† ДАНИИЛ
БЛАГОДАТЬЮ БОЖИЕЙ
АРХИЕПИСКОП БУХАРЕСТСКИЙ,
МИТРОПОЛИТ МУНТЕНСКИЙ И ДОБРУДЖИЙСКИЙ,
НАМЕСТНИК КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ И
ПАТРИАРХ РУМЫНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕМУ КЛИРУ,
ПРЕПОДОБНЕЙШЕМУ ЧИНУ МОНАШЕСКОМУ
И ВОЗЛЮБЛЕННЕЙШИМ ВЕРУЮЩИМ
БУХАРЕСТСКОЙ АРХИЕПИСКОПИИ
БЛАГОДАТЬ, МИЛОСТЬ И МИР ОТ ХРИСТА ГОСПОДА,
А ОТ НАС ОТЕЧЕСКИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
(Мф. 1: 22–23; ср.: Ис. 7: 14)
Преподобнейшие и благочестивейшие
отцы,
возлюбленные братия и сестры о Господе!
Начиная с 20 декабря, когда мы совершаем предпразднство Рождества Господня, до 31 декабря, дня отдания праздника, литургические песнопения Православной Церкви призывают нас удивиться умом и возрадоваться сердцем таинству любви Бога к нам, людям, проявившейся в Рождении Христа от Святой Девы Марии.
В одном из песнопений этого праздника говорится, что Бог становится Человеком, чтобы человека обожить: «Придите, верные, встретим Создателя, пришедшего на землю, воссияв от Девы: чистотою просветимся, добродетелями воссияем, со страхом и радостью уготовимся взглянуть очами ума на Христа, ставшего Младенцем, обожающего нас, людей, по великой милости»[1]. А в другом песнопении говорится, что в таинстве Рождества Христа участвуют небо и земля, звезда и пещера, город и пустыня: «Вифлееме, приготовься, граде Сионе, воспой! Радуйся, пустыня, предвозвестившая радость; ибо звезда предшествует в Вифлеем, возвещая Христа, приходящего, чтобы родиться; и пещера принимает Невместимого, а ясли благоукрашаются, чтобы принять Жизнь вечную»[2].
Рождающийся от Девы есть Один из Святой Троицы: «Вифлееме, готовься к сретению Девы Марии и Матери Божией. Ибо вот, Она идет к тебе, неся Младенца Христа, присносущного с Отцом безначальным и Духом, Она в пещере родит Его и по рождестве снова явится Девой»[3].
Смирение и нищета Христа Бога — начало обогащения человека Божественной благостью: «Всяк человек да удивится, размыслив о том, как начинает сейчас обнищевать Богатый милостью и как Он в пещере вселяется, чтобы разрешить нас от лютого прельщения, желая обогатить нас благостью»[4].
В других песнопениях говорится, что таинство смиренного Рождения Христа, Царя вечной славы, вызывает удивление у Ангелов и страх у людей: «Слово Отчее соприсносущное, пройдя из Неискусомужной, Ты вселился плотски в пещере, ясли престолом вменив; и ужасаешь страшным домостроительством Твоим волхвов и пастырей, и удивил Ты Ангелов, воскликнувших: слава Тебе»[5].
Чтобы благовестить смирение и в то же время славу Христа, Церковь видит в Нем одновременно раба и Владыку, земного Человека и Небесного Царя: «Днесь рождается от Девы Содержащий дланию всю тварь. Пеленами, как младенец, повивается Неприкосновенный существом. В ясли положен Бог, утвердивший небеса древле, вначале. Из сосцов молоком питается Одождивший людям манну в пустыне. Волхвов призывает Жених Церкви. Дары их принимает Сын Девы. Поклоняемся Рождеству Твоему, Христе! Сподоби нас узреть Божественное Твое явление (Крещение)!»[6].
В сам день праздника Рождества Христова яснее указывается, что смысл воплощения Сына Божия — обновление человека в жизнь вечную: «Видя Зиждитель человека, сотворенного Его руками, погибающим, преклонив небеса, сходит и его, воистину воплотившись от Божественной Девы, снова воссоздает всего, ибо Он прославился!»[7].
Мы видели в песнопениях, приведенных выше, что Церковь величает всесильную и смиренную любовь Христову к людям как подательницу спасения, вечной жизни и славы. Тайна воплощения вечного Сына Божия, соделавшегося Человеком из безграничной любви к человеку, есть основание и сердцевина христианской веры. Эта священная и великая тайна была целью, ради которой Бог сотворил мир. Она была предречена и предвидена ветхозаветными пророками, вдохновленными Духом Святым, затем была открыта как историческая реальность и исповедана апостолами Христовыми, указана и догматизирована перед лицом ересей отцами Церкви, собиравшимися на Вселенские Соборы, и возвеличена и воспета клиром и верующими в жизни Церкви.
Следуя вере святых апостолов, святые отцы Церкви, великие вселенские учители и святители, преподобные и исповедники, гимнографы и песнотворцы в центр своего богословствования ставят тайну безграничной любви Бога к людям, открывшейся нам Иисусом Христом. В этом смысле святой Максим Исповедник († 662) говорит, что «любовью Своей к человеку, превосходящей ум и нескончаемой, Бог воистину стал и по природе именно тем, что Он любил»[8], то есть Человеком.
Тот же святой отец говорит, что «Христос есть великая сокровенная тайна, блаженная цель, ради которой все было сотворено […]. Глядя на Него, Бог призвал всё к бытию. Ибо ради Христа, ради тайны Его, существуют все века и все, что они охватывают. Во Христе имеют они свое начало и конец. Это единение было предрешено от начала мира: единение конечного с бесконечным, измеримого с безмерным, имеющего предел и беспредельным, единение Творца с творением, покоя с движением. Когда пришла полнота времен, это единение стало зримым во Христе, неся с собой исполнение планов Божиих»[9].
Своим воплощением от Духа Святого и Девы Марии и в особенности Своим Рождением в Вифлееме Иисус Христос, Богочеловек, входит в человечество и остается навечно тайно присутствующим посреди него. Тот, Кто родился как Человек в Вифлееме, младенчествовал в Назарете, был распят и погребен в Иерусалиме, воскрес из мертвых и вознесся во славе на небеса, не перестает быть вместе с людьми, верующими в Него и любящими Его (см.: Мф. 28: 20). Он всегда присутствует в Церкви в Святых Таинствах, особенно при совершении Святой Литургии, во время которой верующие слушают Его Евангелие и принимают Его Тело и Кровь как залог вечной жизни и радости в Небесном Царстве Пресвятой Троицы.
Тайна сошествия и приближения Сына Божия к нам, людям, призывает и нас вознестись и приблизиться к Нему, встретить Его в нашей жизни. Так, одно из песнопений Рождества Господня увещевает нас: «Придите, верные, вознесемся Божественно и узрим воистину Божественное схождение свыше в Вифлееме и, очистив свой ум жизнью чистой, принесем вместо мира добродетели; приготовим верою рождественные входы и с вышними воскликнем: слава в вышних Богу, сущему в Троице, Которым явилось посреди людей благоволение, избавляя Адама от первородной клятвы, как Человеколюбец!»[10]. Итак, правой верой и добродетелями встретим Христа в душах и домах своих и возрадуемся свету праздника.
Христос и сегодня приходит к нам в разном виде, как странник или неведомый паломник, в смиренном образе бедных людей, беспризорных детей и стариков, скорбящих и одиноких больных людей, голодных и бездомных.
Поэтому особенно теперь, когда вокруг нас много страдания и бедности, одиночества и беспомощности, доставим им словом и делом помощь и радость, ободрение и надежду, как учат нас Святое Евангелие и Святая Церковь.
Будем молиться непрестанно Матери Младенца Иисуса, Деве Марии, да покроет Она Своим заступлением нашу страну и народ и да просветит молитвами Своими всех детей и родителей, все семьи, нуждающиеся в помощи и благословении Божием.
Будем молиться также Матери Божией, да поможет Она Церкви нашей в ее культурно-миссионерской и социально-благотворительной работе на благо детей и стариков, больных и бедных, людей, не имеющих никакой поддержки, на благо тех, «кого не любит никто», как говорится в завершающей молитве акафиста Благовещению.
Дома для престарелых и детей, медпункты, столовые для бедных и многие благотворительные программы нашей Церкви всегда нуждаются в поддержке, чтобы те, кто инициировал и выполняет благотворительные программы, не пали духом, не прекратили свою работу, необходимую для других.
Благодарим тех, кто нам часто помогал, и благословляем их, молясь Милостивому Богу, да воздаст Он им дарами Своей богатой милости.
Возлюбленные верующие!
Семья была создана в раю (см.: Быт. 1: 28), освящена Рождением Младенца Иисуса от Девы Марии и почтена присутствием Христа на браке в Кане Галилейской, где Он совершил чудо претворения воды в вино. Значит, семья постоянно должна быть в центре внимания Церкви. По этой причине, по нашему предложению, Священный Синод Румынской Православной Церкви решил объявить год 2011 «годом Святого Крещения и Святого Венчания».
Крещение детей и воспитание их в вере должны быть главным приоритетом родителей, крестных, священников и преподавателей религии, особенно сегодня, когда многие дети и молодые люди дезориентированы или подвергаются соблазну искать блаженства в наркотиках, пагубных для души и тела. На фоне бедности и миграции родителей на чужбину многие дети впадают в соблазн бросить школу и вести беспорядочную жизнь, не имеющую конкретного идеала. Поэтому семья, общество и Церковь должны объединиться, чтобы найти практические решения конкретных проблем, волнующих жизнь нынешних детей и молодежи.
Кризис стабильности и целостности семьи усиливается на фоне роста бедности, безработицы и неуверенности в завтрашнем дне. По этим причинам безотлагательно необходимы следующие ориентации: интенсификация духовной жизни и пастырской деятельности, солидарности семей, развитие социальных программ по поддержке бедных семей, особенно многодетных.
Все эти и многие подобные проблемы должны быть постоянно в центре внимания Румынской Православной Церкви.
Правоверные христиане!
Делом нашего тесного единения, сотрудничества и нашего православного румынского достоинства станет в 2011 году строительство собора Спасения народа. После того как 2010 году выбран был проектировщик, получено одобрение на строительство, развернуты масштабные работы по организации строительной площадки, доставлена часть материалов и заключен договор на строительство ограждений вокруг фундамента нового собора.
С целью координации денежных пожертвований на строительство нового патриаршего собора с престольными праздниками Вознесения Господня (который является и Днем героев) и святого апостола Андрея, покровителя Румынии, Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение, чтобы в календаре каждой епархии Румынской Патриархии было напечатано изображение макета нового собора и указаны счета в леях, евро и долларах, чтобы каждая епархия, приход, монастырь, а также каждый верующий православный румын, любящий Церковь и народ, помогли, по возможности, в воздвижении этого святого храма, являющего собой практическую необходимость и символическое дело на благо румынского народа, проживающего в стране и за ее пределами. Поэтому мы обращаемся ко всем вам и к каждому в отдельности с просьбой внести «свой дар ради Бога» или «свой дар ради вечности», то есть свою помощь для строительства собора Спасения народа. В новом соборе предусмотрено несколько помещений для литургических богослужений и молитв, для конференций и духовных бесед, для выставок книг, церковной утвари и облачений, но в нем будут и столовые для бедных паломников и приюты для размещения румынских паломников из страны и диаспоры, так же как и медицинские кабинеты для осмотра и лечения больных паломников, так что в нем взаимно дополнят друг друга культ и культура, духовная жизнь и социальная работа Церкви в свете и любви Пресвятой Троицы. Каждая архитектурная и художественная компонента нового собора и все они вместе будут нести богословско-духовный и экзистенциальный смысл, относящийся к таинству спасения людей — паломников от земли к небесному отечеству — или к таинству тесной связи их с Богом и друг с другом в Церкви Христовой. Блаженны будут ныне и в вечности те, кто будет назван в числе ктиторов собора Спасения народа! Их будет поминать Церковь в молитвах, которая она каждый день возносит о «блаженных и приснопоминаемых ктиторах». Так да поможет нам Бог!
Как и в предыдущие годы, на рубеже двух лет, то есть в ночь с 31 декабря 2010 на 1 января 2011 года, мы призваны молиться Богу о здравии и спасении, о всех румынах, проживающих в стране и диаспоре. Помолимся Богу помочь нам выйти с реализмом и надеждой из современного материального и нравственного кризиса, чтобы в будущем году мы стали тверже в вере и мудрости, более процветающими экономически и намного богаче добродетелями, чем в 2010 году.
По случаю святых праздников Рождества Христова, Нового 2011 года и Крещения Господня мы шлем всем вам пожелание здравия и спасения, мира и радости, счастья и многой помощи от Бога во всяком добром деле, вместе с традиционным поздравлением: «Многая лета!»
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа да будут со всеми вами! (2 Кор. 13: 13).
Ваш молитвенник ко Христу Господу, с отеческими благословениями,
† ДАНИИЛ
Патриарх Румынской Православной Церкви
Написано в Патриаршей резиденции в Бухаресте по случаю праздника Рождества Христова; год спасения 2010.
[1] Mineiul pe Decembrie, ziua 20, „Utrenia”, Laude, Stihurile Înainteprăznuirii, Editura Institutului Biblic şi de Misiune al Bisericii Ortodoxe Române. Bucureşti [Минея. Декабрь. День 20. Утреня. На «Хвалитех» стихиры предпразднства. Бухарест: Издание Библейского и миссионерского института Румынской Православной Церкви], 2005, p. 326.
[2] Idem, “Utrenia” din 23 decembrie, Stihoavnă [Там же. День 23. Утреня. Стиховны], p. 327.
[3] Idem, “Utrenia” din 23 decembrie, Sedealna [Там же. Седален], p. 368.
[4] Idem, “Canonul Înainteprăznuirii”, Cântarea a 4-a [Там же. Канон предпразднства. Песнь 4], p. 371.
[5] Idem, “Pavecerniţa” din 24 decembrie, Cântarea a 5-a [Там же. День 24. Повечерие. Песнь 5], p. 387.
[6] Idem, „Rânduiala Ceasurilor împărăteşti” din 24 decembrie, „Ceasul al IX-lea”, Slavă … glasul 6 [Там же. Последование царских часов. Час 9-й. Слава, глас 6], p. 420.
[7] Idem, „Utrenia” din 25 decembrie, „Canonul I”, Cântarea 1 [Там же. День 25. Утреня. Канон 1. Песнь 1], p. 437.
[8] Sfântul Maxim Mărturisitorul, Ambigua [Святой Максим Исповедник. Амбигва], 5, P.G., 91, 1048 C.
[9] Idem, Răspunsuri către Talasie [Там же. Вопросоответы к Фалассию], 60, P.G., 90. 612.
[10] Mineiul pe Decembrie, „Rânduiala Ceasurilor împărăteşti”, „Ceasul al VI-lea”, stihiră glasul 1 [Минея. Декабрь. День 24. Последование царских часов. Час 6-й. Стихира, глас 1], p. 415.