Я говорю об этом потому, что мы обычно видим не то, что есть, а то, что готовы увидеть. Сказали деточке: «Смотри, деточка, это птичка», и деточка одну птичку только и видит. А там еще и облака есть, и ветер ветви раскачивает. Но ветер и облака будут замечены лишь когда на них укажут. Таковы законы мышления. И вот в преддверии праздника всех Святых в земле Русской просиявших я хочу сказать, что нам необходимо кое на что обратить внимание. Важное место во святых у нас занимают благоверные князья. Но их уже давно нет и скорее всего не будет. Это область истории и предания. Точно так же нет благоверных царей и благочестивых цариц. Вот нет и все. Не повод для преждевременной смерти, хотя жаль несказанно. Еще у нас есть много юродивых. В этих живых обличителях ложной религиозности Русь, видимо, нуждалась постоянно. Отсюда и множество. Самый яркий идеал Руси – иночество. Свет мирянам – инок, свет инокам – ангел. Аминь! Иноки и сегодня есть, хотя из-за общего плотоугодия, расслабления, отсутствия духовного руководства им нынче тяжелее всех. И подлинное монашество, как всегда – редкость. А вот мирской идеал святости у нас не выработан. Словно в миру и спастись нельзя, а только в черных одеждах, да за каменными стенами в три м етра толщиной. А ведь миряне в школах преподают, пожары тушат, больных лечат, книжки пишут и печатают, дома строят, церковными хорами управляют, храмы расписывают. Продолжать можно долго. Таким образом на повестку дня выходит любопытная задача. Нужно сформулировать для христианского общества, что такое праведность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в обитель. Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем.
Например, нужно сформулировать идеал мужа и отца. Не только ведь мужчина-монах или мужчина-полководец святы и подражания достойны. А смиренный и двужильный работяга, не пропивающий зарплату, воспитывающий детей да еще и молящийся Богу перед сном разве не свят? А далеко ли многодетная мать ушла от мученицы? Ну ладно, не от мученицы, так хоть от игумении небольшой обители? Как по мне, то еще вопрос – кому тяжелее? Учитель – чем не святая профессия? А доктор в идеале разве не ангел? Умен, добр и вовремя приходит на помощь. Знаю, слишком хорошо знаю, что можно заурчать, заныть, зашипеть в ответ про власти, да про законы, да про нехватку денег. Но власть, законы и деньги именно таковы и не инаковы, что мы все на деньги научились сводить, а смысловые стержни из жизни вынули. Вот у нас при такой дьявольской калькуляции вселенная и рассыпается на составные. Нужно сказать человеку. где он Богу служит, а где он – бытовой сатанист. Нужно объяснить человеку, как к святости стремиться, не меняя прописки, и не меняя пиджак на рясу. Нужно найти и показать человеку живые примеры подлинного и современного христианства. А то мы все вычитываем из старых книг на трудном языке ну очень далекие примеры. А он, человек-современник, никак в толк не возьмет, как эти примеры к себе самому приложить, и как на них жизнь построить.
Гораздо больше на Руси было незнаемых святых, нежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить И когда мы сегодня видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно менять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в повседневности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в исполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, котрую не задуть, в Литургии, которая служиться не перестанет. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные. Вы же, святые Божии человеки, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам разума отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из ничтожного. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста.
"Нужно сформулировать для христианского общества, что такое праведность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в обитель. Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем.
Например, нужно сформулировать идеал мужа и отца..."
А "Домострой" для решения этой задачи почему не подойдет?
Сформулировать - довольно просто, а вот воплотить в жизнь - несколько сложнее.
Пример из жизни: в общественном транспорте молодая мать велит своему сыну - школьнику начальных классов уступить место даме старшего возраста, сама оставаясь на сиденье. Все вокруг, в основном - женщины, начинают бурно осуждать ее поступок. Как можно маленького мальчика оставить "без места"!? Ее возражения о том, что она растит настоящего мужчину из своего сына никто даже услышать не хочет. В результате пожилая дама отказывается от предложения присесть и распекает мать за жестокость (!) по отношению к своему ребенку. Думаю, что лет через пять эта же пожилая дама будет распекать подростка за то, что не уступил ей места, хотя бы про себя.
Получается, женщины не хотят быть женщинами и не позволяют воспитывать настоящих мужчин? И какая тогда польза от формулировок, если привитое нам в советское время "равенство" полов преодолеть просто не хотят? Вот как-то так...
Простите.
Не в пику вам, а в оправдание: статья протоиерея Андрея очень помогающая. Я бы даже сказал - милосердная: я не увидел в ней ничего пренебрежительного. Но я вас понимаю, ревность вашу понимаю... И потому хочу упредить вас: вы чего боитесь, требуя убрать её, цензурировать? Что кто-то не дотянет до вашего уровня ревнования о Боге? Не будьте "святее папы римского" - Бог сам определяет и спасает. А священники здесь пасут стадо. Вы - не священник? Надеюсь, нет. А в монахи вам идти - в скит, в пустынь, в далекое уединение - очень даже не помешало бы, чтобы вкусить дар Святого Духа...
Вас раздражает "просвечиваемое пренебрежение к ... опыту богопознания и святости, ...в угоду чисто мирским, земным соображениям". Но вы "выплескиваете с водой ребенка": Христос явился грешникам, в не к праведникам. И говорил с ними на языке грешников, как и апостол: "Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор., 9:20-22).
Однако, во-первых, не стоит делать выводы об интересах о.Андрея, это дело его совести. Во-вторых, введение, повествующее об "эволюции живописи" вовсе не бессмысленно. Оно адресовано тем, кто внешние, легко заметные черты без сомнения воспринимает как свидетельство о внутреннем, и поэтому ищет большого (наверное, нередко - самочинного) подвига, а не видит поводов, создаваемых по Божией воле, для малых дел. А может, именно они-то для нас полезны сейчас? Вспоминается детский стишок Агнии Барто :)про то, как мальчик мечтал о великих свершениях, но не хотел даже вывести сестру погулять за недостаточной масштабностью дела.
Это всего лишь мои рассуждения, для меня тоже вопросом остаётся то, когда мысль о подвиге - от Господа, а когда - от тщеславия. И когда мысль о том, что недостоин этого подвига - от смирения, а когда от лености...Лукаво ведь завуалировано бывает...Думаю, тут только духовник опытный разберёт.
Однажды во время молитвы преподобный Макарий Великий услышал голос: "Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе". И после встречи с этими замужними женщинами Макарий Великий сказал: "Поистине, Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ищет свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого
Духа,которая действует и управляет жизнью каждого человека,желающего спастись"
Вот у нас в храме муж и жена взяли двоих деток из детдома, потому что свои двое взрослые, а третий оказался поздний ребенок- вот и вырастут вместе.
Вырастут-то, даст Бог, вырастут, а сколько они с ними намучились(я-то знаю)(рвоты, ночные истерики, угрозы ДЦП).
Но они несут свой Крест и считают это своими сем. обязанностями.
Попробуйте, Евгений, а потом о наградах...
Да Вы тысячу раз правы, что нужно объяснять мирянам (нам то есть) как спасаться каждый день, НУ ТАК ОБЪЯСНЯЙТЕ !, констатация факта такой необходимости, мягко говоря, не лечит. Обличение греха и борьба с ним- не одно и тоже. Особенно когда грех становиться опасен для выживания нации ( и паствы тоже)
Вот у мусульман - ( новых иудеев, покорителей европы) - там проще - пояс на себе взорвал, неверных женщин детей поубивал- добро пожаловать в рай, а вот и 70 девственниц для героя.
А вот у нас как то вот трудно с советами, всем одинакового, универсального не насоветуешь, поскольку вера наша живая и Бог наш живой и закон Его живой и все сообразно ситуации и сегодня мне сеять а завтра уже сеять не надо, надо будет жать.
Например смирение. Наверное ИНОГДА надо смиренно взирать на гей парады, смиренно смотреть на то, что детям на крыльце школы продают героин. Но иногда и монаху Пересвету надо СО СМИРЕНИЕМ, ВО СЛАВУ БОЖЬЮ брать копье и дырявить пузо гражданину из Монголии....
С уважением Константин
Св. Григорий Богослов: «В жизни возможны два состояния – супружество и девство, и одно выше и Богоподобнее, но труднее и опаснее, а другое – ниже, но безопаснее».
Миряне-это виноградная лоза,а монахи-это подпора под виноградную лозу. Не принесет хорошего плода виноградная лоза,если она будет расти без подпоры. Также и подпора не нужна будет,если будет эгоистично стоять одна,не помогая своей высотой и крепостью виноградной лозе стремиться вверх,чтобы принести достойные плоды. Безусловно,девство выше и Богоподобнее,но этот путь не для всех,а только для тех,кто может вместить такое служение,как вместил его в себе Иоанн Богослов,он же Апостол Любви.
"...но награда девственнику больше..." Очень спорное утверждение.Все зависит от того, в каких условиях человек спасается.Будь-то монах или мирянин. Иной монах за всю жизнь столько не перестрадает, сколько придется на долю какого-нибудь мирянина. И что,Господь даст(несмотря на всю тяжесть пути мирянина) монаху большую награду только потому, что он сохранил девственность?Очень странно!
Евгению Иванову:
Не фарисействуйте.
Судья будет оценивать грехи наши, а не способ прохождения по жизни.
/Неприятна также попытка уравнять монашеский подвиг девственности с семейной жизнью./
Сщмч.Иларион Троицкий также писал, что брак такой же спасительный путь как и монашество. В каком труде точно не скажу, но слова запали в память.
Про все остальное - соглашусь, т.к. статьи протоиерея Андрея (Ткачева) нахожу грубоватыми.
С ПРАЗДНИКОМ СВЯТЫХ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ! МОЛИТЕ БОГА О НАС,СВЯТЫЕ УГОДНИКИ БОЖЬИ!