Как по-разному понимают люди свободу! Да и не только свободу – вообще все по-разному понимают... Но – о свободе.
Перед трапезой. Фото: Трейвис Дав / National Geographic |
Однако тот ни в какую не соглашался, объясняя это тем, что он христианин.
– Тем менее надо отказываться,– ответил святитель,– ибо Слово Божие изрекло: «Вся чисто чистым» (Тит. 1, 15)[1].
Пример, безусловно, поразительный. И при том отнюдь не единичный – подобным образом поступали иногда и другие святые. Не единичный и в каком-то смысле очень привлекательный.
Мне нередко приходилось встречать как пастырей, так и мирян, склонных этому примеру следовать. То есть – разрешать пост (или разрешать кого-то от поста, если речь о священнике) по причинам, формально схожим с вышеприведенным случаем из жития святителя. То есть – приехали постом родственники и «надо их как-то встретить». Или пригласили человека куда-нибудь на Новый год, и «не хочется там никого смущать». Или товарищ купил машину и зовет обмыть – «нельзя обидеть». И т.д., и т.п...
Насколько оправдано такое разрешение, насколько непогрешительно? Говорят, что это дело христианской свободы... Вспоминают и приведенную святителем цитату из Апостола: «Чистым все чисто».
И вроде все верно получается: и отсылка к Священному Преданию, и подтверждение в Священном Писании имеются.
Верно и неверно в то же время.
«Чистым»... А почему мы так уверены в своей чистоте? У нас есть для этого какие-то серьезные основания? Вряд ли. Тогда откуда уверенность в другом – в том, что нарушение церковного установления о посте не принесет вреда нашей душе?
А что до свободы... Свободен тот, кто свободен прежде всего от страстей. Но и это не про нас, точно.
И какие же основания в таком случае для «разрешения на вся» постом?
Тот же самый пример святых? Может быть. Но для того, чтобы подражать им в «легкости» разрешения от поста, надо и в самом посте подражать – разве нет? А то какое-то однобокое «следование примеру» выходит...
Нет сомнения: когда человек болен, когда он не может поститься физически, когда находится в условиях, в которых пост соблюдать никак не удается – в командировке на крайнем Севере, в пустыне, в армии, в больнице, наконец, то священник может благословить на послабление или даже оставление поста. Но если подобных обстоятельств нет, то чрезмерная снисходительность к себе вряд ли уместна – чем бы она не оправдывалась. И не потому, что дух жизни христианской это дух законничества, юридизма. А потому, что живем мы сегодня крайне расслабленно, «прохладно», как выражался преподобный авва Исаак, и нам куда необходимей строгость, нежели мягкость. А разве есть время более подходящее для того, чтобы этой строгости поучиться, чем пост? И если уж постом себя все время «прощать», то что об «обычном» времени тогда говорить...
Не стоит преуменьшать значение такой «мелочи», как воздержание, ведь не случайно же все святые в основание прочих подвигов своих полагали пост. Конечно, не в том добродетель, чтобы есть меньше и «хуже». И не в том, чтобы неукоснительно блюсти устав – тем более, что редко, кому это удается всецело: сухоядение, например, сегодня мало кому по силам и по здоровью.
Трапеза в афонском монастыре Дохиар. Фото: Трейвис Дав / National Geographic |
Отказ от самого простого и в то же время бесконечно привычного – от пищи, которую мы любим, вкушение которой доставляет удовольствие, замена ее более простой, легкой, менее обильной, не так-то и прост. Но – посилен. Если же мы и этот малый, микроскопический подвиг не готовы подъять, то что обо всем прочем сказать? О прочем – это о ситуациях, когда соблазн по-настоящему велик, когда искушение действительно сильное, пламенное?
Нет, конечно, пост сам по себе не является залогом нашей добродетельности во всем. Однако он – непременное этой добродетельности условие. Если совершается он в разуме – то есть с пониманием подлинной его цели, со смирением и покаянием, то видит благодаря этому Господь, что мы не только на словах желаем быть верными Ему, но и делать что-то готовы. И делаем. Малое нечто, для людей почти незаметное, но, тем не менее, для души нашей важное. Постимся.
И если не будем себя преждевременно считать «чистыми» и не станем себя сами от поста освобождать, то посредством дивного действия его, по благодати Божией, соделаемся мы чуть чище и чуть свободней.
Знаете, у меня возникло ощущение, что "Смутьян" - не православный.
А именно - смутьян, пытающийся посеять сомнения, злобу и вражду между людей.
Тот, кто "посеял плевелы среди пшеницы".
Я поддерживаю Смутьяна. Почему мы находим место самооправданию? Почему не задумываемся, что это самооправдание смущает наше сердце? Эта смута ведь говорит о том, что мы на неправильном пути. Или нет никакой смуты?
Прав о. Нектарий, не такие уж мы и святые, чтобы разрешать себя от поста
А что случаи бывают, если быть честным, все могут признаться. И вполне пристойные к тому-же. Кто читал "Несвятые - святые", наверняка помнят случай, когда батюшки нарушили Рождественский пост будучи в гостях у наших военных.
В России - Доме Пречистой Богородицы будем скрывать свою веру и с улыбкой(что бы не смущать) кушать предложенное в пост мясо. Когда предложат блуд, ни разу не откажемся "чтобы не смущать даму"... конечно же. А ну как она заподозрит что я христианин и чего доборого смутится, ведь я вряд ли смогу ее убедить жить по-христиански(да еще и благословения у меня на это нет) а вот вечер то я ей точно безнадежно испорчу. Нельзя этого допустить.
Ляжем костьми(в кровать) во имя несмущения.
Теперь я кажется начал понимать смысл истинного смирения.
В качестве P.S. Тот знакомый мне похвастался что "вчера напился как следует".
Мне стало интересно почему, неужели "мне назло"? Оказалось что он из Ваших- святой человек, он терпеть не может пить, но вынужден это делать что бы не смущать партнеров по бизнесу. А говорят в России нет святых. Да каждый второй!
Вчера другой знакомый прилетел из Египта, после рассказа скольких русских девушек он там "не смутил", плавно перешли на тему политики (как Вы понимаете потому что я проклятый нечестивец не люблю разговоров о "несмущенных",надеюсь простите меня, как Вы понимаете благословенья у меня на смену темы разговора не было, каюсь), и этот же знакомый заявил: "как хорошо что в России президент верующий, так и должно быть, ведь мы - христиане"! :)))))))
Не всякий отличающий Свет от Тьмы - христианин, а тем паче - православный. Бесы, например, тоже ведают, и трепещут...
Всякое смущение - от лукавого. Теперь Ваш знакомый будет избегать общения с Вами, по крайней мере по вопросам воцерковления.
А по поводу Вашего: "А до тех пор думаю немного "православной смуты" в нашем языческом обществе не помешает" - Вам предстоит точно ответить себе самому на следующий вопрос: Кто Вас "призвал" на катехизацию языческого общества, Господь ли призвал Вас быть обличителем чужого позора?!
Возьмите Крест СВОЙ, и ... идите за Христом!
"Благословен грядый во имя Господне"...
"..когда вся Россия будет Святой Русью и на время поста все "мясные лавки" будут закрываться"
Боже сохрани!Не дай Бог! Во-первых, в таком случае соблюдение поста Вам никак в заслугу не зачтется, с грехом бороться не придется, ведь соблазна не будет, во-вторых, Вас и всех христиан возненавидят те, у кого вера другая или просто атеисты (вы же не собираетесь их всех из Святой Руси прогнать?А Вы, возможно, из себя еще великомученника изображать станете, из-за того, что Вас возненавидят?сначала спровоцируете, а потом возопите?), в-третьих, среди моих знакомых и друзей есть люди разных национальностей и вероисповедований, но нет блудниц, грабителей, так что вещи несравнимые Вы сравниваете. Одно дело не поставить в неловкое положение приличного человека, другое дело, когда Вы говорите о людях аморальных, к таким может и следует относиться нетерпимо, без смущения. А Вам, Смутьяну, смуты что ли очень захотелось?Не по-христиански это...
Простите, Христа ради, дорогие
братья и сестры, давайте ...
Давайте. :)
Давайте только будем делать это тогда, когда вся Россия будет Святой Русью и на время поста все "мясные лавки" будут закрываться, не потому что "мы(христиане) блин, смущаемся!!!!" а потому что никому и в голову не придет жрать сало в пост.
Давайте не будем смущать язычников, блудников, грабителей тогда когда о их существовании среди нас мы будем лишь подозревать.
А до тех пор думаю немного "православной смуты" в нашем языческом обществе не помешает, не помешает ни обществу ни моей погибающей душе.
С ув. вечно Ваш, тов. Смутьян. :)
А тут "боюсь смутить". Как то жалко это выглядит. Не по христиаски это.
Жестче надо быть. Жестче к себе. Люди примут то что мы постимся, а нам не нужно смущаться от этого.
Буквально вчера одному знакомому как выяснилось соблюдающему только Великий пост и жалующемуся на животик сказал: вот вчера наступил пост - шанс для тебя не только душу очистить но и живот "похудеть", чем невероятно смутил знакомого, и мне было неприятно выяснить что он соблюдает только Великий пост видимо как необходимую формальность и неловко что я вроде себя суть ли не святым выставил, но главное он смутился очень сильно. Тогда я сказал: извени если я тебя смутил, ты свободный человек, поступай как знаешь.
А вечером подумал, хорошо что я смутил его, может если он будет помнить об этом "смущении" он вдруг, возможно, другими глазами посмотрит на то что действительно должно смущать но уже давно никого не смущает.
Слава Богу, что такое редко бывает. Если не лукавить и себя не обманывать, то на любом столе можно найти то, что не нарушит пост. Губит МАЛОВЕРИЕ и САМООПРАВДАНИЕ (это про меня).
В мирской суете, по немощи своей большинство людей сейчас даже не задумывается о смысле своего существования, ищет комфорта в "этой" жизни. Оттого и основная масса новоначальных христиан ищет послаблений в вопросах вероисповедания своего, незная или не желая видеть, что путь в Царствие Небесное крайне узок и тернист. Жизнь современного христианина состоит из постоянного преодоления нагромождения скорбей и коварных склонов соблазнов. Восхождение по духовной лествице требует постоянного, кропотливого труда, особенно во время поста, когда враг рода Человеческого усиливает свой натиск, зачастую заставляя нас выбирать из двух зол.
Покаяние во время поста чем-то сродни генеральной уборке перед праздником Души: очищению от греховности (грязи) и освобождению от зла (хлама), а посильный отказ от животной пищи - одна из лучших, проверенных методик освобождения от страстности и освобождения от дурных привычек.
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Низкий поклон автору за своевременное наставление!
Простите что высказываюсь не по теме.
в новостях 19 ноября увидела сообщение: "РПЦ предлагает ввести в школах "церковное пение"
Вы не знаете, это правда?
Или утка очередная?
если утка, почему нет официального опровержения?
Простите.