На всех центральных телеканалах вновь заговорили о
проблеме получения детьми-сиротами положенного им жилья.
Реально жилье получают только московские выпускники
детских домов, в остальных регионах ситуация крайне
печальная. Жилищный вопрос является определяющим для
адаптации детей-сирот, хотя часто получение жилья
становится для них губительным. Бывает, что сироты
погибают после того, как стали владельцами заветных ключей
от квартиры. В эти ситуации они попадают, потому что
именно их социальная незрелость, неадаптированность
притягивает черных риэлторов, преступные сообщества и
просто ушлых чиновников, пользующихся сиротской
безграмотностью и инфантильностью. Почему же в России, где
по закону сироты должны получить жилье, они его не
получают, живут часто где попало, или не дожидаясь его,
попадают на скамью подсудимых, а получив, не могут
воспользоваться? И что можно сделать для решения этих
проблем?
В каждом регионе, каждый год из стен сиротских учреждений выходят выпускники. Каждый год это около десяти - пятнадцати тысяч человек. И большинство из них не имеет закрепленного жилья. Местные власти, на чьи плечи возложена задача обеспечения сирот жильем, как могут стараются это сделать. Если регион дотационный, то средств на приобретение жилья сиротам выделяется больше, нежели если регион прибыточный. Прибыточный регион вынужден сам выделять гораздо больше средств. Сколько средств выделять регион решает на свое усмотрение и на основании своего бюджета. Есть деньги - решаем вопрос, нет - не решаем. В Липецкой области из местной казны выделяется тридцать миллионов рублей, при вложении со стороны федеральных властей около шестнадцати, между тем, в очереди на жилье стоит около полутора тысяч сирот. В Брянской области в очереди на получение жилья стоит около двух тысяч детей-сирот, в Хабаровском крае около трех тысяч, примерно столько же на Дальнем Востоке. При этом органы прокуратуры бодро рапортуют о том, что в регионе на сто процентов реализуются средства и пошли они именно на покупку жилья. Конечно, бывает и воровство, и подлоги при распределении, но сути дела это не меняет - жилье сиротам не дают. В местных администрациях говорят, что жилья нет. Социального жилья не строят уже давно, сдавать в социальный найм тоже часто нечего. Да и судебным приставам непонятно, что делать и на какое имущество налагать аресты, чтобы оно отходило на благо сирот. Вот и бегут выросшие сироты жить в детские дома, где открывают для них социальные гостиницы. Но это опять же не решает вопроса и даже усугубляет. Сирота привыкает жить при ком-то и чем-то, привыкают к этому и власти. Но вопрос все равно висит в воздухе. Годами.
Можно смело говорить о том, что фактически в России не исполняется 159 федеральный закон «О дополнительных социальных гарантиях детей-сирот и оставшихся без попечения родителей». То есть государство когда-то лишило детей семьи, и в последующем лишает детей жилья и нормальной жизни. Что же необходимо сделать, чтобы в нашем государстве эта проблема перестала быть такой острой?
Сейчас в Общественной палате РФ рабочая группа во главе с Александрой Васильевной Очировой, куда вхожу и я, предлагает разработать закон о минимальном стандарте жизни. Стандарты нужны, в том числе и жилищные. Чтобы любой гражданин имел право на минимальный стандарт, обеспечиваемый государством, на сегодня же каждый выкручивается, как может. Нет закона, нет возможности отстаивать свои права, которые декларирует Конституция.
Естественно, надо делать все, чтобы сирот было как можно меньше, надо работать с семьей. Тех средств, которые тратятся на содержания ребенка сироты в детском доме, вполне могло бы хватить, чтобы приобрести квартиру и передать ее приемной семье.
Социальные гарантии перед сиротой должны исполняться на федеральном уровне, чтобы средства выделялись на приобретения жилья для всех нуждающихся в нем сирот из регионов. Для этого также необходим муниципальный, региональный и федеральный банк данных детей-сирот, где бы одной из граф было бы наличие или отсутствие жилья.
Возможно, будет полезно внести дополнение к закону, устанавливающее мораторий на сделки с сиротским жильем до десяти лет. Чтобы сироты не теряли жилье от собственного невежества. Чтобы сотрудники органов прокураторы следили не только за истраченными средствами, но и за судьбой каждого ребенка, вышедшего из стен детского дома. Чтобы благотворители обращали больше внимание на реализацию программ по правовому обучению детей-сирот. Чтобы органы опеки и НКО создавали фасилитационные центры, где бы грамотный юрист, мог объяснить сироте его права и алгоритм действия в борьбе за собственное жилье. Чтобы детские дома старались сделать все, чтобы ребенок сирота не выходил из его стен на улицу. Чтобы ответственность за то, что сирота не получил жилье в положенное время лежала в том числе и на сотрудниках опеки. Иначе в стране, где так громко говорят о правах детей, детей-сирот, будут только гул и эхо, при котором реализация права на качественную жизнь не будет реализовываться.
Дети ждут, с надеждой всматриваясь в свое будущее. Пусть оно будет лучше. Законы есть, их надо реализовывать и тогда ни один ребенок не будет забыт или брошен. Слова и дела, вот что нам всем сегодня необходимо, но второе больше.