Иеромонах Дионисий (Игнат) Иеромонах Дионисий (Игнат), во святом Крещении Димитрий, родился 22 сентября 1909 г. в Румынии, в селе Ворничень уезда Ботошань, в семье набожных крестьян. Он был самым младшим, восьмым, ребенком, и едва ему исполнился год, как отец его умер, оставив бедную мать с сиротками на руках, мал мала меньше — старшему ребенку, будущему старцу Гимназию, было всего 10 лет. В таких тяжелых условиях, усугублявшихся лихолетьем первой мировой войны, будущий старец Дионисий все же закончил 4 класса начальной школы и проучился 2 года в училище.
В 1923 г., в возрасте 14 лет, он вслед за своим старшим братом Георгием ушел в монастырь — скит Мэгура в Молдове, близ г. Тыргу-Окна. 6 сентября 1926 г. оба брата и еще два монаха из Мэгуры пришли на богомолье на Святую Гору, чтобы здесь всю свою жизнь без остатка посвятить Богу.
На Афоне братья Игнат поступили в келью св. мвч. Георгия, что в скиту Капсала, где монашествовало 18 румын, а настоятелем был старец Герасим (Сперкез). В 1927 г. Димитрий Игнат принял монашеский постриг с именем Дионисий, а в 1931 г. он был рукоположен во иеродиакона.
В 1933 г. умер старец Севастиан, наставник братьев, и они уходят в келью свт. Тихона Задонского, что в Капсале, где в безмолвии подвизался отшельник Гедеон (Келару), опытный исихаст, также родом из Румынии. Братья Игнат становятся его учениками. Вместе с этим благодатным молитвенником иеромонах Дионисий подвизался 46 лет, до самой смерти старца в 1979 г. Его брат, иеромонах Гимназий (Игнат) скончался раньше, в 1965 г.
Здесь, в афонской келье свт. Тихона, будущий старец Дионисий в 1937 г. был рукоположен в иеромонаха. В том же году эта смиренная троица монахов-пустынников возводит с самого основания келью святого вмч. Георгия, относящуюся к монастырю Ватопед и располагающуюся над заливом Колчу, и переселяется в нее. В 1945 г. отец Дионисий принимает послушание духовника, а в 1979 г., со смертью своего старца, становится игуменом кельи «Колчу».
Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей, в том числе английский принц Чарльз.
Старец Дионисий (Игнат) отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира.
Предлагаем вниманию наших читателей небольшую беседу со старцем, посвященную таинствам Исповеди и Причастия.
***
– Отец Дионисий, расскажите нам, пожалуйста, немного о радости причащения, о таинстве Святого Причастия. Как нам готовиться к нему, чтобы радоваться тому, что мы соединяемся со Христом в таинстве Святого Причастия?
– Вы видите, видите? Как сильно смирился Бог, чтобы человек – вот этот человек, весь в грехах, человек ничтожный – удостоился Тела и Крови Самого Христа Спасителя! Как я уже говорил, Бог зовет к Себе всех: «Придите ко Мне, все труждающиеся[1], все грешные».
Поэтому, чтобы душа каждого из нас пребывала в мире, прежде всего нужно ходить к духовнику. У каждого из нас есть духовник, не так ли? Поведаем ему все наши скорби и немощи, какими нас ввело в соблазн естество, какими нас ввел в соблазн сатана и мы пали.
И посмотри, сколько же благости у Бога! Он дал эту благодать священнику-духовнику, и если он простит тебя, то ты прощен, а если не простит, ты останешься непрощеным. Что он связывает на земле, то связано и на небесах, а что он разрешает на земле, то разрешено и на небесах.
Видишь, сколько Божественной благости явил нам Бог! Он мог бы назначить ангела, ведь у Него имеются миллиарды и миллиарды ангелов, не так ли? «Ты, ангел, будешь духовником всех этих людей!» Но никто не осмелился бы сказать перед ангелом: «Я согрешил, я впал в столько грехов!» Человек тогда думал бы: «Ну как же я ему скажу такое? Ну разве это возможно? Да это невозможно!»
Но Бог поставил, благодатью Святого Духа, священника. Когда архиерей возлагает руки на священника, и благословляет его, и читает о нем молитву, сходит благодать Святого Духа, и он получает силу – что он прощает, то прощено на небесах, а что не прощает, то не прощено на небесах. Видите, сколько благости являет Бог!
А теперь ты идешь к священнику. Священник этот тоже человек, даже если он духовник, – он тоже плоть носит, у него свои немощи, у него свои страсти. И вот ты идешь к нему. У него тоже могут быть свои немощи – но это тебя не интересует. Ты знаешь, что он священник, поставленный святой Церковью быть духовником, и имеет власть связывать и разрешать.
– Как нужно готовиться, чтобы принести чистую исповедь? Что нужно делать – больше поститься, молиться, читать?
– Видишь, как написано в Священной Книге: «Приготовьтесь!»[2], потому что если ты неподготовлен, тогда это никуда не годится. Да испытывает человек себя, то есть пусть готовится, и так да приступает к Божественным Тайнам, ведь Божественные Тайны – это огонь сожигающий, они сжигают все грехи, и немощи, и трудности наши. А если ты приступаешь неподготовленным, они сожгут и тебя, и тогда все кончено! Поэтому нужно приготовление…
Не будем говорить: «Да ну, ничего страшного в том, что я поел, я попил, я поспал и еще кое-что сделал. Пойду причащусь», – как, я слышу, делают паписты, ведь у них литургия совершается поздно. Католики говорят так: «Нам хотелось есть, и мы с утра поели. Поели, выкурили и по сигаретке… Давайте теперь выпьем и кофейку, чтобы взбодриться. Да, но ведь в церкви еще не закончилась литургия! Пойдем-ка причастимся», – и идут, причащаются. Ну разве это приготовление?
– Нет.
– Я не представляю себе, как католики допускают такое. Видишь, они говорят, что еда – это одно, а причащение – это другое, это пища духовная. Как бы там ни было, но если нет приготовления, это погибель.
– Нужен ли канон к Святому Причащению, читать ли благодарственные молитвы?
– После Причастия, обязательно. Молитвы нужно читать с благоговением, с благодарностью к Богу за то, что ты удостоился принять этот столь великий дар[3].
***
– Батюшка, расскажите нам немного о приготовлении к святой исповеди.
– Ты, как человек, уже знаешь: «Ой, я сделал то-то, скажу духовнику, и еще то-то и то-то». Чтобы не забыть это, запиши все на бумаге, и когда пойдешь туда, скажи: «Батюшка, вот, я сделал то-то и то-то». А как только он сказал: «Бог да простит тебя!» – все, что было записано в анналах сатаны, стерлось.
С этого момента ты должен более не совершать грехов. Не дай тебе Бог совершать их опять, ну а если совершил, сразу же иди к священнику, ибо Священная Книга говорит: «Сколько б раз ты ни упал, вставай!»[4]. То есть, сколько раз ни случится тебе согрешить, не затягивай с исповедью.
Но не так, чтобы ты грешил в беспечности и говорил себе: «Ну вот, побывал я у священника, исповедался, ну а теперь возьмусь-ка опять за старое, я же потом опять исповедуюсь». Но это не так!
– Это грех против Духа Святого.
– Конечно. Грех против Духа Святого. Поэтому: «Я ходил к батюшкам, исповедался и, с помощью Божией, больше не стану делать этого». Ну а если мы только говорим так, но не делаем, то, сам того не замечая, ты себя губишь мало-помалу. Нет! Прими решение, вот так: «А ну-ка, вставай опять, быстро», – как больной, когда ему становится плохо: «Пойду приму таблетку, а то голова начинает болеть», – так и это.
– Итак, правила нет. Сколько раз почувствуешь, столько раз и надо исповедоваться.
– Так и есть.
– Исповедью нельзя пренебрегать.
– Нет-нет, конечно… И чтобы никто не смел когда-нибудь пойти причащаться не исповедавшись. Многие молитвы, которые читает священник, имеют благодать Святого Духа от Бога, ибо так устроил Благой Отец Небесный, чтобы прощалась вся мелочь, которая у тебя была. Ты говоришь, какие еще грехи у тебя были, все, что ты припомнишь, и так приступаешь к Божественным Тайнам. Ибо Святые Тайны – это огнь сожигающий, они сжигают все грехи, все беззакония и все злые помыслы, но если ты беспечен, существует опасность, что они сожгут и тебя. Поэтому и говорит святой апостол Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Оттого многие из вас немощны и больны»[5], что приступают к Святым Тайнам без приготовления.
Никто не достоин причащаться Святых Таин, ибо там Бог, Иисус Христос, но насколько это в силах человека и насколько нам позволяют священные каноны Церкви, будем стараться быть близ[6].
***
– Батюшка, вот мы, духовники, может, тоже недостойные. И приходят к нам люди, может, более достойные, чем мы. Но мы призваны не отказывать им в приобщении, причащать их, потому что Христос не отказался подать и Иуде его кусок хлеба. Но часто к нам приходят люди с тяжкими грехами. Какой совет вы нам дадите, как нам поступать с причащением в их случае? Ведь послать его к епископу – это все равно что умыть руки, отделаться от него. Может, Христос послал его именно ко мне.
– Это так, вы имеете полное право… Но смотрите, чтобы, как бы там ни было, но мы не отходили от церковных канонов. Каноны, что установили святые отцы на семи святых Вселенских Соборах, они составили по благодати Святого Духа, потому что они были лучше любого из нас, ведь их вдохновляла благодать Святого Духа, научая их, как нам найти путь спасения.
Ты впал в грехи, а Бог стоит с раскрытыми объятиями и говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, придите, только не уходите, ведь вы только у Меня обретете покой». Но ты видишь: так решено было святыми отцами, чтобы за каждый грех человек получал наказание, чтобы он действительно понял, что согрешил пред Богом. Он должен получить наказание, не так ли?..
– Разумеется – епитимию.
– Маленькое-маленькое наказание, конечно. Не будем же отходить от канонов, насколько можно. Кое-какие снисхождения духовник может сделать, но не так, чтобы можно было оправдывать себя: «Это ничего, то ничего, все ничего», – ибо тогда мы совершенно погубим себя[7].
Елена, подумайте почему Вас оставляли не давая окончательного ответа.Батюшка Евгений прав.
В принципе то что Вы написали здесь, вот это все высказать также искрение над Евангелием и Крестом это будет Исповедь. С любовью Екатерина. Бог Вам в помощь.
Богородица дала мне хорошего православного священника для исповеди, а до этого как в пустыне,... никого вокруг.
Елена, с Праздником Вас – с Причащением! Очень много хотелось Вам написать, но не уверена, что имею на это право, т.к. сама еще только делаю первые шаги в Православии. Думаю, что Вы на верном пути – читайте другие труды Иоанна Крестьянкина и святых отцов (Аввы Дорофея Палестинского, Ефрема Сирина, Иоанна Кронштадского, Василия Великого и других, возможно Вы о них уже слышали или услышите (прочитаете). Еще очень рекомендую познакомиться с трудами Серафима Роуза ( в частности - «Душа после смерти»), читать Евангелие с толкованием Феофилакта Болгарского. Молиться, в том числе о сестре и простить ее. Помнить о том, что ответ на Сташном суде мы будем держать только за себя и своих детей (их духовное воспитание). Не стараться со всеми бороться и всех исправить, но как говорил Серафим Саровский - "Стяжите дух мирен и тысячи вокруг вас спасутся". Мир Вашему дому. Спаси Вас Бог.
Многое Я в человеке выдает малый опыт его как христианина. Когда придет удручение много превыше Вашей самонадеянности (а такое удручение у всякого искреннего христианина случается и не однократно), тогда настанет время искреннего плача и молитвы к Богу. Тогда Вы узнаете целительное свойство исповеди и Дар Причащения Тела и Крови Христовых, которого мы всегда недостойны.
Но есть еще слова о. Иоанна в его книге "Лествица" о мягкой и податливой глине (сердца человеческого), которой хватает теплых человеческих рук и твердом камне (сердца человеческого), требующем острого инструмента для обработки.
Впрочем, сам невежда. Прошу извинить, если что не так.
А кто не сталкивался с такими мыслями как у вас? Да - каждый человек!
Каждый человек в чем то раскаивается искренне, а в чем то нет. И именно это всё и говорят на исповеди (мол не раскаиваюсь и считаю что права или наоборот - раскаиваюсь) - на то она и исповедь - не показаться раскаявшейся, а показать то что есть на душе, а священник решает - готов человек к причастию или нет.
Собственно никто никогда и не будет достоин причастия. Мы люди...
Когда то на исповеди - так и сказала священнику - мол не пойду к причастию поскольку недостойна - знаете что он ответил? Когда станешь святой - тогда приходи:))) Понятное дело до меня дошло! Никогда мы не будем готовы!
Исповедь - необходимость, а о причастии вам скажет священник.
«Бог не любит плаксивых. Бог несет на Своих объятьях только борющихся», — часто говаривал батюшка тем, кто приходил к нему с разбитым сердцем, в слезах, и внушал, что кроме креста нам нужен еще и меч, что кроме чёток нужна и отвага исповедников, ибо смирение велико, оно приводит к Богу и служит мерилом нашего духовного состояния, но велика и отвага исповедников." - Это мне очень понравилось, действительно вселяет жизнь, и меч нужен, за жизнь нужно бороться, вот я и борюсь, а не смиряюсь.Грех ли это, Бог нас рассудит...
Боюсь, что эти Ваши рассуждения - совсем не Ваши, а подсказаны Вам лукавым врагом человеческим.
Посмотрите на их конечный результат - полный отказ от исповеди и причастия по Вашему "собственному" решению. Да, это именно то, что дьяволу нужно! Уже один самочинный отказ от причастия должен был бы Вам показать всю ложность Ваших "рассуждений".
1) Не Вам дано решать, что грех, и что нет - на то есть священники. Ваши расуждения - это то, что в духовной литературе называют "прелестью", самообманом.
2) Человек, судя о себе самом, всегда ошибается, поэтому-то мы идём за советом к другому человеку. Никакой священник сам себя наказать или простить не может! Так уж и Вы не пытайтесь сами себя судить - а идите к батюшке!
3) Не судите и не думайте о других - они сами за себя перед Господом отвечают.
4) И уж, конечно, что "очередь длинная" - это бесята над Вами смеются... Вот Сергей правильно подсказал - молитесь! Ведь (другого) времени помолиться у Вас наверно маловато?
Не отказывайтесь! У меня похожие мысли. Я пойду на исповедь и скажу все, как есть - в этом каюсь, а вот это грехом не считаю, буду повторять. Священник подскажет, как дальше двигаться, чтобы увидеть, осознать грех и не повторять его. Не все сразу получается, но, если не идти исповедаться, сами мы не точно не справимся, отпадем и пропадем.
Про потоки желающих, ничего не поделать, не бойтесь, попробуйте не "стоять в очереди", а молиться, а подойдет черед, и исповедаться, мне очень помогает. Сил не только не лишаешься, набираешься!
Елена, зависть же грех, даже искренняя