Воспоминания, части 1, 2, 3, 4
Семья священников Правдолюбовых |
Особенно много проштрафившихся священников в Троицком монастыре Рязани. Там служит архимандрит Андрей. Многих провинившихся посылают туда – под надзор отцу Андрею и к владыке поближе, чтобы доглядывал.
Вспоминается старинная шутка: какой-то псаломщик хвалился, что, мол, от всех монастырей одобрение имею. «Каким образом от всех монастырей?» В тот сослали монастырь, он с одобрением оттуда вернулся, в другой сослали, он и оттуда с одобрением вернулся.
Рукоположение |
Много качеств потребно иметь священнику, но благоговение легче всего теряется. Сейчас часто рукополагают батюшек не из церковной среды, не из семей священников, а из самых разных слоев общества. Но это не столь важно. Ведь наследственность накапливает и отсутствие благоговения, и еще многое другое накапливает, так что неизвестно, из кого лучшие священники получаются. Когда мне говорят, что надо, чтобы священник был из священнической среды, я отвечаю: «А отец Иоанн (Крестьянкин)? А тот же отец Серафим (Романцов)? Он из простой крестьянской семьи. Усердие нужно, ревность неослабевающая и благоговение, а все остальное придет». Ну и, конечно, надо уяснить себе и держать общее правило: я иду служить Богу, поэтому служение мамоне – долой, служение чреву – долой, служение славе – долой!
Вот в этой связи мне очень хотелось бы напомнить о важном значении духовничества.
Монахи, приходя в монастырь, вырываются из контекста мирской жизни и входят в другую – новую – жизнь. Если у них не будет плотного духовного руководства, они станут жить, как трутни. Поэтому нужно очень внимательное руководство. Причем не обязательно священника. Старец может быть и не иеромонах, а для монахинь обязательно нужна старица. А для мирян такая опека не нужна, и даже вредна. Они связаны семьей, работой. Их духовник – а это местный приходской священник – не может вникать во все подробности их жизни, и ему надо быть крайне осторожным, чтобы своими советами (а иногда даже и «приказаниями») не вызвать семейных и других конфликтов.
Когда крестилась Русь, князья наши в подражание Византии основывали монастыри. Много монастырей. А в Киеве уцелела из них только Киево-Печерская лавра. Почему? Потому что у основания монастыря должен стоять подвижник. Пусть не такого высокого полета, как Сергий Радонежский, но все-таки подвижник. Вот, например, я плохо знаю жизнь наших, рязанских, обителей, но один монастырь мне очень дорог. Это место подвигов святителя Феофана Затворника – Выша. А начинался он таким образом. Была в Рязани тайная монахиня, матушка Нонна. Владыка Симон назначил ее игуменьей монастыря, – монастыря, в котором не было ни одной монахини, ни одной послушницы. Она приехала на Вышу, точнее, на Быкову гору, где дали помещение, одна. И года два она пребывала там в одиночестве. Отшельница такая. Потом образовался монастырь. И очень мне этот монастырь нравится.
Прп. Варлаам Чикойский |
Количество монастырей – это не важно. Главное, чтобы в монастыре была монашеская традиция. Но монастыри открываются, конечно, не без Промысла Божия. Мы часто критикуем наше священноначалие, а оно обычно оказывается правым против нашей критики. Бог руководит ими. Они считают, что нужно восстанавливать церкви, обязательно восстанавливать. Пусть в них сейчас никто не будет ходить, а потом, когда прижмет нужда, пойдут. Надо обязательно восстанавливать монастыри: пусть они пока «мертвые», но, может быть, росточек дадут, некоторые хотя бы. Как Киево-Печерская лавра поднялась, за подвиги Антония и Феодосия. Хотя строим на пепелище. Что устроится? Бог даст, что-то хорошее. Конечно, если мы при конце мира уже, то ничего уже хорошего ждать не приходится, но если нет, то обязательно возродится настоящее монашество в России. Правда, отец Иоанн (Крестьянкин) очень пессимистично на нынешний век смотрел, он считал, что всё уже. А там – кто знает?
Для мирян же важна воцерковленность. Вот отец Серафим (Романцов) говорил молодым: «Держите детей поближе к Церкви. Если кто из них даже отойдет, Бог скорбями принудит вернуться». Главное – воцерковление. Мы сохранили веру благодаря воцерковленности: школ не было, литературы не было, ничего не было – только богослужение. А в богослужении человек, даже если ничего не понимает, радость он ощущает. Душа, привыкшая к церкви, она в мире чужая, она тоскует. Для нее эти дискотеки всякие, всякие эти прибамбасы современные, сериалы – тошнотворны, отвратительны. Настоящую красоту душа увидит – и мир меркнет, мир выталкивает из себя человека воцерковленного. Так что для мирян главное – как можно чаще быть в церкви. Поэтому очень важно, что открыто много храмов.
Но очень страшно, когда священники своим поведением выталкивают людей из Церкви. Это беда. Речь идет даже не о жесткости или невнимании священнослужителя. Соблазнительное поведение священника – вот что ужасно. У нас был такой добрый недалекий батюшка. Приехал мужичек в Великую субботу, ну батюшка и пригласил его к себе домой, угостил его водочкой, колбаской – в Великую субботу! И он в церковь не пошел и с тех пор стал ярым неверующим.
Понимаете, у нас какая беда – духовное сословие было очень замкнутым, и было очень много близкородственных браков, что, конечно, сказалось не лучшим образом – много всяких странностей появилось в нашей среде. Например, у нас была замечательнейшая учительница математики вот из такой семьи – духовенство неизвестно сколько поколений, – но необыкновенно странная в практической жизни, ужасно. Вот отец Александр Успенский такой. А человек из-за этого может отвернуться от Церкви.
Патриарх Тихон |
Вот, например, было такое смущающее обстоятельство: Константинопольский Патриархат перешел на новый стиль. И всю документацию об этом советские власти положили на стол к патриарху Тихону. Он решил, в качестве пробы, Москву перевести на новый стиль. Но как-то вышло так, что власти задержали публикацию, и получилось, что сокращался Рождественский пост. То есть дни, которые надо было сократить, должны были изыматься из мясоеда, а пришлось выбросить их из поста. И Святейший распорядился устно, чтобы на новый стиль не переходили. Но объявили широко, что Русская Православная Церковь переходит на новый стиль. Наши отцы забеспокоились и послали Владимира Анатольевича Правдолюбова к патриарху. (Владимир окончил Киевскую духовную академию, но не стал священником, а преподавал в Житомире, потом организовал в Москве детский дом для инвалидов детства. В общем, по светской линии пошел, но к Церкви был близок.) И вот его послали наши протоиереи к Святейшему Тихону, спросить, как быть. Святейший очень любезно его принял, карточку подарил свою с надписью «Протоиереям Правдолюбовым» и говорит: «Да, конечно, конечно, есть распоряжение переходить на новый стиль». И проводил Владимира Анатольевича до дверей. И из двери уже говорит: «Ну их, служите по старому».
***
Протоиерей Владимир Правдолюбов |
Я добился, чтобы в местной газете опубликовали мою кратенькую статью о том, кто такие адвентисты и чем они вредны. А в ответ этот проповедник в газете написал, что во всем мире люди живут мирно и враждебность нам ни к чему, надо уважать взгляды друг друга. Я в ответ написал, что дело-то такое: положим, я – учитель, ребятам объясняю, как решать задачу, мы с ними решили и получили ответ. Потом приходите вы и говорите: «Задача решена неверно, она должна решаться так и ответ будет таков». Я начинаю с вами спорить, а вы говорите: «Зачем, ребятки ссориться, давайте жить мирно». Вы ответьте на конкретные мои указания на ложность учения адвентистов, ответьте! Мою статью не напечатали.
Приезжал к нам в Касимов и Кашпировский. Он должен был выступать в нашем Доме культуры. И не когда-нибудь, а во время всенощной под Михаила архангела он додумался к нам прибыть. Меня известили, мы с ребятами накануне пошли и покропили здание святой водой. Я написал листовку, воззвание православным от священников города Касимова. Ночью ребята расклеили его по городу. И вот что произошло: Кашпировский потерял дорогу. Три раза они проезжали мимо Дома культуры, но не смогли его найти. Когда они все-таки добрались, Кашпировский был в страшном раздражении и никаких своих особенных свойств не показал. Вот так он у нас побывал.
И мусульмане здорово нам помогают – заставляют задуматься над тем, кто мы такие, и обратиться к исповедничеству. Новая волна гонений надвигается сейчас. Уже на весь мир. Так что и в Америке не спасешься.
А пока что каждый на своем месте, как может, воюет. Многим приходится заниматься.
Вот, например, вышел учебник. «Касимов: Город и человек». Но в этой книге ничего не говорится о духовной жизни города: «А чего о ней говорить? Мусульманский город-то!». Здесь татарское ханство было, первым ханом был Касим, по его имени назван город. Но это давным-давно мусульмане занимали здесь господствующее положение, а потом в пароходных буфетчиков обратились[30]. И наши учителя решили: «Давайте, все-таки отразим духовную жизнь Касимова». Издатели отказались. Те ко мне: «Отец Владимир, срочно пиши главу в учебник!» Но в то время на издание учебника у города не оказалось средств. И за это время, пока ждали денег, наши разобрали учебник по главам и переработали. Учебник получился несколько разностильный, но и слава Богу, потому что здорово преодолели ложные установки московских авторов.
Много там и ошибок, конечно. Например, там написано, что родство бывает двух видов: родство по крови и социальное. Родство по крови – это родители и дети и более дальние родственники, а муж и жена – это социальное родство. То есть получается, что муж и жена – это чужие друг другу люди, которые вступают между собой в определенные правовые отношения. Говорю: «Дорогие, вы хоть через детей-то их породните». На самом деле-то они одна плоть, и родство считается от них. Ведь как считается родство? Надо дойти до супружеской пары, от которой эти родственники произошли, и число рождений посчитать. В учебниках по канонике это есть.
Главная мысль моей статьи в этом учебнике, что Касимов – православный город, а не мусульманский. Но это, так скажем, сделано не в стиле папы Венедикта, а гораздо более деликатно, в стиле патриарха Алексия II.
Книгу раскупили, раскупили и второй тираж тоже, хотя маленькие тиражи, конечно, – пятьсот экземпляров и тысяча. А в это время у нас патриарх собор освятил, наших святых канонизировали, у нас 32 святых касимовских, города и района. Об этом тоже надо было написать. Есть уже третья книга, с этими дополнениями.
***
Протоиерей Владимир Правдолюбов |
И старообрядческий раскол произошел из-за того, что люди вместо церковного дела занялись политикой. Оклеветали патриарха Никона. Обратите внимание: протопоп Аввакум, Иван (Григорий) Неронов, Лонгин… Кто это такие? Священники. Священники, которые имели непосредственный доступ к царю. Замыслили бояре перенять западный опыт, до Петра еще, чтобы патриарха оттеснить от управления Церковью. Во главе Церкви стали священники. Это нарушение канонического строя Церкви. И когда Никон, убежавший от этого на Соловки, был все-таки возвращен, он потребовал, чтобы в Церкви власть принадлежала только патриарху. И из-за этого священники организовали раскол. Потому что когда Святейший Патриарх Никон запретил писать иконы по западным образцам и приказал изъять такие иконы у бояр, они восстали против него. Не по поводу старых обрядов – они стремились восстановить свою власть. Его спихнуть, чтобы остаться у власти. А старые обряды послужили для этого поводом. Они эту карту разыграли вовсю. Ну, в общем-то, старообрядцы такие, какие стали… Они были против Романовых.
И с точностью до наоборот то же самое случилось с Зарубежной Церковью. Эти были против большевиков, за Романовых, то есть внесли в Церковь политику. Не поняли мудрости Святейшего Тихона, митрополита Петра и Сергия, конечно, что мы должны быть послушны властям во всем, кроме того, что явно против Бога. И когда Сергий, Высокопреосвященнейший тогда еще, заявил в своей Декларации 27-го года, что мы хотим быть православными людьми и в то же время должны и хотим быть гражданами нашей Родины, чтобы ее радости были нашими радостями, ее печали нашими печалями, – тогда его подвергли поношениям, говорили: «Что же, значит, радость тех, кто Церковь угнетает, священников уничтожает, – это и есть радость для митрополита Сергия?» А владыка Сергий был совершенно прав, это мой папа говорил. Власть против нас враждует. Если мы в ответ будем враждовать – получится драка. Побеждает сильнейший, и горе слабому. А если мы терпеливо будем переносить это и не будем враждовать против властей, то будем страдать только за Христа. И приводил текст из послания апостола Петра, чтобы кто не пострадал как вор, или убийца, или посягающий на чужое. Посягающий на власть – это и есть посягающий на чужое. А тот, кто за Христа пострадал, пусть славит Бога за такую участь.
Но, надо сказать, сейчас повод для воссоединения с Зарубежной Церковью появился: царя канонизовали, жестокости коммунистов осуждены – теперь можно объединяться. С помощью Божией завершается работа по ликвидации разделения между Русской Православной Церковью, возглавляемой Святейшим Патриархом Алексием II, и Русской Православной Церковью за границей, возглавляемой Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром. Этот процесс очень радует православных людей, и мы должны усердно молить Бога, чтобы благое дело достигло своего завершения.
Большинством участников разделения эта трагедия не воспринималась как раскол, а скорее как надлом, так как сохранялось ощущение внутреннего единства. Справедливым ли было это ощущение или иллюзорным, знает только Господь. В любом случае то, что произошло – ужасно! Поэтому ликвидация такого рода разделения обрадует небо и землю, Церковь воинствующую и Церковь торжествующую. И, конечно же, это событие (ожидание его) приводит в ярость бесовский мир, который всячески этому делу противодействует.
Сегодня, в сороковины владыки Симона, мы, помянув его, провозгласили «Многая лета» всем присутствующим. Это очень интересный обычай, и отсюда родилось выражение «приказал долго жить». То есть умерший владыка нам всем желает многих лет жизни в благополучии и спасении. Так что мы его здесь поминали, а он там нас поминает. И все они, наши родные, близкие и знаемые, перешагнув порог вечности, молятся о нас, еще не окончивших сей путь земной юдоли. Вечная и благая им память.
Записано монахом Павлом (Щербачёвым)
[29] Память преподобного Варлаама Чикойского, пустынника (†1846), совершается 5 февраля.
[30] Петр I ликвидировал Касимовское царство, а его вельмож записал в государственные крестьяне для заготовки леса на воронежскую верфь. Впоследствии большинство из них работали буфетчиками и официантами, в частности, на пароходах, ходивших тогда по Оке.