Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

Сидеть и ждать…?

    

Если посмотреть на распорядок дня обычного человека, скорее всего, мы увидим: дом – работа – дом. В более крупном приближении - походы в магазины, поездки на дачу/за город по выходным, встречи с родственниками и друзьями. Живет себе человек, работает, думает о том, как накопить средств на отпуск (ведь так хочется наконец-то поехать на море, а лучше вообще – за границу) и чтобы хватило еще на ремонт, а еще ребенка нужно в школу отправлять…

Джинсы, отдых, распродажа!

А тут еще и на телефон пришло сообщение из любимого магазина одежды, что на подходе грандиозные скидки, и вспоминаешь, что неплохо было бы обновить гардероб. В общем – целый набор проблем – везде успеть, и чтобы голова потом не болела. И никуда от этого не деться – постоянно нужно думать о будущем, даже не об очень далеком, а просто о завтрашнем или послезавтрашнем дне.

Но вот вдруг человек решает прочесть Евангелие. Давно интересовала эта книга, но руки не доходили. Теперь вот дошли. И что же он там видит? А вот что: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Мф. 6, 25).

Как же быть? Ведь вечером сегодня родители в гости придут, нужно еще успеть сходить за тортом, да и жена давно на кухне трудится над вкусным угощением… А послезавтра как раз скидки, что же теперь - джинсы новые не покупать?! В Евангелии же сказано: Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6, 26-30).

Как это все понять?! Ведь получается, что нужно жить только сегодняшним днем, не думая о будущем. Даже больше – уже сегодня не нужно думать о еде, одежде, обязанностях, потому что все это бессмысленно – нужно ждать, что все «упадет с неба». А как еще стать «птицей небесной»? Или другой вариант – это все сказано для духовно совершенных людей, для святых, которые от всего отказались, ушли в пустыни и провели свою жизнь в молитве. Иначе ведь не получится. Например, жена скажет мужу: «Знаешь, дорогой, я не буду больше готовить, потому что заботиться о пище – это грех». Или наоборот, муж – жене: «Я вот подумал – зачем дальше работать? Я решил быть, как цветок, который просто растет без труда и забот, а все остальное – это от лукавого». Странно как-то, согласитесь? Зато «по-евангельски»! Вы скажете – так не бывает, нормальные люди так не говорят! Но по собственному опыту могу сказать, что примеры – не выдуманные. Один мой знакомый, впервые открывший Евангелие, у меня прямо так и спросил: «Значит, мне теперь нужно бросить учебу, не думать ни о чем, не заниматься поиском средств к существованию? Ведь тут прямо сказано – не заботьтесь!»

Так заботиться или нет?

Что же имел в виду Господь Иисус Христос, когда произносил эти слова? Ведь получается только два варианта – либо бросить все и ждать «манны небесной», либо продолжать жить обычной жизнью с ее заботами, походами по магазинам, желаниями лучшей работы, хорошей зарплаты и так далее. То есть идти против Евангелия. Да и вообще - все это так сложно и «явно не для меня»! Ведь и само выражение «живет как птица небесная» приобрело сейчас скорее негативную окраску. Обычно под этими словами подразумевают человека, ведущего легкомысленную жизнь, не думающего и не заботящегося ни о чем.

Но если посмотреть на Евангелие немного внимательнее, то мы увидим еще и вот что. Да, Христос сказал – не заботьтесь. Но в то же время мы читаем в Евангелии, что ученики Христа продолжают заниматься своим обычным делом – ловлей рыбы (см. Лк. 5, 5-6; Ин. 21, 3). Сам Христос, судя по Евангелию, нередко принимал приглашения на обед и даже присутствовал на свадебном торжестве. При этом Его даже укоряли другие, что Он любит есть и пить (см. Мф. 11, 19). И тут совсем непонятно – Христос призвал не заботиться о пище и питии, но не отвергал пищу и питье, предложенное ему другими людьми. Ведь по логике Его же слов, нужно было отвергнуть все эти приглашения. Люди «заботились» о том, чем угостить Христа, нарушая Его же слова.

Другой пример – апостол Павел занимался изготовлением палаток (см. Деян. 18, 3). Это был довольно выгодный, но одновременно и не самый простой способ заработка. Палатки делали из разных материалов – это могла быть шерсть животных, кожа или льняное полотно. Сначала изготовлялись специальные полосы, которые затем сшивались. И сами палатки могли быть разные – от маленьких до больших, предназначенных для разных нужд – простой навес от солнца или палатка для длительного путешествия. Причем апостол Павел не раз говорил о том, что благодаря этому ремеслу он обеспечивал не только себя, но и своих спутников (см. Деян. 20, 34; 1 Кор. 4, 12). И больше того, в одном из посланий апостол говорит: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (1 Фес. 3, 10). Что же делать, как все это совместить и понять?

Правильное понимание заключается в том, что Христос учит слушателей (а вместе и с ними и нас самих) правильному отношению к пище, одежде, заботам, отношению к людям и Богу. Слова Христа о том, что Бог питает птиц – это пример нашего отношения к Промыслу Божию. Если Бог не забывает о птицах и цветах, то разве может Он забыть о человеке? Мы так привыкли заботиться о теле, что порой забываем о душе, требующей не меньшей заботы. Поэтому Христос и говорит – обеспечивая свою жизнь материально, не забывайте обеспечивать ее и духовно. Заботясь о сокровищах земных – деньгах, имуществе, – не забывайте и о сокровищах небесных – добрых делах, вере, любви и милосердии.

Можно вспомнить и древнюю заповедь – одну из десяти главных заповедей – шесть дней работай и делай всякие дела твои, а седьмой день – суббота Господу, Богу твоему (Исх. 20, 9-10). Нигде в Евангелии мы не найдем слов, что эта заповедь отменена Христом. Много ли просит Господь – всего лишь одного дня. Как раз наоборот, Его слова можно понять как напоминание о том, что оставшийся один день из семи необходимо посвящать Богу и душе. Шесть дней вы заботились о материальном, теперь же пришло время духовных забот.

А если завтра нечего есть?

Актуальны ли слова Христа сейчас? Несомненно. Современный мир требует от человека еще более насыщенного и сложного ритма жизни. Заботы прибавляются каждый день, порой им не видно конца и края. Но хотя бы на один день в неделю нужно остановиться, вспомнить о Боге и душе. О том, что среди личных забот мы порой забываем о тех людях, которые окружают нас и ждут нашего внимания.

Тогда возникает другой вопрос – не будет ли греховным желание найти более хорошую работу, получать зарплату побольше, что особенно актуально во время затянувшегося финансового кризиса? Или желание переехать в новую квартиру, для покупки которой, соответственно, нужна совсем не маленькая сумма, а значит, еще большие заботы? Как соотнести все это со словами Христа?

Мне как священнику не раз задавали подобный вопрос. Все мы знаем о заповеди – возлюби ближнего, как самого себя (Мф. 22, 39). Господь не запрещает нам любить себя, значит, не запрещает и заботиться о себе, желать себе лучшего, искать лучшего. Ведь любовь проявляется именно в заботе. Грехом становится себялюбие, забывающее о том, что кроме моего «я», есть и другие люди. Если переводить слова заповеди на современный язык, то получится примерно так – «твое я не центр вселенной, не забывай и о других людях». Поэтому желание заработать не должно превращаться в сребролюбие и жадность к деньгам. Греховным станет «заработок любой ценой», особенно если цена эта не всегда честная.

Если нашим храмом станет ближайший торгово-развлекательный центр, поглощающий все свободное время, если главную задачу мы будем видеть только в том, чтобы успеть «схватить» побольше скидок, даже если эти вещи нам не особенно и нужны… Вот тогда можно смело сказать, что обычные насущные заботы как-то незаметно превратились в идола, занявшего место Бога. Но ведь не вещи должны владеть нами, а совсем наоборот. В этом и кроется смысл слов Христа.

Но можно посмотреть на евангельскую фразу и под другим углом. Каждому знакома ситуация, когда даже самая незначительная проблема порой способна довести человека до крайности. Как в таком случае жить дальше? Как не довести себя до истощения? Как не надорваться, борясь за собственное выживание? Ведь вроде бы и сложа руки не сидишь, работаешь в поте лица, пытаешься преодолевать трудности, но их почему-то меньше не становится, а только больше и больше. Или вообще придет мысль – «а если завтра будет нечего есть?»

Я думаю, что Христос, предостерегая нас от излишних житейских забот, призывает нас довериться Богу, положиться на Него. Верить в то, что помощь придет, и трудности, казалось бы, непреодолимые, разрешатся. Ведь вера и есть доверие. Без доверия невозможны отношения не только с Богом, но и с людьми. Христос хочет, чтобы мы научились доверять. Там, где есть доверие – там надежда, а если есть надежда, то все, чего мы боимся, что порою ввергает нас в ступор, становится лишь очередным препятствием, которое нужно просто перешагнуть.

Продолжение цикла бесед о «сложных» местах Евангелия следует

Газета «Саратовская панорама» №33 (1114), 23 августа 2017 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 479 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
рб Марина25 августа 2017, 23:16
СПАСИ ГОСПОДИ о ВАСИЛИЙ за наставление!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ в СЛУЖЕНИИ и в ДЕЛАХ и ВАШИМ БЛИЗКИМ!!!
Сергей Рымарев25 августа 2017, 23:09
Очень вразумительная статья.
Нелли Вишнякова25 августа 2017, 22:43
Спасибо за столь нужные слова. Сама всё время думаю, как всё совместить. Где тратить своё время и силы на одежду/еду/досуг, а где лучше потратить их на свою душу. Разума нам всем и стойкости в вере
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×