Белое от страха лицо, перекошенное от боли, — худенький солдатик, совсем еще мальчишка, одетый в форму времен Второй мировой войны, падает на снег, глядя мне прямо в глаза, пока кто-то безжалостно наносит ему удары ножом. Он судорожно пытается защититься рукой, но кто-то продолжает добивать его, уже лежащего, штыком. Этот кто-то жесток и неумолим, он мастерски управляется с оружием. Этот кто-то — мой семилетний сын.
Помню, как радовалась, когда сынок в полтора года научился включать компьютер, у него уже тогда были свои игры — стрелять по птичкам, что он освоил очень быстро. Это было так удобно — усадить ребенка за компьютер, а самой заняться своими делами.
Он рос, «взрослели» и игры, и если в пять-шесть лет он гонял на безобидных танчиках, играл с Лунтиком и Смешариками, то на свое семилетие сам — на подаренные ему деньги — выбрал себе игру. Конечно же про войну, потому что желание стрелять и убивать — вроде бы естественный этап взросления мальчишек. Так я считала. Или так мне хотелось думать?
Помню, как в детстве мы тоже играли в «войнушку» — в казаков-разбойников, собирали гильзы от пуль (мое детство прошло в военном городке), играли на бомбоубежищах — с них так здорово было кататься зимой на санках. А когда по телевизору показали фильм про Робин Гуда, всем двором мастерили себе лук и стрелы. Мы мечтали защищать обиженных, помогать обездоленным. Никто не хотел быть на стороне Плохиша. Никто ни за что не предал бы друга за банку варенья.
У моего сына друзей нет. Тех ребят, с которыми он общается в школе и изредка ходить гулять, трудно так назвать. Они не звонят друг другу, чтобы рассказать про интересную книгу или фильм, не навещают, когда кто-то заболел, не радуются успехам, всегда готовы ударить и поиздеваться, придумывают друг другу обидные прозвища, ябедничают, могут предать и даже не понять, что предали. Они просто проводят вместе время, потому что им… скучно.
Впервые я услышала это слово от сына, когда попыталась запретить ему компьютерные игры. Сразу же после того, как увидела белое, перекошенное от страха и боли лицо на экране и моего совершенно спокойного сына, хладнокровно орудующего виртуальным ножом. Современная компьютерная графика передала эмоции его виртуального врага настолько реалистично, что мне самой стало страшно и больно.
Почему же я раньше не обращала на его игры внимания, хотя вроде бы и понимала, что они не так безобидны, как кажутся, или просто не давала себе труда задуматься и осознать это? Я ведь читала статьи о вреде и разрушающем влиянии виртуальных «стрелялок-убивалок». Но мне всегда казалось, что пишут о ком-то другом, и с моим ребенком этого никогда не может произойти. Пока не посмотрела в интернете видео «Маленький компьютерный наркоман», где рыдающий ребенок бил и обзывал свою мать и бабушку за то, что они запрещали ему играть в компьютер. Я почти узнала в нем своего сына. Конечно, он не обзывал и не бил меня. Пока.
Почему я не остановила это раньше? Я ведь видела, каким возбужденным он становился всякий раз, как ему удавалось «победить», как тяжело он переживал, когда «проигрывал», как трудно было его успокоить и переключить внимание на что-то другое. И каким недобрым становился всякий раз, когда я пыталась игру прекратить. Почему я не запретила ему играть, прежде чем у него развилась болезненная компьютерная зависимость?
На все мои запоздалые «почему» один ответ: мне было так удобно. Компьютер включался каждый раз, когда нужно было «выключить» гиперактивного старшего, чтобы поспала младшая, или надо было выполнить срочное дело — и даже совсем не срочное, или просто хотелось отдохнуть пару часов… Причин всегда находилось множество, и каждый раз я, обещая себе если не запретить, то хотя бы ограничить время пребывания сына у компьютера, шла на поводу у этого «мне ску-у-учно», не имея желания, сил и времени развлекать своего ребенка.
Почитай книжку — скучно. Порисуй — скучно. Наведи порядок в комнате — скучно. Вымой посуду — скучно. Поиграй с сестренкой — скучно!
Помните ли вы, чтобы вам в детстве когда-нибудь было скучно? Я — нет. У меня и моих друзей вообще не было в лексиконе такого слова, хотя наши родители также были вечно заняты на своих бесконечных работах и тоже не имели возможности нас развлекать. Нам и самим было весело и интересно, мы много читали, придумывали разные игры, и даже если это была игра в войну, то это была война за мир во всем мире, а не против всех, лишь бы было в кого стрелять.
Я не смогла полностью исключить компьютер. Он стал стимулом, чем-то вроде поощрения за хорошее поведение или учебу. На замену «стрелялкам и убивалкам» пришли более мирные игры — сын завел компьютерную ферму, сажает и убирает овощи и фрукты. Время, проводимое за компьютером, ограничивается. Но это далеко не победа, скорее небольшая передышка.
Когда я рассказала о виртуальном огороде своей знакомой-педагогу, она спросила: «Почему бы вам не посадить настоящий? Хотя бы на подоконнике?». Сегодня мы купили с сыном горшок, землю и семена. Посадим и будем ждать всходов.
* * *
Прокомментировать
эту ситуацию мы попросили главного редактора
православного журнала для молодых людей
«Наследник» протоиерея
Максима Первозванского, отца девятерых
детей:
Священник Максим Первозванский
— Есть такой воспитательный закон: если родители не воспитывают своего ребенка, это не значит, что он не воспитывается. Просто его воспитывает что-то другое или кто-то другой: учителя в школе, старшие товарищи во дворе, телевизор или компьютер. Поэтому у автора этой статьи и возникла серьезная проблема. Она честно говорит о ее причине: «Мне было проще усадить ребенка за компьютер, а самой заниматься делами». Причем сразу, в качестве первой игры ребенку было предложено стрелять и убивать. Это серьезный просчет родителей — деятельность ребенка была направлена не на созидание, а на разрушение.
Родители обязательно должны регламентировать и время нахождения у компьютера, и характер компьютерных игр, как мы регламентируем чтение, знакомства своих детей. Ребенок, как правило, не способен сам остановиться в игре. Компьютер или телевизор — это пассивное получение достаточно сильных эмоций. Человек испытывает какие-то переживания, получает информацию, при этом не затрачивая абсолютно никаких усилий со своей стороны. Организация каких-то развлечений в реальном мире требует усилий. Даже чтобы книгу читать, необходимо потрудиться, задействовать воображение. А в компьютерной игре ничего не надо воображать, тебе просто дается картинка, придуманная автором игры или создателями фильма.
В пост вообще можно запретить играть на компьютере. Но следует понимать, что когда у человека есть зависимость, что-то в его душе занимает большое место, это нужно замещать чем-то другим. Это касается и взрослых, и детей. Почему так сложно наркоманов, алкоголиков, игроманов вывести из этого состояния? Физическую зависимость снять легко, но в душе остается пустота, и если ее ничем не заполнять, пристрастие легко возвращается. Это достаточно серьезная, долгая работа по заполнению образовавшейся или образующейся пустоты чем-то правильным, созидательным.
Потому серьезным способом борьбы с компьютерной зависимостью — особенно если мы говорим не о взрослых, а о детях — является довольно жесткое ограничение времени и качества того, чем занимается ребенок у компьютера, а самое главное — активные созидательные формы совместной деятельности. И автор об этом говорит в конце статьи: необходимо вместе с ребенком что-то делать. Это может быть и спорт, и творчество.
Конечно, очень важно, чтобы ребенок все-таки читал, и тогда те миры и фантазии, которые он будет черпать из мировой литературы, для него будут все-таки интереснее и важней, чем то, что он будет получать в телевизоре и компьютере. По крайней мере, будет какое-то равновесие. Я это вижу по многим детям, в том числе и своим.
Резюмирую: никакого компа и телевизора до 3х лет вообще быть не должно.
Гибнут единицы, и как правило они и до игр были психически неуравновешенными или имелись в семьях серьезные проблемы.(Кстати, вспомните еще, сколько детей погибало на улицах раньше? Мячик под машину укатился... Самодельная пиротехника в ручках взорвалась... С горки упал, шею сломав...) Если бы все было так, как "говорит" ваша паника, то человечества бы уже не было. Игры с 47го года начали свое развитие.
Итог: у страха глаза большие. Следите за своими детьми, как Ваши следили за Вами, а не кидайтесь в них компьютером. А уж если кинули ПК, то играйте вместе, учите и учитесь.
Потому серия вопросов:
А Вы сами играли в них?
Неужели все игры - жестоки? Даже Барби или шахматы (хотя да... там же "пешек" рубят и "короля" в плен ловят)?
Неужели Вы думаете, что игры не могут учить? Многие даже не знают, что у игры жанры разные есть...
Шутеры - согласен, жестокость там есть, иногда даже слишком много, но для того они и создавались - не развлечение детям, а проверка реакции или способ вымещения злобы. Согласитесь, лучше если кто-нибудь убьет пару сотен нарисованных человеков/монстров, нежели если он убьет хотя бы одного, но настоящего.
А что Вы скажете про РПГ и Стратегии?
Во многих РПГ есть выбор кем играть - плохим или хорошим. Во многих из них нелинейный сюжет и практически всегда действия игрока меняют игрвой мир. Если ты всех спасаешь, то все персонажи тебя любят и обожают, а если наоборот всех бьешь и унижаешь - тебя попытаются остановить. Разве такие игры не могут научить морали?
Или стратегии: и что, что там убивают? Многие игроки даже не обращают на смерти отдельных юнитов (маленьких человечков, танков и тд) никакого внимания, потому что им важно обхитрить противника, а не слезы лить по кучке пикселей.
И как можно играть в высокие моральные принципы?...
Приведите концепцию игры что ли... Реально ли такое создать? кто профинансирует?
Есть обучающие игры , есть познавательные - это это всего лишь трамплин к играм другого рода...
Заодно это шаг к зависимости...
Всему свое время!
Детям компьютер вреден, и это понятно - для них реальность и вымышленность - практически одинакова - они всему верят...
Чем плохо - если ребенок начнет включать компьютер в лет 15 и то зная что этот предмет для РАБОТЫ и ОБУЧЕНИЯ прежде всего!
Самое интересное что ребенок познает МИР гораздо лучше - просто играя на улице, а не рассматривая - предметы в экране компьютера...
Мой муж работает в индустрии разработчиков компьютерных игр, а я сама работаю в сфере мультипликации - и поверьте, мои дети не пострадали - без всевозможных игр и мультиков- сериалов...
Конечно исключать из жизни ребенка развлечения и давать НИЧЕГО вообще - это просто наивно полагать что дети не найдут себе увлечение похлеще компьютера!
Так на то мы и родители что бы ВОСПИТЫВАТЬ!
Вы не можете запретить игры? Когда ребенку 7 лет? А что вы ожидаете в 14? в 20 лет?
Свято место пусто не бывает - или на этом месте будет родительское внимание - или ждите что вас заменят...
Могу еще отметить - я с самого малого возраста заменила телевизор и компьютер - книгами... Да книги отнимают время у родителей - их надо СНАЧАЛА детям читать:)
Зато ПОТОМ - дети будут читать САМИ:) Что и делает мой ребенок в 11 лет - читает сам и имеет прекрасный литературный язык.
Это все равно что утверждать - что процесс отсутствия родителей в жизни детей - необратим:)
Я всегда не понимала ПОЧЕМУ не могут просто не включать детям компьютер... Мне кажется это очень простым.
Объясню.
У меня двое сыновей 11 и 5.5 лет, и НИКОГДА не возникало конфликтов из за компьютера(хотя их в доме два)
Дети знают - компьютер для РАБОТЫ, и там иногда можно посмотреть интересные мультфильмы и фильмы - вместе со взрослыми или когда родители разрешат...
Замете - ИНОГДА.
Да, конечно, у старшего сына возник лет в 10 вопрос - почему другим детям можно и родители разрешают сутками сидеть у компа - а мне - нет.
Я сказала, что как мама - несу ответственность за него - и воспитываю так как считаю НАИЛУЧШИМ и ему придется поверить мне - что компьютер у нас в семье - для работы. И если забивать играми ум - это трата драгоценного времени.
И решила после такого вопроса - занять ребенка еще больше - отвела в спортивную секцию - где по 2 часа тренировки - 3 раза в неделю ....
Даже если бы хотел - даже вспомнить времени нет - что хотел там что то посмотреть на компьютере.
День проходит занятым, с перерывами на отдых - отдыхает с книгами.
Одно дело ехать на машине в реальности - сколько усилий надо для этого приложить. Как минимум получить права, раздобыть машину. На компьютере - только запустить программу. Таких примеров сколько угодно.
Потребление впечатлений даром. А даром, как известно, ничего не дается. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
PS в стрелялках типа второй мировой ничего плохого не вижу, и не зачем из мальчика делать девочку, то бишь заставлять его играть в садоводство и иже с ними.А вот от fear, gta, etc. Лучше оградить своих детей.
Это мнение человека который сам играет 14 лет. А чесли учесть денди и сегу то вообще с 8 или семи.
1. Вред физическому здоровью - ослабевает зрение. Я например уже с большим трудом написал второй диплом на ПК, и после этого свалился с опухшими глазами на 2 недели., развивается остеохондроз, потом могут болеть пальцы на правой руке из-за постоянного напряжения для управления мышкой.
2. Но самый главный вред идет на психику- это как наркомания - на меня, например, после часов 10 сиденья за цивилизацией (игрушка такая), в магазине смотрели как на наркомана: глаза, руки дрожат, речь бессвязная. Мысли, как бы поскорее дорваться до компьютера.
Потом это выливается в то, что мышление становиться просто тупым. Психическое развитие замедляется - мало общаешься с реальными людьми, мало получаешь реальных впечатлений.
Еще сейчас игры становятся более реальными и появляются откровенно сатанистские игры - FEAR например, которые проникают именно в подсознание. По сравнению с такмими играми - старый DOOM с многочисленными демонами - детский сад.
Не постарались родители, постараюсь я. Одно дело получить зависимость и два дела побороть ее и выработать иммунитет и получить очень важный социальный, и психологический опыт.
Лично мои дети уже не будут как я проводить у компьютера сутками.
Нет ни каких ориентиров, ни каких ценностей,ни каких норм поведения...Школьное "воспитание" зашло в тупик! Что делать?
Вернуть Православные Ценности в школу, ввести Закон Божий, подготовить воцерковленных учителей. Только в этом случае можно что то поправить.Наши дети ГИБНУТ!