Управляющий делами Синода Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий дал интервью информационному агентству «Интерфакс-Казахстан»: «В процессе формирования государством адекватной модели взаимодействия с религиозными общинами незащищенные люди не должны страдать от перегибов и неразумных поступков чиновников».
Ваше
Преосвященство, в интернете получило распространение
открытое письмо клирика епархии, священника Владимира
Завадича, руководству Алматинского городского
дома-интерната для инвалидов и психохроников, в
котором описывается происшествие, связанное с
закрытием там православной молитвенной
комнаты…
Не будет преувеличением сказать, что все в епархии буквально поражены этим происшествием. Алматинский городской дом-интернат был создан в 1964 году, и его существование свидетельствует о благородных усилиях, предпринимаемых городскими властями в области социальной политики. Пятнадцать лет там открыта небольшая комната, в которой вместе с тяжко болящими людьми молятся священники, регулярно и бескорыстно посещая это учреждение.
Невозможно понять логику и состояние души тех чиновников, которые новый Закон о религиозной деятельности, призванный положить преграду экстремизму и терроризму и свидетельствующий об исторической роли православного христианства, могут интерпретировать таким образом, чтобы лишать последнего утешения несчастных людей, находящихся по состоянию здоровья в отчаянном, бедственном положении.
Если так дело пойдет дальше – то священнослужителей попросят удалиться из дома престарелых? Из хосписа? Это уже не просто проявление странного подхода – это, бесчеловечно! Закон ни слова не говорит о закрытии молельных комнат!
Вы уже не раз одобрительно высказывались в СМИ по поводу нового Закона, упоминая, в частности о 7-ой статье.
Православные всегда были и остаются законопослушными гражданами своего Отечества. Понятна обеспокоенность властей ростом радикальных движений. Мы союзники власти в борьбе с общественным злом, оказывая помощь средствами проповеди и просвещения.
Повторюсь, что ради безопасности и здоровья своих детей есть готовность поступиться частью своих свобод. Поэтому мы согласны на усложнение порядка регистрации религиозных объединений, на ограничение миссионерской деятельности, в том числе: в школах, вузах и армейских частях.
Но в данном случае речь идет совсем о другом. Речь не идет о Церкви как общественной организации, о ее преференциях, правах, выгодах. Речь идет о проявлении жестокого и бессердечного отношения к конкретным людям, нашим гражданам, которые остро нуждаются в моральной поддержке и духовной помощи.
После того, как человечество пережило коммунистический ГУЛАГ и фашистскую тоталитарную чуму, оно изменилось, в значительной степени гуманизировались нравы эпохи. Убежден, что в XXI веке подобные примеры бездушия немыслимы для цивилизованной страны.
Совершенно очевидно, что священник должен находиться при больных и умирающих людях, это общепринятая международная норма. Если пастырь совершает таинство покаяния, соборования и причащения над человеком в период терминальной болезни – то для этого должны быть созданы хотя бы минимальные условия: покой, благоговейная обстановка, присутствие иконописных изображений, что и имеет место в небольших молитвенных комнатах, которых насчитывается порядка 70 во всем Казахстане.
7-ая статья закона обязывает администрацию больниц, и тюрем предоставлять соответствующие условия для совершения священниками церковных таинств и обрядов!
По благословению Главы Православной Церкви Казахстана Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра я принимал участие в подготовке законопроекта. Выступал в Мажилисе, в Общественной Палате - и везде получал заверения, что нуждающиеся в социальной опеке люди не будут лишены духовной помощи священнослужителей.
Очень странно видеть происходящее. Надеюсь, что случившееся в Алматинском доме-интернате - всего лишь печальное недоразумение, которое будет скоро исправлено.
Ваше Преосвященство, а предпринимались ли какие-нибудь попытки повлиять на ситуацию в период разработки законопроекта со стороны высшего руководства Православной Церкви Казахстана?
Безусловно. На заседании Синода Митрополичьего Округа 24 сентября 2011 года этот вопрос отдельно рассматривался и всесторонне обсуждался. Итогом стало письмо на имя Президента РК Н. А. Назарбаева с просьбой сохранить действующие храмы и молитвенные комнаты в социальных учреждениях. Обращение подписали Митрополит Александр и епархиальные архиереи Казахстанской Митрополии. Думаю, что сегодня уместно это письмо опубликовать.
Древний восточный мудрец сказал: «Чтобы выгнуть,
надо перегнуть». Убежден, что государство и общество
в нашем Отечестве находятся на верном пути. В сложном и
деликатном деле регулирования отношений государства с
религиозными организациями давно пора навести
порядок.
Уже в 90-х было понятно, что религиозная жизнь
человечества очень сложна. Процессы в духовной жизни
весьма противоречивы. В духовных поисках легко потерпеть
катастрофу и увлечь на погибельную стезю других.
И сегодня нужно приложить максимум усилий для того, чтобы в процессе формирования государством адекватной модели взаимодействия с религиозными общинами незащищенные люди не страдали от перегибов и неразумных поступков чиновников.
столь жестоко, бесчеловечно поступать с физически беспомощными инвалидами.Присоединяю свой голос к протестам всех порядочных людей против закрытия молельной комнаты в алматинском доме-интернате. Молельная комната здесь непременно должна быть открыта! Православные верующие не держат зла на своих обидчиков, прощая их. Тем не менее нельзя нам оставаться безучастными, когда обижают немощных и больных.В данном случае, кроме того, организована провокация с политической подоплёкой, целью которой является вытеснение русских и русскоговорящих жителей Казахстана, вытеснение христианства из этого региона.А так, глядишь,и до межрелигиозных войн дойдут. Спаси, Господи!