Времена
пионерских лагерей давно прошли. А с ними – и
представление о лагере, качество отдыха в котором
оценивалось приобретенными за лето килограммами и
близостью моря. Сегодня задачу обеспечения досуга и
отдыха ребенка каждая организация решает по-своему. В
лагере все – разнообразие тематик, атмосфера,
насыщенность и содержание программ - определяется
мировоззрением руководителя, его представлением о
пользе и ответственности за ребенка.
Все программы лагеря Звезда Вифлиема – это сюжетно-деятельностные игры. Где внутри игрового пространства разворачивается настоящая приключенческая миссия, в которой ребенку интересно думать, творить, исследовать, совершать собственные открытия, принимать совместные решения и учиться брать на себя ответственность. Созданная сказка, по сути, оказывается не игрой, а маленькой прожитой жизнью, дающей бесценный опыт.
О том, что воспитывать в современных детях, какими должны быть педагоги, что хорошего в «Хрониках Нарнии» и какие стереотипы разрушает детский православно-ориентированный лагерь «Звезда Вифлеема», нам рассказал его создатель Егор Коврижкин.
***
–
Сегодня многие родители не доверяют такой форме
отдыха, как детский лагерь, на что есть веские
причины. Почему все-таки вы занимаетесь этим делом?
Каковы ваши представления о современном детском
лагере?
– Я в детстве тоже успел побывать в пионерских лагерях и тоже не доверяю этой форме отдыха. С самого начала при создании проекта «Звезда Вифлеема» хотелось уйти от стереотипных представлений о пионерском лагере.
В первую очередь речь идет о необходимости работать с детьми в небольших группах. В отличие от пионерского лагеря, где детей в отряде от 25 до 40 человек, мы работаем с группами из 12–16 детей.
Небольшое количество детей в группах позволяет ставить задачи обучения детей командной работе. Не секрет, что современные дети – крайние индивидуалисты. Однако усложняющийся мир требует от нас умения сотрудничать с другими людьми, умения создавать рабочие команды для решения сложных общественных задач. Если мы хотим, чтобы у руля будущего общества стояли верующие нравственные люди, мы должны учить наших детей воспринимать возникающие трудности как актуальные задачи и искать их разрешение во взаимодействии с другими людьми. В современном информационном обществе наиболее актуальной становится русская присказка «одни в поле – не воин». Чем дальше, тем более значима будет в обществе роль людей, умеющих порождать творческие решения в командной работе.
Следующий стереотип о лагере наиболее ярко представлен в известном советском фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Помните, товарищ Дынин оценивал эффективность работы лагеря в граммах прибавки к весу у каждого пионера? «Что ни день – 100 грамм, а то и 150…»
С самого начала мы замышляли создать лагерь, который развивал бы в ребенке свободную и ответственную личность, способную самостоятельно начать свой собственный путь христианской жизни.
У меня был опыт преподавания в воскресной школе. Поэтому я не понаслышке знаю о том, что преподать детям истины из закона Божия – это лишь первый и далеко не самый важный шаг в становлении будущего христианина. Гораздо более важным представляется заинтересовать подростков вопросами о смысле человеческой жизни и сущности человеческой свободы. Поставить их перед необходимостью самостоятельно разбираться в том, как устроено мироздание и как выбрать свой собственный путь по жизни. Таким образом, программа лагеря выстраивается не на основе правильных прописных истин, которые должны быть заучены детьми, а на основе актуализации перед детьми вопросов, на которые им предстоит отвечать в течение, возможно, всей их жизни. Если говорить научным языком, то речь здесь идет о формировании у детей субъектной позиции по отношению к собственной жизни и к вере.
Поскольку наши программы связаны с развитием у детей способности к самостоятельному мышлению, сотрудничеству, конструктивной коммуникации, развивают в детях способность к совместному творчеству, к совместной выработке стратегий деятельности, началам сценирования и проектирования, то от воспитателя, помимо веры, требуется еще очень многое.
Такой жесткий отбор связан с тем, что воспитатель должен демонстрировать не только веру, но и умение самостоятельно размышлять, умение работать в команде, умение руководить детским коллективом и вести за собой. Собственно, он должен демонстрировать все то, чему мы хотели бы научить детей, а это – редкие способности.
– Лагерь «Звезда Вифлеема» создает свои программы на основе сюжета сказок «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса. Однако Льюис – не православный автор. Нет ли здесь опасности посеять в детях заблуждения западного общества, чуждые Православию?
– Льюис – христианский писатель. По его собственным словам, он написал свои сказки «Хроники Нарнии» для того, чтобы в доступной для детей форме представить основные законы мироздания, каким оно видится христианской традиции. Нарния – это сказка. И как сказка, она имеет право на то, чтобы быть упрощенной моделью реальности. Однако это модель, в которой прослежены основные аспекты христианской картины мира. Например, мир Нарнии создан из пустоты единым Творцом по имени Аслан. В этом мире разумные существа получили от Творца дар предельной свободы выбрать Добро или зло. В этом мире есть множество ярких героев и рыцарей, жертвующих самым ценным, что у них есть, ради сохранения и развития Нарнии как мира, в котором разумные существа свободно следуют воле Творца. Этот мир существовал до тех пор, пока в нем были разумные существа, которые сознательно избирали путь к Творцу, путь по его воле. И этот мир завершил свое существование, когда в бою за Аслана перед лицом религиозного безразличия и алчности пал последний рыцарь.
– В июне этого года лагерь «Звезда Вифлеема» проводил свою программу в Израиле. Расскажите, пожалуйста, в чем специфика этой программы.
– Это был наш первый опыт. Святая Земля – место традиционного христианского паломничества к местам, связанным с жизнью Спасителя.
На наш взгляд, сегодня, в обществе потребления, смысл паломничества сильно искажен. Многие современные «паломники» едут к святыням за исцелением и «исполнением благодатью». Таким образом, в сознании современного человека Бог превращается в служебную силу, обеспечивающую комфорт и благоденствие людей в ответ на совершение людьми ряда ритуальных действий.
Наша программа создана для того, чтобы открыть детям изначальный смысл паломничества к святыне. Этот смысл видится нам в том, что человек приходит не для того, чтобы что-то получить, а для того, чтобы отдать самое драгоценное, что у него есть, – свое время и силы, – на служение Богу.
В течение 10-дневной программы мы посещаем на Святой Земле только несколько основных мест: это храм Гроба Господня, Иудейская пустыня, древний Иерихон, Сорокадневная гора, река Иордан, Галилейское море, гора Фавор. При этом к посещению каждой святыни мы готовимся вместе с детьми, разбираясь в Священном Писании, в значении этого места в истории. Через различные творческие формы мы включаем детей в осмысление сложных ситуаций, связанных с тем или иным святым местом. Важнейшим для нас является пробудить у детей живой интерес к священной истории, дать детям почувствовать себя ее живыми наследниками.
Однако эта программа предполагает много активности, много подвижных игр. Как и в подмосковных программах, здесь особое внимание уделено обучению детей сотрудничеству. На наш взгляд, сотрудничество есть первый шаг к умению совместно с другими людьми, соборно искать и постигать Бога и Истину.
С Егором Коврижкиным беседовала Юлия Руденко
Оказывается, в пионерских лагерях качество отдыха оценивалось только "приобретенными за лето килограммами и близостью моря".
Уважаемая Юлия Руденко! Почему Вы так негативно оцениваете пионерские лагеря как одно из главных достижений советской системы? Сергий все верно сказал: в этих лагерях прививали любовь к труду, творчеству и спорту, и отдохнуть там мог КАЖДЫЙ ребенок. А из ваших слов получается, будто ничего этого не было. Зачем же Вы так?
Как жалко, что в моем детстве не было православных христианских лагерей для детей, как много потеряно для чистой детской души,безвозвратно....
исходя из правдивой информации
свое мировоззрение и мироощущение
Ребенок не может этого
Он не обладает всей полнотой информации
Дайте ему ее
Если можете
Только не врите в угоду чему угодно
Рекомендую другим родителям.
>Времена пионерских лагерей давно прошли. А с ними – и представление о лагере, качество отдыха в котором оценивалось приобретенными за лето килограммами и близостью моря.
Толстый намек на то что, якобы, в пионерлагерях только кормили и развлекали. А про то что в пионерлагерях прививали любовь к творчеству, труду и спорту - молчок. Как и про то, что ЛЮБОЙ советский ребенок мог отдохнуть в пионерлагере за 10% от реальной стоимости. А нынче такой отдых практически недоступен.
Да и некрасиво сравнивать посильные старания небольшой группы энтузиастов и массовую советскую систему.
Вот только не указано, каких результатов достигают - и в чём это выражается.
Хотя методика описана достаточно, для того, чтобы другие могли перенять опыт.
Очень рада встретиться на страницах этого сайта с темой детских лагерей.Слава Богу,что есть такие люди, которые с такой глубиной и серьезностью думают о детях. Мы тоже занимаемся детским досугом в летнее время. Очень бы хотелось с вами установить связь.Если это возможно. У меня возникли вопросы к вам. Много вопросов.
Каким образом вы формируете свои группы? Из воцерковленных семей?И.....
Да хранит вас Господь!!! Помощи Божьей во всех ваших добрых делах !!!