа
– Херсонес – проблема скорее духовная. Не проблема человеческих взаимоотношений. Что такое Херсонес? Это сакральное место нашего народа, это место обретения языка, место крещения князя Владимира, место проповеди апостола Андрея Первозванного, святителя Климента Римского, священномучеников Херсонесских, Мартина Исповедника и многих других святых угодников Божиих. Херсонес – это место, которое восславил святитель Иннокентий (Борисов), открыв здесь сперва Владимирскую киновию, а затем – Владимирский монастырь.
Херсонес – это место, где построен величайший памятник благодарности русского народа своему крестителю, – я имею в виду Владимирский собор. Нужно понять, что такое Херсонес. Если это сакральное место нашего рождения, если это наш отчий дом, то, безусловно, нужно развивать Херсонес по данному пути, не уничижая исторические ценности, которые здесь находятся. Но когда унижается духовная составляющая, – конечно, это вызывает печаль. Когда с человека, идущего в храм, требуют деньги – это проблема. Но сегодня в Херсонес можно пройти свободно, любой желающий может прийти и поклониться нашим святыням.
– Происходят ли новые чудеса на месте обретения отпечатка стопы апостола Андрея Первозванного на берегу моря в Херсонесе?
– Если бы там ничего не происходило, там бы не было плотно вытоптанной тропиночки. Там бы рос бурьян, как вокруг. Множество чудес происходило: и исцелений, и устроений земной жизни. Люди идут к этому месту, молятся, и Господь по молитвам дает просимое. К пустому колодцу обычно не ходят напиться воды.
– Появились ли планы по обустройству на этом месте постоянного ограждения, часовни?
– Хотелось бы поставить там небольшое постоянное ограждение, но камень с отпечатком стопы находится у самого моря, им омывается, и все, что мы ставим весной, зимние шторма, как правило, сносят. А само святое место сохраняется около двух тысяч лет.
– Сколько новых храмов появилось за прошедшие два года на территории Севастопольского благочиния?
– Постепенно мы переходим в российское юридическое пространство. Много трудностей сопряжено именно с этим. Не очень просто получить сегодня землю в Севастополе для строительства православного храма. Но в Севастополе сегодня имеется 41 храм. На территории благочиния расположены два известных монастыря – это Балаклавский Свято-Георгиевский на мысе Фиолент, Свято-Климентовский монастырь в Инкермане – и множество скитов: мужской скит Преображения Господня в с. Терновка, мужской пещерный монастырь святителя Саввы Освященного (его также называют Челтер-Мармара), скит Иоанна Крестителя в районе с. Оборонное, женский скит Корсунской иконы Божией Матери Топловского монастыря.
За два прошедших года мы построили храм на Чернореченском водохранилище – в честь Богоявления; храм преподобного Сергия Радонежского появился в спальном районе – там в нем особенно нуждались. В районе «Красная горка», жителям которого тоже сложно добираться до городских храмов, строится большой собор во имя святых Царственных страстотерпцев. Строится храм при севастопольском роддоме. При Севастопольском Президентском кадетском училище уже полностью обустроен красивый домовый храм. В процессе строительства находятся еще 10 храмов. И еще 20 мы планируем возвести со временем; приоритет будет отдан близлежащим селам, там наиболее трудное положение. Хотелось бы, чтобы в каждом селе была своя церковь и свой священник.
В числе главных задач у нас и строительство духовно-просветительского центра, который очень нужен Севастополю. Мы уже подготовили рабочий проект, оформляется земля. С Божией помощью, надеюсь, в следующем году начнем строительство.
Еще один актуальный вопрос – воскресная школа Свято-Владимирского кафедрального собора, уже давно не вмещающая всех желающих обучаться. Не так давно у нас появилось новое здание, но, однако, и оно перестало вмещать всех воспитанников. Сегодня мы из Свято-Владимирского собора вынуждены направлять детей в другие воскресные школы. Потенциал такой, что у нас могло бы заниматься порядка 500 детей, а принять мы можем реально около 200 человек.
Спаси и помоги,Господи, в вашем нелегком служении и молитвах о нас грешных!
КРЫМ=РОССИЯ!!!
С низким поклоном, батюшка, ваши москвичи.
Боже помилуй нас всех.