В конце февраля в музее храма Христа Спасителя в Москве открылась выставка произведений художника Сергея Беклемишева (1870–1920), всю свою жизнь посвятившего созданию серии картин на евангельские сюжеты. На выставке представлено более 60 работ, исполненных в смешанной технике на картоне и бумаге, – практически все наследие художника, долгое время остававшееся неизвестным широкому зрителю. Начало работы выставки было приурочено к дню тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, возглавившего церемонию ее открытия.
Корреспондент «Православия.Ru» встретился с Вячеславом Марьяшем, одним из организаторов выставки, директором галереи «Новый Эрмитаж – один».
С.Беклемишев. Иисус Христос в доме Марфы и Марии |
– Вячеслав Васильевич, вот уже более месяца в музее храма Христа Спасителя открыта выставка работ Сергея Беклемишева. Между смертью художника, почти неизвестного, и этой выставкой прошло немало времени. Как происходят такие «всплытия из исторического небытия»?
– Я не сказал бы, что Сергей Беклемишев умер в полной безвестности. Несмотря на то, что при жизни о нем практически ничего не писали, на его смерть отозвался известный коллекционер и художественный критик того времени Павел Эттингер. Тонкий знаток искусства Эттингер писал, что работы Беклемишева получат достойную оценку, если когда-нибудь будет организована посмертная выставка его произведений. Но нельзя забывать о том, что эти слова были сказаны в 1920 году, когда такого рода искусство было явно несвоевременным, потому не приходится удивляться, что посмертная выставка Сергея Беклемишева была организована очень и очень не скоро.
– Вы сказали, что при жизни о Сергее Беклемишеве ничего не писали. С чем может быть связано такое молчание, притом что годы его жизни как раз совпали с периодом богоискательства в среде русской художественной интеллигенции?
– Нельзя сказать, что современники не были знакомы с его творчеством. Он вращался в художественных кругах, выставлялся на выставках. Я не могу сказать, что мы изучили все каталоги выставок того времени, но в нескольких каталогах мы обнаружили упоминания о картинах Беклемишева. Но как они выставлялись!.. Одна-две картины на каждой выставке. Никто не видел целой серии его работ, и это, как и писал Эттингер, «сработало» в отрицательном смысле. Представьте себе выставку художников того времени. Вот висит какой-нибудь среднерусский пейзаж, городской пейзаж, портрет… Все это в одной примерно манере русского импрессионизма, то же, что делал и Сергей Беклемишев. А вот висит одна работа на библейскую тему, она не выделяется из общей массы; одинокая, она не выглядит как явление. Художник привлек бы внимание современников, если бы в одном зале были собраны, например, пятьдесят его работ, но никто этого не сделал.
– Могли бы вы назвать еще кого-нибудь из русских художников того времени, которые, подобно Беклемишеву, были верны библейской теме?
– Беклемишева, с определенными оговорками, в какой-то мере можно сравнить только с Александром Ивановым (с этим мнением согласны и многие посетители выставки). Очень многие крупные русские художники XIX и начала XX века обращались к библейской теме, но практически никто, кроме Александра Иванова и Беклемишева, не сделал эту тему единственной темой своего творчества. Сейчас в Третьяковской галерее идет выставка Александра Иванова «Библейские эскизы». Эти работы Иванов делал, готовясь осуществить свой монументальный живописный замысел – роспись целого здания сюжетами из священной истории человечества. И эта выставка, и наша – выставка работ Сергея Беклемишева – созвучны друг другу.
– Работы Сергея Беклемишева могли погибнуть?
– Да, вероятность того, что работы могли погибнуть, была большая. Ведь девяносто лет они все хранились в одном месте, в руках одних и тех же людей (наследников Беклемишева), так что любая житейская неразбериха могла повлечь за собой их гибель. На наше счастье, вся коллекция оказалась в нашей галерее, и только некоторые работы пришлось искать на антикварном рынке. Многие коллекционеры считают эти произведения некоммерческими. Мы с ними не согласны, но благодаря такому мнению работы Сергея Беклемишева не были распроданы и не растерялись.
– Не стремился ли Сергей Беклемишев, подобно Александру Иванову, создать монументальное полотно? Можно ли считать эти небольшие работы подготовкой к созданию более крупной?
– Отвечать за художника достаточно сложно, да и не совсем корректно. Мне кажется, что у него была иная цель. Какая? Во всяком случае, не создание какой-то одной монументальной картины. Можно предположить, что замысел создать серию картин на библейские сюжеты как-то связан с европейской традицией иллюстрирования Библии. В конце XIX века, например, в Европе и в России было весьма популярно издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре. Вполне возможно, что Беклемишев задумывал нечто подобное. Только не так, как это сделал Доре, а более глубоко, более художественно.
– Библейские гравюры Доре, на ваш взгляд, не обладают высокой художественной ценностью?
– Работы Беклемишева с гравюрами Доре сравнивать трудно по многим причинам. Гравюры Доре – проект во многом коммерческий. Все они сделаны методом политипажа, который применялся в то время для иллюстрирования газет, журналов и книг. В отличие от настоящего офорта, изготовление которого более трудоемко, политипажные гравюры сравнительно просты в изготовлении, и оттисков с них получается на порядок больше. Но главное отличие серии работ Беклемишева от разнообразных библейских иллюстраций в том, что, по большому счету, это не иллюстрации, а вполне самостоятельные художественные работы, смысл которых не в том, чтобы помочь читателю представить один из библейских сюжетов, а в том, чтобы художественно явить его.
С.Беклемишев. Чудесный улов |
– Как вы думаете, почему прижизненная персональная выставка произведений Сергея Беклемишева так и не состоялась?
– Возможно, сам Беклемишев не торопился с организацией выставки, считая, что его работа еще не завершена. Перед войной ему исполнилось 44 года; для художника это время, когда он полон планов и надежд. А с началом войны художественная жизнь уже складывалась несколько иначе: вечные темы оказались отодвинуты на второй план злобой дня. Ну, а о послереволюционных годах говорить и вовсе не приходится.
– Что-нибудь известно о частной жизни Сергея Беклемишева, например, в какой храм он ходил?
–Нам известны только отдельные факты его частной жизни, например, что он жил в районе Данилова монастыря. Биография Сергея Беклемишева еще ждет своего исследователя. Сейчас изучением его жизни и творчества занимается Нина Маркова, старший научный сотрудник отдела графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи. Но исследования затрудняются тем, что Сергей Беклемишев, видимо, жил очень замкнуто, мало общаясь с коллегами.
– Выставка в музее храма Христа Спасителя завершится, а что дальше будет с этими работами?
– Сначала они вернутся в галерею. Но в наши планы входит и дальнейшее продвижение этой коллекции. Мы хотим возвратить творчество художника народу. Нам кажется, что сейчас наступило именно то время, когда Сергей Беклемишев и его произведения будут интересны многим.
– Вы планируете в ближайшее время показать их еще где-то?
– Первую выставку произведений Сергея Беклемишева мы сделали два года назад: она прошла в рамках Рождественских чтений и имела успех среди посетителей. Теперь мы сделали новую выставку; она не состоялась бы без поддержки фонда «Русская культурная инициатива», который принимал активное участие в ее организации. Конечно, мы хотели бы, чтобы эти работы увидела вся страна. Есть идея показать эти произведения в различных епархиях нашей страны, но и этого не достаточно. Такого художника, как Беклемишев, надо показывать и за рубежом.
– Идеальным вариантом для постоянного экспонирования этих работ мог бы стать небольшой дом-музей Сергея Беклемишева…
– Согласен. Я даже знаю, где должен быть этот музей – в Иерусалиме. Не потому, что я не патриот, а потому, что творчество Беклемишева интернационально, подобно самому Евангелию. И как Евангелие связано с Иерусалимом – мировым перекрестком народов и культур, так и картины Беклемишева связаны с этим городом.