Великий пост как путь пробуждения
Однажды, будучи студентом Московской духовной академии (по-моему, я был тогда уже в священном сане), возвращаясь на электричке из Москвы в Сергиев Посад, я стал невольным свидетелем разговора нескольких женщин. Приближался Великий пост, и разговор у них как раз зашел о том, кто будет или не будет соблюдать приближающийся пост. Мне особенно запомнилась реплика одной из беседующих: «Не могу сказать, что мы прямо-таки постимся, но скидку все же делаем – мясное не едим».
Есть или не есть – не вопрос
Конечно, «гастрономический» аспект поста важен. Но порою в погоне за строгим соблюдением календарных предписаний мы начинаем забывать о главном – духовном значении великопостного подвига.
Удивительная глубина духовной стороны поста раскрывается в богослужебных песнопениях Постной Триоди, богослужебной книге, по которой совершаются все великопостные службы. Одна из самых знаменитых стихир, раскрывающих смысл постного подвига, звучит так: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне, вечерня в понедельник первой седмицы Великого поста). В русском переводе эта стихира будет выглядеть так: «Будем поститься постом, достойным приятия, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева,разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный». (Интересно, что церковно-славянское слово «приятный» оказывается из разряда «ложных друзей переводчика». Приятный – не тот, который нравится, а тот, который принимается, становится достойным приятия.)
Как мы видим, стихира умалчивает о скоромной пище, но зато говорит о том, от чего действительно человеку следует воздерживаться, чтобы постный подвиг был принят Богом, был угоден Ему. Прежде всего нужно воздерживаться от всего того, что нарушает заповеди любви к Богу и любви к ближнему: пороков, грехов языка (многословия, сквернословия, осуждения), гнева, вожделений, злословия, лжи, клятвопреступлений. Все это должно оскудеть в человеке. Слова стихиры не означают того, что вне Великого поста человек может спокойно предаваться вожделению и порокам, изливать гнев на ближних, лгать и злословить… Нет. Просто Великий пост – совершенно особое время, когда нужно оставить все и задуматься: «Как я живу? Оскудевает ли во мне грех и возрастает добро или, напротив, добро настолько оскудело, что я уже и забыл, когда делал что-то действительно доброе?».
Мне вспоминается история из Древнего Патерика (патерик – сборник кратких поучительных историй из жизни подвижников, а также из высказываний и духовных наставлений): «Однажды Епифаний, епископ Кипрский, послал за аввой Иларионом и просил его так: «Приди, повидаемся прежде разлучения нашего с телом!». Когда пришел авва Иларион, они обрадовались друг другу. За трапезою принесена была птица, и епископ, взяв ее, подавал авве Илариону. Старец сказал ему: «Прости мне! С того времени, как принял монашеский образ, не ел я ничего закалаемого» (то есть заколотого ножом – мяса животных и птиц. – В.К.). «А я, – сказал Епифаний, – с того времени, как принял монашеский образ, не допускал, чтобы кто-либо заснул, имея нечто против меня, и сам не засыпал, имея что-либо против другого». Старец сказал: «Прости мне! Твоя добродетель больше моей».
И ведь правда: простить обиду или самому признать свою вину и попросить прощения бывает гораздо сложнее, чем отказаться от мяса.
Пост не должен превращаться в диету. Но почему же, если акцент ставится именно на духовном аспекте поста, воздержание от пищи тоже имеет столь большое значение?
Отказ от определенных видов пищи помогает в преодолении греховных страстей, ведь пресыщение часто становится причиной лени, расслабления, возбуждения вожделения и похоти. Именно для этого мы ограничиваем себя в еде. Голод же никогда не являлся самоцелью.
Есть и еще один важный момент – ограничение в пище ради дел милосердия. Древнецерковный автор по имени Ерма в своем произведении «Пастырь» писал: «Я научу тебя, какой пост есть совершенный и угодный Богу /./: воздерживайся от дурного слова, злой похоти, очисти сердце от всех сует; в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному».
То, в чем мы ограничили себя, необходимо отдать нуждающимся. Тогда пост станет жертвой и Богу, и ближнему.
А еще во время Великого поста особенно важно участие в храмовом богослужении, хотя бы потому, что именно в Великой пост совершаются особенные чинопоследования, учащие нас покаянию и изменению жизни.
Предчувствие Воскресения
Во-первых, все великопостные богослужения носят сугубо покаянный характер: уходит торжественность, пение сменяется чтением, а большая часть всех чтений – фрагменты Ветхого Завета (некоторые ветхозаветные книги прочитываются полностью: Бытие, Исход, Притчи, Книга пророка Исайи; дважды за каждую неделю поста прочитывается вся Псалтирь). Ветхий Завет – это время ожидания обещанного Мессии-Спасителя, время приготовления к встрече с Богом. Для верующих таким временем становится Великий пост.
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста вечером во всех храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это потрясающее произведение, содержащее более двухсот тропарей (кратких песнопений), основная тема которых – покаяние. Используя образы людей, имена которых мы можем встретить на страницах Библии, автор Великого канона показал всю тяжесть человеческих греховных падений и необходимость покаяния как изменения жизни и возвращения к Богу.
С понедельника по четверг первой седмицы Великий канон совершается по частям, а на пятой седмице поста, вечером среды, канон будут прочитан еще раз полностью.
За каждым великопостным богослужением звучит молитва преподобного Ефрема Сирина, во время которой совершаются четыре земных (с коленопреклонением) и двенадцать поясных поклонов. В этой молитве мы просим Господа оградить нас от праздности, уныния, любоначалия (любви к властвованию и господству над другими); даровать нам дух целомудрия, смиренномудрия, любви и, главное, помочь нам увидеть свои согрешения и не осуждать братьев, то есть тех людей, которые окружают нас каждый день.
По средам и пятницам каждой седмицы поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. Обычные литургии в будние дни поста не совершаются. Верующие причащаются Святыми Дарами, освященными на предыдущей воскресной литургии.
Литургия – самое торжественное богослужение Церкви. В Великой пост полная литургия совершается только по субботам и воскресеньям.
Каждое воскресенье Великого поста посвящено воспоминанию важных церковных событий или святых: Торжество Православия (победа над ересью иконоборчества и утверждение православного вероучения о почитании святых икон), память святителя Григория Паламы, Крестопоклонная неделя (крест Христов выносится на середину храма для укрепления верующих в подвиге поста и молитвы), память преподобного Иоанна Лествичника, память преподобной Марии Египетской.
Кроме этого, традиционными для Русской Православной Церкви стали особые чинопоследования, совершающиеся великопостными воскресными вечерами, – пассии. Пассия – особое богослужение, посвященное воспоминанию крестного подвига Спасителя, ведь Великий пост – путь к Пасхе, Воскресению Христову, а Воскресению предшествовали крестные страдания и смерть во искупление грехов человеческого рода.
Надеюсь, что каждый сможет провести Великий пост с пользой для себя, для своей духовной жизни. А участие в великопостных богослужениях помогут каждому из нас почувствовать дыхание жизни Церкви, оживотворяющее и укрепляющее, помогающее нам возрастать в любви и добрых делах.
Газета "Саратовская панорама" № 7 (986)