Александр
Латса, французский колумнист Риановостей и популярный
блогер, о личном опыте перехода в православие –
через посещение сербских монастырей и обретение
духовника в России.
Александр Латса
Многих зачастую удивляет, что я, французский гражданин, в то же время являюсь православным христианином. Франция и вправду по большей части – страна католическая. Но к 2008 году в ней насчитывалось уже около 500 тысяч христиан восточного обряда, из них 200-300 тысяч православных. Православие появилось во Франции не так давно, поскольку первое упоминание о православном священнике в Париже, приписанном к русскому посольству, относится к 1727 году. И еще 89 лет потребовалось, чтобы в Париже появилась православная часовня в 1816 году. На протяжении 19 века в Париже и в Марселе возникают русские, греческие и румынские православные приходы. 20 век, в связи с множеством геополитических и исторических потрясений, усилил эмиграцию православных христиан далеко за пределы их традиционной географической области – в Европу и в том числе во Францию.
Получается, что я принадлежу к сотням тысяч православных французов. И выбор православия в конечном итоге выглядит очень логичным. Подобно многим моим соотечественникам, я не был крещен в детстве. Культура современной Франции католическая, но само общество крайне светское. Удивительно, что именно посещая монастыри Воеводины на севере Сербии, во время совершенно непредвиденного путешествия, я ощутил необходимость и желание стать православным. Я сам не в силах объяснить себе, что происходило в моей душе во время того жаркого и прекрасного августа 1999 года. Вначале я подумал, что мои эмоции были связаны с необычной атмосферой, что царила в только выходившей из состояния войны стране. Или с покоем и просветленностью православных священников, занимавшихся привычнм делом? Они пригласили нас на ужин. Должен признать, что во время нашей беседы мне открылось сияние их одухотворенности. Словно резкий разрыв с моим личным миром, оставшимся во Франции.
Немало времени потребовалось мне, чтобы понять, насколько глубоко изменили меня эти неожиданные впечатления. По возвращении во Францию я связался с сербской церковью в Бордо, но на протяжении долгих лет не мог сделать решающего шага, не в силах объяснить себе – почему. Только 10 лет спустя, летом 2009 года, в самом сердце русской Карелии все показалось мне логичным. Случайная встреча с франкоговорящим священником о. Николаем Озолиным позволила мне добровольно и со всей душой погрузиться в православие и принять крещение 9 июля 2009 года в маленькой и укромной деревянной церкви во имя Святого и Животворящего Духа на улице Федосовой в Петрозаводске. Я мог легко общаться с ним и он смиренно отвечал на все мои последние расспросы.
Сам обряд крещения был очень простым – я находился наедине со священником и с Богом. Напоследок, когда он надел на меня крест, священник поздравил меня и велел никогда не терять мой крест. Я ношу его и сегодня, и буду носить всегда – до конца своей жизни.
Спасибо за статью Ф.Панфилова.
Например, Францию обращал из язычества св. Мартин Турский (ок. 316–397), память которого мы недавно праздновали. Святая Женевьва (Геновфа) († около 500) — православная святая, покровительница Парижа. Нужно писать о возвращении православия, а не появлении.