В своем интервью изданию «ас-Саура он-лайн», недавно опубликованном на сайте Антиохийской Патриархии, его Блаженство Иоанн Х рассказал о настроениях паствы, духе единства народа и международных христианских конференциях. Публикуем текст этой беседы с некоторыми сокращениями.
– Вы заняли Антиохийскую кафедру в столь непростое для народа время. Что сделало в связи с этим сирийское христианство, и что оно готово делать в дальнейшем?
– Патриархия и наш христианский, православный народ составляли и составляют один из значительнейших слоев сирийского общества; мы – сирийцы, и мы сыны этой земли, которая и дала нам святое имя «христианин». Мы никогда не чувствовали какой-либо отчужденности от нашего многоконфессионального народа – и потому мы были и остаемся важным звеном, скрепляющим цепь народного единства. У нас – христиан, мусульман, йезидов – одна история и одно будущее.
– Есть ли какие-нибудь вести о похищенных митрополитах?
– К сожалению, у нас нет достоверной информации ни о местонахождении, ни о судьбе двух наших братьев во Христе. Мы можем только молиться об их здравии и об их сердцах. Прошло почти полтора года – и мы надеемся, что скоро мы встретим их живыми, в добром здравии. Мы постоянно обращаемся к мировой общественности с вопросом: где же все ваши знамена прав человека? Почему сейчас вы отрешаетесь от этой проблемы? Может, заказчики всей этой смуты пытаются и эту трагедию использовать в своих целях, для раскола общества? Не знаю…
– Более четырнадцати веков Сирия была оплотом межконфессионального мира. Нуждаемся ли мы сегодня в каких-то экстраординарных шагах для сохранения этого равновесия?
– Мы призваны свыше стоять за нашу землю и наших ближних, за весь наш народ и его честь. Мы, христиане, будем или стоять вместе с нашими согражданами-мусульманами, или умрем вместе с ними. Я вообще удивляюсь, когда слышу о том, как кто-то извне хочет «оградить христиан от соседей», – ведь наши братья по духу и земле, а не радикалы-наемники, думают так же, как и мы, и так же, как и мы, готовы встать на защиту нашей общности, нашего мирного неба. Об этом я постоянно упоминаю в своих речах, книгах, статьях – ведь все должны понять: угроза пришла именно извне и как раз для того, чтобы разделить исторически единое, мультиконфессиональное общество.
– Лично Вы отказались от участия в международной конференции «Защита христиан», проходившей в Вашингтоне, тем самым пойдя даже против позиции Патриархии, членов Синода. Чем вызвано Ваше решение?
– Сама идея конференции во многом некорректна. Почему мы, люди, сражающиеся за себя каждый день, должны куда-то ехать за защитой? Я не могу этого понять. Неужели мы, как ученики младших классов, обязаны выслушивать рецепты спасения от неких «старших учителей»? Более того – повестка дня конференции была крайне туманной. Потому я отказался от личного участия в ней и попросил нашего американского митрополита Иосифа (Захлави) вместо меня посетить это мероприятие.
– Многие деятели сегодня агитируют христиан Ближнего Востока эмигрировать за рубеж. Что делает Церковь для того, чтобы предотвратить массовый исход христиан из региона?
– Мы всегда подчеркиваем важность и святость земли, которой христианин просто обязан держаться – тем более в такие трудные времена. Два дня назад я присутствовал на вручении аттестатов выпускникам Асийской школы, что функционирует при Патриархии, – и я был поражен улыбками этих 50 юношей и девушек, той атмосферой, которую они создали; они не хотели никуда уезжать – они хотели и хотят учиться и работать там, где родились. Увидев всё это, я сказал слова, которые они сразу же поддержали: «Мы сегодня шлем весточку всему миру: “Мы живы!” Несмотря на весь окутавший нас мрак, вы светом своей радости пробиваете стену тьмы – и этот свет служит доказательством вашей привязанности к своей земле».
В то же время мы всей Церковью пытаемся сделать всё возможное, чтобы поддержать наших юношей (как и всех наших мирян) материально. Несмотря на ограниченность ресурсов, Патриархия находит работу для многих выпускников, создает необходимые условия для выживания молодых семей, строит по мере возможности школы и лазареты. Мы постоянно принимаем просьбы людей, выслушиваем их жалобы и пожелания. Да, жить сложно – но мы пока что, милостью Всевышнего, преодолеваем эти сложности.