Православный календарьПравославный календарь
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

Андрей Мерзликин: Сначала нужно воспитать себя

Андрея Мерзликина, актёра, сыгравшего в культовом «Бумере» и таких завоевавших признание зрителя фильмах, как «Качели», «Обитаемый остров», «Утомлённые солнцем-2», «Цитадель», «Брестская крепость», «Дом на обочине», «Рассказы» и других, — знают многие. Не скованный рамками определённого амплуа, Андрей с убедительной достоверностью играет и в захватывающих боевиках, и в лирических мелодрамах. Тем не менее, главное в жизни этого востребованного популярного актера – вовсе не кино и сцена. Папа восьмилетнего Фёдора, шестилетней Серафимы и четырёхлетней Евдокии, прихожанин Георгиевского храма села Мамоново Андрей Мерзликин – гость журнала «Батя».

Фото: Алексей Никишин Фото: Алексей Никишин
    

Домострой в лучшем виде

- Андрей, известно, что профессия актёра практически не оставляет времени на то, чтобы уделять внимание семье. Как вы решаете эту проблему?

— Любая профессия может выхолостить, забирая почти всё твое время – так, что на семью останется ничтожное его количество. Однажды я это осознал; понял, что на кону стоит слишком многое, и стал ограничивать себя в работе: отказываться от каких-то проектов, чтобы высвободить именно то количество времени, в котором нуждаются мои дети. Ведь, по сути, ради них я и работаю.

Андрей Мерзликин, его жена Анна и их дети Федор и Серафима Андрей Мерзликин, его жена Анна и их дети Федор и Серафима
У актёров нет, как у большинства отцов, постоянных семейных вечеров, когда ты точно знаешь, что придёшь с работы – и тебе гарантирован час-другой на то, чтобы пообщаться, повозиться, поиграть с детьми. Нет выходных, а тем более каникул. Моя работа – это либо командировки, либо какая-то тотальная занятость в Москве, когда уезжаешь ранним утром – все ещё спят, а возвращаешься за полночь — все уже заснули. Поэтому здесь нужно уметь сказать «стоп» в определённый момент. Например, не был три месяца дома – посвяти следующие месяцы семье; почти не ночевал две недели дома – в ближайшее время урежь свою занятость. Тем более что дети сейчас подрастают, переживая непростой период первых коммуникаций, привыкания, встреч с новыми людьми. У них все в первый раз: и кружки-секции, и школа, и дополнительные программы. Им важно, как мы, родители, реагируем на всё это, видим ли мы их проблемы, находимся ли рядом в нужный момент.

- Наверное, всё же большую часть этих проблем приходится решать вашей супруге?

— Конечно же, и я должен констатировать факт, что основной груз этих забот лежит на плечах моей супруги Анны. Всё так и должно быть. И слава Богу, что именно супруга добровольно взяла всё это на себя. Вся архаика домостроевского варианта семьи в самом лучшем смысле этого понятия заложена в Ане генетически, наверное. Конечно, я шучу: Аня – человек современный, тем не менее, в вопросах воспитания детей и устройства дома мне не приходится ей ничего объяснять: всё происходит так, как моё сердце хотело бы. Как желала бы моя душа. В результате сын и дочки растут в атмосфере тепла и доброты.

Легче, когда больше

- С кем вам, как отцу, сложнее – с сыном или дочерьми?

— Сложнее с самим собой. С детьми все легко, особенно пока они маленькие. Знакомые часто мне грозятся: «Вот узнаешь, что будет, как войдут они в возраст!» Я, конечно же, жду, что и мы когда-то повзрослеем, попадём в эту ситуацию… Но пока старшему – лишь восемь, и у нас полный контакт и взаимопонимание. Я наслаждаюсь этим временем!

А разница мальчишек и девчонок не в том, что с кем-то сложнее, с кем-то легче. Разница — в степени эмоциональности, искренности. У нас, к примеру, мальчик достаточно сдержан в выражении чувств и эмоций. А девчонки есть девчонки. Это такие подружки маленькие мои. Для них, если ты сел просто рядом поговорить – это всё! К ним пришло счастье!

- Поделитесь, пожалуйста, опытом, как достигнуть такого взаимопонимания?

— Как-то само случилось, что у нас возникла традиция, которую я называю «поболтать». Она началась с сына Фёдора. На ночь, когда свет уже выключен, и все легли по кроваткам, я прихожу к сыну, и мы с ним разговариваем, проговариваем какие-то события дня. Именно в темноте, которая стирает разницу в росте, возрасте. Я прошу у него прощения, если был с ним строг. Объясняю, почему был строг: «Федь, ну ты пойми. Я был вынужден. А как иначе? Ты же такие несправедливые слова сказал, или – так неправильно поступил, меня твой поступок знаешь, как ранил. Я должен был. Мне самому очень больно». И он отвечает: «Да ладно, пап. Ты меня тоже прости!» То есть мы разговариваем по-мужски, я с ним искренен и получаю искренность в ответ.

Со временем традиция «поболтать» неожиданно стала помогать мне в поиске диалога с сыном. А Феде она помогла понять, что отец – это не тот, кто что-то громко и грозно всем объясняет, а в первую очередь, человек, которому порой приходится принимать решения, разрешать непростые жизненные ситуации, и этот человек тоже может находиться в растерянности. Потому что у меня ведь тоже впервые дети. Вот когда стану дедушкой, буду опираться на собственный опыт, но пока я лишь молодой отец!

Со временем традиция «поболтать» стала переходить и на девчонок, но они изначально искренни и открыты, и для этого не требуется никакой темноты.

Фото: vokrug.tv Фото: vokrug.tv
- Что, по-вашему, самое главное в воспитании детей?

— Скажу просто: всё воспитание детей должно строиться на воспитании самих себя. Если хочешь что-то ребёнку привить, прививай это себе. Говорить, что можно делать, а что нельзя, – бесполезно, если своей жизнью ты доказываешь обратное. Мне подчас приходится себя переламывать, перестраивать, дети видят это преображение. Если ты стараешься побороть собственные недостатки, значит, ты искореняешь их и в своих детях.

- Говорят, что воспитывать и растить трудно одного ребёнка, а когда их двое, трое или даже больше, многие проблемы уходят сами собой. Вы согласны с этим?

— Я заметил, что в семье, где трое и больше детей, основные силы нужно вкладывать в первого. И он, как локомотив, потянет за собой остальных. В первую очередь, младшие наблюдают, как родители общаются со старшими и как старший общается с родителями. Это накладывает на них парадигму поведения. Они буквально впитывают, чему учится старший, и хотят догнать его, пытаясь стать взрослее, чтобы не быть «отстающими» в его глазах. Например, наша младшая Дуня в свои четыре года уже делает то, что у Феди в этом возрасте не получалось: начиная освоением каких-то сложных развивающих игрушек и заканчивая разучиванием стихотворений.

В общем, как это ни парадоксально звучит, родителям легче воспитывать детей, когда их много. И чем больше у тебя детей, тем больше времени у тебя остается на самого себя. Главное – наладить правильные отношения, выстроить иерархию в семье. В данном случае нам очень помогает Церковь.

За свой мир я готов сражаться

- Вы воцерковленный человек. Приобщаете детей к церковной жизни?

— Конечно же. Но, опять же, не навязываю. Церковь – это третья составляющая нашей семьи. Кроме детей и родителей существует храм, а через него всё решается мирным путем. Дети видят, как меняет родителей Причастие, и детям хорошо, когда мы счастливы.

Какие-то секреты, которые ни родители, ни учителя не должны знать, дети всегда могут обсудить с батюшкой. И другие взрослые никогда об этих тайнах не узнают. Так совершаются первые детские неосознанные исповеди. Сейчас уже Федя исповедуется осознанно и по-настоящему – для него это естественно и органично, он с раннего детства в храме. И с одной стороны, ему всегда есть чем с батюшкой поделиться, ему нравится, когда его совесть чиста, и от этого хорошее настроение; а с другой стороны, он знает, что батюшка – это та инстанция, где стопроцентная строгость, что, проговаривая со священником свои поступки, он исповедуется в своих грехах перед Самим Богом.

- Сегодня все чаще звучит мнение, что молодым людям невозможно совмещать современность с церковными требованиями…

— Я не собираюсь спорить всякий раз. Мне просто хочется сторонникам этого мнения сказать, уже основываясь на личном опыте: православие – это же такое подспорье в твоей жизни! И не просто подспорье, это один-единственный мощный костыль, оперевшись на который, ты будешь по-настоящему счастлив. То есть не нужно искать предметы, которые сделают тебя счастливым, — деньги, квартиры, машины, очередной телефон или даже очередную жену, как у многих: надоела – возьму новую! Меняешь предметы, вместо того чтобы просто – стать счастливым.

Путь веры намного интересней, а его результат продолжительней, более скажу – он вечен. Для того чтобы идти по нему и делиться этой радостью со своими близкими, не нужно быть несовременным человеком, запираться в какую-то келью. «Келья» может быть у любого – это та же квартира, та же профессия.

И к слову, я занимаюсь той же профессией, что и многие из людей, которые бросаются в нас такими «терминами», как «мракобесы», «православнутые», диагнозы ставят – «православие головного мозга». Но никто не может мне сказать, что я несовременный человек, что я занимаюсь несовременной профессией или делаю это как-то сугубо, по-особенному.

Для меня православие – это абсолютно современная вера. Просто она основана на истине, которая сегодня идёт вразрез окружающему нас миру. И этот разрез постоянно увеличивается.

Я не осуждаю тех, кто заявляет, что Православная Церковь мешает современности и даже развитию нашей страны – это их собственная убежденность, даже вера. Однако начинаешь с ними искать диалог – он неизменно превращается в спор. И если я с моей верой, моим мировоззрением, моим образом жизни готов с ними жить, более того, это меня укрепляет, социализирует и делает — модное сейчас слово — толерантным. То они-то не готовы быть толерантными по отношению ко мне, хотя изо всех сил выступают за толерантность. И я понимаю, что для них в будущем нет моего мира – с семейными ценностями, которые априори у них вычеркиваются, с православной верой, потому что даже если ты верующий, то обязан глубоко это прятать. Вот здесь срабатывает инстинкт самосохранения. Я готов биться за свой мир.

Андрей Мерзликин со своим духовным отцом протоиереем Алексием Волосенко Андрей Мерзликин со своим духовным отцом протоиереем Алексием Волосенко
  

Нормально быть нормальным

- Какой самый важный совет в жизни вы получили от своего отца?

— Действительно, был такой совет, и я до поры его недооценивал. Этот совет помогает мне при принятии решений, выбора действий в той или иной эмоциональной ситуации!

Истина эта, которую отец твердил мне с младых ногтей, проста: «Вперёд не лезь и сзади не плетись». Царский Путь поиска Золотой Середины — так называется то, о чем говорит мой отец, только на языке Церкви – об этом я узнал спустя годы. А раньше я не мог понять, что отец имеет в виду. Особенно в советском детстве, когда нам внушали: нужно быть горячим пионером, нужно быть впереди всех! Тех, кто не в авангарде, сразу записывали в хулиганы и двоечники-троечники, ярлыковая система работала исправно. «Вот посмотри на Петю из первого подъезда, какой же он молодец, уже выиграл математическую олимпиаду! Все дети как дети», — сокрушалась мама. «Какие все? – сопротивлялся я. – Он один такой!»

Перед нами всегда ставили какие-то недосягаемые примеры, постоянно кто-то довлел. И никто не говорил нам, что быть середняком, не самым лучшим и не самым худшим, – это нормально. Быть нормальным человеком – это нормально. «Вперёд не лезь и сзади не плетись» — это абсолютный способ, который позволяет мне жить спокойно, не нервничая и не изводя себя.

А у нас ведь как? Если режиссёр снимает кино – он не просто хочет рассказать историю, он должен закрыть тему в определенном жанре. Его фильм должен быть лучше, чем у остальных. Должен! И он изведёт себя, если снимет хуже. Эта болезнь, страшная болезнь, которая помешала в свое время родиться среднему классу, прослойке просто нормальных людей.

Андрей Мерзликин со своим отцом Ильей Мерзликиными и духовным отцом протоиереем Алексием Волосенко, фото: Светлана Благова Андрей Мерзликин со своим отцом Ильей Мерзликиными и духовным отцом протоиереем Алексием Волосенко, фото: Светлана Благова
    

- Переносите этот совет в жизнь собственных детей?

— Не строя каких-то грандиозных планов, мы пытаемся дать нашим детям обычную базу, чтобы они в дальнейшем сами смогли выбрать, чем хотят заниматься. Поэтому не разрушаются никакие иллюзии, и мы просто смотрим, как наши дети развиваются, как у них всё складывается.

Мы делаем родительский акцент, помимо школьной программы, на развитии в спорте, музыке, изучении иностранных языков. Сошлись на том, что посещать удобнее те кружки и секции, которые ближе.

Вот сейчас Фёдор ходит на самбо. Это замечательный вид спорта, который учит бороться не просто на ковре, а со своими привычками и страстями. С тренером и партнёром не поспоришь, на рассуждения времени нет. Сколько Федя будет заниматься – я не знаю, хотя сегодня он не последний боец. Он старается, борется, закаляет характер – и на данный период это меня вполне устраивает. Один год он ходил на шахматы, ему это тоже удавалось. Плаванием он занимался в дошкольном периоде, просто для физического развития. Рекомендации о выборе вида спорта всем известны: что ребёнка не травмирует, то и нужно ему предлагать.

Дочка Серафима попала на художественную гимнастику, и у нее это получается. Даже уже участвует в детских соревнованиях и занимает призовые места. Занятие спортом помогает ей становиться серьёзным, ответственным человеком. Если у нее назавтра выступление, она ложится спать пораньше. То есть не я прошу ее остановить игру или просмотр мультфильма. А она мне заявляет: «Папа, я пойду спать, потому что мне нужно выспаться». Я когда в первый раз такое услышал, вида не подал, конечно, но был поражен: человек в шестилетнем возрасте уже пытается строить свою жизнь, формулируя и выделяя приоритетные задачи. Должен признать, что в этом заслуга тренера.

В воспитании характера важна роль тренеров и учителей, как роль священника – в воспитании личности. В этом случае отцу остаётся лишь быть другом своим детям и не потерять эту дружбу, это доверие с годами. И дай Бог, чтобы моя жизнь прошла именно так.

Светлана Благова

Источник: Журнал для пап БАТЯ

10 ноября 2014 г.

Рейтинг: 9.4 Голосов: 65 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Фотиния Беркутова25 января 2016, 01:19
Молодцы! Вот такой должна быть семья!Помоги им Господи !Для многих молодых семей их опыт может стать хорошим примером. Очень важно, Что бы как можно большая аудитория имела возможность узнать о таких семьях.
Анна14 февраля 2015, 17:38
Очень понравилось интервью.За таких мужчин,мужей,отцов НЕ СТЫДНО!!!!
Василий Н.24 ноября 2014, 14:46
Жаль только, что Андрей снялся в таких, мягко говоря, не лучших образцах российского кино, как "Обитаемый остров" и особенно "Утомленные солнцем-2".
Простите.
Ирина12 ноября 2014, 20:03
Боже Милосердный! Как же прекрасно любоваться НОРМАЛЬНЫМ мужчиной с прекрасной женой и множеством деток! Андрея Мерзликина в кино заприметила давно. Его работы не оставляют равнодушными. И как же невероятно приятно узнать, что он православный христианин-домостроевец!!! Господи Человеколюбче, пусть будет много-много таких светлых ликом и мыслями Андреев, которые делами своими украшают нашу Отчизну и славят Тебя Боже Всемилостивый!
ТаняСем11 ноября 2014, 16:02
Какое замечательное интервью!!!Прочитала с радостью и удивлением,ведь мне всегда казалось,что актеры-люди "неглубокие",прошу прощения за мнение,но для меня казалось,что игра-она и есть игра,что в кино,что в театре и легко переносится в жизнь обычную,а тут ТАКАЯ ГЛУБИНА ЧЕЛОВЕКА!!!!При том,что Андрей-современный,молодой,востребованный мужчина и актер!!!Потрясена его искренностью и неиспорченностью,а еще СИЛОЙ характера,что не без помощи Божьей!Дай Бог этой семье счастливого процветания,а многим нашим мужчинам далеко ходить не надо-ВОТ ПРИМЕР!!!!Помоги Господи!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×