Москва, 8 июля 2013 г.
«И как часто в этой истории были критические моменты, когда речь шла о самом существовании нашей веры православной. Это было и в древности, и во времена татаро-монгольского нашествия, и при попытках крестоносцев войти в просторы земли нашей и разрушить православную веру. Это было и в ужасе междоусобных браней, когда имя Христово поносилось одной только враждой, сопровождавшейся кровопролитием и беззаконием, чинимыми братьями по вере. Это происходило и тогда, когда на страну нашу обрушились мощные интеллектуальные влияния извне», – отметил Первосвятитель.
«Но это было особенно опасно в XX веке, когда сила идеологии и политической власти работала на то, чтобы уничтожить религиозное начало в жизни, чтобы не было никакого Божественного закона, чтобы люди, строя свою жизнь, в том числе нравственно, не ссылались ни на какие Божии заповеди, чтобы не было покаяния, чтобы совесть не говорила, что я сделал плохо. Потому что, при уничтожении веры и Божественного закона, уничтожался эталон, мерило истины. И мы знаем, что наши благочестивые предки, в том числе новомученики и исповедники Церкви Русской, выдержали эти натиски и сохранили правую веру в земле нашей».
«Сегодня мы также переживаем непростые времена. Формально никто не пытается бороться с верой, с религией, но сегодня происходит нечто еще более опасное. Сегодня разрушается нравственная природа человека — та самая, которая сама в себе закон, которая способна привести к спасению человека, может быть, всю жизнь не знавшего Божий закон, но жившего по Божественному закону, по совести. Смешение добра и зла, смешение правды и лжи — это то, что разрушает нравственную природу человека, так что он перестает быть способным оставаться самому себе судьей, потому что нет никакой точки отсчета, никакой системы координат, никакой жизненной правды.
Как наши новомученики и исповедники, как угодники Божии, в земле нашей просиявшие, так и православные христиане XXI века призываются к хранению богооткровенных истин, запечатленных в слове Божием и в сердцах наших. Для чего? А для того чтобы быть способным принести покаяние, для того чтобы быть способным, отзываясь на голос своей совести, преодолеть влечение греха, для того чтобы быть способным откликнуться на призывающую Божественную благодать», – подчеркнул Святейший Патриарх.