Москва, 19 ноября 2012 г.
"Кончились времена, когда рабочая профессия гарантировала зарплату выше, чем у врачей и учителей, не говоря уж о различных привилегиях. Рабочие постепенно исчезли. А родители рекомендуют детям не заниматься ручным трудом. Менеджеры, адвокаты, на худой конец - чиновники, именно такие возможности предлагают тысячи частных школ и университетов. Они почти никогда не дают гарантий устройства на работу, но обещают статус, которого рабочий теперь не имеет. Даже прибывающие в массовом порядке иммигранты из бывших советских республик не спасают положения. Никто не в состоянии сходу обучить их работе на подъемном кране, с отбойным молотком, слесарным или токарным инструментом".
Действительно, стимулы избрать рабочую специальность сейчас отсутствуют совершенно. Даже тот весьма условный престиж, которым эти профессии обладали в позднесоветские годы, исчез: общество потребления кардинально изменило ценности и жизненные приоритеты. Заработки в промышленности низкие. Раньше работа на заводе обеспечивала солидный социальный пакет (свои поликлиники, профилактории, детские сады, пионерские лагеря, базы отдыха и т.п.), - сейчас этого почти или совсем нет. Распространение «покупного» высшего образования создает иллюзию легкого доступа к «непыльным, но денежным» должностям.
«Возможно ли, на ваш взгляд, восстановить привлекательность рабочих специальностей? Нужно ли это? Как этого можно добиться?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
- Восстановить привлекательность рабочих специальностей в рамках существующей в нашей стране капиталистической рыночной системы если невозможно, то крайне сложно.
Если мы вспомним период расцвета таких специальностей, то рабочими становились в прошлом сельские жители. То есть человек, который не имел никогда горячей воды в доме, крайне скромно и голодно жил, вдруг получает возможность жить в городе с удобствами и благами – это было серьезное улучшение жизни. Рабочие получали спецодежду, и даже это было престижно, поскольку одежда была добротной, у них действительно была высокая зарплату даже по сравнению с инженерами.
Сегодня многие не очень высокооплачиваемые вакансии можно поручить мигрантам, что и делает работодатель. Поэтому не приходится рассчитывать на то, что без серьезного повышения зарплаты наша молодежь пойдет на производство. И дело не в престиже, а в финансовой составляющей. Мы же знаем, что на должность автослесаря, где можно получать хорошую зарплату, не попадешь и сегодня. Так что тут вопрос не духовный и нравственный, а материальный.
Никакие дотации государства повлиять на этот процесс не смогут. Возможно, стоит ввести меры по ограничения труда мигрантов. Но и это не поможет, поскольку наша страна вступила в ВТО, и привлечение рабочей силы для России является преимуществом. Получается, надо выходить из ВТО, создавать реальное производство у себя, и тогда будут расти зарплаты и требования к рабочим. Когда мы будем заниматься не отверточной сборкой, а полной, тогда и будут востребованы рабочие с высокой квалификацией, и им будут платить хорошие зарплаты.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:
- Прежде всего, нужно добиваться изменения отношения к труду. Современные социологи считают, что понятие труда как определенной ценности и трудолюбия как одного из человеческих достоинств в скором времени может совершенно исчезнуть. То есть понятие «труд» заменяется понятием «зарабатывание денег», а отсюда идеология: ничего не делать, но что-нибудь за это получать.
Думаю, это началось еще в СССР, в последние годы его существования выработалось такое отношение к жизни – как бы удобно устроиться. То есть у трудового человека пропал кодекс чести. И тут уже не важно, чем он занимается – рабочий или финансист. Когда честь исчезает, мерилом всего становится рубль. Мы должны говорить о том, что важен не просто рубль, а честно заработанный рубль, именно честная жизнь является важнейшим определяющим моментом для человека. Нам поэтому не жалко отдавать ценнейшие рабочие места в руки гастарбайтеров, мол, пускай они спину гнут, а мы будем зарабатывать деньги легким способом.
Уважение к труду, на мой взгляд, должно воспитываться в семье. У нас же все наоборот: родители стараются, чтобы сын не попал в армию, поступил в институт и, не дай Бог, не пошел трудиться на завод, поскольку рабочие люди в глазах таких родителей – неудачники.
Здесь должны быть крупные госпрограммы, которые должны затрагивать воспитательную сторону. Но с другой стороны, не станут ли эти госпрограммы очередным способом разворовывания денег по той же схеме? То есть никакого труда, нам главное получить от нее бонусы и накопления. Значит, изменения должны начинаться с самых верхов системы управления. Достаточно вспомнить, как была крещена Русь: великий князь с дружиной принял крещение и, глядя на него, потянулись люди. Это вопрос совести, но трудно говорить об этом, когда люди только деньги считают, а о совести не думают.
Надежда только на систему самосохранения, иначе если будем продолжать так жить дальше, то государство разрушится. Мы ходим по порочному кругу: говорим о труде, когда наша государственная система презирает труд. Мне как священнику остается только молиться за свое Отечество, чтобы Господь вразумил россиян, исправил наши души и очистил нашу совесть.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета:
- Конечно, этот вопрос должны решать те, кто получает сотни тысяч рублей и призваны править разумно, выстраивая здравую стратегию для развития Отечества.
Пока не будет восстановлена духовно-нравственная ориентация молодежи, пока люди не будут относиться к труду как к заповеди божьей... все стратегии в отсутствие ясного нравственного ориентира будут опять пустыми и бездарными порывами осуществить без Бога какую-то созидательную деятельность.
Надо возрождать здоровые чувства любви к труду, а потом уже говорить о том, кто чем может послужить своему Отечеству. Тогда и можно призывать людей потрудиться и потерпеть, а пока царят законы прибыли и идеалы из разряда «поменьше сделать, а побольше получить», и говорить не о чем.