В наших храмах много детей. Умилительно видеть, как незадолго до Причастия стайки маленьких исповедников выстраиваются в очередь к священнику. Обычно такая исповедь не длится долго — какие уж могут быть грехи у ребенка.
Однако состояние детской души зависит от душевного уклада семьи и окружающих взрослых. Каков этот уклад и как он влияет на детей?
Духовник общественной организации «Православные скауты Украины» (ПСУ), заместитель главы Синодального молодежного отдела УПЦ по взаимодействию со скаутскими организациями протоиерей Иоанн ТРОНЬКО исповедует не только детей-скаутов. В скаутские лагеря берут многих ребят, которые не являются членами ПСУ, но хотели бы испытать себя в условиях палаточного лагеря. И многие детки именно в походных условиях впервые приступают к исповеди и Причастию.
Вот эти детские исповеди — повод для отдельного острого разговора. Все ли благополучно в «благополучных» семьях? Если вера наша — «мертвая», то какими христианами вырастут наши дети? Через что приходится проходить ребенку на пути к личной встрече с Богом?
Об этом и не только состоялся разговор с о.Иоанном Тронько во время работы традиционного скаутского лагеря «Летние зори-2013».
***
В лагере дети стараются свои проблемы осознать и преодолевать
— Отец Иоанн, Вы ведете в лагере духовные беседы и, кроме того, много исповедуете. У современных деток есть духовные проблемы?
– У ребят те же проблемы, что и у взрослых. И не только духовные. Считать, что мир детей лишен каких-либо испытаний, кризисов, было бы наивно. И вот как раз в таком лагере, как наш, проблемы обостряются. И человеку — не буду говорить ребенку, это маленький человек, — который и так находится в периоде формирования личности, возрастания, вдруг приходится с этим сталкиваться.
Например, буквально с первых дней, когда ребята приехали в лагерь, они вдруг обнаружили, что почти ничего не умеют. Мало того, что не умеют чистить картошку, мыть за собой посуду, они даже не умеют пользоваться часами. Опаздывают на начало мероприятий, на построения.
Первый, второй, третий день – это период порой жесткого кризиса. Человек понимает, что не может быть самостоятельным в полном смысле этого слова. Но проходит буквально неделя, и вот уже с радостью замечаешь, что эти проблемы ребята начинают преодолевать. Вдруг обнаружив, что втянулись в определенный режим, они настраиваются на совместное пребывание и дальше все получается уже гораздо легче. Важно, что многие понимают, что и по возвращении домой этот режим можно попытаться сохранить.
Ребята вроде из полноценных семей, но и сами признают, что родительской любви им не хватает
Но в этом «возвращении домой» часто и состоит сложность. Мы служили в лагере две Литургии, почти все 160 деток исповедовались и причащались. И под общим впечатлением от исповеди могу сказать, что каждый раз сталкиваешься с тем, что, несмотря на то, что большинство ребят – из полноценных семей, в которых есть заботливые родственники, детьми мало кто из родителей занимается. У ребят может быть прекрасная школа, хорошая одежда, своя комната и компьютер с соцсетями, разнообразные кружки и студии – всё есть, нет только родительского внимания. Им явно не хватает любви, а порой дети прямо говорят о том, что им очень мало просто общения с родителями, со старшими.
На мой взгляд, родителям стоит задуматься, как эту прореху компенсировать.
Можайск. Юбилейные Братья-2011. |
Современный человек часто не целостен и привык убегать от трудностей
Еще есть и такая сложность. Человек, современный ребенок, в том числе из православной семьи, живет в обществе разноплановом: в церкви он один, в школе – другой, в семье – третий, во дворе – четвертый, с папой и мамой он пятый, шестой – с дедушкой, бабушкой и так далее. Это то, что лишает ребенка целостного подхода к жизни, устойчивых, твердых нравственных ценностей.
Поэтому когда такой человек приезжает в лагерь, он обнаруживает, что есть вещи, которым его пытались учить, а есть реальные проблемы, в том числе, его внутренние, которые нужно в себе преодолевать. А он не хочет, ленится — начинается внутренняя борьба.
Одна из главных проблем, как мне кажется, — неумение работать в команде. Дети не умеют делать какое-то общее дело, сгрупироваться в такое маленькое сообщество, группку, компанию. Поэтому возникают кризисы, ведь многие привыкли к тому, что есть возможность убежать в свое одиночество, в комнату, в соцсеть, в какой-то виртуальный мир, а тут не получается.
Такие и прочие подобные моменты маленький человек начинает замечать.
Двойные стандарты задвигают веру в некий «красный уголок», где можно побыть, а потом возвращаться в реальную жизнь
Опасны и пагубны в вопросах веры двойные стандарты.
Действительно, в нашей жизни, и мы в православном лагере неоднократно об этом ребятам повторяем, вера не может быть отделена от реальности.
Совместная молитва. Летние зори-2011. |
Как говорит наш современник? — Я верю в Бога. Да, вся Украина верит в Бога. Как в том анекдоте, когда человек возмущается: «Как не приду в церковь, все куличи да пасхи святят»…
Человек может ходить в храм, быть приверженцем каких-то православных традиций, но, возвращаясь из храма домой, судиться с соседями из-за какой-то, может быть, не самой главной в своей жизни вещи, постоянно и по мелочи отравлять жизнь своим близким. Вот это и есть двойные стандарты. И на мой взгляд, это самая главная проблема нашего современного общества, в том числе и православного.
Мы пытаемся рассказать ребятам о том, что жизнь во Христе, жизнь с Богом не нужно прятать, выносить в какое-то отдельное эксклюзивное пространство – некий «красный уголок». Приходит человек в этот уголок, но при этом понимает, что на самом деле, все, о чем здесь говорится, — слишком высокая, недостижимая планка. Вот побудет он в этом красном уголочке, воздохнет, глаза к небу поднимет, а потом все равно вернется к «реальной жизни», к своим грехам, страстям и прочему.
Бог не хочет от нас «святости». Он ждет, что мы доверим Ему всю нашу жизнь со всем, что в ней есть
Мы учим детей тому, как важно понимать значение слова «вера». Это доверие Богу, готовность доверять Ему свою жизнь.
Протоиерей Иоанн Тронько. |
Так вот оказывается, Богу можно доверить всю нашу жизнь, и даже те грехи, в которых мы сейчас не готовы покаяться. Как мы говорим с ребятами перед исповедью: первый уровень — это решимость. Когда человек заявляет о готовности буквально на следующий день завязать с какой-то вредной привычкой, например, бросить курить. Второй уровень – это когда человек признает: да, я очень хочу, но пока не могу, не справляюсь, нет силы воли. И третий, наконец, когда мы говорим и признаем, что мы не только не можем сейчас побороть это пристрастие, но и не хотим. И даже это наше нежелание мы пытаемся доверять Богу, в глубине души осознавая, что что-то здесь не так. «Я, Господи, хочу захотеть» — так мы говорим. Это важно. Как святитель Иоанн Златоуст говорил, что Бог и намерение целует. То есть, и элементарное желание Бог приветствует.
Вырастать во взрослую веру трудно. Это путь, когда не чувствуешь опоры под ногами
И, конечно же, в скаутском лагере мы говорим, как попытаться из детской веры возрасти во взрослую веру.
Митрополит Вениамин (Федченков) прекрасно об этом писал. На определенном этапе жизни детская вера у ребенка умирает, и ему нужно пройти самостоятельный путь, может быть, даже непростой, прежде чем он познакомится со взрослой верой. Но вера – это как форма встречи с Богом очень личной, без посредников – родителей, директоров воскресных школ или даже священника. И эта очень личная встреча с Богом бывает для человека трудна.
В подростково-юношеском возрасте возникает ощущение, что наступает период какого-то «зависания», когда человеку, образно выражаясь, нужно перебраться с одной скалы на другую, перепрыгнуть через пропасть или пройти по очень шаткому мостику. И вот этот молодой человек не чувствует под своими ногами опоры. Ему нужно искать, преодолевать страх, преодолевать свою лень для того, чтобы видя впереди эту скалу, до нее таки добраться и ступить на твердую землю.
Вот нечто похожее происходит с ребенком, когда он превращается во взрослого человека, теряя детскую веру, которая связана с чем-то обрядовым, внешним – вкусом просфорок, которые бабушка дает, радостью причащения, свечечкамии, огарочкамии, из которых можно что-то вылепить…
В нашем нынешнем лагере многие ребята отмечают: «Раньше себя не знал, а теперь увидел свои проблемы». Они в возрасте 12-14 лет уже приходят к осознанию недостатков своего характера, пытаются с ними бороться. А мы стараемся рассказать о том, как важно эти изъяны, грехи и даже страсти в себе видеть, ведь в дальнейшем все это может разрушить счастье человека, его семейную жизнь, если не начать бороться прямо сейчас.