Москва, 8 ноября 2012 г.
Священники прокомментировали сокращение часов литературы в школах |
В июле преподаватели русского языка и литературы обратились к Минобрнауки с просьбой отменить новый стандарт образования и разработать процедуру общественной экспертизы масштабных образовательных проектов. Среди их основных претензий к идущим реформам одна из главных – как раз полное неуважение Минобразования к мнению профессионального сообщества.
«Зачем, по-вашему, нужна литература в школе? Согласны ли вы, что «вымывание» ее из учебной программы опасно для единства страны?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
- Литература в настоящее время осталась фактически единственным предметом, который раньше наряду с историей связывал воедино все смысловое пространство. Теперь и историю преподают везде по-разному, несмотря на все разговоры о борьбе с фальсификацией. А вот литература, безусловно, важнейший предмет – и невозможно не подписаться под каждым словом Натальи Солженицыной. Это важный предмет с точки зрения приобретения навыков к размышлению, осмыслению. Ни один другой этого не заменит. Именно литература представляет поле для дискуссии, нахождения общих точек взаимопонимания и т .д., этот предмет должен быть стержневым.
В школьной программе, действительно, происходят серьезные перемены. С одной стороны, не слышно голосов экспертов. А с другой стороны – общий смысл реформ был выражен очень точно премьер-министром Дмитрием Медведевым на его недавнем совещании, где было сказано, что основной упор надо сделать на математику, поскольку эта область до сих пор является конкурентоспособной на мировом рынке. Может это и оговорка, но, как говорится, «оговорка по Фрейду». То есть мы должны производить специалистов, которых купят на мировой арене.
Еще бывший министр образования Андрей Фурсенко говорил, что надо формировать грамотного потребителя, а не человека-творца. То есть речь идет не о стратегически грамотно выверенных системах образования, а о каких-то сиюминутных дерганьях, которые не приводят ни к чему, кроме как к разрушению.
-Кажется, я догадываюсь, что имела в виду Наталия Дмитриевна. Ведь русская литература была для русского общества и парламентом, и общественной трибуной. В ней сконцентрированы все русские вопросы. Это и отношения человека и религии, и отношения человека и государства, это и глубочайшие нравственные проблемы - все в ней нашло отражение.
Она заставляет размышлять о смысле жизни, оценивать поступки и мысли положительных и отрицательных героев. Она стала одним из самых важных элементов, сформировавших русскую ментальность, которую пытались разрушить и во время революции, и в советские годы.
Отлучение от русской литературы может привести к утрате культурного единства народа, следовательно, к утрате единства страны.
- Вопрос, нужна ли литература в школе, кажется даже немного странным. Очевидно, что это базовый предмет, посредством которого человек формируется как личность, как гражданин своей страны, как человек, имеющий свой взгляд и на историю своей страны, и на самого себя. И все-таки так серьезно, ребром, насколько я знаю, вопрос о резком сокращении часов на литературу пока не ставился.
В нашей системе образования постоянно проводятся какие-то реформы. Но все равно ключевая роль будет принадлежать педагогу, который в любой ситуации найдет возможность уделить такому важному предмету должное внимание.
Безусловно, вымывание этого предмета из школьной программы грозит единству страны. Великая русская литература - часть нашего менталитета. Это то, благодаря чему сформировался характер современного русского человека. Поэтому люди, которые не будут знать русской литературы, не будут стремиться сохранить единство, и их вообще трудно будет назвать русским народом.
- Если человек не имеет представления о собственной культуре (а литература - одна из важнейших ее составных частей), если его сознание заполнено ложными образами - всем чужим и чуждым, поверхностным и малоценным, - он раб, не стремящийся выйти из рабства. И мы видим, как из школьной программы последовательно удаляются культурообразующие элементы, формирующие личность.
Таким образом происходит смена ориентиров. Получается объект, которым можно манипулировать. Потому что в его душе уже нет примеров для подражания и образов, которые усваивались многими поколениями носителей культуры.
Я считаю, что это подрывная, своего рода террористическая, работа - потому что это фактически вымывание культурной традиции, без которой мы исчезнем как нация.
- Иногда утверждают, что литература - удел немногих, она не должна быть массовым воспитателем, да и какой в ней смысл, когда мы живем в мире торжествующего материализма? Вот сейчас все помешаны на конце света, который ждут в декабре. И, кажется, впервые при таких ожиданиях человечество его себе представляет апофеозом материальности. Те, кто верит в конец света, думают не о спасении души и даже не о том, как повеселее провести оставшиеся дни, а о том, сколько купить соли и спичек. Кому тогда нужен томик Чехова или Толстого? При таком подходе, кстати, первыми должны умереть литераторы и священники.
Если Россия хочет и дальше идти по этому пути, литература и не должна играть большую роль, достаточно знать основную классику в кратком изложении. Какая-то мелочь из этого в огромном гипермаркете под названием «Жизнь» может и пригодится: например, при поступлении в вуз. Но в принципе литература не нужна в предельно материальном мире.
Безусловно, наша жизнь станет во многом беднее без литературы. Есть вещи, которые на первый взгляд не нужны, но являются основополагающими. Так же, как и религия, кстати. Литература останется жива, но будет уделом немногих.
Если в школу вернут прежние часы литературы, я не говорю, что все сразу облагородятся и кинутся читать Достоевского. Но без литературы нельзя, это та вещь, которая внешне бесполезна, но ее надо сохранять. Это такой стратегический взгляд в завтрашний день: если мы сейчас уберем такие важные вещи, то уничтожим корешок растения, который понадобится в будущем.