Он также заявляет, что “Россия оказалась единственной европейской страной, которая превратила собственный народ в рабов и сохраняла их в таком качестве до второй половины XIX века”. Вообще-то крепостное право в Европе существовало везде – кое-где (как в Польше) имело более жестокие формы, чем в России. В России оно действительно было отменено сравнительно поздно – но раньше, чем плантационное рабство в США, и, в отличие от США, в результате мирных реформ, а не кровавой гражданской войны. Но Познер этого не знает – или не желает знать.
Когда Познер заявил такое в первый раз, это можно было бы списать на характерное для воинствующих атеистов невежество; однако трудно поверить, что до него не дошло совсем уже никаких отзывов на его слова. Люди, пребывающие в невинном невежестве, могут менять свои взгляды, узнав что-то новое. Невежество, которое остается таковым после всех разъяснений, невинным никак не назовешь – это уже не неосведомленность, не недостаток образования и общей культуры, это определенный выбор, твердая решимость держаться каких-то принципиальных для человека (и его группы) представлений. Если эти представления самым дремучим образом противоречат твердо известным фактам – тем хуже для фактов. Есть вещи поважнее фактов.
И здесь возникает одно из обычных у нас недоразумений – мы всегда исходим из презумпции честного невежества, мы думаем, что если людям спокойно объяснить, что они говорят неправду на Церковь и неправду на Россию, они примут это к сведению – и, если не изменят свое отношение, то хотя бы вот этой конкретной неправды повторять не будут. Во многих случаях это так и есть – и выступать с разъяснениями нам надо в любом случае, это часть нашего свидетельства миру. Но иногда важно понимать, что речь идет не неосведомленности, а об экзистенциальном выборе, о ситуации, когда человек связывает свою жизнь, свою личную идентичность, свою гордость за себя, свою общность с теми, кого он считает своими, с определенным кругом представлений. Объяснять ему, что эти представления неосновательны, часто бывает без толку. Еще более без толку думать, что за нападками на Церковь, исходящими из такой среды, стоит какая-то правда, какая-то заинтересованность в истине. У Познера – и его паствы – такой заинтересованности нет.
У людей Церкви могут быть грехи, у Церкви как у сообщества, состоящего из людей, могут быть системные проблемы – но к тому набору ритуальных ругательств, которые выдает в ее адрес секта познеритов, они не имеют отношения.
Взять хотя бы любимый тезис о “алчной, мстительной поповщине, нагло и беспардонно вмешивающейся в частную жизнь, проникающей в органы власти, в школы, в вооруженные силы, считающей себя вправе диктовать женщинам, как одеваться, кого считать и кого не считать русским, духовным образцом для подражания”. Это говорит не отважный подпольщик, с приклеенными для маскировки усами, который разворачивает рацию в подвале, пока вокруг рыщут православные инквизиторы с пищалями и бердышами, намереваясь сжечь его на костре.
Это ведущий Первого Канала государственного телевидения, человек, которому это самое захваченное алчными попами государство предоставляет трибуну и возможность зарабатывать. Человек, которого недавно избрал Дмитрий Медведев, чтобы давать ему интервью. В ситуации, когда неистовые борцы с невыносимой тиранией кормятся с руки этой самой тирании, у нас нет ничего необычного; и ничего, не тошнит их. Как нет ничего необычного в ситуации, когда ведущий государственного телевидения обрушивается с бранью на Церковь – и при этом жалуется на засилье попов. Идея, что случись у нас такое засилье на самом деле, возможностей обрушиваться у него было бы меньше, как-то не приходит в голову ни ему, ни его телепастве.
Если Познер – это такая типичная жертва клерикальной тирании, то не стоит удивляться тому, что ряды жертв будут расти: дело непыльное и доходное. О том, что Познер не один такой, у него есть некоторая паства, напомнил и недавний митинг, названный “маршем миллионов”. Митинг не обошелся без нападок на Церковь и лично Патриарха – и тут сообщения участников расходятся. Одни бодро сообщают, что брань в адрес Церкви и ее Предстоятеля была с энтузиазмом подхвачена митингующими, другие, напротив, говорят, что она была встречена скорее с неодобрением. Возможно, это вопрос оценки – кто-то приветствовал антицерковные выступления, кто-то – нет, люди обратили внимание на тех, на кого хотели обратить. На митинге, судя по фотографиям, вообще было всякой твари по паре – старые знакомые большевики под красными знаменами, какие-то опереточные фашисты в черной-пречерной форме, гей-активисты с радужными флагами, какие-то странные юноши с националистической символикой, однако, демонстративно лобызавшие друг друга в губы – так что вполне вероятно, там были как антиклерикалы, так и люди, не желавшие проявлять враждебность к Церкви. Были и верующие люди – некоторые из них потом говорили о том, что больше не пойдут – совсем не хочется быть частью той толпы, которая с одобрением слушает ругань в адрес Церкви.
В самом деле, православный человек может иметь претензии к действующей власти – это политический, а не вероисповедный вопрос, у верных чад Церкви могут тут быть разные мнения. Но если Вы попали на служение секты познеритов, где провозглашаются ее догматы про то, что “принятие Православия было несчастьем” “Россия одна обратила граждан в рабство”, и раздаются ритуальные восклицания про “ЗАО РПЦ”, лучше не ставить себя в ложное положение и сразу удалиться.
Предыдущий коммент - явно от идиотства в голове. От всего сердца желаю вам раскрыть глаза и поумнеть, Ростислав.
2)
укогото>> "А нападки на Православие- весьма модная тема.
>> И необдуманные публичные выступления наших батюшек
>> очень даже им способствуют."
- Несогласен! Очень даже обдуманные - потому что многие как раз из тех кому позволяют выйти в эфир - скрытые антихристаине! А, если и нет, не преднамеренно ведут себя так, то косвенно - трижды обдумано теми кто их поставил на их места(разными пидepастамu и прочими скрытыми засланными антихристианами), вместо честных, принципиально-верующих и не косноязычных - не могущих или боящихся связать два слова на публике, тем более о актуальных вопросах. Я уж не требую в публичных спорах с антихристаинами.
Притом что священнический сан это не в последную очередь - ораторская должность, если не прежде всего; у нас же в РПЦ её уже 90 лет как (пытаюся)превратить ...в тупо требо-исполнителей, так что всё там продуманно.
И потому же и остаются у нас, в эфире, максимум Кураевы - скрытые Римские Папо-идолопоклонники и скрытые ЧК'исты, со своими кровавыми руками на праведных. Еретичествующие в своих демагогиях с экрана, немало, потому.
Что же касается самой статьи. Она , безусловно , достойна обсуждения , но написана выдержанным, не истеричным стилем , в отличии от вышеуказанного комментария.Я не слышал никогда о его высказываниях подобного рода и мне искренне печально было услышать сегодня об этом , ибо ВВП , безусловно, высокоинтеллектуальный человек.Но здесь надо, все-таки ,принять во внимание , что это человек иудейской культуры , со своим воспитанием и , соответственно, с правом своего видения мироздания...За нами же всегда остается право бороться за его самосознание и убежать в правоте наших Православных Истоков.
С нами Бог
Удивляет другое - почему в эфире государственного телеканала ему позволяют говорить такие гадости, которые он мог бы озвучивать только на кабельном? Познер выступает за демократию, лукаво умалчивая о том, что в той же Америке такие как он, плюющие в сторону национальных символов, уже давно бы стали маргиналами и лузерами.
Слава Богу, что я уже не смотрю и не слушаю. Достаточно нескольких эфиров, чтобы понять, что он за "птица"...
Предыдущему комментатору полный исторический дизреспект.
Это что за бред сивой кобылы???? Господин Худиев, книжки читать надо, прежде чем кляксами своей глупости и ненависти к русскому народу пачкать общественное пространство. Познер еврей он в принципе не воспринимает не евреев. И пусть себе не воспринимает.Это его узкое мировосприятие, ограниченное его верой. Чихали все на него. А вот кто ты, пачкун, из какого рода-племени, что пишешь здесь глупость космического масштаба?
и весьма неприятный.
Скорее всего он далёк от невежественных людей нападающих на Церковь Христову, тут по всему другое, а именно хула а Духа Святого - сознательное противление истине.
И что же, будем молчать? - Никак!
Мы будем - ВКЛЮЧАТЬ СВЕТ!
Сама бегала на первые митинги, но теперь не хожу. Потому как жизнь вечная важнее, а с гонителями веры мне не по пути .
Те же милые слова, и ещё много много всего красивого из той речи Никиты Сергеевича, хочется выразить в адрес познера. А что? Такая же моральная педерастия, на мой взгляд, ведущего на первом канале.. )
Для того что бы иметь ПРАВО надо это заслужить, что ты сделал для того, что бы иметь это ПРАВО?
В любой сфере жизни и деятельности есть нормы и правила. Любое правило - это ограничение, а ограничение - это некоторое насилие над собой, а если и не насилие, то усилие, на которое требуются силы и воля. Но мы не хотим напрягаться, мы не хотим делать усилий, поэтому мы кричим о том, что зажимают свободу! На самом-то деле крича о свободе, мы кричим о свободе своей лени.
Почему когда родители говорят своим детям что можно, а что нельзя - это нормально? А когда Церковь говорит об этом же - это нарушение наших свобод!
Свобода, тоже требует усилий. Ибо свобода - это ответственность, а ответственность требует усилий, а там где нет труда и усилий - анархия и хаос. Это во-первых.
Во-вторых, для того чтобы рассуждать о чем-либо, надо знать предмет, о котором рассуждаешь, иначе это сплетни на кухне. Рассуждать о Православии и Церкви не зная изнутри этого - это невежество. Рассуждая о театре, надо быть хотя бы заядлым театралом и почитать о театре хотя бы пару книжек. И то рассуждать на кухне, а не в эфире Первого канала. И к сказанному мне добавить больше нечего.