«Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния.
AgionOros.ru продолжает публиковать
отрывки из «Книги об исповеди» преподобного
Никодима Святогорца, которая будет издана в 2013 году
Издательским Домом «Святая Гора».
«Книга об исповеди» содержит советы
духовникам и мирянам и является одним из наиболее
полных практических руководств по Таинству Покаяния.
Это произведение Никодима Святогорца издано во многих
странах, но на русский язык переведено впервые.
Преподобный Никодим Святогорец
О том, что грехи должны открыться или здесь, или там
Одно из двух: или здесь одному духовнику тебе нужно открыть грехи свои, брат, или там страшному Судии. Если ты скроешь их здесь, знай, что там их несомненно выставит на позор перед всеми ангелами и людьми страшный Судия к твоему великому обличению: Обличу тя, — скажет Он тебе, — и представлю пред лицем твоим грехи твоя1. И что я говорю: Судья? Сами неисповеданные грехи твои обличат тебя тогда и выставят тебя на позор на оном всемирном судилище: Накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя (Иер. 2, 19.)2.
Поэтому и божественный Златоуст советует тебе, говоря: «Ты грешен? Приди в церковь, припади, восплачь. Ты согрешил? Исповедай Богу грехи твои. Скажи здесь, чтобы там пред тысячами ангелов или людей, стыдясь, не подвергнуться обличению. Скажи мне: что лучше — здесь в церкви исповедаться одному Богу и духовному твоему отцу или там при стольких тысячах быть выставленным на позор?»3
О том, что, если останется неисповеданным один единственный грех, останутся непрощенными и прочие
О том, что исповедь должна быть решительной
Ты должен исповедоваться решительно, то есть ты должен перед духовником принять твердое и непоколебимое решение, что предпочитаешь тысячи раз умереть, нежели еще раз согрешить по своей воле, при содействии божественной благодати, потому что, если ты не примешь такого решения в сердце своем, тебе принесет мало пользы сокрушение, мало пользы твоя исповедь и покаяние, как говорят все вообще учители5.
Поэтому не принимающие такого решения одной рукой держатся за духовника, а другой за грех, исповедаются устами, а сердцем помышляют о том, чтобы снова совершить грех, уподобляясь этим псу, который, изблевав, возвращается к своей блевотине и свинье, которая омывшись, снова валяется в старой грязи, как говорит святой Петр: Случися бо им истинная притча:пес, возвращься на свою блевотину, и: свиния, омывшися, в кал тинный6.
Читаем в Патерике, что один авва видел души, которые сходили в ад, как спускается снег на землю зимой. И почему? Не потому, что христиане не исповедаются (ибо редко кто умирает, не исповедавшись), но потому, что не исповедаются хорошо, с решимостью больше не грешить, потому, что не раздирают сердце свое истинной болью решительного исправления, но раздирают лишь свою одежду, согласно пророку, ложной и лицемерной болью: Расторгните сердца ваша, а не ризы ваша7.
И какую пользу ты получишь, брат мой, если скажешь только: я согрешил, каюсь? Точно так же «я согрешил» сказали и Саул8 и Иуда9, но это не принесло им пользы.
Вся суть твоего покаяния заключается в том, чтобы решиться изменить жизнь11.
Не говори: «Если смогу, исправлюсь» или: «Я хотел бы не грешить», не так, но скажи: «Я решил исправиться, хочу больше не грешить, с такой твердой, непоколебимой и решительной волей, как не желаю выпить чашу, наполненную ядом, как не желаю броситься в пропасть и как не желаю убить себя самого.
Что же делать? Молить Бога, исповедоваться и стараться не грешить; еще раз молить Бога, еще раз исповедоваться и еще раз стараться не грешить и так до самой гробовой доски.
Здесь не прозвучало, что, на самом деле, во-первых, грехи наши открываютя нам так, как отмывается с тела застарелая грязь. Отмыл верхний слой, затем второй и так далее. Но никогда нет уверенности, что отмылся до чиста. С грязью духовной, что и есть грех, еще сложнее: она и многообразнее, она и много сильнее прилипает к душе, чем физическая грязь к телу. Возможно ли истинное покаяние человеку? Нет. Но что невозмжно человекам, то возможно Богу.
Вспомним, что первый в рай, как известно, вошел благоразумный разбойник.Исповедовался ли он. Нет. Он только молил Спасителя: "Помяни меня в царствие твоем".
А мытарь? Вся его исповедь "Господи, буди мне грешнаму"...
Мой комментарий не укладывается в заданную автором сайта длину; поэтому - продолжение следует