Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

Свобода слова

«Свобода» нынче любимое слово. Мало того, что это – любимое слово, но оно же еще и возводится в квадрат, давая в результате набившее оскомину сочетание - «свобода слова».

Это очень сложное понятие. Для того, чтобы говорить о свободе слова, нужно также говорить о его – слова – ценности. Иначе свободно произносимые слова, лишенные смысла или носящие извращенный смысл разрушат мир до основания, кстати, без всякого «а затем…».

Есть свобода слова, а есть культура слова. Культура же есть, в свою очередь, некая несвобода. В культуре возделывания земли нужно пахать не когда хочешь, а когда надо, и сеять не что-нибудь, а то, что вырастет и плод принесет. И всякая культура есть набор ограничений, подобных обрезанию ветвей на лозе. Иначе нет ее - культуры, и нет плода, и ничего вообще нет, кроме хамской болтовни. Такая «свобода» слова становится фактором исчезновения культуры слова и, вместе с нею, культуры мышления. Это – антропологическая катастрофа. С удовольствием (но без радости) перехожу к примерам.

*

Мат нынче уже не мат, а признак свободы словоизлияний и отсутствия догматизма в речевой деятельности. Если кто-то когда-то, обладая зачастую подлинным талантом, дерзал «сюсюкнуть» нечто из нецензурного, то делал это со страхом и изредка. Так изредка, как редко, например, бывают на базарах и вокзалах нобелевские деятели пера и шариковой ручки. А ведь в это же время на базарах и вокзалах многие люди всю жизнь живут. Живут и общаются соответственно. И вот, что получается: некто, услышав из именитых уст родной до боли глагол или соленое существительное, решает, что его способ речевой активности отныне канонизирован. Его фаллическое мышление отныне мнится ему классическим, и как Журден удивился, узнав, что говорит прозой, так и подобный персонаж узнает с радостью, что говорит на языке всемирной литературы.

*

Теперь дам место пространной цитате. Она принадлежит Дмитрию Бобышеву – известному поэту из числа «ахматовских птенцов». Речь пойдет об одном столкновении поэта с небезызвестным Юзом Алешковским, столкновении, имевшем место где-то на конференции в Лос-Анджелесе, и произошедшем по поводу ненормативной лексики в русской эмигрантской литературе. Слово участнику перепалки:

«Разумеется, мат — явление сугубо отечественное, но процветал он прежде лишь в быту. В эмиграции нередко могли оскоромить свои тексты Аксенов или Довлатов, в ту же сторону срывались порой и другие вольные литераторы, но Юз Алешковский сделал сквернословие основным стилистическим приемом, а сам он стал некоей “антизвездой” абсценного карнавала и, конечно, ближайшим предтечей карнавала российского. Помню, как в кулуарах того же лос-анджелесского форума я наконец решил высказать Алешковскому, да и другим литераторам, там присутствовавшим, свое мнение об этом речевом явлении вообще — и в быту, и в литературе. Я сказал, что в каждом бранном слове слышу и буквальный, и символический его смысл и потому совершенно не приемлю словесную похабщину»

Прошу вас обратить внимание, что отношение Бобышева к слову молитвенное, мистическое. Названный предмет оживает и является в слове. «Имя вещи есть сама вещь», - сказал бы А.Ф.Лосев. Следовательно, скверное слово, это не «пар из уст», а практическая магия и поедание-изрыгание словесных нечистот. Как же отреагировал Алешковский?

«Глядя в глаза и явно провоцируя, он обложил меня отчетливым матом. На провокацию я не поддался, а лишь сказал, что разделяю взгляд о. Сергия Булгакова, который предполагал, что вот именно это самое расхожее глумление над образом матери и, следовательно, образом Богородицы, а следовательно, и всей земли нашей, в каком-то тайном, магическом смысле оказалось причиной российских катастроф и злодеяний»

Это место прошу отметить или даже законспектировать. Наш недисциплинированный в мыслях и слове народ, достоин того, чтобы быть названным «народом черноротых», если взять во внимание тонны словесных помоев, изливающихся ежесекундно из русских ртов. Эти помои льются всюду, и святынь не щадят. Словесные гадости мы и за грех не считаем. О! Какое это заблуждение!

Итак, внимание! Здесь один из корней, той разветвленной системы нераскаянности и бытового безбожия, которые сокрушили Русь и издеваются над нею доселе. Речевой этикет редко проявляет нас, как Святую Русь, но чаще, как преддверие ада.

Бобышев молодчина. Он правильно мыслит и правильно действует. А что же визави?

«На это Алешковский покрыл матом и христианскую святыню, и нашу с ним общую родину. Я, видя, что он полностью саморазоблачился перед братьями-писателями, а в их числе и перед Довлатовым, плеваться посчитал неприличным, повернулся и ушел. Я был уверен, что уж кто-нибудь из присутствующих такую красноречивую сцену обязательно опишет, и в этом не ошибся. Ошибся лишь в том, что недооценил изощренного писательского умения лжесвидетельствовать. Тот диалог все-таки описал Довлатов (и поздней эпизод был опубликован), только я в нем присутствую под своим именем, а мой оппонент выступает как “писатель Н.Н. с присущей ему красочной манерой”. Таким образом, свидетель скрыл имя обидчика, а оскорбленного меня выставил красоваться среди опозоренных святынь. Пользуюсь случаем, чтобы восстановить тот эпизод в его полноте»

*

Все, ради чего я завел этот разговор, сводится к паре тезисов. А именно:

1) Качество жизни человека, как существа умного, прямо зависит от культуры его мышления.

2) Культура мышления человека выражается в культуре или бескультурье его слова.

3) «Черноротые» люди не могут быть счастливы, поскольку их словесная жизнь обличает их одержимость.

4) Разница между «черноротым люмпеном» и «черноротым интеллектуалом» отсутствует напрочь. При этом «интеллектуал» хуже люмпена, и если у разболтанного народа появились писатели-сквернословы, то ждите беды.

Употреблять слово «свобода» в его Евангельском контексте мы все еще не научились. Зато бесовские смыслы этого слова, несущие осквернение и разрушение, падшему человеку гораздо ближе. Но область действия слова есть область христианской ответственности, поскольку христиане – служители Бога-Слова воплощенного, и словом «свобода» должны пользоваться не для оправдания греха, а для приведения жизни в соответствие с Божиим замыслом.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

11 февраля 2013 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 246 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Чуть чище и чуть свободней Чуть чище и чуть свободней
Игум. Нектарий (Морозов)
Чуть чище и чуть свободней Чуть чище и чуть свободней
Игумен Нектарий (Морозов)
«Вся чисто чистым» (Тит. 1, 15). А почему мы так уверены в своей чистоте? У нас есть для этого какие-то серьезные основания? Вряд ли. Тогда откуда уверенность в другом – в том, что нарушение церковного установления о посте не принесет вреда нашей душе?
О свободе О свободе
Слово в Крестопоклонную неделю
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Во все времена жизни человеческого рода, и сегодня – это не исключение, как много люди говорят о свободе, как вожделенна она человеку. Сколько слов о ней было сказано, сколько крови за нее было пролито. И эти поиски свободы продолжаются уже тысячелетия. Значит, есть какая-то внутренняя потребность у человека обрести то, что мы называем свободой, но формулируют это, объясняют, что это такое, люди совершенно по-разному. (MP3 файл. Продолжительность 21:04 мин. Размер 10.2 Mb)
Комментарии
Александр 1 марта 2016, 21:40
Что есть свобода?! Кто больше свободен - пресытившийся удовольствиями жизни, ни в чем мирском себя не ограничивающий, богач или бедный инок, проводящий свой земной путь в молитве и послушании?
Главный принцип современных проповедников "свободы" заключается в том, что ничего нельзя запрещать.К чему ведет такая свобода мы воочию наблюдаем в повседневной жизни.
А свобода слова, к великому сожалению, у большинства относящегося себя к современной российской интеллигенции и политикам сводится к словоблудию.
Главную свою заслугу Керенский А.Ф. видел в том, что он дал России свободу. То, что при этом Российская государственность была полностью уничтожена, это его не волновало. Господи, упаси, спаси сохрани и защити нас от такой свободы.
ольга26 февраля 2016, 10:24
Конечно, все правильно.Но о.Андрей прошу Вас фразу "держи ум свой во аде и не отчаивайся" не относить с именем Псоя Короленко" , а относить со святым Силуаном Афонским.
тамара25 февраля 2016, 04:39
Каждое слово в статье о.Андрея--истинная правда ,нечего и добавит.Храни,Господи,нас всех от всего злого,в том числе,и слова.
Наталия25 марта 2013, 23:02
Спасибо,отец Андрей, за Ваши книги и статьи. Хорошо, если бы с ними знакомили молодежь в обычных светских школах.
Н.Н.13 февраля 2013, 21:13
Спасибо, статья понравилась. Свободу сознательно "спутали" с вседозволенностью. Люмпены действительно лучше, они хоть при женщинах и детях старались не материться (правда-правда!), а вот "bнтеллигенты" этим "шикарили". Старые люди говороли, что при сквернословии "Богородица отворачивается от человека на 3 года, не слышит его молитв".
Как-то ранним утром шла на раннюю службу, Москва - как на ладони, а над городом - плотный купол, через который едва пробиваются солнечные лучи... И мне подумалось, что это наши грязные мысли и слова висят в воздухе и препятствуют
нашим молитвам подниматься к Богу... И Богородица отвернулась...
Александр13 февраля 2013, 00:44
Здравствуйте.
Статья называется "свобода слова", но речь в ней идет о сквернословии. А это скорее "свобода самовыражения", но не свобода от греха.
А как можно понимать "свободу слова"? Это возможность говорить о том, что умалчивается. Или того, что стоит за обвинением других. Например детей, подростков. Ай-ай-ай какие они плохие. Ругаются матом. Если дети хорошо учатся, выигрывают олимпиады - это повод для нас гордиться собой, а если они ругаются матом, то - это они плохие, и виновато общество.
А как обстоит дело с насилием в семье, унижением, оскорблением? Как с зависимостью, религиозным насилием?
Свобода слова - это сказать да,да и нет,нет. Это возможность назвать грех - грехом, а добродетель - добродетелью.
К*12 февраля 2013, 22:35
Да это меньшая из проблем.Я строитель, нигде не ругаются больше чем на стройке. Не ругайтесь сами и люди вокруг вас постепенно перестанут ругаться. Не совсем,возможно, но будут это делать намного реже, проверено (может стесняются?).А женщины и младшие по возрасту и должности обычно не ругаются вовсе.Главное не делать людям внушения и замечания. И уж тем более не ругайте за это (кроме случаев брани при детях). Лучше похвалите человека в том духе "как ты круто сейчас ЛАЯЛСЯ" и т.п., если он действительно преуспел. Только сами не ругайтесь матом вообще никогда как бы ни достали, ни одного слова вслух.
УДАЧИ!
Ирина12 февраля 2013, 15:18
Увы, это страшно, но что делать? Мат, как многие говорят, стал не руганью, а образом разговора. Матерятся дети (не говорю уже от взрослых) и вся эта нечистота разлита везде и на всех уровнях. Как уберечь детей? Как быть, если твой руководитель говорит исключительно матом и совершенно не признает другого общения? Что делать, если это везде? Хотя, четно признаться, если ты не воспринимаешь такой стиль разговора, то люди считаются с твоим мнением. Но все равно ничего не меняется. Спасибо, отец Андрей, за Ваши размышления и попытки что-то исправить в нашей жизни.
Ольга СПб12 февраля 2013, 12:17
Замечательная статья! СПАСИБО! Жаль только, что сквернословы не прочтут её...
В.А.12 февраля 2013, 04:19
Чем слабее аргументы - тем крепче выражения... Так горько слышать чуть ли не на каждом шагу вот эти самые "крепкие выражения": изрыгают взрослые мужчины, женщины, и самое страшное - дети, едва ли не садовского возраста... С экрана телевизора просто так, походя, несут эту мразь в массы вроде бы известные люди, и уже даже не оговариваются, что, дескать, извините, по-другому не могу выразиться... Уже и не извиняются..
Неужели выродилось в нас понятие культуры слова? И отсутствуют аргументы для спокойного ведения разговора? Давно-давно читала, что после такого словесного поноса необходимо полоскать рот крепким раствором соленой воды. Выматерился - прополоскал, выматерился - опять прополоскал... Автор говорил, что это очень действенный метод, особенно для детей...
Виталий12 февраля 2013, 02:30
Да уж назовём этих "интеллектуалов" своими именами . г.Гусман к примеру с пеной у рта всем доказывал о полной легитимности матерного лексикона в русской литературе и книгу выпустил с соответствующими цитатами из русских классиков . Когда я ещё только читать научился , прочитал в школьном туалете следующие четверостишье : " Писать на стенах в туалете , Поверь мой друг не мудрено , Среди г.... мы все поэты , Среди поэтов вы г.... !" Простите за пошлость , но уж больно достали эти "умники " !
виктор11 февраля 2013, 19:08
Спаси Господи ещё в школе кто-то нам сказал что наши предки говорили ругань это признак скудоумия эти сквернословы наверное дарвинисты и считают что человек произошёл от обезьяны а с неё-то что взять Господь не дал ей способность мыслить спаси и сохрани нас ГОСПОДИ от этой напасти
Виктория11 февраля 2013, 17:09
Браво! Если, конечно же, это слово может быть применено к тексту, написанному Священником...
Особенно страшно слышать всю эту грязь из уст подростков. Читать и размышлять над этим всем родителям, всем учителям, всем "интеллектуалам", пытающимся всячески оправдывать эту беду, называя ее возрастными попытками самоутверждения!
Спасибо, отец Андрей!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Андрей Ткачев

Новые материалы

Выбор читателей

×